Обзор новостей компьютерной аналитики

Родион Насакин

VoIP обосновывается в сотовых телефонах

Интернет-бизнес повышает потребительскую культуру

Спад в полупроводниковой индустрии

Россиянам нравятся ноутбуки

Бум беспроводных модемов 2004 года не прошел бесследно

Тройка из будущего

 

VoIP обосновывается в сотовых телефонах

Согласно данным исследовательской компании In Stat/MDR, мировой доход от предоставления VoIP-услуг вырастет с 137 млн. долл. (по итогам 2003 года) до 938,4 млн. долл. к 2008-му. Ведущим фактором, способным обеспечить столь стремительный рост, станет интеграция VoIP-функционалов в двухрежимных (cellular/VoIP) сотовых трубках, которым обещано массовое распространение к 2006 году. «In Stat/MDR убежден, что VoIP — это будущее голосовой связи, — говорит Сэм Лусеро (Sam Lucero), аналитик компании. Поскольку стационарные VoIP-устройства проторили данной технологии дорогу на рынке, аналогичные мобильные устройства станут довольно привлекательными для разработчиков».

Ситуация, подобная быстрому укоренению цифровых камер в мобильных телефонах, ожидается и в случае с интегрированными Wi-Fi-функционалами. К 2008 году такие телефоны будут не менее распространены, чем сегодня камерафоны. Несмотря на фактическое присутствие на VoIP-рынке нескольких дюжин продавцов, лишь единицы из них обеспечивают основную долю продаж как в сервисном сегменте, так и на рынке поставок абонентского оборудования.

В начало В начало

Интернет-бизнес повышает потребительскую культуру

Низкий уровень доверия россиян к Интернет-магазинам — одно из серьезнейших препятствий на пути развития отечественной электронной коммерции. Такой вывод делает компания SpyLog, основываясь на результатах собственного исследования. В результате опроса, проведенного среди сотрудников 400 онлайн-магазинов Рунета, выяснилось, что 28% респондентов признают сдерживающим фактором продаж отсутствие у большей части Интернет-пользователей опыта онлайн-покупок, а также недоверие к нетрадиционным формам торговли. Проблемы технического характера, такие как сложности с доставкой заказа, оказались на втором месте. Данный фактор отметили 23% участников исследования.

Покупателем в настоящее время становится лишь каждый десятый посетитель Интернет-магазина. Для стимулирования продаж владельцы виртуальных розничных точек прибегают не только к классической, но и к Интернет-рекламе. В частности, активно используются баннеры и контекстная реклама в поисковиках. Последнюю постоянно или время от времени используют 75% всех русскоязычных магазинов. При этом на Интернет-акции 32% рассматриваемых магазинов тратят больше половины своего рекламного бюджета. Высокий процент обусловлен четко выраженной результативностью данного вида продвижения продукции. 44% респондентов признают, что рекламные кампании в Сети являются довольно действенным средством привлечения клиентов. Также многие респонденты отметили, что одно из главных достоинств Интернет-магазинов — относительно низкая цена товаров — зачастую нивелируется высокой стоимостью доставки. Чтобы избежать такой ситуации, отрицательно влияющей на рост числа клиентов, 32% магазинов организуют бесплатную доставку. При этом 5% опрошенных пострадали от того, что покупатель отказывался от доставленного товара.

Дальнейшее развитие розничной Интернет-торговли будет напрямую зависеть от того, насколько широко распространятся Интернет-магазины в российских регионах. Столичный рынок, на котором специализируется 54% респондентов, в настоящее время можно назвать насыщенным. При этом доля Интернет-магазинов, работающих на рынках Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, с 2002 года выросла в полтора раза. Удачные решения в сфере доставки могут ускорить распространение Интернет-шопинга в российской глубинке.

В начало В начало

Спад в полупроводниковой индустрии

В данной отрасли промышленности, которая характеризуется цикличностью развития, в 2005 году вновь прогнозируется спад. В прошлом году на этом рынке еще наблюдался 27% рост, в результате которого оборот индустрии составил 211,4 млрд. долл. В нынешнем году In Stat/MDR ожидает 5,7% спад до 199,3 млрд. долл. «Это снижение будет происходить на фоне общего подъема мировой экономики, рост которой в 2005 году составит 4,3%», — объясняет Фрэнк Диксон (Frank Dickson), сотрудник отдела репортажей In Stat/MDR по микропроцессорной индустрии. Однако глобальная экономика не свободна от рисков, таких как высокие цены на нефть, напряженность в отношениях ближневосточных стран или чересчур быстрый рост процентных ставок, которые способны замедлить рост и привести к более глубокому и/или длительному спаду в полупроводниковой промышленности.

Кроме того, в компании отметили ряд других особенностей сегодняшнего рынка:

  • рост оборота индустрии вновь начнется в 2006 году и продлится до 2008-го включительно, после чего в 2009 году рынок вновь ожидает умеренный спад;
  • разнообразие новых, преимущественно ориентированных на потребителя устройств позволяет предположить, что появление какого-либо отдельного нового продукта не сможет серьезно воздействовать на развитие экономики, подобно тому, как это было в прошлом при появлении персонального компьютера или мобильного телефона;
  • разнообразие продукции также приведет к более устойчивым доходам на рынке.
В начало В начало

Россиянам нравятся ноутбуки

Компания Dataquest по заказу Intel провела исследование, которое показало, что в 2004 году продажи ноутбуков в России удвоились, а в 2005-м число проданных мобильных ПК может достичь символической отметки в миллион штук. При этом если в 2003 году доля ноутбуков в российских продажах ПК составляла 7,6%, то в 2004-м этот показатель составил 13,7%. Архитектура Intel правит бал в отечественных ноутбуках. Доля компьютеров на базе Intel составила примерно 92%. А каждый третий ноутбук, проданный в прошлом году, был создан на базе Intel Centrino. И, судя по предсказаниям аналитиков, эти показатели — еще не предел. Технология Intel Centrino нового поколения (пока известная как Sonoma), хотя и не может кардинально изменить ситуацию на рынке мобильных ПК, однако обеспечит дальнейшее увеличение доли Intel и рост продаж ноутбуков в целом.

В начало В начало

Бум беспроводных модемов 2004 года не прошел бесследно

Ценные бумаги компаний, работающих на рынке беспроводных модемов, в минувшем году пережили резкий рост котировок, обеспечив рынку более чем благоприятные перспективы на ближайшие пять лет. Такого мнения придерживается In Stat/MDR, так как, согласно подсчетам аналитиков компании, оборот данного рынка вырос с 2003-го по 2004 год на 167%. Эта оценка была получена путем сравнения итогов деятельности компаний в конце последнего квартала 2003-го и трех первых кварталов 2004 года. Если прогнозы аналитиков сбудутся, то к 2009 году в мире будет продано более 14 млн. беспроводных модемов. В настоящее время эта цифра составляет чуть больше 2,5 млн.

Стимулом для впечатляющего роста в прошлом году и еще более радужных перспектив в будущем, по мнению Кена Хайерса (Ken Hyers), аналитика In Stat/MDR, стало, с одной стороны, продолжающееся развитие высокоскоростных беспроводных сетей третьего поколения (3G), что особенно актуально для сети UMTS в Западной Европе, а с другой — растущий спрос на беспроводные сервисы со стороны корпоративных пользователей как Северной Америки, так и Европы. Проникновение беспроводных разработок и в высокоразвитые, и в развивающиеся сегменты ИТ-рынка позволяет расширить функциональность технологии, а следовательно, обеспечивает высокий уровень продаж. При этом темпы увеличения спроса со стороны корпораций существенно тормозятся проблемой слабой защищенности беспроводных сетей (WLAN). Если в дальнейшем разработчики сделают акцент именно на безопасности использования своих продуктов, то рынок может рассчитывать на бурный рост продаж.

Также аналитики сделали ряд дополнительных выводов в отношении рыночной ситуации.

  • такие вендоры, как Linksys, D-Link и Netgear, которые ранее позиционировали себя в первую очередь как поставщиков сетевых решений для частных потребителей и сектора SOHO (Small Office Home Office), успешно вышли на рынок с предложениями для предприятий. Таким образом, в будущем эти «домашние» компании займут свое место среди ключевых поставщиков WLAN-оборудования для корпоративных нужд;
  • основной целью приобретения предприятиями WLAN по-прежнему остается доступ к Сети, а именно — предоставление более мобильным сотрудникам тех же возможностей, что и их «кабинетным» коллегам;
  • большинство компаний, внедривших в свою ИТ-структуру беспроводные сети, уже реализовали голосовые возможности технологии (VoWLAN) или собираются сделать это в ближайшем будущем. Рост VoWLAN в бизнес-среде будет во многом определяться развитием рынка Wi-Fi/cellular-интеграции.
В начало В начало

Тройка из будущего

Исследовательская компания IDC решила рискнуть и выдвинуть оптимистические предположения, заявив об их высоком потенциале в отношении трех технологий, которые пока малоизвестны и практически не распространены на рынке.

Первой ласточкой «новой эры» аналитики компании назвали технологию сенсорных радиометок (RFID). Впрочем, ряд публикаций, посвященных этой зарождающейся индустрии, появился еще в прошлом году, так что включение RFID в данную «тройку» не стало полнейшей неожиданностью. Пока сенсорные метки сравнительно активно используются прежде всего в военных целях, однако начиная с этого года, по мнению IDC, гибрид радиометок и сенсорных датчиков получит массовое распространение во множестве отраслей. Разумеется, основным применением RFID, которое обеспечит данной технологии массовое использование, станет корпоративный сегмент рынка. Чипы RFID дадут компаниям возможность увеличить эффективность управления поставками и складскими запасами, а заодно позволят сократить количество краж и снизить трудозатраты. Интересно, что другая ведущая исследовательская компания — In Stat/MDR — разделяет уверенность в светлом будущем RFID и даже приводит конкретные данные. Согласно мнению аналитиков компании, оборот рынка сенсорных радиометок вырастет с 300 млн. долл. в 2004 году до 2,8 млрд. долл. к 2009-му.

Второй технологией будущего были названы mesh-сети. Они являются одноранговыми и беспроводными и строятся по сетчатой топологии. При этом в данной технологии будут использоваться пиринговая концепция построения сетей и сенсорные устройства, так называемые пылинки (motes), благодаря которым любое устройство сможет подключаться и выключаться из сети, не влияя на работу последней. По замыслу разработчиков, каждое устройство будет не только испускать и поглощать трафик, но и использоваться в качестве маршрутизатора. Первопроходцами, внедрившими mesh-сети, стали службы спасения. Ведущими компаниями-разработчиками в сфере сетчатой топологии являются Mesh Networks, Inc. и CrossBow Technology.

Замыкает тройку не больше не меньше как новая эволюционная ступенька Сети, которую называют семантическим Интернетом. Разработка ведется компанией W3C под руководством легендарного создателя Всемирной паутины Тима Бернерса-Ли (Tim Berners-Lee). Основной идеей нового Интернета является структурирование информации в различных базах данных на XML при помощи ряда новых стандартов, описывающих определения, имена и алгоритмы преобразования. Первые приложения для работы с семантическим Интернетом должны появиться уже в нынешнем году. Однако, как признают в IDC, до тех пор, пока отсутствуют механизмы совместимости и «безболезненного перехода» от «старого» Интернета к «новому», популярность данной технологии будет расти довольно медленно.

КомпьютерПресс 3'2005