Обзор новостей компьютерной аналитики

Родион Насакин

Российский Интернет ставит рекорды

Мировая интернетизация

В преддверии VoIP-бума

Широкополосная Москва

 

Российский Интернет ставит рекорды

Сотрудники поискового портала Nigma.ru определили количество русскоязычных документов в Сети. По их подсчетам, на 16 мая 2005 года число страниц в Рунете составляло 1 052 227 229. Данный отчет является второй попыткой подсчитать количество русскоязычных документов. Первый опыт оказался неудачным, поскольку используемый тогда алгоритм поиска выводил при изменении некоторых параметров сбора данных абсолютно разные результаты. Проект Nigma.ru представляет собой систему, собирающую результаты запроса с популярных поисковых серверов (Google, Yahoo!, MSN, «Яндекс», «Рамблер») и применяющую при обработке результатов уникальные механизмы кластерной классификации. Полученный результат равен количеству документов, проиндексированных всеми участвующими в проекте поисковиками, за вычетом дублей. Участники исследования предполагают, что в реальности русскоязычных документов в Сети может быть на 20-30% больше, чем удалось найти, то есть около 1,2 млрд. К такому мнению специалисты пришли, выяснив, что при исключении из расчета базы данных одного поисковика общая оценка снижалась в среднем на 12%. Альтернативные оценки других Интернет-экспертов колеблются в диапазоне от 1,4 до 2 млрд. страниц.

Подробную картину российского Интернета за 2004 год показало исследование iKS-Consulting. В частности, аналитики компании заявили, что доходы российских провайдеров за год выросли почти в два раза, достигнув 560 млн. долл., а количество провайдеров на конец 2004 года составило порядка 2 тыс. Такой рост был обусловлен увеличением числа пользователей (особенно в регионах), потребляемого трафика, количества сетей передачи данных и предложений на рынке широкополосного доступа. В декабре 2004 года количество регулярных пользователей Сети составило 7,6 млн. человек, что на 43% выше, чем в декабре 2003 года. Доля московских пользователей составила 36% от общего числа российских интернетчиков (региональные показатели приведены в таблице). В среднем по стране на конец 2004 года на 100 человек населения приходилось 5,3 пользователя.

Объем информации, переданной по Интернету в 2004 году, также вырос по сравнению с 2003 годом с 16 300 до 48 300 Тбайт. По данным Rambler’s Top-100, число активных сайтов увеличилось на 18%, превысив 134 тыс. Российским компаниям, имеющим статус локальной регистратуры Интернета (LIR), было выдано более 2 млн. IP-адресов, что превысило аналогичные показатели за последние 10 лет.

 

Рейтинг регионов по уровню проникновения Интернета

Рейтинг регионов по уровню проникновения Интернета

С начала 2004 года количество регистраций доменов в ru-зоне увеличилось на 42,5% (на 91 416 доменов), превысив отметку в 305 тыс. Прирост в 2003 году составлял 40,74%.

Также в прошлом году наблюдалось существенное увеличение числа владельцев доменных имен. Рост составил почти 74% — с 95 тыс. в 2003 году до 166 тыс. компаний и частных лиц в 2004-м. В 15 регионах число владельцев доменных имен превысило тысячу. Лидерами по этому показателю стали Москва (47,9% от общего числа), Санкт-Петербург (8,7%), Московская (6,3%), Свердловская (2,3%) и Новосибирская (1,9%) области.

В начало В начало

Мировая интернетизация

Майское исследование Harris Interactive показало, что 163 млн. человек, то есть три четверти взрослого населения США, являются постоянными пользователями Сети. Данные были получены в ходе телефонного опроса. В 2000 году в Интернет выходили только 57% взрослых американцев. Согласно новому исследованию, высокоскоростными каналами доступа пользуются 54% пользователей (на декабрь 2003 года доля широкополосных интернетчиков составляла 37%). Из офиса в Сеть выходят 36% респондентов, из дома — 66%. Оба показателя практически не изменились (рост на 1%). Число подключений из общественных и образовательных организаций выросло на 4% (с 17 до 21%).

Среди европейцев наиболее активными интернетчиками оказались скандинавы. Согласно информации статистического бюро Евросоюза, опубликованной в мае, три скандинава из четырех выходят в Сеть. На первом месте — Швеция (82% населения), далее идут Дания и Финляндия (по 70%). Наименее распространен Интернет в Литве, Польше, Португалии (по 29%), Венгрии (28%) и Греции (25%). Также европейские статистики определили, что 75% пользователей принадлежат возрастной группе от 16 до 24 лет. Менее четверти всех европейцев в возрасте от 55 до 74 лет выходят в Сеть. Кроме того, выяснилось, что Интернетом пользуются сотрудники девяти из десяти европейских компаний.

В начало В начало

В преддверии VoIP-бума

Аналитики IDC предполагают, что к концу 2005 года количество абонентов VoIP-сервисов достигнет 3 млн., а к 2009 году этот показатель вырастет до 27 млн. Причина столь радужных перспектив довольно банальная. Интернет-телефония гораздо дешевле обычной телефонной связи. Однако в IDC полагают, что ужесточение конкуренции среди провайдеров данных услуг заставит компании делать акцент при продвижении своих сервисов не только на стоимости связи, но и на широких возможностях VoIP-технологии. Скорость разработки новых сервисов на основе голосового Интернета во многом определяет интенсивность перехода пользователей от традиционной телефонии к связи нового типа. Уильям Стофега (William Stofega), аналитик IDC, считает, что главная задача VoIP — доказать, что данная технология не является дешевой альтернативой стандартному телефону, просто сегодняшние ее возможности достаточно скромны, поскольку рынок находится в самом начале своего развития. По мнению г-на Стофега, успех в конкурентной борьбе будет обеспечен тем корпорациям, которые уже сейчас начнут внедрять новые сервисы.

Недавно на рынок Интернет-телефонии вышел гигант телеком-индустрии — компания America Online (AOL). Своим пользователям AOL предоставляет особый адаптер, благодаря которому к широкополосному Интернет-соединению можно подключать обычные телефонные трубки. Наряду с тем что сервис доступен с персонального компьютера, он также интегрирован в Интернет-пейджер и почтовый сервер AOL.

В начало В начало

Сведения о росте ИТ-рынков преувеличены

Именно такой вывод делает в своем исследовании компания Forrester. Причина завышения показателей, по мнению экспертов, кроется в том, что объем ИТ-рынков оценивается не в национальных валютах, а в долларах США. Если изменить порядок оценки, то значения роста могут оказаться более чем в 2 раза ниже декларируемых сейчас. В ходе исследования аналитики оценили доходы ИТ-вендоров за 2004 год из различных регионов мира как в долларах, так и в местных валютах. При долларовом расчете рост объемов рынка в США составил приблизительно 7,5%, в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке — 15%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 12%. Однако при расчете европейского показателя в евро рост оказался равным только 4%, а азиатского в иенах — лишь 5%. Forrester также сделала прогноз на 2005 год, рассчитав показатели по национальным валютам. В результате выяснилось, что на азиатском рынке рост составит 7%, в США ИТ-рынки подрастут на 6%, а в Европе, странах Ближнего Востока и Африки при пересчете в евро рост составит 4%. В среднем мировой оборот рынков увеличится на 8-9%.

Скромные цифры в Forrester объясняют ослабеванием доллара на фоне глобализации мировой экономики, что делает американские ИТ-компании более конкурентоспособными в ущерб европейским вендорам. В частности, компаниям из США очень выгодно покупать комплектующие в Азии, а затем продавать их в Европе. В итоге гиганты ИТ-индустрии из Нового Света публикуют в ежегодных финансовых отчетах оптимистичные результаты, не адекватные действительному положению вещей. Так, компания Dell объявила о 20% росте дохода за I квартал 2005 года по сравнению с аналогичным прошлогодним показателем. В Forrester, приняв во внимание изменение валютного курса, определили реальный рост только в 14%. В прогнозе Forrester ведущая роль в дальнейшем развитии мирового ИТ-рынка отводится странам Азии и Европы, поскольку в данных регионах имеется больший потенциал для работы с региональными клиентами.

В начало В начало

Тенденции российского рынка мобильных телефонов

За прошлый год данный рынок, согласно отчету IDC, вырос на 59% — всего было продано около 27 млн. устройств. При этом темпы роста в Москве и Санкт-Петербурге замедлились; спрос в этих городах постепенно насыщается, а все большую долю в увеличении продаж обеспечивают регионы. В ближайшие пять лет рост в столицах будет практически нулевым, а рынок будет увеличиваться исключительно за счет региональных продаж, хотя темпы роста последних также будут неуклонно снижаться. Так, если в 2004 году имел место 100% рост региональных продаж, то в 2005-м прогнозируется лишь 50% увеличение.

Доходы продавцов в прошлом году выросли во многом благодаря повышению средней цены телефона на 18%. Россияне в 2004 году предпочитали телефоны от Motorola и Samsung, которые опередили Siemens. Замыкает четверку лидеров Nokia (с отрывом от немецкого концерна менее чем в 1%). Перечисленные компании поставили на российский рынок 77% всех телефонов. Популярность по-прежнему удерживают модели начального уровня стандартов CDMA и GSM.

Суммарный объем поставок карманных устройств в России вырос более чем на 55% и превысил 350 тыс. штук. Доля смартфонов и коммуникаторов в объеме рынка мобильных устройств выросла почти до 63%. Впрочем, смартфонам принадлежит пока лишь 1% в общем объеме рынка мобильных телефонов в России. Если на мировом рынке в 2004 году объемы продаж КПК начали снижаться, то в России они, напротив, продолжали расти, хотя смартфоны и коммуникаторы продаются в 1,5 раза лучше.

В заключение можно отметить, что 2004 год охарактеризовался повышенным вниманием российских сотовых операторов к мобильному Интернету. Запуск в ближайшее время соответствующих проектов анонсировали представители «большой тройки» — компаний «Би Лайн», МТС и «МегаФон». «Би Лайн» представила сервис «Хамелеон», который упрощает доступ в Интернет с мобильного телефона. В основу услуги положена технология CellBroadcast. Руководство МТС взяло на вооружение опыт японских коллег из NTT DoCoMo и собирается в сентябре 2005 года представить своим клиентам сервис i-mode, благодаря которому клиенты получают расширенные возможности по работе с мобильным контентом. Сервис i-mode ориентирован на достаточно состоятельных клиентов — на тех, кто тратит на связь более 50 долл. в месяц. Для работы с ним (в отличие от «Хамелеона») требуется приобрести поддерживающий данную технологию телефон. Об Интернет-сервисе от «МегаФона» пока ничего не известно, кроме названия «МегаФон.PRO». В компании говорят, что проект не будет являться аналогом i-mode или «Хамелеона».

В начало В начало

Широкополосная Москва

В исследовании компании J’son & Partners утверждается, что 2004 год стал переломным для московского рынка домашнего Интернет-доступа. 64% всех подключившихся в течение года пользователей, то есть 710 тыс. человек, выбрали подключение к Интернету по dial-up-каналу, а оставшиеся 36% предпочли широкополосный вариант. Особенность момента заключается в том, что рынок dial-up вырос на 10-20%, в то время как рынок широкополосного доступа увеличился в 2,5 раза. Главную роль в рыночных метаморфозах аналитики отводят проекту «Стрим» от «МТУ-Интел», появившемуся в феврале 2004 года). По оценкам самого провайдера, оглашенным в мае этого года, доля его основного сервиса на рынке широкополосного доступа составляет примерно 50%. Несмотря на то что dial-up с большой долей вероятности и дальше будет сдавать свои позиции, необходимо учитывать, что сегодня пользователи двух типов каналов связи пока относятся к разным потребительским группам. Средняя абонентская плата за широкополосный доступ составляет порядка 26 долл. в месяц, а средняя месячная сумма, которая тратится пользователем dial-up-доступа, равна 5 долл.

КомпьютерПресс 6'2005

Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует