Новинка от MSI

Басир Ахмедов

У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Петр Ершов. Конек-Горбунок

Мы неспроста вынесли в качестве эпиграфа строки чудесного русского сказочника. Обострение конкурентной борьбы вынуждает производителей демонстрировать завидную плодовитость в выпуске новых изделий. Такое положение вещей приводит к путанице при выборе конечным пользователем конкретной модели. Предлагаем читателям самим определить, о каком из сыновей идет речь, основываясь на изложенных в этой статье фактах.

Не прошло и полугода со времени нашего последнего тестирования видеоадаптеров, когда выяснялся принципиальный вопрос: кто сильней — ATi или nVIDIA. Казалось бы, акценты расставлены, GeForce3 Ti500 продемонстрировал мощь, невиданную ранее в сфере решений для мультимедийных компьютеров. Форсируя завоевание рынка и не давая опомниться конкурентам, nVIDIA выпускает новые графические процессоры NV17 и NV25. Первый станет основой производительных недорогих видеокарт линейки GeForce4 MX, а второй — GeForce4. На чипе NV25 будут основаны две модели GeForce4, различающиеся только тактовой частотой видеопроцессора и памяти, а NV17 «даст жизнь» трем моделям. Две старшие модели GeForce4 MX, а именно GeForce4 MX460 и GeForce4 MX440, предназначены для работы с DDR-памятью и также различаются лишь рабочими частотами. Младшая модель, GeForce4 MX420, является low end-решением, основанным на SDRAM-памяти.

В распоряжение тестовой лаборатории «КомпьютерПресс» поступила видеокарта MSI G4MX440-t. Давайте посмотрим, что сулит пользователю покупка этой карты, а заодно оценим возможности нового графического процессора nVIDIA, работающего с DDR-памятью. Для начала взглянем внимательно на видеоадаптер. PCB карты окрашена в зеленый цвет, из выходов имеются обычный VGA и TV-out с гнездом S-video. Заметим, что предусмотрена разводка для установки DVI-интерфейса, в нашем случае не реализованного. Поднимаем симпатичный кулер золотистого цвета и обнаруживаем, что под ним скрывается чип nVIDIA VN17. Память, установленная на этой видеокарте, расположена в четырех модулях по обе стороны PCB, в соответствии с референсным дизайном. Четыре микросхемы Samsung со временем доступа 5 нс дают суммарный объем видеопамяти, равный 64 Мбайт. Также сразу отметим, что пайка и разводка выполнены весьма аккуратно; впрочем, сегодня это характерно не только для изделий известных производителей, но зачастую и для китайских noname-плат.

К нам поступил предпродажный экземпляр, поэтому мы будем оценивать возможности чипсета в целом, а не конкретного изделия, дизайн которого может измениться. Тем более, что интегрированная в чип поддержка DVI-интерфейса позволит легко реализовать поддержку мультимониторности.

Для сравнения производительности и возможностей видеокарты MSI G4MX440-t мы выбрали в качестве оппонента модель ASUS AGP V8200 Deluxe. Обоснованность такого выбора станет ясной, когда мы оценим результаты тестов. Тестовые программы были выбраны следующие:

Итак, давайте для начала сравним мегагерцы. В случае GeForce3 имеем частоту ядра 200 МГц и частоту DDR-памяти 460 МГц. GeForce4 MX440 обладает более быстрым ядром, работающим на 270 МГц и менее быстрой памятью — всего 400 МГц. На практике производительность любого процессора (а видеопроцессор — тоже процессор, пусть и специализированный) зависит не только от штатной частоты, но и от его архитектуры (табл. 1).

К сожалению, за цифрой 4 в названии GeForce4 MX скрывается в основном повышение тактовой частоты, хотя у неискушенного пользователя может сложиться впечатление, что это «эконом-вариант» на ядре чипа GeForce4. На самом деле, за исключением некоторых особенностей, о которых мы скажем ниже, GeForce4 MX является, скорее, разогнанным вариантом GeForce2 MX. Взглянем на предмет исследования подробнее.

Во-первых, число пиксельных конвейеров равно двум, а не четырем, как у GeForce3 или GeForce4. Вследствие этого скорость закраски GeForce4 MX при большей тактовой частоте не дотягивает даже до скорости GeForce3 Ti200. Во-вторых, за один проход по-прежнему накладывается всего лишь две текстуры, тогда как у карт GeForce3 и GeForce4 возможно наложение до четырех текстур. В-третьих (и это самая большая ложка дегтя для конечных пользователей), архитектура GeForce4 MX не поддерживает пиксельные шейдеры и не полностью поддерживает вершинные шейдеры. Не вдаваясь в подробности этих технологий, отметим, что это означает для обладателя видеокарты невозможность играть в современные игры. Более подробно мы осветим эту тему в следующем номере нашего журнала.

А теперь поговорим о достоинствах. Первый плюс заключается в том, что чипы NV17 обеспечивают полноценную поддержку двухмониторной конфигурации благодаря интегрированным DVI-интерфейсу и TV-out, а также двум равноценным RAMDAC 350 МГц. Кроме того, технология nView (в предыдущей «реинкарнации» — twin view) придает максимальную гибкость управлению рабочим столом, позволяя расширять его в разных режимах по желанию пользователя, а максимальное поддерживаемое разрешение составляет 2048×1536 пикселов. Второй плюс — реализация в ядре NV17 технологии VPE (Video Processing Engine), обеспечивающей, благодаря наличию встроенного декодера, аппаратную поддержку воспроизведения мультимедийного видеопотока. Это означает полноценное воспроизведение DVD и MPEG2, чего, кстати говоря, нет в видеокартах, построенных на основе GeForce4. Третьим плюсом, бесспорно, будет цена, поскольку видеокарты на базе GeForce4 MX ориентировочно будут стоить 100-170 у.е., что сегодня дешевле решений на основе GeForce3 и тем более GeForce4 (табл. 2).

Исследуем теперь результаты тестов. Разница в «попугаях», то есть в очках синтетического теста 3DMark2001, составила около 30%. Заметим, что такое отставание GeForce4 MX обусловлено особенностями архитектуры, о которых мы уже говорили выше, а значит — недобором очков из-за отсутствия поддержки некоторых тестируемых технологий. Этими же причинами вызвано столь серьезное отставание в тесте DroneZmark. Иначе дело обстоит в тестах, основанных на классических реальных играх. В тесте Quake III Arena отставание GeForce4 MX становится более заметным лишь на высоких разрешениях, при этом новичок в наших тестах выдает вполне «играбельное» количество кадров. И наконец, в тесте Unreal Tournament карта GeForce4 MX, что называется, показала зубы, продемонстрировав вполне сопоставимую производительность во всех разрешениях, а кое-где и наилучшую.

К сказанному следует добавить, что в указанных играх с обычными настройками разницу в скорости видеоадаптеров невозможно заметить или ощутить.

Напоследок скажем, что в графическом процессоре NV17, кроме того, реализовано полноэкранное сглаживание на основе мультисэмплинга, а также улучшены технологии сглаживания, реализованные в ядре NV20 (GeForce3). Все это называется, в терминологии nVIDIA, Advanced AccuView Antialiasing. Изменения коснулись и технологии взаимодействия памяти с видеопроцессором. В отличие от GeForce3, 128-битная шина памяти разбита на два блока по 64 бита, что наводит на мысль о дальновидном прицеле на замену графического ядра чипсета nVIDIA nFORCE, также обладающего двухканальным контроллером памяти.

Итак, какие же можно сделать выводы из вышесказанного? Обладающие весьма быстрыми ядром и памятью, видеокарты на основе графического процессора GeForce4 MX (сказанное относится к более производительным продуктам на основе GeForce4 MX440/460, поскольку производительность GeForce4 MX420 очевидно невелика), к сожалению, способны поддерживать технологии вчерашнего дня. Для офисного и отчасти для домашнего применения GeForce4 MX будет неплохим выбором, тем более если принять во внимание качественную поддержку двухмониторной конфигурации и мультимедийного видео. Остается надеяться на приемлемую цену новинок, иначе пользователь, которого не введет в заблуждение цифра 4 в маркетинговом наименовании продукта, предпочтет более производительные видеокарты. Особенно если ему захочется поиграть в игру, которая поступит в продажу завтра…

КомпьютерПресс 3'2002