oldi

Нужен ли вам GPS-приемник

Сергей Алешин

В нашей повседневной жизни уже вполне достаточно информации о спутниковой навигации, чтобы понять, нужен ли нам GPS-приемник. Ключевыми моментами для определения реальных возможностей системы являются:

  1. Чувствительность и надежность работы прибора. Необходимо, чтобы он с заявленной точностью показывал координаты и в лесу, и на узкой улочке, окруженной высокими домами.
  2. Точное позиционирование на карте местности. Если вы, стоя на улице, будете видеть себя в центре соседнего здания, то толку от такой навигации будет мало.
  3. Наличие подробного картографического материала на все случаи жизни. Необходимо быть уверенным, что система будет помогать не только в Москве, но и по России и за рубежом.

Мой опыт показывает, что система глобального позиционирования удовлетворяет всем вышеперечисленным требованиям и действительно приносит реальную пользу, а не эфемерное удовольствие от высокотехнологичной игрушки.

С самим приемником, условиями его эксплуатации и интерфейсом все более-менее ясно. Подключить свой Garmin или Magellan к компьютеру или PocketPC тоже несложно. А какое программное обеспечение использовать и где найти для него нужную карту — проблема неоднозначная.

Для начала надо определиться с задачей, которую необходимо решить. Если вы планируете пеший, велосипедный или байдарочный поход, для которого нужно проложить маршрут, а затем комфортно двигаться по нему по просторам нашей Родины, или хотите, выйдя с ружьем к излучине реки, убедиться, не начнется ли через пару километров заповедник, где надо будет не только отстреливать лосей, но и опасаться лесников, то лучший вариант — «запихнуть» свою проверенную бумажную карту в карманный компьютер, чтобы с помощью GPS он показывал ваше текущее местоположение. Рафинированным же городским жителям, которым нужно найти ближайший ресторан с экзотической кухней и добраться до него кратчайшим путем, понадобится автонавигатор с ГИС-системой. Такая мобильная база данных содержит помимо дорожного атласа массу справочной информации и позволяет обычными поисковыми средствами компьютера отыскать не только нужную улицу и дом, но и аптеку, музей или бензоколонку.

Создать ГИС-систему непросто, ведь кроме визуализации автодорог в нее нужно поместить справочники по самым разным вопросам. Затем эту базу данных нужно будет постоянно обновлять, внося туда новые объекты, изменяя режимы движения, указывая места ремонтных работ, «пробок» и пр.

Эту сложную задачу решает продукт PalmGIS компании «Киберсо», который предоставляет ГИС-систему для навигации по Москве. Система устанавливается на Windows CE-совместимые устройства и позволяет находить точный адрес или объект, прокладывать к ним маршрут и отображать свое текущее местоположение с помощью спутникового навигатора. Надо сказать, что в большинстве случаев свои функции программа отрабатывает отменно! В последнее время я настолько осмелел, что, узнав по телефону точный адрес места, куда надо добраться, даже не смотрю на карту в своем PocketPC: просто бросаю вещички в машину и в путь! На первом красном светофоре ввожу несколько букв названия улицы, затем выбираю ее из списка и щелкаю на номере дома. Появляется участок карты с нужным объектом. Сделав его «финишным» и выбрав в качестве «старта» родную закладку «Работа», можно проложить маршрут. В следующий раз я отвлекаюсь от управления автомобилем, чтобы «воткнуть» GPS-приемник в карманный компьютер. Сам навигатор просто валяется на «торпеде» и исправно делает свое дело, а PalmGIS с включенным режимом слежения начинает вести меня по улицам. Понятно, что система навигации, встроенная в современные авто, гораздо удобнее в использовании, но нам, увы, от нее никакого толку: фирменные карты к этим системам для России не подходят.

Однако в интерфейсе и возможностях программы все не так безоблачно, как хотелось бы. Начнем с маленьких неприятностей.

Режим «не спать!» Продукт не имеет режима «не спать». А поскольку у PocketPC тоже нет такого режима, то они вдвоем мирно засыпают ровно через несколько минут «спокойной» жизни.

Переключился на другой продукт — потерял все. К примеру, переключились вы с PalmGIS на записную книжку, хотите обратно — а никак! Ни в менеджере запущенных задач этого нет, ни повторный запуск не восстанавливает.

Нет названия текущей улицы. Казалось бы, чего проще: свернул на другую улицу — и в статусной строке появилось название, а может, и номер дома в придачу. Хотя и статусная строка есть, и названия улиц в ней отображаются, но только для этого надо каждый раз в эту ниточку на карте обязательно попасть пером! Такая недоработка даже удивляет.

Фиксированный масштаб в режиме слежения. Автоматическая смена карты в режиме слежения позволяет постоянно видеть окружающую местность, что весьма комфортно. Однако разработчики навязчиво предлагают «самый удобный» масштаб. Изменить масштаб невозможно, как, впрочем, и посмотреть, куда едешь. Согласитесь, чтобы осмотреться, иногда надо иметь общий план. Логичным представляется возвратиться в «самый удобный» масштаб и участок изображения через некоторый интервал времени.

Плохо читаемое отображение карты. Чем мельче масштаб отображения, тем труднее читать карту: на нее рендерится слишком много информации. Казалось бы, экран карманного компьютера больше и гораздо «цветнее» экрана типичного GPS-навигатора, где проблемы с читаемостью карты решены, однако «перебор» с объектами превращает данное преимущество в недостаток. Кроме того, отсутствует алгоритм сглаживания (antialiasing) векторов, который существенно улучшил бы читаемость.

Ну и конечно, случаются ошибки, связанные с некачественным топографическим материалом. Например, автоматически проложенный маршрут пролегает так, что проехать по нему совершенно невозможно, к тому же в поиске нет нужного номера дома или объекта.

Связаны данные недостатки с тем, что разработка такого рода продукта и его сопровождение — вещи совершенно разные. Конечно, хотелось бы, чтобы проект поддерживался в Интернете (ах, как не хватает PalmGIS и www.nakarte.ru друг друга!) и чтобы люди самостоятельно, в интерактивном режиме вводили поправки к карте, информацию о пробках и ремонтных работах, новые объекты и пр. А какая чудесная система управления транспортом могла бы возникнуть на базе этого продукта!

***

Однако есть более «приземленные» пожелания по доработке и обновлению пока единственного, полностью функционирующего продукта для навигации по Москве.

«Походный» интерфейс. Основной режим использования программы — за рулем. В связи с этим интерфейс хотелось бы кардинально изменить, перейти от классического Windows CE, с его маленькими меню, кнопками и выпадающими списками, к походному, c органами управления большого размера, чтобы ими можно было пользоваться на ходу. Очень хотелось бы видеть на экране кнопки «Увеличить/уменьшить» и режим «Ладошка», позволяющий листать карту пальцем, а не неудобными линейками прокрутки.

Автомобильный режим накладывает специфические требования к интерфейсу: вся информация должна быть дана крупно и наглядно. Необходима секция «Направление», которая бы показывала как общий азимут на пункт назначения, так и то, через сколько метров и в какую сторону будет поворот (аналог гоночной легенды). Голосовая навигация (расстояние до маневра плюс описание маневра) вообще может свести отвлечение водителя от управления к минимуму.

Отображение карты. Карты разного масштаба отличаются друг от друга количеством информации на единицу площади. Часть объектов крупномасштабных карт не только делается меньше на мелкомасштабных — она просто исчезает с них! Для системы, основанной на теории графов, задача определения «приоритетности» улиц вполне решаема. Это значит, что можно всего лишь указать, начиная с какого масштаба отображать тот или иной объект. И тогда, возможно, карта PalmGIS будет читаться в любом масштабе.

Автомониторинг. Чудесную систему отображения информации я видел в обычном пассажирском «боинге». На мониторах в салоне последовательно отображались экраны с текущим положением самолета — над страной, над городом, а также информация о высоте, скорости и времени полета. Раз в несколько секунд менялся масштаб отображения или содержимое экрана, позволяя пользователю иметь полную картину без всякого личного вмешательства. Кроме того, периоды между сменой экранов были подобраны оптимально.

***

Честно говоря, многие водители не настолько озабочены маршрутом, чтобы менять привычную карту или атлас на дорогостоящий пакет навигации. Привлекательной стороной такого продукта является именно всеобъемлющий справочник, который буквально за руку приводит в нужное место. А ориентироваться в Москве не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Однако на Москве свет клином не сошелся, и все путешественники различных калибров непременно используют топографические карты незнакомой местности в походах. А если на этой карте с точностью до нескольких метров отображается ваше текущее положение — это сильно упрощает навигационные задачи.

Вот здесь-то и появляется необходимость использования «программы первого типа» — которая может работать со сканированным изображением карты местности. Для того чтобы умный механизм смог понять, где что находится на картинке, карту необходимо привязать к геодезической системе координат. Проще говоря, надо «ткнуть» в пересечение координатной сетки, прочитать широту и долготу с листа и передать все это компьютеру. Впрочем, привязка карты — дело тонкое и требует некоторых знаний, хотя самостоятельно освоить эту премудрость не так уж трудно.

Итак, в итоге мы получаем свою старую добрую, в подозрительных пятнах и затертую на сгибах «двушку», зажатую с помощью капкана сканера в клетку слабосильного карманного компьютера. Мастером по части издевательств над этими бедняжками является продукт OziExplorerCE. На сегодняшний момент он пребывает в бета-стадии, в отличие от своего бурно развивающегося собрата, предназначенного для настольных компьютеров, — OziExplorer.

Подготовленная отсканированная и откалиброванная карта загружается в компьютер и легко открывается программой. После подключения GPS-приемника стрелка на экране начинает отображать текущее положение. Пользовательский интерфейс вполне соответствует цели — использовать навигатор на ходу. При желании на экран «мониторятся» скорость и координаты.

Удобной возможностью является загрузка из приемника всех его маршрутных точек, маршрутов и треков. Кроме того, обработав полученные из GPS данные, можно загрузить их обратно (правда, только теоретически, поскольку бета-версия эти функции поддерживает номинально). А теперь о неудобствах.

Бета-недоделки. На каждом углу натыкаешься на «плановые недоработки», сводящие работоспособный функционал к минимуму.

Форматное ограничение карт. Карты необходимо готовить в собственном графическом формате программы. Этот формат, безусловно, имеет определенные преимущества по сравнению с обычными (gif, jpeg, bmp), но без недостатков тоже не обошлось. Связаны они с тем, что для разных масштабов нельзя задать различные изображения, как, к примеру, в Atlas для PalmPilot, а сам алгоритм масштабирования работает весьма посредственно. Таким образом, выбирая в качестве основы крупномасштабную карту, мы теряем в читаемости при ее мелкомасштабном представлении, а мелкомасштабная карта при должном увеличении имеет слабую деталировку.

Отсутствие автомобильной навигации. Версия для ПС имеет голосовую поддержку и обладает возможностью прикреплять файлы (фото и пр.) к каждой маршрутной точке. Тем обиднее полное отсутствие этих функций в версии для карманных компьютеров.

***

Безусловно, рынок программных средств для спутниковой навигации гораздо шире и не ограничивается только двумя рассмотренными пакетами. Однако именно они являются доминирующими и полнофункциональными продуктами. Для того чтобы пользоваться ими, необходимы карманный компьютер, GPS и соединительный кабель. Сам приемник достаточно бросить на «торпеду», и он будет устойчиво работать. Соединительный кабель и «бортовой компьютер» придется отдать штурману. А что же делать, если штурмана нет?

Оказывается, задача полной самостоятельной навигации вполне решаема! Для этого нужно иметь экран устройства под рукой, чтобы, не отвлекаясь от управления автомобилем, можно было отслеживать свое положение на карте. Длительные поиски и размышления привели к идее о конструкциях с кронштейном, который крепится к лобовому стеклу и лежит на приборной панели. PocketPC при этом свисает на нужной высоте и на нужном расстоянии от рулевого колеса. Единственным слабым местом конструкции является присоска, удерживающая кронштейн, но тут все дело в ее качестве.

Езда с закрепленной таким образом «электронной картой» не представляет никаких проблем и неприятностей!

КомпьютерПресс 3'2001