Российский рынок телекоммуникаций

Владимир Кириллов

Требования времени

Видеоконференц-связь (ВКС)

IP-телефония

Тенденции сотовой связи

Сдерживающие факторы

Основные выводы

 

Для мирового рынка высоких технологий последний год оказался не самым удачным, и телекоммуникационная отрасль не стала исключением. Проблемы мирового рынка связи были во многом вызваны неадекватными ожиданиями его игроков, которые немало вложили в развитие технологий и не ожидали скорой рецессии мировой экономики. Однако в России ситуация сложилась иначе: здесь распространение новых технологий не сократилось, напротив — поставщики оборудования и решений находили все новые возможности для бизнеса, предлагая заказчикам современные услуги. Все это в полной мере относится и к телекоммуникационному сектору.

Требования времени

Стремительное развитие технологий, усложнение систем обусловило повышение требований к квалификации специалистов компаний, работающих на рынке телекоммуникаций и занимающихся построением сетей. Минувший год отличался ростом спроса на услуги, требующие высокой квалификации исполнителя: мониторинг, управление и обеспечение безопасности в корпоративных сетях. Это связано с тем, что многие компании объединяются, становятся территориально распределенными, а в таких структурах особое значение приобретает оперативность управления. Все это, в свою очередь, увеличивает количество критически важной информации, передающейся по корпоративным сетям, и соответственно требует развитой телекоммуникационной инфраструктуры и высокого уровня обеспечения безопасности сети.

Закономерной тенденцией стало также развитие превентивных мер для обеспечения работоспособности телекоммуникационных систем, таких как диагностика, профилактические работы. Превентивный сервис, безусловно, является наиболее эффективным и экономически оправданным инструментом поддержки системы, однако требует и соответствующей компетенции персонала.

Серьезным фактором, который будет и в дальнейшем определять развитие отрасли телекоммуникаций, является недавно наметившаяся тенденция: бизнес-поставщики телекоммуникационного оборудования переходят от поставки техники к более перспективной и доходной сфере деятельности — к созданию решений, а поставщики каналов — к предоставлению услуг. Это подтверждается фактом, что производители оборудования в последние годы разработали ряд решений, позволяющих строить на базе их технологий высокоуровневые бизнес-приложения, такие как Сall-центры, интегрированные с CRM-системами, и Сontact-центры, дающие возможность обрабатывать различные виды входящих контактов (обычные звонки, факсы, сообщения электронной почты и запросы через Web-интерфейс). И даже монополисты в области связи, традиционно специализировавшиеся на продаже каналов, приступили к разработке программ по развитию услуг. Продажа каналов и оборудования становится все менее выгодной, в то время как услуги — более востребованными со стороны клиентов. Предоставление оборудования и технологий утрачивает свою самодостаточность для эффективности бизнеса телекоммуникационных компаний и становится фундаментом для развития услуг и решения конкретных бизнес-задач.

Таким образом, роль ИТ и телекоммуникаций в бизнесе изменилась: если до недавнего времени они считались сервисными направлениями, которые должны обслуживать потребности бизнеса, то постепенно информационные технологии превратились в одну из составляющих бизнеса, без развития которой становится невозможным функционирование предприятия.

В начало В начало

Видеоконференц-связь (ВКС)

В 2002 году продолжало меняться соотношение различных видов трафика, передающегося по корпоративным сетям, в частности значительно увеличилась доля видеоизображения. Уже сейчас ряд крупных компаний и организаций активно используют эту технологию в работе, а, по прогнозам Gartner Group, к 2005 году в 2 тыс. крупнейших мировых компаний почти на 70% рабочих мест будут использоваться видеоприложения, основанные на протоколе IP.

Оценивая зарубежный опыт, можно выделить три основные группы услуг на основе видеоконференц-связи (ВКС). Первая — решение задач крупных компаний: проведение совещаний и бизнес-встреч, обучение сотрудников, организация удаленной работы. Вторая группа — услуги, доступные более широкому кругу потребителей: телемедицина и дистанционное образование. И наконец, третья группа, которая появилась совсем недавно, — это видеоприложения, используемые для проведения рекламных и маркетинговых акций, поддержки взаимодействия с клиентами, удаленного мониторинга производственных процессов и т.д.

Организация видеоконференц-связи для бизнес-совещаний предполагает повышенные требования к качеству видеоизображения, поэтому здесь используются наиболее дорогие (так называемые кабинетные) системы и высокоскоростные каналы связи. В России качество каналов передачи данных уже достигло необходимого уровня и сейчас системы ВКС успешно используются, правда пока преимущественно крупными государственными и коммерческими организациями — в Газпроме, МПС, компаниях топливно-энергетического комплекса, в ряде крупнейших банков. И все же преимущества данного вида связи открыты и для небольших фирм. Они могут воспользоваться, например, услугами операторов, которые эксплуатируют сеть мультимедийной связи, построенную «Ростелекомом» и имеющую точки доступа практически во всех субъектах Российской Федерации.

Имеется в России и опыт использования этой технологии для телемедицины. В отечественной практике уже применяются системы ВКС на базе персональных компьютеров и каналов ISDN с пропускной способностью всего 128 Кбит/с. Подобные системы могут передавать видеоизображение с высоким разрешением, что позволяет демонстрировать результаты лабораторных, рентгеновских и других исследований.

Что касается использования технологии ВКС в обучении, то пока у нас такие проекты единичны и едва ли возможно говорить о замещении системами ВКС других форм образования. По оценке преподавателей Центра дистанционного обучения Санкт-Петербургского государственного технического университета, которые обладают опытом работы с этой технологией, на долю ВКС приходится от 10 до 15% вклада в эффективность заочного обучения.

С развитием электронного бизнеса актуальность ВКС будет возрастать. Появление систем широкополосного доступа, их массовое распространение станет безусловным стимулом к распространению видеоприложений. Станут возможными варианты организации качественной видеосвязи через Интернет. Следует, однако, отметить, что качество здесь зависит не только от скорости абонентского доступа, но и от надежности работы Глобальной сети.

В начало В начало

IP-телефония

IP-телефония в прошлом году, несомненно, была в числе наиболее динамично развивающихся сегментов российского рынка телекоммуникаций. Если до недавнего времени она воспринималась многими как пусть дешевый, но менее качественный вариант традиционной телефонной связи, то 2002 год показал: отношение к IP-телефонии кардинально изменилось и теперь этот вид связи воспринимается как один из множества дополнительных сервисов, который по количеству услуг значительно превосходит традиционную телефонию. В прошлом году возросло количество игроков рынка (операторов, производителей и поставщиков услуг и др.), значительно расширился спектр услуг и возможностей как непосредственно для операторов, так и для конечных пользователей — корпоративных клиентов и частных лиц.

Развитие коммерческой IP-телефонии служит первым серьезным признаком начала перевода мировой (в том числе и российской) телекоммуникационной инфраструктуры на базу IP-протоколов, IP-сервисов и IP-приложений. На наш взгляд, российский рынок IP-телефонии активно развивается и как рынок услуг, и как рынок оборудования и продуктов. Уже сформировался сегмент серьезной операторской IP-телефонии — как и в технологическом, так и в коммерческом аспектах, о чем свидетельствует интерес к системам биллинга IP-телефонии.

Косвенным подтверждением движения рынка к цифровым сетям является тот факт, что практически никто из лидеров телекоммуникационной отрасли не рассматривает разработки в области традиционной телефонной связи в качестве стратегических направлений своей деятельности. Крупнейшие производители оборудования создают решения на базе IP-телефонии, а также предлагают разработки, которые позволяют модернизировать аналоговые телефонные станции и перейти к использованию IP-телефонии.

Обратили внимание на IP-телефонию и монополисты в области связи. «Ростелеком» и региональные «электросвязи» развертывают пакетные сети для передачи голосового трафика, что является довольно серьезной угрозой компаниям, стоявшим у истоков операторской IP-телефонии в России. Во избежание конкуренции с крупнейшими национальными операторами они ищут новые формы ведения бизнеса, не исключена их интеграция с небольшими операторскими фирмами, работающими в отдельных сегментах рынка. Скорее всего, произойдет кооперация альтернативных операторов, работающих на рынке IP-телефонии, с владельцами так называемых домашних или районных сетей. В настоящее время такие сети не могут похвастаться масштабами охвата территории города, однако сотрудничество операторов IP-телефонии и домашних сетей будет способствовать расширению спектра услуг, что положительно скажется на увеличении клиентской базы. Кроме того, это даст возможность организовать полностью альтернативную телефонную сеть, способную обеспечить качественно иной уровень услуг.

Об уровне интереса к IP-телефонии в нашей стране свидетельствуют и результаты деятельности ведущих компаний — поставщиков телекоммуникационного оборудования. В прошлом году большинство производителей выпустили оборудование для построения сетей IP-телефонии. А у корпорации Cisco Systems, которая работает в этой области уже давно и является бесспорным мировым лидером рынка VolP, в России по итогам 2002-го финансового года рост продаж по отношению к 2001 году составил 650%.

Главные потребители этой технологии — корпоративные заказчики. И если до последнего времени это были в основном финансовые структуры, то теперь активное внедрение идет и в органах государственного управления, в первую очередь в имеющих филиальную сеть по стране. Это стало возможно прежде всего благодаря повышению качества голосовой связи и ее надежности, а также преимуществам дополнительных IP-сервисов, в том числе возможности оптимизировать использование имеющихся каналов.

Еще одним плюсом IP-телефонии является открытость стандартов, используемых при построении IP-сетей, что позволяет создавать приложения, расширяющие функциональные возможности этих сетей, причем открытые стандарты позволяют выбирать из большого количества поставщиков решений. Уже сейчас подъем переживает российский рынок центров обработки вызовов (Сall- или Contact-центров), CRM-систем, различного рода приложений, тесно интегрирующихся с системами IP-телефонии.

Рост интереса и готовность заказчиков опробовать эту технологию в работе подтверждается опытом компании КРОК: в минувшем году системный интегратор провел тестовые испытания для ряда клиентов, каждое из которых в итоге получило реальное развитие, то есть превратилось в проект. Говоря об IP-телефонии в целом, нельзя не отметить, что российский рынок вновь оказался в таком положении, когда отставание в развитии технологий может обернуться преимуществом. За рубежом многие компании уже вложили деньги в приобретение традиционных телефонных станций, отечественные же компании в большинстве своем владеют телефонным оборудованием, которое уже близко к порогу физического и морального старения. Поэтому у нас есть возможность сразу перейти к современным решениям на базе IP-телефонии, минуя стадию вложений в традиционные АТС.

В начало В начало

Тенденции сотовой связи

В области сотовой связи происходит бурное развитие технологии GPRS, что по своей сути аналогично конвергенции, которая происходит в корпоративных сетях, только в этом случае данные передаются через сети сотовых операторов. Большинство крупных российских операторов в прошедшем году внедрили эту технологию либо в опытную, либо в коммерческую эксплуатацию.

Следует отметить, что если российские операторы сотовой связи оценивают прошлый год как довольно удачный, то итоги деятельности их западных коллег не столь оптимистичны. Последние сделали ставку на развитие сотовых сетей третьего поколения (3G), вложив огромные инвестиции в приобретение лицензий на их строительство. Однако, судя по всему, рынок был не готов к переходу к новым сетям, и поэтому вложения операторов оказались невостребованными. Конечно, рано или поздно сети 3G сменят нынешнее поколение сетей, но вряд ли этот процесс будет происходить так интенсивно, как еще недавно предполагали операторы сотовой связи.

В начало В начало

Сдерживающие факторы

Несмотря на то что состояние российского рынка телекоммуникаций, особенно на фоне общемировых тенденций, внушает оптимизм, нельзя не видеть факторов, сдерживающих его рост. Прежде всего, это монополизм отрасли связи, поскольку в большинстве российских регионов деятельность многих компаний определяют местные монополии, распределяющие каналы связи. Кроме того, для развития бизнеса все еще актуально наличие у коммерческой компании хороших отношений с монополистом. Остается только надеяться, что рано или поздно ситуация изменится.

Ограничивающим фактором для роста корпоративных коммуникаций является также слабость малого и среднего бизнеса в России, а ведь именно эти компании могли бы стать активными потребителями услуг связи и коммуникаций. Понятно, что изменения в этой области произойдут лишь при макроэкономических подвижках.

В начало В начало

Основные выводы

  1. Заказчики начали уделять повышенное внимание мониторингу, управлению и обеспечению безопасности в корпоративных сетях. Поскольку идет процесс объединения территориального распределения их структур, увеличивается количество критически важной информации и особое значение приобретает оперативность управления.
  2. Бизнес-поставщики телекоммуникационного оборудования переходят к созданию бизнес-решений, а поставщики каналов — к предоставлению услуг.
  3. Компании-заказчики проявляют наибольший интерес к продуктам, направленным на решение конкретных бизнес-задач, вследствие чего увеличивается потенциал таких услуг, как ВКС и IP-телефония, Сall-центры.
  4. На рынке сотовой связи набирает популярность технология GPRS. Проявляется тенденция сближения SMS и GPRS, которые сливаются в новую технологию MMS (Мultimedia Мessaging Service) на базе GPRS.

КомпьютерПресс 3'2003