Звуковые карты: «театральная» лихорадка

Сергей Асмаков

Особые приметы: 7.1 и 192/24

Источник вдохновения

Новинки сезона

   Audigy, версия 2

   TerraTec стремится ввысь

   Philips: подход реалистов

   Посланники Олимпа

Заключение

 

«Звуковой проектор» Pioneer как альтернатива многоканальной акустике

Особые приметы: 7.1 и 192/24

Многоканальность — этим словом можно охарактеризовать основное направление развития звуковых адаптеров в течение последних двух лет. Как и следовало ожидать, освоившись с производством звуковых карт для акустических систем формата 4.1 (главным образом это были системы с четырехканальным выходом: фронтальная пара плюс тыловая пара), производители двинулись дальше. Следующим шагом, который был вызван ростом популярности систем домашнего кинотеатра в сочетании с падением цен на приводы DVD-ROM, стало освоение систем 5.1 с полноценным физическим низкочастотным каналом. Правда, стоит отметить, что практически во всех звуковых адаптерах с поддержкой формата 5.1 декодирование многоканального цифрового сигнала производится программными средствами (драйвером либо программным плеером), что неизбежно съедает часть ресурсов системы.

Наряду с аналоговыми входами и выходами на звуковых адаптерах все чаще стали появляться и цифровые интерфейсы S/PDIF (во многих случаях — только выходы). Сделано это было в первую очередь для того, чтобы пользователи имели возможность воспроизводить звуковое сопровождение игр и фильмов1 через стационарную систему своего домашнего кинотеатра. Дополнительным бонусом для потребителя в данном случае являлась возможность подключения разнообразной цифровой аудиотехники — как портативной, так и стационарной.

Казалось бы, уже достигнут разумный предел возможностей бытовых звуковых карт, однако производители, недолго думая, устремились дальше. Начиная с 2001 года в продаже стали появляться звуковые адаптеры, поддерживающие вывод в форматах 6.12 и даже 7.1! И если практическое использование формата 6.1 еще представляется возможным (например, Creative даже выпустила соответствующий комплект многоканальной акустики — Inspire 6.1 6700), то предназначение системы 7.1 пока что является загадкой, поскольку ни декодеры DVD, ни применяемые для озвучивания игр средства моделирования трехмерного звука оперировать такой конфигурацией еще не умеют.

Примерно то же самое можно сказать и о стремлении к увеличению параметров цифрового сигнала: если еще пару лет тому назад для мультимедиакарт более чем достаточными значениями считались 48 кГц/16 бит, то прошлой весной основные игроки рынка выпустили изделия с поддержкой режима воспроизведения и записи сигнала с частотой дискретизации 96 кГц и разрядностью 24 бита. При этом стоит отметить, что в мультимедийных изделиях обработка сигнала с такой точностью если и целесообразна, то только в случае подключения к внешним устройствам через цифровые интерфейсы. К тому же в ряде моделей выпущенных звуковых карт с гордо красовавшимися на коробке цифрами 96/24 поддержка данного режима была реализована только при воспроизведении, а при оцифровке аналогового сигнала по-прежнему предельными параметрами оставались все те же 48 кГц/16 бит. В общем-то, практической пользы от повышения частоты дискретизации и разрядности сигнала в тракте записи мультимедийных звуковых карт нет никакой: с одной стороны, качество используемых в них аналоговых цепей, ЦАП и АЦП вряд ли позволит услышать различия в звучании фонограмм, записанных в форматах 48/16 и 96/24, а с другой — очень маловероятно, что в домашних условиях (даже в обители музыканта) найдется такой источник аналогового сигнала, для записи которого применение повышенных значений частоты и разрядности будет реально необходимо (особенно учитывая характеристики микрофонов и звукоснимателей бюджетного класса, а также весьма далекие от совершенства акустические условия).

Единственным более-менее разумным объяснением (если не считать притягательности больших чисел на упаковке) необходимости поддержки режимов, ранее считавшихся исключительной привилегией профессиональной звукозаписывающей техники, является совместимость с новыми аудиоформатами. Дело в том, что, например, стандарт DVD-Video предусматривает использование при записи звукового сопровождения многоканального звука с максимальной частотой дискретизации 96 кГц и разрядностью 24 бит. К тому же относительно недавно была утверждена окончательная спецификация на запись DVD-Audio, допускающая использование стереофонических фонограмм с максимальной частотой дискретизации 192 кГц и разрядностью 24 бита, что не замедлили взять на вооружение производители мультимедийных звуковых карт.

В начало В начало

Источник вдохновения

Как известно, характеристики современных звуковых адаптеров в первую очередь определяются возможностями использованных для их создания чипов. Именно поэтому рассмотрение новинок 2002-2003 годов логично будет начать с краткого обзора этих «основополагающих» комплектующих.

Вообще говоря, по сравнению с 2000-2001 годами ассортимент подобных изделий заметно сократился. Ряд поставщиков (в частности, Trident, Cirrus Logic, ESS Technology и ForteMedia) уже как минимум два года не выпускали новых моделей, переключившись на более перспективный и быстрорастущий рынок бытовой электроники.

Одно из самых ярких событий произошло на состоявшейся в самом начале лета выставке Computex 2002: известная компания VIA Technologies (а точнее, ее структурное подразделение VIA Audio) представила новый звуковой чип Envy 24HT. Основой при проектировании этого изделия послужили разработки специалистов небольшой компании ICEnsemble, купленной VIA в 2000 году. Именно на базе чипов Envy 24 выпускались звуковые адаптеры профессионального класса такими солидными производителями, как M-Audio3 и TerraTec, в те времена, когда ICEnsemble еще была самостоятельной компанией.

Но вернемся к чипу Envy 24HT и рассмотрим его базовые характеристики. Основное новшество — это поддержка частоты дискретизации до 192 кГц. Как и его предшественник, Envy 24HT обрабатывает сигнал с 24-битной точностью. Возможность обработки до четырех входящих и до восьми исходящих цифровых потоков позволяет строить на базе этого чипа звуковые адаптеры для шины PCI с поддержкой форматов 5.1, 6.1 и даже 7.1. Для взаимодействия с внешними компонентами предусмотрены шины I2S и АС-link; также реализованы передатчик цифрового выхода S/PDIF с линейным формирователем IEC958 и приемопередатчик MIDI-интерфейса. Выход S/PDIF позволяет передавать цифровой аудиопоток в форматах PCM, DTS и AC3.

За пару недель до наступления нынешнего года VIA представила модификацию этого чипа (VIA Envy24PT), предназначенную для реализации интегрированных звуковых адаптеров на системных платах. Главное ее отличие от Envy 24HT — это ограничение максимальной частоты дискретизации (до 96 кГц). В остальном все очень похоже: разрядность 24 бит, до восьми выходов (5.1, 6.1 или 7.1), выход S/PDIF и MIDI-интерфейс.

Что касается еще одного популярного поставщика звуковых чипов — C-Media, то эта компания предпочла сосредоточить свои усилия на разработке и выпуске решений для интегрированных звуковых адаптеров. В середине лета прошлого года C-Media представила новый чип — CMI-9739, позволяющий оперировать цифровым сигналом разрядностью до 20 бит и частотой дискретизации до 96 кГц. В чипе интегрированы усилитель для наушников, аналоговый вход для подключения сигнала со звукового выхода привода CD-ROM, вход и выход цифрового электрического интерфейса S/PDIF. Предусмотрена возможность установки специального переключателя, изменяющего функции внешних разъемов: аналоговый линейный вход «легким движением руки» превращается в выход для подключения тыловой стереопары, а микрофонный вход — в совмещенный выход для подключения колонок центрального канала и сабвуфера. На уровне драйверов поддерживаются наиболее популярные API трехмерного позиционируемого звука: DirectSound3D, A3D и EAX. Чип CMI-9739 может использоваться для создания интегрированных звуковых адаптеров на материнских платах, построенных на базе чипсетов Intel, VIA, ALi, и SiS.

В начало В начало

Новинки сезона

Ознакомившись с немногочисленными новинками в области звуковых чипов, вполне логично перейти к обзору новых моделей звуковых карт, появившихся во второй половине 2002-го — начале 2003 года.

Предваряя приведенные ниже описания, нужно отметить, что наиболее популярным решением у производителей дорогих моделей мультимедийных звуковых адаптеров в рассматриваемый период стал чип Envy 24HT, позволяющий реализовать самые модные веяния сезона — поддержку восьмиканального выхода формата 7.1, воспроизведение сигнала с частотой дискретизации 192 кГц и запись с цифровых и аналоговых входов с параметрами 96 кГц/24 бит. Исключение составили лишь те немногие производители, которые пользуются звуковыми чипами собственной разработки, в частности Creative Labs и Philips.

В начало В начало

Audigy, версия 2

Осенью прошлого года Creative Labs представила вторую эволюцию Audigy — семейство новых звуковых карт Audigy2. Главные новшества по сравнению с выпускавшимися ранее изделиями — это поддержка воспроизведения сигнала с частотой дискретизации до 192 кГц в стереорежиме и до 96 кГц в многоканальном режиме, а также акустических систем формата 6.1, причем как при декодировании Dolby Digital EX, так и для игр, использующих API трехмерного позиционируемого звука. Что касается последнего пункта, то Audigy2 поддерживает DirectSound3D и полный набор расширений EAX Advanced HD. Вдвое (до 64) по сравнению с картами предыдущего поколения возросло количество аппаратно поддерживаемых звуковых потоков DirectSound3D.

Еще одно существенное отличие карт Audigy2 от предшественников — возможность оцифровки аналогового сигнала с частотой дискретизации 96 кГц и разрядностью 24 бита4 . И хотя по изложенным в начале этой статьи причинам данная возможность вряд ли будет востребована большинством потенциальных пользователей, это было важно в первую очередь по маркетинговым соображениям.

Линейка звуковых карт Audigy2 включает три модели. Сначала были выпущены базовая и «платиновая» версии Audigy2, а в феврале этого года появилась и топ-модель — Audigy2 Platinum eX. Как и у предыдущего семейства звуковых карт Creative, основное отличие «платиновых» версий от базовой заключается в оснащении первых дополнительным коммутационным модулем. У Audigy2 Platinum он выполнен внутренним и устанавливается в стандартный 5-дюймовый отсек корпуса компьютера, а у Audigy2 Platinum eX — в виде внешнего блока, подключаемого к плате при помощи специального кабеля.

На передней панели коммутационного модуля Audigy2 Platinum имеются разъемы оптических и электрических коаксиальных цифровых входов и выходов S/PDIF, дополнительного аналогового линейного входа (RCA), монофонического аналогового входа с аттенюатором для подключения микрофона и электромузыкальных инструментов, входа и выхода MIDI-интерфейса, а также гнездо для подключения наушников, снабженное регулятором громкости. Кроме того, предусмотрен разъем интерфейса SB1394 (FireWire) и окошко ИК-приемника пульта ДУ.

При взгляде на внешний модуль Audigy2 Platinum eX возникают вполне однозначные ассоциации с SB Extigy, ибо их корпуса очень схожи по конструкции и окраске. На внешнем модуле Audigy2 Platinum eX имеются: полный набор разъемов цифровых интерфейсов, вход и выход MIDI-интерфейса, стерефонический аналоговый вход, два монофонических аналоговых входа (один из них совмещен с микрофонным и снабжен аттенюатором), фирменный многоканальный цифровой выход для подключения акустических систем Creative Inspire или Cambridge SoundWorks. Предусмотрены два доступных для использования порта SB1394 (FireWire), один из которых размещен на передней, а другой — на задней панели модуля. На передней панели расположены регулятор громкости, кнопка включения режима CMSS и окошко ИК-приемника пульта ДУ.

Что касается драйверов, то они унифицированы для всех моделей линеек SB Live!, Audigy и Audigy2 (естественно, набор доступных пользователю функциональных возможностей при этом варьируется в зависимости от конструктивных особенностей имеющегося звукового адаптера).

В начало В начало

TerraTec стремится ввысь

Весной прошлого года на выставке CeBIT компания TerraTec бросила прямой вызов Creative Labs, выпустив карту SoundSystem DMX 6fire24/96 — первый мультимедийный звуковой адаптер с многоканальным выходом 5.1 и возможностью оцифровки аналогового сигнала в формате 96 кГц/24 бита. Спустя примерно полгода, в октябре, TerraTec представила новую линейку звуковых карт под общим названием Aureon.

Младшая модель линейки — Aureon 5.1 fun — построена на базе известного чипа C-Media CMI-8738, из чего можно заключить, что ориентирована эта карта главным образом на бюджетные ПК. Карта оснащена шестиканальным аналоговым выходом, что позволяет использовать ее совместно с двух-, четырех- и шестиканальными акустическими системами. Декодирование многоканального цифрового потока осуществляется программно, средствами драйвера. Максимальные параметры сигнала при записи и воспроизведении — 48 кГц/16 бит. Поддерживается большой набор API трехмерного позиционируемого звука: DirectSound3D, EAX 1.0 и 2.0, A3D 1.0, I3Dl2 и Sensaura. Для записи сигнала с аналоговых источников имеются линейный и микрофонный входы. Несколько необычным для недорогой мультимедийной карты выглядит наличие не только выхода, но и входа оптического S/PDIF. Также на плате предусмотрены два внутренних аналоговых входа с разъемами МРС.

Несмотря на очень похожее название, звуковая карта Aureon 5.1 sky построена на базе гораздо более современного и мощного чипа Envy24HT. Правда, его возможности в данном изделии используются не полностью: реализован шестиканальный аналоговый выход (с возможностью подключения двух-, четырех- и шестиканальной акустической системы), а также оптические вход и выход S/PDIF. Для записи аналогового сигнала имеются линейный и микрофонный входы. По классификации TerraTec данная звуковая карта относится к четвертому поколению (4G Sound), то есть поддерживает запись и воспроизведение сигнала с максимальными параметрами 96 кГц/24 бита. Помимо программного декодирования Dolby Digital поддерживается ряд API трехмерного позиционируемого звука: DirectSound3D, EAX 1.0 и 2.0, A3D 1.0, I3Dl2 и Sensaura.

Венчает линейку звуковых карт Aureon «космическая» топ-модель — Aureon 7.1 space. Она также создана на базе чипа Envy24HT, но, в отличие от предыдущей модели, поддерживает вывод сигнала в форматах 5.1, 6.1 и 7.1 и может работать с восьмиканальными акустическими системами. Что касается остальных характеристик, то они такие же, как и у Aureon 5.1 sky. На заглушке платы расположены гнезда линейного и микрофонного входов, четырех пар аналоговых выходов, а также оптические вход и выход S/PDIF. Кроме того, на самой плате имеются разъемы внутренних входов: одного цифрового и трех аналоговых.

В начало В начало

Philips: подход реалистов

Примерно год назад компания Philips выпустила новую линейку звуковых карт серии Edge — Acoustic Edge (PSC706), Seismic Edge (PSC705) и Rhythmic Edge (PSC703), построенных на базе чипа ThunderBird Avenger (Philips SAA7785), разработанного совместными усилиями Philips и QSound.

В декабре 2002-го Philips представила две новые модели звуковых карт этого семейства. На фоне всеобщей гонки за количеством каналов, бит и килогерц этот анонс выглядел несколько необычно, поскольку серию Edge пополнили не топ-модели с поддержкой форматов 7.1 и 96/24, а относительно недорогие изделия начального уровня.

Звуковая карта Dynamic Edge 4.1 (PSC604) оснащена четырехканальным аналоговым выходом, что позволяет использовать ее со стереофонической акустикой или с системой формата 4.1. Поддерживается обработка сигнала с частотой дискретизации до 48 кГц и разрядностью до 16 бит. Кроме того, на карте имеется электрический коаксиальный выход S/PDIF, через который можно транслировать как стереофонический (PCM), так и многоканальный цифровой поток формата Dolby Digital и DTS. Из API трехмерного позиционируемого звука поддерживаются DirectSound3D (до 96 аудиопотоков), EAX 2.0, QSound3DInteractive и QMSS (QSound Multi-Speaker System). Предусмотрена также возможность эмуляции режима окружающего звука при воспроизведении через стереофонические акустические системы. Для этого используются специальные технологии, разработанные QSound, — QSound3DInteractive для трехмерного позиционируемого звука и QXpander для музыкальных программ и фильмов. Запись аналогового сигнала с внешних источников можно осуществлять через линейный и микрофонный входы. На плате имеются гейм-порт и MIDI-интерфейс.

Еще одна новая модель, Sonic Edge 5.1 (PSC605), по своей конструкции схожа с описанной выше Dynamic Edge 4.1. Основное отличие — дополнительная пара аналоговых выходов (центральный канал/сабвуфер), благодаря чему Sonic Edge 5.1 можно использовать с акустическими системами формата 5.1. Кроме того, добавлены алгоритмы QSizzle и QRumble для улучшения звучания при воспроизведении файлов сжатых форматов.

В начало В начало

Посланники Олимпа

В прошедшем году наметилась одна весьма интересная тенденция: на рынок мультимедийных звуковых карт стали приходить компании, до недавнего времени специализировавшиеся исключительно на выпуске профессионального и полупрофессионального звукового оборудования. Вполне вероятно, что предпринять попытку освоения мультимедийного рынка их побудило кардинальное изменение его структуры, наблюдающееся в течение последних трех лет.

Немецкая компания M-Audio представила свою первую мультимедийную звуковую карту — Revolution 7.1, созданную на базе чипа Envy24HT. Эта карта поддерживает декодирование (программными средствами) цифрового потока форматов DTS и Dolby Digital 5.1/EX и вывод многоканального аудио в форматах 5.1, 6.1 и 7.1. Возможна обработка сигнала с частотой дискретизации до 192 кГц (при записи с аналоговых входов — до 96 кГц) и разрядностью до 24 бит. Производитель гарантирует отношение «сигнал/шум» не менее 107 дБ и коэффициент гармоник не более 0,003%. Что касается игрового звука, то поддерживаются наиболее популярные на сегодняшний день API трехмерного позиционируемого звука: Sensaura, DirectSound3D, EAX и A3D. Для воспроизведения стереофонических фонограмм в режиме окружающего звука предусмотрен специальный режим CircleSurround II. Еще один фирменный алгоритм обработки — TruSurround XT — позволяет имитировать звучание многоканальной системы при воспроизведении сигнала на стереофонических акустических системах или в наушниках. На заглушке платы расположены разъемы линейного и микрофонного аналоговых входов, четыре гнезда пар аналоговых выходов и электрический коаксиальный выход цифрового интерфейса S/PDIF.

Еще один представитель компьютерного «звукового Олимпа», расширяющий свое присутствие на рынке мультимедийных звуковых карт, — компания Audiotrak5. Чуть более года тому назад Audiotrak в качестве пробного шара выпустила звуковую карту MAYA 7.1, оснащенную восьмиканальным выходом и поддерживающую на программном уровне декодирование многоканального цифрового потока Dolby Digital. Кроме того, через цифровой оптический выход S/PDIF можно было транслировать многоканальный цифровой поток форматов AC3, Dolby Digital и DTS на внешний ресивер или декодер. Запись и воспроизведение сигнала осуществлялись с максимальной частотой дискретизации 48 кГц и разрядностью 16 бит.

Летом прошлого года Audiotrak выпустила новую мультимедийную звуковую карту — Prodigy 192, построенную на базе чипа Envy24HT. Наличие восьми физических аналоговых выходов позволяет подключать акустику конфигурации 5.1, 6.1 и даже 7.1. Prodigy 192 позволяет обрабатывать и воспроизводить сигнал с частотой дискретизации до 192 кГц и разрядностью до 24 бит; при записи максимальное значение частота дискретизации составляет 96 кГц. Программно (на уровне драйвера) поддерживается декодирование многоканального цифрового потока форматов Dolby Digital и DTS. Помимо привычного набора аналоговых входов-выходов на заглушке платы предусмотрены два разъема цифровых выходов S/PDIF: оптического и электрического коаксиального. Также имеется и один внутренний цифровой вход S/PDIF для подключения сигнала с цифрового выхода привода CD-ROM. В качестве опции можно приобрести дочернюю карту MI/ODI/O, на которой реализованы цифровой оптический вход, электрический коаксиальный вход и выход S/PDIF, а также вход и выход MIDI-интерфейса.

В начало В начало

Заключение

Как и следовало ожидать, радикальных изменений ситуации на рынке мультимедийных звуковых карт за прошедший год не произошло. Бесспорным лидером в этом сегменте рынка по-прежнему остается Creative Labs. Удачное сочетание потребительских свойств ее изделий, а также наличие собственной исследовательской и производственной базы позволяет оперативно реагировать на потребности рынка и при этом не зависеть от деятельности других компаний, а огромные финансовые ресурсы открывают широкие возможности по агрессивному продвижению своей продукции. Однако есть и еще одна причина, о которой следует рассказать более подробно.

Как ни печально, повальное увлечение многоканальным звуком, вызванное волной популярности домашних кинотеатров, подчас приобретает гипертрофированные формы. Вот лишь одна маленькая деталь: на многих современных звуковых картах (причем весьма недешевых!) отсутствует разъем гейм-порта. Даже если предположить, что гейм-порт уже не нужен вследствие того, что вся современная игровая периферия использует для подключения к ПК более современный USB, то как же тогда быть с MIDI? Ведь традиционно для подключения внешних MIDI-устройств на мультимедийных звуковых картах использовался разъем гейм-порта… Однако производителям до этого дела нет: раз громоздкий разъем гейм-порта не умещается на заглушке из-за постоянно растущего количества разъемов входов-выходов, то про него просто «забывают»: в конце концов, нынче в моде домашний кинотеатр, а не домашний музыкант. И если взглянуть на рекламные материалы многих производителей звуковых адаптеров, то может сложиться впечатление, что пользователи приобретают компьютер исключительно для того, чтобы играть в окружении частокола колонок, в перерывах посматривая новинки цифрового кинематографа.

Однако мультимедийные звуковые карты по определению должны быть универсальными устройствами и, следовательно, обеспечивать не только воспроизведение «потрясающих звуковых эффектов» DVD-фильмов и «ошеломляющего окружающего звука» в играх, но и справляться с более прозаическими вещами, например осуществлять запись приемлемого качества с различных внешних источников, обеспечивать возможность подключения игровой периферии и внешних MIDI-устройств, работать в качестве эффект-процессора… К сожалению, для любителей домашнего музицирования, использующих возможности ПК, многие современные модели мультимедийных звуковых карт просто непригодны в силу своей исключительной «кинотеатральной» однобокости.

В этой ситуации весьма убедительным преимуществом звуковых карт Creative является именно их сбалансированность и универсальность. Следуя общей «театральной» моде, разработчики новых моделей SoundBlaster тем не менее не забывают и об остальном. Кроме многоканального выхода и поддержки формата 96/24, на картах SoundBlaster Audigy и Audigy2 есть и гейм-порт, и неплохой аппаратный синтезатор, и мощный эффект-процессор, и полноценный MIDI-интерфейс, и даже порт FireWire, а в «платиновых» версиях — и беспроводной пульт ДУ. Так что конкурирующим компаниям есть о чем подумать при создании новых моделей — если они, конечно, хотят расширить свою рыночную долю.

Если же посмотреть на рынок звуковых адаптеров в целом, то нельзя не заметить увеличения сегмента звуковых адаптеров, интегрированных на системных платах. Поскольку по своим характеристикам последние модели соответствующих звуковых чипов уже вплотную приблизились к аналогичным изделиям, используемым для построения звуковых PCI-плат, то для многих потребителей более низкая стоимость интегрированных решений играет решающую роль при выборе оптимальной звуковой подсистемы ПК. Кстати, именно этим объясняется стремительное уменьшение спроса на звуковые адаптеры начального уровня.

Как и в ряде других сегментов рынка компьютерных комплектующих, здесь наблюдается своего рода кризис жанра: для подавляющего большинства пользователей технические характеристики современных звуковых карт уже более чем достаточны. Дальнейшее повышение точности обработки сигнала становится нецелесообразным, поскольку для того, чтобы услышать хоть какую-нибудь разницу, необходимо использовать микросхемы ЦАП/АЦП и аналоговые цепи соответствующего уровня. Но тогда получится уже профессиональная звуковая карта ценой в 500 долл. и выше, а такие продукты вряд ли найдут своего покупателя на массовом рынке.

Наиболее разумным решением в данной ситуации могло бы стать дальнейшее расширение функциональности звуковых карт, например оснащение их аппаратными декодерами многоканального цифрового сигнала, современными высокоскоростными интерфейсами и т.п. Однако маниакальное стремление к увеличению количественных показателей в обозримом будущем едва ли уступит место качественно иному подходу. Сомнительная магия больших чисел является сегодня главным маркетинговым инструментом, используемым производителями для привлечения внимания потребителей к своей продукции. А тот факт, что многие модели описанных выше звуковых карт напоминают «Запорожец», укомплектованный двигателем от «Феррари», никого не смущает. И вполне возможно, что в течение этого года мы станем свидетелями очередного витка «гонки вооружений».

 

При подготовке статьи были использованы материалы Web-сайтов Creative Labs (http://www.soundblaster.com/), M-Audio (http://www.m-audio.com/), Philips Consumer Electronics (http://www.ce.philips.com/), TerraTec (http://www.terratec.com/) и VIA (http://www.via.com.tw/).

КомпьютерПресс 4'2003