«Живой» против «Монстра»

Сергей Асмаков

Хоть горшком назови — только в печь не станови. Русская поговорка

Creative SoundBlaster Live! и SoundBlaster Live! Value Edition

Diamond Monster Sound II MX-300

Сравнение

Заключение

 

Глоссарий

 

Есть у российских пользователей одна особенность — давать иноземным товарам свои имена. Иногда дело доходит до того, что, произнося название какого-либо изделия на «чистом английском», вы рискуете быть непонятым своими соотечественниками. На мой взгляд, появление русского «псевдонима» обычно свидетельствует об определенной популярности его обладателя.

«Расползлись» по домашним студиям многочисленные «черепахи» (Turtle Beach) и «овечки» (SB AWE). Несмотря на уход с рынка звуковых карт фирмы Gravis, многие апологеты трекерной музыки до сих пор с трепетом внимают пению своих «гусей» (GUS, он же Gravis UltraSound). Не стали исключением и самые ожидаемые новинки из мира звуковых карт сезона 1998/99 — Creative SoundBlaster Live! (который в русскоязычных телеконференциях величают не иначе как «Живой», или «СБ Жив») и Diamond Monster Sound II MX-300. С последним все и так ясно — «Монстр», он и в Африке монстр. Надеюсь, теперь смысл заголовка этой статьи стал читателям окончательно ясен.

Необратимые изменения, происходящие в конфигурации домашнего компьютера, не обошли стороной и звуковые карты. С некоторым сожалением приходится признать, что время таких популярных моделей, как SB16, AWE32 и GUS, безвозвратно ушло и вовсе не потому, что они были плохими.

Давайте попробуем перечислить наиболее характерные черты звуковой карты нового поколения:

  • Наличие двух стереовыходов (фронтального и тылового) для подключения акустических систем «окружающего звука».
  • Ориентация исключительно на активные акустические системы (отсутствие усилителя мощности на плате).
  • Использование шины PCI.
  • Интеграция практически всех функциональных блоков на одном кристалле.
  • Аппаратная поддержка API 3D-звука.
  • Аппаратное позиционирование и микширование одновременно нескольких звуковых потоков.
  • Аппаратная реализация звуковых эффектов в реальном времени.
  • Использование системной памяти для хранения сэмплов.

В большей или меньшей степени некоторые из вышеперечисленных решений уже были «обкатаны» на ранее выпускавшихся звуковых картах. В отдельных публикациях, в частности посвященных SB Live!, мне приходилось читать, что способность аппаратно микшировать несколько звуковых потоков — это революционное достижение. На самом же деле уже более пяти лет назад звуковые карты Gravis UltraSound обладали возможностью аппаратного микширования до 16 звуковых потоков в реальном времени. Поэтому вряд ли стоит говорить о том, что произошел некий внезапный скачок — скорее, количество посредственных изделий перешло в качество рассматриваемых в этой статье продуктов.

Итак, встречаем наших конкурсантов. Я преднамеренно объединил описание двух плат от Creative, поскольку различий у них немного.

Creative SoundBlaster Live! и SoundBlaster Live! Value Edition

Прежде всего обращает на себя внимание небольшой размер этих звуковых карт. Если сравнить с той же AWE64 Gold, то SB Live! выглядит просто лилипутом. Но размер, как известно, — фактор далеко не самый важный (особенно если вы уже перешли на форм-фактор ATX, продвинутая топология которого наконец-то избавила пользователей от проблем, связанных с размещением «длинных» плат). Заглянем на панель с разъемами: микрофонный вход, линейный вход, два линейных выхода и разъем для подключения джойстика и MIDI. У SB Live! звуковые разъемы — металлические позолоченные, а у SB Live! Value Edition — пластмассовые. Кроме того, к SB Live! прилагается дополнительная мини-плата, на которой расположены разъемы MIDI In и MIDI Out (6-контактные гнезда miniDIN, к которым подсоединяются переходники на традиционные для MIDI-кабелей 5-контактные розетки DIN), S/PDIF In и S/PDIF Out (RCA), а также загадочное восьмиконтактное гнездо miniDIN, о котором сказано лишь, что оно понадобится в будущем «для восьмиканального расширения». Дополнительная плата соединяется с основной при помощи специального ленточного шлейфа.

При взгляде на саму плату обращает на себя внимание обилие внутренних входов, выполненных на разъемах стандарта MPC: три аналоговых (CD, AUX, TAD) и два цифровых — CD и I2O (у Value Edition последний отсутствует, хотя контактные площадки под него предусмотрены).

Основные характеристики, заявленные производителем:

  • Чип — EMU10K1.
  • Отношение «сигнал/шум» — 96 дБ.
  • Аппаратный wavetable-синтезатор (интегрирован в чип EMU10K1), обеспечивающий 64-голосую полифонию и 32-частную мультитембральность (в комплекте поставки есть звуковые банки стандарта GM/GS — 128 мелодических инструментов и 10 наборов ударных — объемом 2, 4 и 8 Мбайт в формате sf2).
  • Программная эмуляция 192-голосого синтезатора в реальном времени (с последней версией драйверов — до 448 голосов).
  • 64 MIDI-канала (32 и 16 для аппаратного и программного синтезаторов соответственно, а также 16 каналов для внешних устройств, подключенных к MIDI Out).
  • Возможность загрузки до 32 Мбайт сэмплов в системную память1 .
  • Процессор эффектов (реверберация, хорус, флэнджер, дисторшн и сдвиг высоты тона), работающий в реальном времени с сигналом от любого выбранного источника.
  • Возможность обработки, микширования и позиционирования до 131 аудиопотока на аппаратном уровне.
  • Вывод звука на две или четыре колонки, а также на головные телефоны.
  • Поддержка API: Microsoft DirectSound, DirectSound3D, Environmental Audio eXtensions (EAX).
  • Частота дискретизации от 8 до 48 кГц (8 и 16 бит), полностью цифровой модуль микшера, внутренняя обработка цифрового сигнала с 32-битной точностью.
  • Полный дуплекс.
  • Поддерживается кодек AC97.
  • Поддерживаются цифровые джойстики и устройства DirectInput.
  • MIDI-интерфейс, совместимый с MPU-401.
в начало

в начало

Diamond Monster Sound II MX-300

Плата Diamond Monster Sound II MX-300 имеет немного большие, по сравнению с SB Live, габариты и производит впечатление добротно выполненного устройства. Несколько необычно выглядит панель с внешними разъемами — она окрашена в черный цвет, что смотрится довольно непривычно рядом с традиционными серебристыми заглушками остальных плат. На этой черной панели расположены четыре звуковых разъема minijack: фронтальный линейный выход, тыловой линейный выход (он же служит для подключения наушников), микрофонный и линейный входы, а также стандартный 15-контактный разъем для подключения джойстика и MIDI. Следует также отметить, что все четыре разъема minijack выполнены в металлических корпусах с накидной гайкой и прочно прикреплены к металлической панели, что, на мой взгляд, существенно повышает их надежность, особенно при частой перекоммутации. Все разъемы, включая игровой порт, позолочены. На самой плате имеются три внутренних звуковых разъема стандарта MPC: CD, Modem, AUX. На стороне, противоположной внешним гнездам, расположен разъем для подключения карты расширения MX-50. Не может не радовать тот факт, что разработчики MX-300 предусмотрели посадочное место под полноразмерную дочернюю карту wavetable-синтеза со стандартным 26-контактным разъемом.

Основные характеристики, заявленные производителем:

  • Чип — Aureal Vortex 2 (AU8830).
  • Отношение «сигнал/шум» более 96 дБ.
  • Аппаратная поддержка до 76 3D-потоков (в текущей версии драйверов поддерживается только 16).
  • Аппаратный wavetable-синтезатор (интегрирован в чип AU8830), обеспечивающий 64-голосую полифонию и 16-частную мультитембральность. Имеется возможность одновременного подключения до двух эффектов.
  • Программный синтезатор, обеспечивающий 256-голосую полифонию и 16-частную мультитембральность.
  • 16 MIDI-каналов (общие для аппаратного и программного синтезаторов).
  • Аппаратно реализован 10-полосный эквалайзер, обрабатывающий сигнал от любого подключенного источника в реальном времени.
  • В комплекте поставляется звуковой банк стандарта в формате стандарта GM/GS объемом 4 Мбайт.
  • Частота дискретизации — до 48 кГц.
  • Поддерживается вывод звука на две или четыре колонки, а также на головные телефоны.
  • Поддерживается кодек AC97.
  • Поддерживаются API: Aureal A3D 1.0, Aureal A3D 2.0, Microsoft DirectSound3D, Microsoft DirectSound, Microsoft DirectInput.
  • Минимальные системные требования: Pentium-90, 8 Мбайт ОЗУ (рекомендуется 16 Мбайт), ОС Windows 95/98/NT 4.0, PCI 2.1, 16 Мбайт на диске, головные телефоны или активные акустические системы.
в начало

в начало

Сравнение

Инсталляция, драйверы и программы

Что мне сразу понравилось, так это простота установки — как самих карт, так и сопутствующего программного обеспечения. По крайней мере, единственная проблема, с которой я столкнулся, — отсутствие в комплекте MX-300 кабеля для подключения CD-ROM, поэтому пришлось использовать изделие более предусмотрительного конкурента.

Программная поддержка SB Live! отличается свойственным продуктам Creative размахом и даже «монументальностью». Сразу после установки драйверов вы обнаружите в верхней части Рабочего стола выдвигающуюся панель управления, где сосредоточены ссылки на различные программы и утилиты, которыми снабжен «Живой». Наверное, это удобно, но можно было, хотя бы из вежливости, и предупреждать о подобных нововведениях (у меня, например, сверху расположена Панель задач, а соседство двух управляющих панелей в одном месте, на мой взгляд, вызывает некоторые неудобства). У разработчиков Diamond амбиций пока значительно меньше — они ограничились лишь небольшим значком на Панели задач, нажав на который можно активизировать панель настроек MX-300.

Утилиты, непосредственно связанные с обслуживанием SB Live!, сохранили преемственность линии AWE. Единственное, что мне не понравилось, — это микшер. При разрешении 1024Ѕ768 он явно мелковат, да и эргономика оставляет желать лучшего. У MX-300 микшер значительно удобнее. Кроме того, вы можете сохранить до шести различных вариантов его настройки для каждой из секций (записи и воспроизведения), которые при необходимости можно вызвать нажатием на кнопку с соответствующей цифрой.

Мне понравились утилиты настройки звуковых эффектов и загрузки сэмплов SB Live!. Одно из нововведений — это ползунок, перемещая который, вы можете ограничивать максимальный объем оперативной памяти, доступный для загрузки сэмплов. Примечательно, что наряду со звуковыми банками формата sf2 можно загрузить в сэмплер и обычный звуковой файл (wav), назначив ему любой номер банка и патча. Для проверки звучания предусмотрена виртуальная клавиатура, впрочем, вы можете воспользоваться и настоящей. Если вам необходимо изменить параметры звуковых эффектов, то сделать это не составит большого труда, а новую настройку для дальнейшего использования можно сохранить в виде файла. У «Монстра» все значительно проще — скромная панель, на которой можно выбрать значение максимальной полифонии, выбрать два типа эффектов, а также загрузить новый звуковой банк (к сожалению, название загруженного в данный момент банка нигде не отображается). С радостью могу констатировать, что со времени выпуска первого звукового «Монстра», от которого мне так и не удалось услышать ни одного из загруженных в системную память сэмплов, у изделий Diamond в этой сфере наблюдается очевидный прогресс.

И у Diamond, и у Creative предусмотрена возможность программного конфигурирования акустических систем. Вы можете выбрать наиболее подходящий для ваших условий вариант — две настольные колонки (стерео), встроенные в монитор акустические системы (также стерео), четыре колонки (surround — режим «окружающего звука») или головные телефоны (стерео). В отличие от SB Live! «Монстр» автоматически определяет наличие нагрузки на каждом из выходов (правда, не определяет, что именно подключено: колонки или наушники), что отражается на возможностях конфигурирования. Если у вас ничего не подключено ко второму выходу, то вы не сможете установить режим окружающего звука.

У производителей звуковых карт уже стало традицией снабжать каждое свое детище очередной вариацией на тему media player (универсального проигрывателя). Если Diamond в данном случае воспользовался продуктом сторонней фирмы — пакетом MediaWorks 98 от Midisoft, то Creative предлагает программу собственного изготовления под названием PlayCenter. В отличие от своих предшественников оба эти пакета имеют функции сканирования дисков на предмет обнаружения медиа-файлов (wav, avi, mid и т.п.) и объединения групп файлов в каталоги (в терминологии Creative — albums).

Хочется сказать несколько слов о технической поддержке. Тут Creative появляется в гораздо более выгодном свете. Уже доступна новая версия драйверов для SB Live!, обеспечивающая 512-голосую полифонию при использовании программного синтезатора, а с 21 января сего года вы можете скачать с сайта http://www.sblive.com свободно распространяемые сэмплы в формате sf2. Еженедельно добавляется по 25 сэмплов, а общее их количество к середине этого года достигнет 500. Впечатляет — особенно если учесть, что за время, прошедшее с начала продаж MX-300, на сайте Diamond появилась лишь бета-версия обновленного драйвера (которая, кстати, занимает почти 16 Мбайт), а обладатели «Монстров» заполняют телеконференции настойчивыми просьбами узнать местонахождение звуковых банков формата dls.

Работает ли в DOS — вот в чем вопрос

Переход звуковых карт на шину PCI, помимо несомненных достоинств, влечет за собой и некоторые издержки. Главная проблема — совместимость со старыми ОС, в первую очередь, конечно, с MS-DOS. Судя по многочисленным вопросам в телеконференциях, посвященных звуковому «железу», солидная часть используемых в настоящее время игр базируется на этой операционной системе.

Проблему корректной работы в DOS можно решить на аппаратном уровне, если на системной плате и звуковой карте имеются разъемы SB Link. Но разработчики MX-300 и SB Live! реализовали другое решение — программную эмуляцию SB Pro (у MX-300) и SB (у SB Live!). При этом не надо подключать дополнительный шлейф. Однако за такое «изящество» приходится расплачиваться одним дополнительным прерыванием (обычно это IRQ5). После перезагрузки системы в режиме эмуляции MS-DOS подгружается специальный драйвер, и карта по-прежнему радует вас своим звучанием.

Работоспособность этого решения была проверена при помощи двух несомненно выдающихся для своего времени игр — DOOM и Duke Nukem 3D. SB Live! с честью выдержала оба испытания, а вот «Монстр» оказался не столь всеяден. В более «древнем» DOOM не предусмотрена совместимость с SB Pro, а потому услышать от MX-300 рев кровожадных кибердемонов, увы, не удалось.

A3D, EAX и прочее

Как уже было упомянуто в начале статьи, все рассматриваемые карты имеют поддержку API 3D-звука. Главный козырь MX-300 — это аппаратная поддержка API A3D 2.0 и технологии WaveTracing, являющейся его составной частью. SB Live!, со своей стороны, поддерживает EAX (Environmental Audio eXtensions), являющийся открытым расширением API DS3D. Попробуем разобраться в достоинствах и недостатках каждого из них — с точки зрения пользователя.

Технология WaveTracing позволяет с помощью аппаратного geometry engine (геометрического процессора) моделировать акустические условия виртуального помещения подобно тому, как 3D-акселератор осуществляет визуализацию его интерьера. Для описания акустических условий используются так называемые звуковые полигоны, каждый из которых обладает набором индивидуальных свойств — степенью отражения/поглощения, акустической прозрачностью и т.п. Кроме того, учитывается проникновение звуков из смежных помещений через дверные и оконные проемы, а также через материалы стен (последнее явление в акустике именуется occlusion). Позиционирование в 3D-пространстве предусмотрено только для ранних отражений (early reflections). Тут необходимо заметить, что разработка акустической модели помещения — процесс довольно трудоемкий, поэтому разработчики Aureal предусмотрели возможность использования заранее рассчитанных упрощенных моделей. Очевидный минус такого подхода состоит в том, что при использовании технологии WaveTracing будут задействованы дополнительные ресурсы центрального процессора системы, что неизбежно приведет к уменьшению частоты кадров (fps), особенно на компьютерах с невысокой производительностью.

EAX, который поддерживает SB Live!, использует для моделирования акустики помещений так называемую обобщенную модель реверберации: для каждого типапомещений создаются заранее рассчитанные наборы параметров (пресеты), которые переключаются в нужный момент. Этот метод гораздо проще с позиции разработки приложений и практически не требует ресурсов центрального процессора. Естественно, что с точки зрения физики воспроизведение акустических условий реализовано в EAX менее точно по сравнению с WaveTracing (не учитываются особенности конкретных помещений и occlusion). К тому же возможность менять параметры пресетов «на лету» (то есть в процессе игры) пока не предусмотрена.

Надев наушники, я провел довольно много времени в помещениях лаборатории «Лямбда» (если вы не в курсе, то это из игры HalfLife), где старательно улавливал отличия в звучании «симбиозов» MX-300/A3D 2.0 и SB Live!/EAX. После этого я сделал несколько выводов:

  • Для полной реализации заложенного в эти карты потенциала необходимо использовать либо специальные акустические системы типа Creative PC Works (4 сателлита и сабвуфер), либо высококачественные наушники (стоимостью 150 долл. и более).
  • Способность позиционировать звук в вертикальной плоскости, которую многие сторонники Vortex 2 ставят в заслугу «Монстру», находится в зачаточном состоянии и именно по этой причине не может быть причислена к достоинствам этой карты.
  • С позиционированием источников звука в горизонтальной (то есть параллельной полу) плоскости и «Монстр» и SB Live! справляются одинаково хорошо.
  • Имитация акустических условий (именно имитация, а не физическое моделирование) лучше получается у SB Live!. По крайней мере, у меня ни разу не было сомнения, где я нахожусь: в вентиляционной трубе или в большом зале. Когда я слушал MX-300 в помещениях со сложной геометрией, меня не покидало ощущение «клочковатости» акустической атмосферы: такое впечатление, что часть отражений мистическим образом бесследно исчезает. Причина этого явления может скрываться в сырых драйверах или в недостаточном количестве аппаратных 3D-потоков (обещали 76, а выдали только 16).

Предвидя шквал обвинений в необъективности со стороны владельцев «Монстров», я позволю себе небольшое лирическое отступление, чтобы пояснить суть предыдущего абзаца. Любая игра, равно как и, например, кинофильм, представляет собой некую условность. На самом деле мы с вами знаем, что динозавры — это всего лишь резиновые куклы, а взрывы — плод совместных усилий художников и аниматоров. Но это не так важно, поскольку профессионально снятый фильм с увлекательным сюжетом не оставляет времени на осмысление реалистичности декораций, полностью вовлекая вас в само действие, а условность в этот момент воспринимается как реальность. Именно это ощущение, а не великолепие текстур или децибелы взрывов, отличает хорошую игру от посредственной. Никакой 3D-акселератор не сможет воссоздать абсолютно реалистичную обстановку — он создает некую условность, которая стараниями создателей игры заставляет вас некоторое время воспринимать ее как реальность. Абсолютно то же самое можно сказать и про звук. SB Live!, несмотря на более примитивные (с точки зрения физики и акустики) алгоритмы моделирования акустических условий, справляется с созданием условности немного лучше, чем MX-300. И это в очередной раз доказывает, что «проще» далеко не всегда означает «хуже».

Следующими в программе испытаний были субъективные тесты Audio Winbench 99. Наиболее интересны два «вертолетных» теста — облет вашей персоны в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Формально эти тесты были успешно пройдены всеми картами, включая и начисто лишенную функций 3D-звука GUS PnP. Я ни разу не ошибся в определении направления облета, но при прослушивании на двух колонках меня не покидало ощущение «искусственности» звучания: все-таки нельзя полностью сымитировать эффекты окружающего звука без соответствующей акустической системы. В наушниках ощущение более правдоподобное, но при тестировании «Монстра» я немного опасался за свою бороду — казалось, при облете снизу вертолет вот-вот зацепит ее винтом.

Загрузка процессора

Как известно, использование технологий окружающего звука требует немалых вычислительных мощностей, а уменьшить нагрузку на центральный процессор можно лишь в том случае, если чип звуковой карты будет самостоятельно производить необходимые операции. Один из доводов в пользу перехода на звуковые карты нового поколения — это малая загрузка центрального процессора, что позволяет фанатичным игроманам выжать максимальное количество fps из своего 3D-акселератора, не отключая звук. Для того чтобы оценить степень загрузки центрального процессора, я использовал пакет Audio Winbench 99. В качестве «контрольного экземпляра», лишенного аппаратной поддержки функций 3D-звука, был взят подвернувшийся под руку Gravis UltraSound PnP. Во избежание ошибок, вызванных случайными отклонениями в работе системы, тесты для каждой карты проводились три раза, а их результаты были затем усреднены. Тесты запускались под управлением ОС Windows 98 на компьютере следующей конфигурации:

  • системная плата — ASUS P2B;
  • процессор — Intel Celeron 400 МГц;
  • жесткий диск — IBM DHEA 36480 объемом 6,4 Гбайт;
  • видеокарта — ATI ALL-IN-WONDER PRO на шине AGP;
  • видеоакселератор — Сreative Voodoo2 12 Мбайт;
  • объем оперативной памяти — 128 Мбайт;
  • звуковая карта — указана в таблице.

Больше всего меня удивили два факта — нулевые показатели SB Live! в тестах DirectSound, а также то, что при наибольшем количестве голосов (32) в этой серии тестов «Монстр» проиграл карте Gravis UltraSound. Что касается тестов DirectSound3D, то можно заметить любопытную закономерность: у SB Live! показатель загрузки практически не изменяется (отклонения составляют десятые доли процента), в то время как при испытаниях MX-300 наблюдается повышение нагрузки на центральный процессор при увеличении количества голосов и частоты дискретизации.

MIDI

Создается впечатление, что создатели MX-300 делали синтезатор этой карты из формальных соображений: вроде как положено современной звуковой карте иметь на борту wavetable-синтезатор — и все! Правда, что с ним можно делать — лично мне не совсем понятно. Для таких непонятливых предусмотрели красноречивый намек в виде разъема под дочернюю карту: не нравится — извольте раскошелиться на продукцию Yamaha или Roland.

В последнее время производители звуковых карт затеяли самую настоящую гонку за максимальным количеством голосов своих синтезаторов. Больше всего это похоже на аукцион: 256, 320, 512, кто больше? Меня как пользователя гораздо больше интересует качество сэмплов, нежели возможность воспроизводить их в несметных количествах. Я без колебаний предпочту 32 голоса и 676 инструментов Yamaha DB50XG 320 голосам и 127 инструментам «Монстра». Кстати говоря, у MX-300 встроенный синтезатор представлен в системе как одно MIDI-устройство. Остается только догадываться, как можно эффективно использовать 320-голосую полифонию (при задействовании программного синтезатора), имея всего 16 MIDI-каналов. Вообще-то для того, чтобы наслаждаться жизнерадостными мелодиями, экспериментируя с крысами в Rat Pocker (или с мышами в компании братьев Пилотов), вполне хватило бы и 32-голосой полифонии. Кроме того, синтезатор MX-300 не умеет обрабатывать SysEx (эксклюзивные сообщения системы MIDI), что лишает его значительной доли гибкости в использовании. Инженеры Creative оказались более близки чаяниям народа и предусмотрели 32 MIDI-канала для аппаратного синтезатора (он представлен как две независимые секции — А и В), еще 16 — для программного и, наконец, еще 16 — для внешних устройств, подключаемых через MIDI-интерфейс.

Сэмплы у всех рассмотренных карт подгружаются в системную память компьютера, поэтому нет необходимости в наличии специальной памяти на самой карте. Но если аппетиты SB Live! вы легко можете умерить, передвинув ползунок в меню настройки, то сколько ресурсов захвачено в данный момент кровожадным «Монстром» — это тайна за семью печатями. Правда, в одном из интервью с разработчиками Diamond вскользь упоминалось, что если синтезатор не используется, то участок памяти, занятый сэмплами, разблокируется и может быть записан в swap-файл. К сожалению, более подробное описание этого механизма отыскать не удалось.

Теперь о самих сэмплах. В синтезатор SB Live! можно подгружать как сэмплы в формате sf2, так и непосредственно wav-файлы, для каждого из которых вы можете самостоятельно назначить номер патча и банка. В комплекте с SB Live! поставляются три банка GM/GS: 2, 4, 8 Мбайт. Если они вас не устраивают (по той простой причине, что не претерпели существенных изменений со времени появления на свет AWE32), то можно скачать дополнительные банки с сайта производителя (об этом уже упомянуто выше) либо приобрести специализированные диски с наборами cэмплов. Правда, каждый такой диск стоит порядка 30-40 долл., но искусство, как известно, требует жертв. MX-300 тоже имеет функцию загрузки звуковых банков, правда, весьма экзотических форматов — arl и dls. В комплекте с MX-300 поставляется один 5-мегабайтный банк, звучание которого, мягко говоря, оставляет желать лучшего. После длительных поисков мне удалось найти 8-мегабайтный банк, созданный Александром Медведевым и предоставленный для свободного распространения на сайте http://www.ixbt.stack.net. Звучит он гораздо лучше, чем «родной».

Чтобы получить более полное впечатление о качестве звучания синтезаторов SB Live! и MX-300, я решил сравнить их с Yamaha SW60XG, загрузив в MX-300 пятимегабайтный банк из комплекта поставки, а в SB Live! — восьмимегабайтный банк GM/GS. Отобрав четыре MIDI-файла различной стилистики (все написаны под GM, чтобы уравнять шансы «конкурсантов»), я последовательно прослушал их на сравниваемых картах. Несмотря на солидный с точки зрения развития технологии возраст (выпуск SW60XG был начат в 1995 году), звучание «старушки» Yamaha выгодно отличалось от SB Live!, а «Монстр» и вовсе не смог пробиться в «высшую лигу». И это при том, что комплект сэмплов у SW60XG (676 мелодических инструментов и 21 комплект ударных) занимает всего… 4 Мбайт ПЗУ! Вот уж воистину — лучше меньше, да лучше.

Бит за битом

Хотим мы этого или нет, но время от времени нам приходится сталкиваться с цифровыми носителями звука — мини-дисками, DAT-магнитофонами и т.п. Для того чтобы устранить искажения сигнала, вызванные двойным преобразованием в случае использования аналоговых соединений, цифровые носители необходимо подключать к цифровым входам и выходам. Наиболее распространенным цифровым интерфейсом, применяемым в настоящее время в бытовой звуковой аппаратуре, является S/PDIF. При этом существуют два варианта подключения S/PDIF: электрическое, осуществляемое при помощи коаксиального кабеля с разъемами RCA, и оптическое — при помощи оптоволоконного кабеля, снабженного разъемами ToshLink.

Разработчики Diamond не оснастили свою карточку цифровыми входами/выходами, хотя есть сведения, что на готовящейся к выпуску карте расширения MX-50 они все-таки появятся (пока что неизвестно, какие именно — оптические или электрические). На SB Live! Value Edition есть разъем для подключения электрического S/PDIF, однако вам придется немного побытьв роли «левши», чтобы изготовить заглушку с двумя разъемами RCA и соединить ее проводами с платой.

Как уже было упомянуто выше, SB Live! имеет полноценные разъемы электрического S/PDIF на дополнительной плате. Кроме того, фирма Creative уже выпустила плату расширения, оснащенную оптическими входом и выходом S/PDIF. Но, к сожалению, в этой бочке меда есть и ложка дегтя. Дело в том, что главное преимущество цифрового интерфейса — передача данных «бит в бит» — для SB Live! будет реализовано лишь при условии, что входной (или выходной) сигнал будет иметь частоту дискретизации, равную внутренней частоте чипа EMU10K1 (то есть 48 кГц). В остальных случаях будет происходить передискретизация входного сигнала на эту частоту.

в начало

в начало

Заключение

Как и при выборе любого другого компонента своего компьютера, при выборе звуковой платы вы в первую очередь должны четко представлять себе, какие функциональные возможности вам действительно необходимы, какие желательны и, наконец, от чего можно безболезненно отказаться. Только имея четкие ответы на эти вопросы, можно приступать к выбору конкретной модели. Давайте вкратце рассмотрим наиболее типичные ситуации.

Вы собираетесь приобрести новую звуковую карту исключительно ради использования игровых возможностей 3D-звука. В этом случае сначала следует всерьез задуматься о модернизации своих акустических систем. В полной мере использовать потенциал технологий 3D-звука можно только на четырехточечной акустической системе. При этом общий объем капиталовложений может возрасти более чем вдвое (например, акустические системы PC Works (4 сателлита и сабвуфер), рекомендуемые к использованию с SB Live!, стоят в Москве около 100 долл.).

Игроманам я могу в равной степени рекомендовать как Diamond MX-300, так и SB Live! Value Edition. Скорее всего, окончательный выбор будет зависеть от вашего личного отношения к каждому из брэндов. Но помимо субъективный пристрастий необходимо учитывать ситуацию, возникшую в настоящий момент в области 3D-звука. EAX, поддержка которого реализована на картах серии SB Live!, представляет собой открытое расширение API DirectSound3D и, следовательно, не является аппаратно-зависимым. Наверное, поэтому этот API уже используют в своих продуктах многие разработчики игр. Более продвинутая технология WaveTracing, применяемая на MX-300, разработана и запатентована фирмой Aureal, и никто из сторонних разработчиков аппаратного обеспечения не имеет права использовать ее в своих изделиях. На момент написания статьи вышла всего одна игра, в которой реализованы возможности A3D 2.0 (речь идет о HalfLife). Еще заявлены 2-3 обновления под существующие игры. Конечно, есть надежда, что уже концу нынешнего года число игр, поддерживающих A3D 2.0, станет существенно больше. Но относиться к обещаниям производителей следует настороженно. После выхода первых процессоров AMD K6-2 нам тоже обещали полномасштабную поддержку технологии 3D Now!, но этой «полномасштабности» что-то пока не чувствуется. Конечно, есть определенный прогресс, но, во-первых, прошло уже почти полтора года (за это время Intel Celeron стал сопоставим по цене с K6-2), а, во-вторых, объем оптимизированных программных продуктов оказался значительно скромнее обещанного. Если подытожить вышесказанное: Diamond MX-300, на мой взгляд, имеет более высокий по сравнению с SB Live! потенциал для игровых приложений, но будет ли он реализован — пока что неясно.

Вам необходима звуковая карта «на все случаи жизни» (эдакий мультимедиа-комбайн без особых претензий). На мой взгляд, идеальный кандидат на эту роль — SB Live! Value Edition (без комментариев).

Вы занимаетесь созданием музыки или звукозаписью. Рекомендую отдать предпочтение карте SB Live!, которая представляет собой законченное решение для создания настольной звуковой студии. Помимо набора традиционных для звуковой карты функций и весьма неплохого синтезатора вы получаете эффект-процессор, работающий в реальном времени, и цифровой вход/выход S/PDIF. Кроме того, по шумовым характеристикам SB Live! практически не уступает гораздо более дорогим профессиональным изделиям.

Автор выражает благодарность фирмам IP Labs (тел.: (095) 728-41-01) и Creative Labs Ltd за предоставленные звуковые карты.

КомпьютерПресс 6'1999

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует