Коротко о handsfree в автомобиле

Актуальный очерк о телефонных гарнитурах и устройствах громкоговорящей связи

Владимир Богданов

Системы handsfree по назначению

Практическая сторона использования бюджетных гарнитур

Сотовый телефон и здоровье: сплошные X-Files, или Сам черт ногу сломит

Что за всем этим кроется? Мнение автора

 

Статья о handsfree в компьютерном журнале? Да, и без всякой натяжки: коль скоро современный сотовый телефон отличается от компьютера лишь отсутствием мышки, считайте, что эта статья о подсистеме ввода-вывода для «коммуникационного компьютера». Тем более что данная тема, к сожалению, поднята не случайно.

Уже с 1 апреля российских автомобилистов ничтоже сумняшеся могут оштрафовать на 20 рублей за приложенную к уху трубку во время движения. Сторонники соответствующего дополнения к правилам дорожного движения аргументируют свою точку зрения тем, что при использовании мобильного телефона без системы «свободные руки» вероятность дорожно-транспортного происшествия возрастает в девять раз — почти на порядок. Цифра просто умиляет своей точностью. Так что же такое handsfree и с чем придется столкнуться автомобилистам в ближайшем будущем?

Системы handsfree по назначению

Под обиходным названием handsfree (от англ. — «свободные руки») обычно скрываются телефонные гарнитуры и системы громкоговорящей связи, позволяющие беседовать по мобильному телефону, не прикладывая трубку к уху. Самым доступным видом handsfree является проводная гарнитура, или «пешеходная» handsfree. Она представляет собой спаренный провод с интерфейсом подключения к телефону, с одной стороны, и наушником с микрофоном — с другой. Ничего сложного: телефон кладется в карман, шнур пропускается под верхней одеждой и крепится на воротнике при помощи клипсы. При поступлении входящего вызова нужно лишь успеть надеть наушник и в некоторых случаях — нажать кнопку на телефоне. Такие handsfree стоят от 300 до 700 рублей в зависимости от «фирменности». При покупке стоит учитывать, что пешеходная handsfree — не более чем расходный материал, который, каким бы фирменным он ни был, все равно имеет ограниченный ресурс. Поэтому переплачивать за «оригинальность» аксессуара не стоит: лучше потратьте минуту на телефонный разговор, чтобы проверить нефирменную гарнитуру в действии.

Стационарные автомобильные системы громкоговорящей связи стоят значительно дороже — от 200 долл. за оборудование и от 50 до 400 долл. за установку и интеграцию с электроникой автомобиля. Так-то вот. Для установки такого оборудования требуется распотрошить всю приборную панель и обшивку дверей. Но результат подчас того стоит. При поступлении входящего звонка стационарная handsfree, оборудованная системой Music Mute (иногда используются другие фирменные названия этой технологии), приглушает звук магнитолы. Соответственно речь вызывающего абонента выводится на внешние динамики (ставится дополнительная колонка или используется штатная «акустика» автомобиля). Сам водитель говорит в закрепленный на приборной панели направленный микрофон, а если разговор достаточно конфиденциальный — снимает с держателя наушник и надевает его. Само собой, телефонный аппарат в это время покоится в держателе и подзаряжается через питающий интерфейс в прикуривателе. Хорошая стационарная handsfree-система также обеспечивает вывод телефона к внешней антенне. Это действительно очень важно и полезно. Вывод на внешнюю автомобильную антенну не просто позволяет повысить устойчивость связи на большом удалении от сотового ретранслятора, но и снимает электромагнитную угрозу. Поле при использовании внешней антенны не «гуляет» внутри салона и соответственно оказывает меньшее воздействие на организм водителя и работу бортовой электроники. Более продвинутые стационарные комплексы handsfree также обеспечивают дополнительные возможности — голосовое управление (включая набор номера), подключение дополнительной стационарной трубки (для пассажиров или при ведении конфиденциальных переговоров) и светозвуковую сигнализацию. Последнее нужно в том случае, если вы вышли из автомобиля, оставив телефон внутри. Тогда при поступлении входящего звонка автомобиль сможет «позвать» владельца миганием фар и подачей специфического звукового сигнала.

Помимо стационарных систем производители предлагают и «псевдостационарные» handsfree, которые заметно дешевле, но по своему назначению относятся, на мой взгляд, к классу «не пришей кобыле хвост». Речь идет об установках, которые представляют собой жесткий изогнутый стержень, закрепляемый в разъеме от прикуривателя. Нередко на этом стержне располагается примитивный динамик, а микрофона либо нет вовсе (используется телефонный), либо применяется выносной микрофончик, закрепляемый на приборной панели перед водителем. Такая конструкция не требует профессиональной установки (ну, может, один саморез придется ввернуть), но и на хороший результат можете не рассчитывать. Динамик будет бубнить где-то внизу, вас тоже вряд ли будет слышно. Право, уж лучше телефон поднять или наушник надеть. К тому же «псевдостационарные» handsfree не решают и других важных задач: не приглушают магнитолу и не обеспечивают подсоединение к внешней антенне. По сути, по полной цене мы приобретаем лишь неудобный держатель (который часто не подходит для «Жигулей») и устройство для подзарядки телефонного аккумулятора, которое само по себе стоит около 10-15 долл.

В начало В начало

Практическая сторона использования бюджетных гарнитур

Автор ни минуты не сомневается, что большинство автолюбителей либо предпочтут приобрести самую недорогую «пешеходную» handsfree-гарнитуру, либо вовсе проигнорируют дополнение к правилам дорожного движения. Все-таки штраф в 20 рублей, при столь сложной доказуемости подобного нарушения, — не слишком убедительный аргумент.

Хуже другое — фактически нас законодательно принуждают к резкому переходу на новое оборудование, что чревато классическими проблемами внедрения. Приведу пример из личного опыта. Для автора этих строк процесс освоения handsfree в автомобиле был довольно мучительным. Предпочтение было отдано самому недорогому 300-рублевому варианту «пешеходной» гарнитуры: провод с наушником и микрофоном. К счастью, в моем телефоне Siemens C35i есть специальный программный режим работы handsfree в автомобиле. Принцип его действия следующий: при входящем звонке телефон звонит секунд пять (этого времени хватает, чтобы нацепить наушник), а затем автоматически «снимает трубку». Смысл в том, что водителю не приходится нажимать на кнопку «Ответить», чтобы принять звонок. Единственное, что требуется — услышать звонок и вставить в ухо наушник. Однако режим Car-use есть далеко не у всех телефонов, поэтому большинству водителей с мобильниками придется отвлекаться, чтобы нажать кнопку. Может, оно и к лучшему, поскольку при автоматическом ответе вы можете и звонка-то не услышать (под магнитолу или гул подшипника), пока на другом конце провода будут кричать «алло-алло!». Деньги же за эфирное время потекут рекой.

Другая опасность первых дней использования handsfree в том, что вам придется уверенно совершить множество незнакомых манипуляций: поймать раскачивающийся на креплении наушник, вставить его в ухо и приглушить звук магнитолы. На все про все при этом реально отводится секунд пять. И в то же время надо уверенно управлять автомобилем одной рукой, не забывая про зеркала заднего вида.

Казалось бы, выход есть — просто не вынимайте наушник, пока вы за рулем. Прикрепите гарнитуру клипсой к воротнику и будьте готовы принять звонок. Однако на практике это почти невозможно. Не верите — так просто походите по дому хотя бы полчаса, не вынимая наушника. К тому же не забывайте, что из автомобиля периодически приходится выходить, оборачиваться назад при парковке, часто вертеть головой, контролируя ситуацию по зеркалам заднего вида и, наконец, просто слушать радио. Словом, против такого числа телодвижений не устоит ни один наушник — только мозоль натрете. Поэтому сразу приготовьтесь к тому, что наушник придется частенько снимать и надевать заново. Другой вариант — использовать дуговые автомобильные наушники с выносной штангой микрофона. Такие устройства для автомобилистов выпускает, к примеру, немецкая фирма Hama (http://www.hama.de/), которая использует начинку от известной калифорнийской компании Plantronics. Минусы дуговых наушников (головных телефонов): их долго надевать и снимать, к тому же при их использовании вы становитесь как бы глухими на одно ухо — хуже слышите звуковые сигналы и магнитолу.

Надеюсь, через годик-другой будет успешно решена и проблема мешающего провода. Я намекаю на появление беспроводных гарнитур на базе локального радиоинтерфейса Bluetooth или любого другого. Рабочие образцы разработаны уже давным-давно (например, у Ericsson), но до конвейера почему-то не дошли. Но, конечно, стоить такие гарнитуры будут далеко не 300 рублей, а совместимые с ними телефоны — явно не 120 долл.

Однако при всей своей непривычности прием звонков за рулем — пустяковая задача по сравнению с «безруким» набором номера. «А как же телефоны с голосовым набором?» — скажете вы. Так это пока что игрушка. В большинстве «голосовых» аппаратов набор номера производится по голосовым тэгам (звуковым ярлыкам). То есть записи в телефонной книге аппарата можно присвоить короткое слово, затем войти в режим голосового набора (читай — нажать кнопку и не раз), четко произнести слово, подтвердить, правильно ли телефон его воспринял, и только тогда произойдет набор номера. Мороки будет порой больше, чем просто ввести номер с клавиатуры. При этом производители «голосовых» телефонов предупреждают, что голосовой набор пройдет гладко только при минимальном уровне фонового шума. А в наших автомобилях нередко и себя самого не услышишь. К списку «достоинств» голосового ввода прибавьте ограниченное количество поддерживаемых голосовых тэгов и поймете, что это — не совсем то, что прописано автомобилисту. Проще будет, наверное, запрограммировать самые нужные номера на клавишах прямого набора номера в сотовом телефоне. Но их обычно бывает не более десятка.

Нет, я не говорю, что сегодня не существует сложных систем handsfree с поддержкой голосового ввода номера не по тэгам, а по цифрам. Но одна лишь установка таких комплексов стоит больше, чем сотовый телефон бизнес-класса, а оборудование — дороже в несколько раз, да и распознавание наверняка настроено на язык лорда Байрона, а не графа Толстого.

В начало В начало

Сотовый телефон и здоровье: сплошные X-Files, или Сам черт ногу сломит

Вопрос влияния мобильного телефона на здоровье пользователя остается, к сожалению, одним из самых спорных. Честного ответа на этот вопрос пока нет. Точнее, никто не хочет его давать. Признаться, такой неразберихи, как в отчетах исследовательских лабораторий, я не встречал нигде. Немецкие ученые утверждают, что сотовый телефон может вызывать рак мозга и редкий вид рака глазного яблока. А финские исследователи (представители родины Nokia) публикуют данные о том, что сотовый телефон положительно влияет на мозговую деятельность человека. В частности, под воздействием его электромагнитного поля значительно ускоряется реакция и улучшается функция кратковременной памяти. Почему тогда автомобилистам его запрещают? Им что — реакция не нужна? В общем, спор этот напоминает дискуссию о вреде курения. Одни говорят, что курильщику — короткая дорога на кладбище, другие — умеренное курение помогает бороться со стрессом. Поскольку я не финский исследователь, я считаю, что отчеты о положительном воздействии мобильников — хорошо спланированный и профинансированный рекламный ход в интересах многомиллиардного рынка сотовой связи. Компании готовы идти на любой подлог, лишь бы остановить массовый психоз и сохранить прибыли. Правду мы узнаем не раньше, чем лет через десять, когда пойдут первые миллионные иски с больничных коек к производителям мобильников (с сигаретами все было именно так). По себе знаю, что получасовой разговор по мобильному заканчивается головной болью в области, прилежащей к уху. Может, конечно, в это время у меня и улучшается реакция вместе с кратковременной памятью, но думать ни о чем сил, право, не остается.

Как только истерия по поводу вредного воздействия мобильников начала набирать силу, подсуетились производители handsfree-гарнитур, превозносящие пользу от своих «шнурков». Поумерило их пыл новое исследование, доказывающее, что с handsfree — вред еще больше. А гарнитура, работая как антенна, лишь усиливает вредное электромагнитное поле и высокочастотное воздействие. Следующее исследование наверняка опровергнет выводы предыдущей группы ученых, и процесс этот примет циклическую форму.

Думаю, что правильный вывод стар как мир: все хорошо в меру. Сигарета в день — хорошо, двадцать сигарет — уже болезнь. Так и с телефоном: пять минут в день — не страшно, а 30 минут — головная боль. Уже сейчас в английских школах пытаются запретить использование сотовых телефонов детьми до 16 лет. А в США компании — владельцы таксофонов бьют тревогу: все «подсели» на мобильники и телефоны-автоматы стали нерентабельными. У меня лично нет сомнений, что сотовый телефон является своего рода наркотиком, вызывающим сильную психологическую зависимость. Стоит забыть его дома — и на весь день вам обеспечено чувство незащищенности и сильнейшего дискомфорта. Как же мы жили без этой дьявольской штуки раньше?

В завершение сего краткого морализаторского пассажа приведу рейтинг самых опасных для здоровья сотовых телефонов, опубликованный на Cnews.ru (http://www.cnews.ru/). Он основан на определении объективного параметра — SAR (Specific absorption rates), который характеризует удельную мощность поглощения излучения организмом человека. В июне прошлого года Ассоциация производителей оборудования для мобильной связи (Cellular Telecommunications Industry Association’s, CTIA) обязала производителей мобильных телефонов указывать SAR в характеристиках телефона. Предельно допустимым является значение SAR, равное 1,6 Вт/кг. Телефоны с показателем выше этого значения априори занесены в категорию опасных для здоровья.

Итак, к самым опасным телефонам специалисты ассоциации относят следующие модели:

  • Bosch GSM-908 — 1,59 SAR;
  • Philips Genie — 1,52;
  • Ericsson LX-588 1,51;
  • Ericsson T28 — 1,49;
  • NEC DB4000 — 1,23;
  • Nokia 3110 — 1,24;
  • Siemens C35i — 1,19;
  • Nokia 6210 — 1,19;
  • Siemens M35i — 1,14;
  • Nokia 3210 — 1,14 SAR.

К самым безопасным по части излучения можно отнести следующие аппараты:

  • Motorola v3688 — 0,02 SAR;
  • Motorola StarTac70 — 0,02;
  • Nokia 8850 — 0,22;
  • Nokia 8810 — 0,22;
  • Ericsson GH628 — 0,26;
  • Sony CMDX-1000 — 0,41;
  • Sony CMD-C1 — 0,41;
  • Nokia 8890 — 0,53;
  • Motorola T2288 — 0,54;
  • Motorola CD930 — 0,70 SAR

Рейтинг внушает доверие уже потому, что одни и те же крупные производители «засветились» в обеих номинациях. Еще обращает на себя внимание тот факт, что в список опасных попали телефоны, лидирующие по показателю «чувствительность» (с хорошим приемом в зонах неустойчивого покрытия). Обидно.

В начало В начало

Что за всем этим кроется? Мнение автора

За общими размышлениями о выборе гарнитур я чуть было не ушел от прямого ответа на вопрос: «Стоит ли пользоваться handsfree за рулем?» Скрепя сердце (ну, не оправдываю я таких методов насаждения), отвечу: «Да, наверное, стоит». Особенно если у вашего автомобиля механическая коробка передач. И тем не менее соглашусь с большими оговорками: водитель должен быть опытным, времени на освоение незнакомого «причиндала» должно быть достаточно, а решение должно быть добровольным. Всем прочим советую заплатить пару долларов за услугу определителя номера и не хвататься за трубку в сложной дорожной ситуации — перезвоните позже: с обочины, а не из кювета.

Всю сложность ответа на вопрос о необходимости handsfree можно доказать одной аксиомой: «Автомобиль управляется головой, а не руками». Это знает любой водитель. А сотовый телефон (с handsfree или без оного) занимает прежде всего голову, а не руки. Опытные автолюбители подтвердят, что, взяв трубку, водитель на 80% переходит на автопилот. Порой даже пропуская при этом поворот к дому, где проезжал сотни раз. Не руки виноваты в том, что увлеченный разговором водитель прозевает запрещающий сигнал светофора, не отреагирует на обгоняющий автомобиль или опасное перестроение из ряда в ряд. Так что же — вообще запретить пользоваться телефоном за рулем? Телефон, на мой взгляд, — не единственный и не самый опасный фактор риска. Куда страшнее может оказаться упавшая на сиденье зажженная сигарета или мило щебечущая рядом с водителем девушка, да и мало ли что еще. Учитывать все — тогда надо запретить и отвлекающие рекламные щиты на обочинах трасс, и использование сбивающего с толку автомобильного звукового сигнала в заставках радиостанций, и видеостенды (как на Манежной площади), и инспекторов ГИБДД, «выхватывающих» машины из второго ряда. Вы готовы увидеть это отраженным в правилах? Я — нет. Положительный момент в этом «безруком» нововведении в правила дорожного движения я вижу только один: удалось привлечь внимание общественности к тому, что разговор по мобильному телефону за рулем — совсем не безопасен, а handsfree, хоть на несколько процентов, все-таки снижает риск.

А вообще, трудно поверить, что государство, решая вопрос о включении дополнений в правила, руководствовалось исключительно заботой о безопасности граждан (хотя, конечно, и такое могло случиться). Кому выгодно неожиданное протаскивание поправки о handsfree — думаю, понятно. Дополнительный штраф — инспектору (пока что практически не штрафуют), дополнительные покупатели — салонам сотовой связи и крупным оптовым поставщикам, дополнительные клиенты — автосервисам, ведущим установку средств «громкой связи». Если вас в этом списке нет, то остается «дополнять» либо жить как прежде, полагаясь только на собственную смекалку и надеясь на удачу.

КомпьютерПресс 5'2001

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует