Компьютерная телефония как она есть

Николай Прокофьев

   Компьютерная телефония как средство усовершенствования офисных телефонных сетей

   Компьютерная телефония как средство усовершенствования телефонных аппаратов

   Телефония как средство усовершенствования компьютера. Аппаратура

   Телефония как средство усовершенствования локальных сетей

   Выход за пределы голосовой почты, электронной почты и факсимильной почты

   Графический интерфейс для средств компьютерной телефонии

   Расширение возможностей факсимильного обмена

К вопросу о совместимости...

… и о простоте

А что в России?

 

Появление компьютерной телефонии вкупе с IP-телефонией произвело кардинальное изменение во взглядах на телефонию вообще и на способы ее использования в частности. Этот прорыв произошел во многом благодаря росту популярности персонального компьютера, нашедшего применение во всех сферах человеческой деятельности. Тот факт, что удаленный доступ к данным с персонального компьютера в абсолютном большинстве случаев осуществлялся по существующей телефонной инфраструктуре, положил начало интеграции обычной телефонии и PC. Эта интеграция имеет два направления:

  • персональный компьютер пытается заменить собой телефонный аппарат (коммуникационные приложения для сети Интернет);
  • телефонная инфраструктура все чаще рассматривается исключительно как средство обеспечения удаленного доступа к данным.

В настоящее время мы имеем две практически параллельные инфраструктуры: компьютерной сети и телефонии. Идея их объединения нашла свое физическое воплощение в технологии CTI (Computer Telephony Integration), которая с каждым годом получает все большее распространение, позволяя повысить эффективность труда сотрудников за счет автоматизации ряда рутинных действий и предоставления новых услуг. Наиболее популярным применением этой технологии является частичная передача компьютеру функций секретаря, что позволяет максимально упростить процесс обучения нового сотрудника. Список применений новой технологии крайне обширен, мы приведем лишь некоторые конкретные примеры.

Компьютерная телефония как средство усовершенствования офисных телефонных сетей

Любая офисная телефонная система (общего назначения или специализированная) стала теперь доступной для внешнего компьютерного управления на базе стандартов. В настоящее время практически все изготовители телефонного коммутационного оборудования работают с системой TSAPI, на базе которой и разрабатываются реальные приложения.

В начало В начало

Компьютерная телефония как средство усовершенствования телефонных аппаратов

Все большее число телефонов подключается к последовательным портам PC. Существует возможность эмуляции телефонных аппаратов при помощи плат расширения в стандарте TAPI. Хотя этот подход пока не получил должного развития, но здесь возможны новые существенные достижения.

В начало В начало

Телефония как средство усовершенствования компьютера. Аппаратура

Для ноутбуков и настольных систем (PC, Sun, VME и т.д.) компьютерная телефония — альтернатива одноканальным модемам. Вот некоторые последние достижения: интегрированные устройства для голосовой и факсимильной связи и передачи данных (SVD, simultaneous voice/data/fax), Serial Bus, GeoPort, программируемые микросхемы цифровой обработки сигнала на системных платах и звуковые системы.

В начало В начало

Телефония как средство усовершенствования локальных сетей

Изохронный Ethernet добавляет 96 полнодуплексных цифровых голосовых каналов к стандартному 10-мегабитному сигналу локальных сетей Ethernet. Удобства этого решения не сводятся только к возможности отказа от традиционных телефонных коммутаторов. Кроме того, появляется возможность объединения голосовых каналов для передачи более объемной информации, например видео.

В начало В начало

Выход за пределы голосовой почты, электронной почты и факсимильной почты

Различные формы обмена сообщениями распространяются сейчас повсюду. Настало время по-новому подойти к обмену сообщениями — перейти к управлению сообщениями, пересылке, обработке и просто привыкнуть к жизни с кардинально увеличившимся потоком сообщений, который обрушивается на наши головы. Основным направлением здесь является дальнейшее развитие единой среды обмена сообщениями (unified messaging) с использованием распознавания речи и преобразования «текст—речь», а также создание единой среды обмена сообщениями в локальных сетях.

В начало В начало

Графический интерфейс для средств компьютерной телефонии

Телефонные системы обретают удобные компьютерные интерфейсы пользователя, что облегчает их использование лицами без специальной подготовки. Генераторы приложений также становятся иными. Например, теперь для работы в этой области можно использовать Visual Basic. Нелишне будет ознакомиться с новыми возможностями TSAPI на базе Visual Basic. Новые интерфейсы позволяют существенно расширить круг пользователей CTI.

В начало В начало

Расширение возможностей факсимильного обмена

Новые стандарты, новые микросхемы, новые программы превращают факс в серьезный инструмент деловой жизни и маркетинга и позволяют интегрировать это средство в офисную телефонно-компьютерную систему. Соединив факс со средствами оптического распознавания символов и преобразования «текст—речь», можно научить компьютер читать факсы вслух по телефону.

В начало В начало

К вопросу о совместимости...

Через классическую плату компьютерной телефонии к компьютеру можно подключить самую настоящую телефонную станцию. Такие платы подключаются в стандартные разъемы расширения компьютера, но взаимодействуют между собой через собственный «телефонный» канал (SCbus), вследствие чего весь телефонный поток данных не загружает системную шину компьютера. В то же время ответственность за управление коммутацией телефонных каналов и прочими функциями лежит на центральном процессоре. Кроме того, оборудование CTI может выполнять распознавание типов сигнала: посылок тонального набора номера, речевых команд, а также импульсного набора. Еще одна типичная для CTI функция — прием и передача факсов.

Ведущим производителем и разработчиком промышленных стандартов на аппаратные средства для систем компьютерной телефонии является подразделение процессорного гиганта Intel — американская компания Dialogic Corporation (Dialogic an Intel Company). Каждый третий звонок, приходящий в системы КТ по всему миру, принимается платой Dialogic. Использование стандартов позволило избежать проблем совместимости оборудования от разных производителей и реализовать стандартный подход к разработке прикладных систем. Сегодня основные стандарты отрасли поддерживает большинство поставщиков обеспечений для компьютерной телефонии и разработчиков алгоритмов.

В начало В начало

… и о простоте

Если классическая телефонная станция после установки требует настройки телефонистом (желательно опытным), то настройку компьютерной телефонии лучше доверить программисту. Тот факт, что мы приобрели необходимое оборудование, установили его в компьютер и подключили к внешним линиям, еще ничего не значит. Чтобы все заработало, необходимо настроить соответствующее программное обеспечение. Самый простой способ программировать приложения компьютерной телефонии — приобретение Dialogic SDK, представляющего собой полный набор драйверов и C-библиотек под одну из операционных систем: MS-DOS, Windows 95, Windows NT, OS/2, UNIX (SCO, Solaris, UnixWare, Interactive, AIX, UHC). В комплект также входит документация и примеры программ. Dialogic SDK можно либо бесплатно переписать с сервера http://www.support.dialogic.com/ (на этом сервере вы также найдете очень много примеров программ под различные операционные системы в исходных текстах, советы по программированию, отчеты об ошибках и т.д.), либо приобрести в CompTek на компакт-диске по цене носителя. В принципе, этого SDK достаточно для реализации всех аппаратных возможностей плат и для разработки любого приложения. Программист пишет обычную полноценную программу на языке C, включая в нее функции обращения к платам Dialogic. Однако программирование на таком уровне хотя и несет в себе максимальную гибкость, требует очень высокой квалификации разработчика и при этом занимает значительное время. Разработка даже самой простой системы может занять не один месяц.

В начало В начало

А что в России?

В России в настоящее время наблюдается рост продаж оборудования компьютерной телефонии. Один из лидеров этого рынка — компания CompTek International — предоставляет полный спектр услуг по развертыванию, настройке и сопровождению систем компьютерной телефонии. Являясь партнером Dialogic, компания CompTek International имеет в наличии полный ассортимент плат компьютерной телефонии. Однако надо помнить, что вряд ли вам немедленно установят систему, которая сразу будет делать как раз то, что вам нужно, — скорее всего потребуется дополнительная настройка на вашу задачу. Лучше поручить эту работу специалистам с большим опытом разработки и поддержки таких систем, которые смогут быстро произвести все необходимые настройки. Вообще, для компьютерной телефонии типичен именно индивидуальный подход к каждому конкретному конечному пользователю.

КомпьютерПресс 5'2001