oldi

Цифровой фотоаппарат Olympus E-20

Олег Татарников

Дизайн

Некоторые особенности E-20

Качество изображения

 

Под воду с цифровой камером

Olympus E-20 в сравнении с E-10

 

Цифровые камеры давно перестали быть экзотикой, и «компьютерными» возможностями этих аппаратов сегодня вряд ли кого-нибудь удивишь. Современного пользователя больше интересуют фотографические возможности камеры и удобство управления съемкой.

Поэтому даже то, что новая камера компании Olympus перешагнула пятимегапиксельный рубеж, не является главным ее достоинством. В конце концов на рынке появились и такие пятимегапиксельные гранды, как DiMAGE 7 от Minolta, DSC-F707 от Sony и Nikon Coolpix 5000. Однако камеры от Olympus по-прежнему остаются одними из самых удобных (если не самими удобными) фотоаппаратами.

Новую модель Camedia E-20 можно считать усовершенствованной версией четырехмегапиксельной E-10: кардинально не изменились ни функциональные возможности, ни управление, ни дизайн корпуса, ни объектив. Однако, сохранив удачные решения предыдущей модели, компания Olympus во многом продвинулась вперед и теперь пятимегапиксельная E-20 становится флагманом цифровых камер компании. Отметим, что с появлением этой модели Olympus решила маркировать камеры, работающие в системе NTSC и PAL, соответственно как E-20N и E-20P. Обе эти модели идентичны, за исключением видеовыхода.

Итак, этот цифровой фотоаппарат по-прежнему оснащен несменным светосильным объективом с переменным фокусным расстоянием 9-36 мм/F2.0-2.4 (35-140 мм в эквиваленте 35-миллиметровой пленки) и механически управляемым трансфокатором. Объектив (14 элементов в 11 группах) имеет специальное покрытие, двойные асферические элементы и ED-оптику (Extra Dispersion — специальные линзы с низким рассеиванием, увеличивающие светосилу и дающие малые искажения на обоих концах фокального диапазона), чтобы снизить хроматические аберрации и обеспечить наивысшее качество изображения, доступное для цифровых камер, а диафрагмой F2.4 на «длинном фокусе» 140 мм в эквиваленте не может похвастаться пока ни один цифровой фотоаппарат.

Отдельно хочется остановиться на «несменности» объектива, что часто считается недостатком для профессиональной аппаратуры. Нисколько не споря с профессионалами, хочется отметить лишь несколько моментов.

  1. Сенсор цифровой камеры при снятии изображения очень сильно электризуется, однако, в отличие от пленки, где кадры сменяют друг друга, ему приходится оставаться на одном и том же месте весь срок эксплуатации аппарата. Поэтому поддержка чистоты фильмового канала у цифровых камер со сменной оптикой превращается в настоящую проблему.
  2. Широкий диапазон перепадов фокусного расстояния, большая глубина резкости и малые геометрические искажения цифровых фотоаппаратов (во многом благодаря меньшему, чем у пленки, размеру ПЗС-сенсора) предоставляют фотографам всю необходимую гибкость для воплощения любых творческих идей.
  3. Целый ряд согласованных с объективом насадок и линз могут компенсировать необходимость замены объектива (хотя надо сказать и о минусе таких насадок — они снижают светосилу объектива).
  4. И наконец, следует учитывать огромный опыт фирмы Olympus в производстве традиционных пленочных камер с несменной оптикой, пользующихся заслуженным признанием. Поэтому если уж выбирать аппарат с несменной оптикой, то следует обратить на это внимание. Так, например, объектив E-20 очень быстрый, чего не скажешь о многих его конкурентах.

Разрешение ПЗС-матрицы E-20, как мы уже неоднократно отмечали, превышает теперь 5 мегапикселов, точнее — 5,2 млн. пикселов, из которых 4,9 млн. эффективных, то есть формирующих изображение). Кроме того, эта камера имеет встроенную профессиональную систему locked control, а черный корпус с прочной алюминиевой основой завершает образ этого фотографического шедевра.

Дизайн

От добра добра не ищут, поэтому в своей новой модели компания Olympus не пошла ни на какие авантюры и оставила удачный дизайн предыдущей модели — E-10 — без изменений. Несомненно, будущим владельцам новый аппарат покажется удобным и привычным, и вдобавок к нему подойдут большинство имеющихся аксессуаров, выпущенных для серии «E». В этом смысле отрадно, что наконец-то и у цифровых аппаратов появляется традиция.

В эргономике новой модели произведены лишь небольшие усовершенствования, касающиеся, например, доработки кнопки компенсации экспозиции. Корпус фотоаппарата просто замечательный — трудно найти что-либо лучше на рынке в этой ценовой категории. Удобная резиновая рукоятка с насечками плотно лежит в руке (рукоятка будто специально сделана под вашу руку, причем предусмотрено место и для большого пальца), такое же резиновое кольцо служит для трансфокации и настройки фокусного расстояния. Кроме того, фирма Olympus специально отмечает, что вся электроника «упакована» в так называемую зеркальную коробку (Mirror Box), выполняющую функции жаростойкого корпуса для отвода тепла, которое выделяется преобразователем изображения и всей внутренней электроникой, что способствует снижению паразитных шумов и улучшает качество фотографий. На самом деле из пластика выполнены лишь дверца батарейного отсека, ручки и кнопки. В итоге создается полное впечатление аппарата профессионального класса, и при этом он значительно легче «профессионалов» со сменной оптикой.

Жидкокристаллический экран также в точности скопирован с модели E-10. Но восторги по поводу того, что камеры компании Olympus — это единственные цифровые «зеркалки», у которых ЖК-дисплей можно использовать в качестве видоискателя, уже прошли, и здесь хотелось бы сделать компании несколько серьезных замечаний:

  • ЖК-экран недостаточно контрастный, и его разрешение в режиме record view не очень высокое;
  • в режиме видоискателя экран E-20, в отличие от других цифровых камер (и от предыдущей модели E-10), реально не показывает примерно 10-12% кадра (по спецификации Olympus только 5%), а если учесть, что при выводе служебной информации еще 15-20% кадра зачем-то закрывает черная полоса, то пользоваться им для формирования кадра становится довольно неудобно;
  • хотя и существует возможность при удерживании кнопки спуска получить на ЖК-экране такое изображение, каким оно будет в финале, но в режиме съемки невозможно отобразить гистограмму для этого изображения, чтобы сразу скорректировать экспозицию;
  • экран можно отклонять по вертикали, а механизм его удержания достаточно тугой и способен удержать экран практически в любом промежуточном положении, но степеней свободы все же недостаточно (правда, у большинства камер нет и этой возможности).

Впрочем, по умолчанию ЖК-экран E-20 отключен и для съемки используется оптический видоискатель — в конце концов это ведь зеркальный фотоаппарат!

В отношении оптического видоискателя камеры E-10 и E-20 являются уникальными в цифровом мире. Только в этих моделях для разделения изображения используется система неподвижных призм. В итоге изображение попадает через объектив одновременно и в окуляр, и на матрицу (а в момент спуска призма не движется, поэтому фотоаппарат не дрогнет). Поэтому вы увидите в видоискателе намного более четкую, большую картинку, и она будет в точности в таком виде, в каком она попадает на ПЗС-матрицу (точнее, в оптическом видоискателе можно увидеть около 97-98% всего кадра — даже больше, чем указано в спецификации). При этом исчезают ошибки параллакса, легче скомпоновать кадр и проще сфокусировать изображение.

Оптический видоискатель оснащен специальной заслонкой, которая применяется при использовании ЖК-экрана в качестве видоискателя и при съемках со штатива с большой выдержкой. В этих случаях необходимо закрывать окуляр, чтобы через его окошко в аппарат не попадал лишний свет.

Но особо следует выделить удобные органы управления — начиная с кольца для управления трансфокатором и кольца фокусировки и заканчивая кнопками для изменения настроек камеры (используемых отдельно или в комбинации с основными кнопками).

Фотоаппараты Olympus (и E-10, и E-20) в отличие от привычных по цифровым камерам электромоторчиков с кнопками, имеют традиционные для классических фотоаппаратов кольца на объективе, но работают они по-разному. Переднее кольцо (focus ring), предназначенное для фокусировки, свободно вращается, а камера уже сама определяет изменение и соответственно меняет фокус (то есть фокусировка электрическая, правда очень плавная и практически безынерционная). Кольцо же управления трансфокатором (zoom ring) — полностью механическое и управляет механизмом линз внутри объектива, как на стандартных зеркальных фотокамерах. Фокусное расстояние плавно меняется простым поворотом кольца (и, по-моему, ничего лучшего придумать нельзя).

Отметим также, что на аппарате имеется специально выделенная кнопка для ручной балансировки белого. Находится эта кнопка в удобном месте на лицевой панели камеры — рядом с ручкой прямо под пальцами. Нажав на эту кнопку, можно в любой момент скорректировать баланс белого.

В начало В начало

Некоторые особенности E-20

В этой камере используется инфракрасная фокусирующая система камеры. Она расположена в верхнем правом углу на лицевой стороне аппарата. Автоматическая фокусировка происходит в два этапа. На первом этапе излучается инфракрасный луч и измеряется приблизительное расстояние до объекта, которое инициирует перемещение объектива. Затем, когда объектив настраивается на объект, начинается второй этап, характеризующийся большей точностью, и здесь происходит стандартная для зеркальных фотоаппаратов фокусировка с помощью измерения контрастности.

Отдельно следует сказать об использовании флэш-карт в этом аппарате. Внутри отсека на рукоятке камеры находятся гнезда для карт и SmartMedia, и Compact Flash Type I/II (в E-20 компания Olympus наконец-то официально разрешает использование микровинчестеров IBM Microdrive). Можно использовать эти гнезда как по отдельности, так и вместе, причем при желании можно переписать информацию с одной карты на другую. Последняя возможность, при всей кажущейся скромности, — это очень сильный ход компании Olympus. Во-первых, покупая эту камеру, вы сможете воспользоваться всем своим запасом флэш-карт, оставшихся от предыдущей цифровой камеры (какого бы типа они ни были), а зачастую стоимость такой «коллекции» превышает стоимость самого аппарата. Во-вторых, вы всегда можете переписать снимок коллеге непосредственно на камере. И наконец, можно отдавать на печать в цифровую лабораторию на какой-то рабочей флэш-карте, не рискуя огромной коллекцией, записанной, например, на IBM Microdrive 1 Гбайт. Переключаются карты с помощью кнопки CF/SM, находящейся сверху камеры.

Все разъемы находятся слева на корпусе. Здесь вы найдете все необходимое, начиная с разъема для пульта дистанционного управления и заканчивая гнездом для синхронизации с внешней вспышкой; за пластиковой дверцей находится видеовыход и разъем USB, а снизу, за резиновой заслонкой — разъем для питания на 6,5 В.

Встроенная вспышка такая же, как на E-10. Открывается она вручную, нажатием небольшой кнопки, расположенной слева от видоискателя. При этом она поднимается так высоко от объектива, что так называемый эффект красных глаз минимален — даже без использования специального режима. Вспышка очень яркая для встроенной: по своим спецификациям она работает на расстоянии 0,6-8,9 м при широкоугольной съемке и на расстоянии 0,5-7,4 м при съемке с максимальным фокусом (телефотосъемке). Пожалуй, это одна из самых мощных встроенных вспышек, применяемых в цифровых фотоаппаратах. По характеристикам ее можно даже сравнить с внешними стационарными вспышками.

Гнездо для внешней вспышки разработано для модели Olympus FL-40, с которой гарантируется прекрасная работа в режиме TTL. В принципе, возможно использование и других вспышек, но тогда будет потеряна их «интеллектуальность», в результате чего вам придется настраивать их вручную.

По сравнению с E-10, новый фотоаппарат сильно прибавил в скорости: он быстро наводится и при съемке с оптическим видоискателем промежуток между каждым кадром составляет чуть более двух секунд, что очень неплохо для пятимегапиксельных моделей (да и другие задержки E-20 менее заметны). Кроме того, помимо съемки в стандартном для цифровых камер режиме чересстрочного сканирования, в фотоаппарате E-20 имеется возможность сильно ускорить процесс съемки, перейдя в так называемый прогрессивный режим. Это означает следующее: если в обычном режиме для считывания данных с ПЗС-матрицы необходимо просканировать сначала нечетные, а затем четные строки, то в прогрессивном (построчном) режиме время считывания можно сократить вдвое (реально просто читаются не все строки, поэтому горизонтальное разрешение остается таким же, а вертикальное значительно уменьшается).

Дополнительным преимуществом прогрессивного режима съемки является возможность работы сенсора в качестве электронного затвора, что сокращает время срабатывания ирисовой диафрагмы и механизма механического затвора, предел которого у объектива Olympus составляет 1/640 с.

Важно еще и то, что E-20 предоставляет широкий набор диафрагм при любом фокусном расстоянии, а при правильном подборе диафрагмы достигаются очень интересные эффекты — ведь именно от диафрагмы зависит глубина резкости.

Неплохие результаты Е-20 показывает и в макросъемке. Для того чтобы получить максимальное увеличение, достаточно переключить камеру в режим макросъемки и вручную настроить фокус (так проще добиться минимального фокусного расстояния).

Отметим также и то, что E-20 позволяет устанавливать самые большие среди цифровых камер выдержки (если, конечно, не рассматривать режим Bulb). Выдержку можно устанавливать вплоть до 60 с. Такая возможность, с учетом реализованной в этой камере системы шумоподавления (dark frame subtraction noise reduction), позволяет делать превосходные ночные снимки.

В начало В начало

Качество изображения

Значительно улучшилось качество снимков E-20 (даже без учета увеличения разрешения кадра) по сравнению с предыдущей моделью E-10. Новая модель — это не только ПЗС-матрица большего разрешения, но и другие алгоритмы обработки изображения. Относительное разрешение камеры в нормальном (чересстрочном) режиме очень хорошее, а учитывая повышение «скорострельности» в прогрессивном режиме, можно с уверенностью рекомендовать эту модель и в качестве репортажной, хотя размер внутреннего буфера крайне мал — всего четыре кадра, независимо от настроек размера и качества изображения). По-прежнему цвета снимков довольно мягкие, а цветопередача точная. Камера демонстрирует точный экспозамер, хороший тональный баланс и нейтральный цветовой баланс практически без искажений цветов (что, несомненно, будет высоко оценено фотографами-профессионалами).

В целом же, с точки зрения удобства съемки, эргономичности и качества изображения, E-20 — одна из самых удачных цифровых камер, представленных сегодня на рынке.

КомпьютерПресс 3'2002