Структура рынка IT-безопасности

Интервью с Денисом Зенкиным, руководителем информационной службы «Лаборатории Касперского»

 

КомпьютерПресс: Прежде всего хотелось бы услышать ваше мнение о том, насколько сформировалось понятие «рынок IT-безопасности». Мне попадались различные исследования, в которых применяются разные подходы к описанию этого рынка. Например, в обзоре рынка IT-безопасности IDC обычно выделяются следующие сегменты: файрволлы, шифрование, антивирусное ПО, системы ААА (аутентификация, авторизация, администрирование). В отчете фирмы «Кобион» к рынку IT-систем безопасности относят также рынки Security Token, рынок биометрических устройств и рынок систем контент-секьюрити (Сontent Securuty). В отчете Instat/MDR в качестве основных сегментов рынка IT-безопасности называются: рынки MSS (Мanaged Security Services —: управляемые службы безопасности), рынок IDP (Intrusion Detection and Prevention —: системы обнаружения вторжения и предотвращения вторжения), включающий Intrusion Detection System (IDS) и Intrusion Prevention System (IPS). Проблема состоит в том, что многие аналитики приводят абсолютные показатели рынка IT-безопасности, не указывая структуры этого рынка. В результате возникает путаница. Не могли бы вы прояснить ситуацию? Существует ли общепринятая структура рынка IT-безопасности, какие сегменты она предусматривает и каковы их объемы?

Денис Зенкин: Исходя из имеющегося опыта, я могу с уверенностью сказать, что наиболее репрезентативным и, как следствие, чаще всего применяемым является именно деление рынка безопасности IDC. В соответствии с ним к рынку информационной защиты относятся:

• рынок ISS (Information Security Services —: услуги по обеспечению информационной безопасности), в который входят консалтинговые услуги, а также услуги по внедрению, управлению, мониторингу, рисковому и сервисному сопровождению решений в области IT-безопасности;

• рынок SSM (Security Software Market), включающий системы ААА, контент-секьюрити (антивирусная защита, в том числе почтового и Web-трафика), шифрование, брандмауэры и сети VPN, системы ID&VA (Intrusion Detection and Vulnerability Assessment  —: отслеживание вторжений и оценка уязвимостей);

• рынок оборудования для обеспечения информационной безопасности (Security Hardware). Он представлен аппаратными решениями для межсетевого взаимодействия и сетей VPN, различными устройствами аппаратной авторизации (IT smart card, Security Token1, биометрические устройства, оборудование для криптографической защиты и прочее профильное оборудование (например, оборудование для антивирусной фильтрации проходящего через Интернет-шлюз трафика, защиты почтовых серверов, контентной фильтрации).

Говоря о долевом соотношении указанных сегментов рынка, необходимо отметить, что на первое место выходят именно услуги по обеспечению информационной безопасности. Это вызвано рядом причин, одна из которых —: участившиеся случаи использования аутсорсинга, когда система защиты разрабатывается, внедряется, а затем поддерживается сторонней по отношению к заказчику организацией. Это дает бизнес-клиенту целый ряд преимуществ. Итак, сегменты рынка информационной защиты распределены следующим образом: Information Security Services —: 48%, Security Software Market —: 34%, Security Hardware —: 18%.

 


1 Security Token, или токены, —: устройства, предназначенные для авторизации пользователя системы: с жетона считывается уникальный код, а пользователь допускается в систему.

 

 

КП: Каковы же основные игроки в этих сегментах рынка?

Д.З.: Прежде всего необходимо рассмотреть две различные подгруппы инструментов обеспечения информационной защиты —: программную и аппаратную. На рынке программных средств IT-безопасности нет безоговорочного лидера. Это очень высококонкурентная среда, и лидирующая сегодня компания уже завтра может отстать от конкурентов. Поэтому занимаемые ведущими производителями доли рынка различаются не столь значительно: Symantec —: 12%, Check Point —: 9%, Network Associates —: 8%, Computer Associates —: 7%, IBM —: 5%.

В то же время пальму первенства на международном рынке оборудования для информационной безопасности уже давно и прочно удерживает американская компания Cisco Systems. В целом рыночное пространство делится между ведущими вендорами следующим образом: Cisco —: 34%, Netscreen —: 16%, Nokia —:13%, SonicWALL —: 5%, WatchGuard —: 4%.

КП: А как обстоит дело в России?

Д.З.: Увы, в настоящее время российский рынок недостаточно изучен для выделения долей его участников. На данный момент нам доступны лишь коммерческие показатели деятельности ведущих представителей российского IT-сектора (см. таблицу).

 

Компании —: разработчики решений в области защиты информации (источник —: CNewsSecurity)

* Оценки CNewsAnalytics, сделанные на основе данных Госкомстата, инсайдерской информации и данных о реализованных компаниями проектах (оценки не подтверждены компаниями).
** Показатели в долларах пересчитаны по среднему курсу за 2002 год —: 31,35  руб.
*** Показатели в долларах пересчитаны по среднему курсу за 2001 год —: 29,18  руб.
1 Данные включают выручку только от продажи услуг и продуктов в сфере защиты информации.
2 Данные включают выручку только от продажи собственных продуктов ОКБ САПР.
Примечание: В таблице представлены только российские компании, предоставившие данные для участия в рейтинге.

КП: Какие компании являются основными игроками на мировом рынке антивирусного ПО?

Д.З.: В результате долгой и кровопролитной конкурентной борьбы основную часть международного рынка антивирусных продуктов поделили между собой три лидера: Symantec Corp, Network Associates, Inc. и Trend Micro. В целом участие ведущих производителей антивирусного ПО выглядит следующим образом: Symantec Corp —: 37%, Network Associates Inc. —: 24%, Trend Miсro —: 14%, Computer Associates  —: 5%, Sophos —: 3%.

КП: Можете ли вы привести аналогичный список для России?

Д.З.: В полной мере ответить на этот вопрос вновь не позволяет несовершенство российской статистики. Однозначной статистической базы по долевой оценке российского рынка сейчас не существует. Насколько мне известно, по различным оценкам, в настоящее время продукты «Лаборатории Касперского» составляют 50-60% российского рынка. Оставшуюся часть рынка делят прочие игроки, в первую очередь Symantec, Trend Micro, Panda и «ДиалогНаука».

КП: Каковы последние тенденции развития рынка IT-безопасности?

Д.З.: Для различных сегментов рынка IT-безопасности характерны следующие общие тенденции:

• несмотря на сокращение IT-бюджетов представителями корпоративного сектора, наблюдается увеличение инвестиций по направлению информационной защиты;

• возрастает интерес к решениям в области информационной безопасности со стороны представителей среднего и малого бизнеса. В ответ на это крупнейшие разработчики программных продуктов для защиты от электронных угроз представили специальные линейки продуктов для данного сектора бизнеса;

• национальный IT-рынок становится в целом более консолидированным за счет поглощения малых компаний крупными, слияний и альянсов;

• растет популярность комплексных решений в области безопасности (файерволлы+IDS (Intrusion Detection Systems —: cистемы обнаружения вторжения)+антивирус+e-mail-сканирование+Web-фильтрация и т.д.);

• растет популярность решений «безопасность как сервис», в рамках которых предоставленная система безопасности обеспечивается сопровождением со стороны разработчика;

• повышается актуальность борьбы со спамом и контроля активности персонала в сети: все ведущие антивирусные компании включили в свои линейки подобные решения.

КП: Как известно, наиболее эффективным способом антивирусной защиты являются не столько антивирусные средства для конечных пользователей, сколько средства защиты, предназначенные для серверов обмена сообщениями. Что именно из подобных средств вы можете предложить администраторам корпоративных серверов обмена сообщениями, таких как Microsoft Exchange, Lotus Notes, Novell GroupWise?

Д.З.: Безусловно, наши разработки не ограничиваются средой Windows. Ведь защита от электронных угроз требуется всем пользователям. Поэтому портфель продуктов «Лаборатории Касперского» включает широкий спектр средств антивирусной защиты для почтовых шлюзов. Мы защищаем следующие почтовые системы: MS Exchange Server 5.5/2000/2003, Lotus Notes/Domino, Linux Mail Server и FreeBSD/OpenBSD Mail.

КП: Для каких платформ, отличных от настольных версий Windows, ваша компания предлагает или планирует предложить антивирусные средства? 

Д.З.: Сегодня «Лаборатория Касперского» разрабатывает программные решения для различных потребительских категорий —: от домашних пользователей до крупных корпоративных заказчиков. Таким образом, линейка продуктов, предназначенных для среднего и малого бизнеса, обеспечивает защиту следующих, отличных от Windows систем: файловые серверы —: Linux File Server, FreeBSD/OpenBSD File Servers, Novell NetWare, Samba Servers; почтовые системы —: Lotus Notes/Domino, Linux Mail Server, FreeBSD/OpenBSD Mail; защита Интернет-шлюзов —: Microsoft ISA Server; защита от спама —: Linux, FreeBSD.

Продукты «Лаборатории Касперского» могут защитить и корпоративные сети любого масштаба. В состав популярного решения Kaspersky Corporate Suite входит антивирусная защита узлов корпоративной сети, отвечающих за контроль поступающей в сеть информации (межсетевые экраны Check Point Firewall-1, Microsoft ISA Server), данных на рабочих станциях (Windows 98/Mе, Windows 2000/NT/XP Workstation, OS/2), «наладонных» компьютеров (Palm OS), файловых серверов (Windows 2000/NT Server, Linux, Novell NetWare, FreeBSD, OpenBSD) и почтовых программ (MS Exchange Server 5.5/2000, Lotus Notes/Domino, Sendmail, Qmail, Postfix, Exim).

КП: Есть ли среди ваших продуктов средства, адресованные Интернет-провайдерам?

Д.З.: Все разработки «Лаборатории Касперского», предназначенные для защиты почтовых сообщений от вирусов и спама, активно применяются Интернет-провайдерами. В области антиспамовой защиты мы даже выпустили специальный продукт для Интернет-провайдеров  —: Kaspersky Anti-Spam ISP Edition, оптимизированный для обработки исключительно больших объемов данных в масштабе реального времени.

 

Беседу провел Александр Прохоров

КомпьютерПресс 4'2004


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует