Цифровые фотокамеры

Олег Татарников

Попытка классификации

Тенденции профессионального рынка

 

Новинка сезона — цифровые фотоальбомы с винчестером

 

Все новые цифровые фотокамеры как две капли воды похожи друг на друга, поэтому не имеет смысла повторяться, перечисляя их характеристики. Главная тенденция на потребительском рынке сегодня — это преобладание стильных миниатюрных моделей с разрешением 2-3 мегапиксела, причем их фотографические характеристики порой отходят на второй план, а основное внимание уделяется дизайну и удобству использования. Компания Sony, основной производитель матриц для цифровых фотоаппаратов, стремится подвигнуть других производителей на то, чтобы считать разрешение в 3 мегапиксела нижним уровнем цифровой фотографии (Sony уже объявила о сворачивании производства камер меньшего разрешения), но выпуск 2-мегапиксельных моделей пока не уменьшается (видимо, потому, что на них существует устойчивый спрос). А компания Panasonic недавно даже выпустила супераппарат LUMIX DMC-FZ1EN со сложной оптической системой LEICA DC VARIO-ELMARIT с возможностью 12-кратного увеличения, оптическим стабилизатором изображения Mega O.I.S., светосилой F2,8 во всем диапазоне трансфокации и высоким быстродействием, но… с матрицей разрешением всего 2 мегапиксела.

До совершенства идею компактности довели компании Canon — модель PowerShot SD100 (Digital IXUS II) (3 млн. пикселов и 2x Zoom), Pentax — модель Optio S (3 млн. пикселов и 3x Zoom) и Casio — семейство Exilim (2-3 млн. пикселов и до 3x Zoom). Эти камеры не просто компактные — они ультракомпактные. Габариты, например, Casio Exilim EX-Z3 всего-навсего 87Ѕ57Ѕ22,9 мм, а вес без батареи — 126 г. Но при таких скромных размерах компания Casio умудрилась разместить в этом фотоаппарате объектив с трехкратным трансфокатором, электронную начинку и фотографические возможности, соответствующие камерам среднего класса.

Несмотря на завышенную цену по сравнению с обычными пленочными камерами, популярность цифровых фотоаппаратов неуклонно возрастает именно за счет этих стильных «мыльниц». Причем если по количеству проданных камер цифровые «мыльницы» еще не обогнали своих пленочных собратьев, то по обороту они явно лидируют.

Возможно, потребителей привлекает в цифровых камерах именно то, что отличает их от пленочных. Одним нравится отсутствие расходных материалов, другим — новые компьютерные возможности. Так, сейчас можно использовать цифровой фотоаппарат в качестве Web-камеры, публиковать снимки в Интернете или посылать их по электронной почте, снимать короткие видеофрагменты или делать аудиозаписи. С помощью графического редактора можно редактировать изображения, создавать цифровые фотоальбомы и т.д.

В последнее время на рынке появилось большое количество цифровых аппаратов откровенно низкого качества, зато очень дешевых. Повальное увлечение цифровой фотографией привело к тому, что многие компании из Китая и Юго-Восточной Азии освоили выпуск цифровых фотоаппаратов ценой до 50 долл. Миниатюрные, размером с зажигалку, такие фотоаппараты способны делать фотографии разрешением от 640Ѕ480 или писать видеофрагменты 320Ѕ240 на встроенную флэш-память объемом 16-32 Мбайт. Оптовая закупочная цена таких аппаратов доходит до 20-30 долл., а более серьезные «игрушки» с разрешением снимков 1600Ѕ1200 и выше стоят всего 60-100 долл.

Попытка классификации

Сейчас, когда мы наблюдаем значительный рост рынка цифровых камер, классификация аппаратов как по цене, так и по разрешению снимков постоянно меняется. Рассмотрим, как можно классифицировать потребительские модели фотокамер по ценовой категории:

1. Камеры стоимостью до 300 долл. Как правило, они не оснащены оптическим увеличением, имеют 2-мегапиксельный сенсор, стильный дизайн, скромные фотографические возможности и маленькую флэш-карту в комплекте. Поскольку данный рынок очень быстро эволюционирует, эти камеры быстро устаревают, и, возможно, скоро нижний уровень будет начинаться с 3-мегапиксельных моделей.

2. Камеры стоимостью 500-600 долл. Здесь мы наблюдаем увеличение разрешения до 3-4 мегапикселов. Эти камеры предназначены для продвинутых фотографов-любителей, энтузиастов и профессионалов в различных отраслях (агентов недвижимости, Web-мастеров и т.д.). Они могут иметь большое количество ручных регулировок, начиная от баланса белого, режима нескольких снимков, нескольких вариантов экспозамера и т.д. Обычно в них предусмотрены и различные режимы съемки (включая ручные настройки).

3. Камеры стоимостью 800-1000 долл. С 800 долл. начинается элитная, «просумерская» категория, причем не только с точки зрения цен, но и с учетом используемых в этих моделях передовых технологий. В данной категории не так уж много моделей, а фирмы-производители часто изготавливают и продают в этой нише так называемые концепты, то есть прототипы для демонстрации своих достижений и новых технологий, чтобы пользователи смогли оценить потенциал будущих потребительских фотоаппаратов данной компании.

По цене свыше 1000 долл. сегодня продаются уже профессиональные или полупрофессиональные модели. Это, конечно, условное деление на классы. И те фотоаппараты, которые сейчас являются лидерами рынка, возможно, в скором времени перейдут в более низкую категорию или будут вытеснены со своей позиции сходными по характеристикам моделями из низших категорий.

Однако следует отметить одну неприятную особенность современного рынка — стремительное удешевление цифровых фотоаппаратов и развитие технологий производства заставляют производителей использовать все более «мелкие» матрицы. Действительно, при том же разрешении изображения, что и раньше, новые матрицы гораздо меньше по размерам и, следовательно, имеют более высокий выход годных при производстве, а значит, и меньшую стоимость. Кроме того, с маленькими матрицами можно применять и объективы попроще: чем меньше размер кадра, тем меньше искажения по краям кадра и ниже требования к оптике. Однако такая экономия приводит к тому, что у новинок оказывается ниже светосила (на маленькую матрицу с тем же числом элементов просто падает меньше света) и выше уровень «шума» (который, как известно, напрямую зависит от толщины границ между чувствительными элементами матрицы и растет с квадратом разрешения). Конечно, производители стараются убрать «шум» при помощи сложных алгоритмов на новых, высокоскоростных процессорах обработки изображения, но если информации нет, то и взять ее неоткуда.

Кстати, выгодно отличаются в этом смысле фотоаппараты компании Fuji Photo Film с фирменными SuperCCD-матрицами (выпускается уже третье поколение таких матриц). Fuji прочно удерживает первое место по продажам цифровых камер в Японии, и вполне заслуженно. SuperCCD имеет не квадратные, а шестиугольные светочувствительные элементы, с меньшим периметром, поэтому матрица отличается высоким отношением «сигнал/шум» и, как следствие, возможностью работать с большой чувствительностью без ощутимой потери качества. В третьем поколении этих матриц, как утверждает производитель, достигнута чувствительность в ISO 1600 — конечно, ценой потери разрешения. Возможно, способ анализа четырех элементов матрицы для построения одного пиксела изображения — не новый, однако архитектура SuperCCD позволяет делать это оперативно и качественно. Другое интересное свойство новых матриц Fuji — это способность записывать видео в высоком для цифровых камер разрешении 640Ѕ480 с частотой 30 кадров в секунду (собственно, это уже полноценное видео стандарта NTSC). Новая технология получила название Motion Photo и реализована, в частности, в камере FinePix S602 Zoom.

В начало В начало

Тенденции профессионального рынка

Прежде всего стоит отметить существенный прогресс уникальной многослойной матрицы X3 от фирмы Foveon. Возможно, мы увидим реализацию на X3 зеркальных камер не только от компании Sigma, так как Foveon заключила лицензионное соглашение на производство этих матриц с компанией National Semiconductor, крупнейшим производителем электроники.

Тем, кто серьезно занимается цифровой фотографией, напомним, что в традиционных CCD- и CMOS-матрицах светочувствительные элементы расположены в одной плоскости и изображение, как правило, формируется из смежных квадратов по схеме RGBG (таким образом, одна половина приходится на зеленые элементы, а другая поровну разделяется на красные и синие). При этом изображение формируется при помощи сложного алгоритма, вычисляющего цвет каждого пиксела изображения с учетом показаний соседних. «Честная» CMOS-матрица Foveon X3 максимально напоминает фотопленку — у нее такая же многослойная структура, где каждая точка фотографии формируется по информации от трех сенсоров, находящихся на одной оси, и не требует дополнительной обработки и интерполяции по соседним точкам.

Из других новостей профессионального рынка можно отметить достижения компании Pictos Technologies, Inc. (дочерней компании Conexant Systems, Inc.), которая представила CMOS-матрицы нового поколения с разрешением до 64 млн. пикселов.

О том, что индустрия успешно справились с созданием полноразмерных матриц (по размеру традиционных фотографических кадров), сообщалось уже давно. Первой продемонстрировала универсальную скоростную зеркальную камеру EOS-1Ds с полноразмерной CMOS-матрицей из 11,1 млн. пикселов, выполненной по фирменной технологии, компания Canon. Главное в таких разработках — это полная совместимость с существующими объективами и аксессуарами традиционного фоторынка без всяких поправочных коэффициентов. Сделаны также полноразмерные матрицы для цифровых задников средне- и широкоформатных камер.

На этом можно было бы остановиться и считать, что для перехода профессиональной фотографии на цифровые рельсы сделано практически все: к цифровым камерам подходят все дорогостоящие объективы, а фотографам отныне требуется лишь купить цифровую «тушку» камеры или цифровой задник с матрицей. Однако компания Olympus выдвинула совместную инициативу с Eastman Kodak по созданию оригинальной цифровой зеркальной камеры нового поколения, позволяющей менять объективы.

Новый тип байонетного крепления, получивший название Four Thirds System (или 4/3 System), — это весьма перспективное решение, о поддержке которого уже заявила компания FujiFilm. Суть его в том, что будут разработаны специальные объективы для цифровых камер с маленькой матрицей, не имеющие ничего общего с объективами для традиционных пленочных камер.

Утверждается, что новая технология будет работать с любыми матрицами, имеющими соотношение сторон 4:3 — это обстоятельство и обусловило ее название.

По мнению участников организованного Universal Digital Interchangeable Lens System Forum, благодаря меньшим размерам кадра меньшим будет и диаметр линз, а значит, существенно упростится и реализация объективов с большими фокусными расстояниями, то есть телеобъективы будут значительно легче аналогов, разрабатываемых, например, для 35-мм пленочных камер.

Конечно, фотоиндустрия и примыкающие к ней виды деятельности весьма консервативны и мало подвержены радикальным изменениям. Однако цифровые технологии в фотографии не желают отставать от компьютерных и движутся вперед не только за счет экстенсивного повышения разрешения снимков и скорости съемки. Время от времени появляются также совершенно новые технологические направления развития и сферы применения цифровой фотографии.

 

КомпьютерПресс 6'2003

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует