Без хвоста и мышь не зверь

Андрей Хожемпо


     Список мировых мышиных бестселлеров (PC Data’ 1999)


Если даже у опытного пользователя Windows (или Mac OS, или Be OS) на время отобрать мышь, он ощутит почти полную беспомощность, столкнувшись с графическим интерфейсом операционной системы. В «Курсе молодого бойца» уже рассказывалось о том, что с хорошей памятью большинство операций в Windows можно порой заметно быстрее выполнять через комбинации «горячих клавиш» (см. КомпьютерПресс 1’2000 «Краткий курс «эсперанто» для Windows»). Но все же управление мышью — наиболее приятный и естественный способ навигации в графической среде.

Своему рождению «манипулятор типа мышь» (а именно так «правильно» называется это устройство), обязан Дугласу С. Энджелбарту. И хотя появление мыши затянулось на немалые 20 лет (с 1957 года по 1977-й), она, тем не менее, послужила предлогом к началу разработки нового на тот момент подхода к реализации интерфейса персонального компьютера.

Командная строка (в текстовом режиме) не прощала пользователю ошибок, тем самым не способствуя росту количества пользователей PC. Мышь же позволила реализовать графический пользовательский интерфейс: тот самый, который мы привыкли видеть на своем ПК. Впрочем, дебют мыши состоялся на персональном компьютере Apple Macintosh, что, возможно, и сделало его подлинно массовым устройством.

Благодаря природе человеческая рука является универсальным инструментом, позволяющим без затруднений совершать массу операций. Но верхом предусмотрительности человека явилось создание мыши, загнавшей нас из трехмерного в двухмерное пространство коврика мыши.

Первоначально мышь имела одну кнопку. Переход по функциональным меню определялся перемещением мыши, а выбор осуществлялся нажатием кнопки. При всей простоте подобный вариант не предусматривал гибкости, которую могло дать использование двух кнопок. В отличие от предшествующего варианта, одна из кнопок уже могла служить для подтверждения выбора, а вторая, скажем, для отмены или другого действия. Эта конфигурация оказалась наиболее удачной и жизнеспособной, просуществовав до последнего времени. В настоящий момент количество кнопок на современных моделях мышей растет столь стремительно, что этот манипулятор неуклонно приближается в своем сходстве к клавиатуре, приобретая недостатки последней. Например, у Microsoft IntelliMouse Explorer уже пять кнопок, и это далеко не предел (см. КомпьютерПресс  2 «Microsoft IntelliMouse Explorer» — второе мышиное восстание).

На мой взгляд, наличие трех кнопок можно считать пределом функциональности, но в большинстве приложений третья уже оказывается лишней и нисколько не помогает в работе. Именно двух- и трехкнопочные мыши с удобством умещаются в руке, чего порой не скажешь об иных «хвостатых товарищах». С недавних пор популярность приобрели устройства со специальным колесом прокрутки (с функцией скроллинга), расположенным посередине между кнопками. Благодаря этой функции возможно легко просмотреть содержимое экрана, что весьма удобно при работе с документами или в Internet.

Большинство современных дешевых мышей по типу своего устройства являются оптико-механическими. В их конструкции используется небольшой шарик, который выступает через нижнюю поверхность и по мере перемещения мыши вращает специальные колесики. Часть слова оптико- в названии указывает на то, что в основе конструкции мыши лежит оптика. Колесики, которые вращает шарик, имеют «спицы», от расположения которых зависит, может ли (или нет) проходить через них луч света, воспринимаемый специальными датчиками. Простенький контроллер, расположенный внутри мыши, обрабатывает информацию, полученную с датчиков, и передает сведения об изменившемся положении в компьютер. В силу дешевизны и неприхотливости данная конструкция мыши получила большое распространение, и, скорее всего, именно такая мышь сейчас находится перед вами.

При всем удобстве у незатейливых оптико-механических мышей есть пара недостатков: они не могут работать на неровной поверхности и быстро засоряются. Кроме того, они содержат в себе механические детали, что не исключает возможность поломки в силу износа механизма.

Альтернативой оптико-механической мыши является оптическая мышь. Отличительная особенность устройств подобной конструкции — отсутствие подвижных частей. В первых моделях использовались специальные фотодетекторы, которые, постоянно фотографируя размеченный разноцветными линиями коврик, определяют местоположение и направление движения мыши. Однако, в силу того, что для ее работы необходим специальный коврик, использовать эту мышь на других поверхностях невозможно. Мышь также перестает работать на загрязненной подложке, когда разметка перестает распознаваться считывающим устройством мыши.

Дороговизна (цены доходили до 100 долл.) и ряд недостатков сделали призрачной перспективу подобных устройств. Однако этой осенью компания Microsoft совершила микрореволюцию, выпустив на рынок семейство оптических мышей с технологией IntelliEye позволяющей работать почти на любой поверхности. Эти мыши обходятся вообще без подложки (коврика). По своему устройству они также являются оптическими, но несколько отличаются от своих предков. С обратной стороны мыши расположена миниатюрная камера, совершающая до 1500 снимков в секунду. Изображение с камеры обрабатывается специальным микропроцессором, анализирующим снимки и определяющим направление перемещения мыши. Эти данные передаются в компьютер.

Пока о будущем этой породы мыши можно только гадать. Стоимость ее относительно высока и доходит до 60-80 долл. В то же время известно, что стоимость пяти наиболее популярных устройств не превышала 30 долл. (среди них Basic Mouse и Wheel Mouse от Microsoft, а также серия First Mouse от фирмы Logitech) до тех пор, пока эту высоту не начал осаждать очередной первенец от Microsoft, в ценовом плане оказавшийся дороже своих оппонентов в скромных два раза.

Второй момент, на который стоит обратить внимание, — то, как подключается хвост мыши к компьютеру. В настоящий момент для этого существует три основных способа.

Первый способ, почти десятилетие являвшийся самым массовым, — подключение через COM-порт. По сути, это самый «медленный» интерфейс. Мышь подсоединяется к специальному 9-контактному разъему, хотя местами встречаются и 25-контактные. Такой разъем преобладает на старых корпусах типа AT. Этот интерфейс обладает самой медленной частотой выдачи данных или операций по определению положения (около 13 в секунду). Это сказывается на «плавности хода» курсора мыши по экрану: если не вдаваться в подробности, эта величина показывает, сколько раз курсор мыши обновляется на экране монитора за 1 секунду. В домашних условиях это не создает проблем, а вот для профессиональных компьютеров может оказаться критичным.

Вторым, не менее массовым способом является подключение через разъем типа PS/2 (впервые применен на компьютере IBM PS/2). После в целом безуспешной истории с IBM PS/2 про этот компактный разъем забыли на годы. Вторая жизнь ему была дана корпусами типа ATX, где он стал де-факто стандартом для подключения не только мыши, но и клавиатуры. Частота отсчетов стала доходить уже до 40 в секунду, с возможностью регулирования этого параметра. Мыши с интерфейсом PS/2 не рекомендуется отключать (или подключать обратно) при включенном компьютере — может сгореть порт и материнская плата. Кстати, недостатками подобного рода не обладают ни мыши, подключаемые через COM-порт, ни нижеописанная USB-мышь.

Последний, третий тип подключения можно осуществить через порт USB. Это плоский разъем с четырьмя контактами. Частота отсчетов доходит до 200, с возможностью ее изменения. К разъему этого типа можно также подключить до 127 устройств, то есть мышей (на случай, если одной покажется мало). COM-мышек на одном компьютере может быть до двух штук, ну, а PS/2 и вовсе только одна (большинству, скорее всего, и этого будет достаточно).

И, конечно, мыши различаются по форме, что в ряде случаев играет ключевую роль. Первые угловато-квадратные модели было просто неудобно держать в руке. А так как работа за компьютером в значительной мере заключается в операциях с применением мыши, о факторе удобства, безусловно, забывать не стоит.

Прочитав эти заметки, вы смело можете считать, что разбираетесь в том, какие мыши есть на свете и как они работают. Разумеется, не стоит забывать о заботливом отношении к ним. Как и всякое компьютерное существо, мышка любит нежность, ласку и чистое, непыльное место.

КомпьютерПресс 4'2000

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует