Видеокарты ASUS V8440, ASUS V8460

Король умер, да здравствует король!

Басир Ахмедов, Сергей Пахомов

С тех пор как компания nVIDIA объявила о новых моделях видеокарт, прошло уже несколько месяцев. И если продукты младшей линейки на основе чипов GeForce 4 MX стали доступны рядовому пользователю практически сразу, то старшие, наиболее производительные модели появились в продаже с задержкой в несколько недель. К нам в лабораторию попали видеокарты от известного тайваньского производителя ASUSTeK, чья продукция в нашей стране хорошо известна и пользуется заслуженной популярностью благодаря своему неизменно высокому качеству. ASUS V8440 Ti4400 GeForce 4 и ASUS V8460 Ti4600 GeForce 4 построены на основе чипов GeForce 4 Ti 4400 и GeForce 4 Ti 4600 соответственно.

Исполнение обеих видеокарт соответствует эталонному дизайну nVIDIA. Новые модели существенно крупнее по размеру, чем старый добрый GeForce 3. После мощнейших систем охлаждения, реализованных для видеокарт семейства GeForce 3, совсем не крупный радиатор GeForce 4 вместе с вентилятором, раскрашенным в по-детски веселые цвета, производит забавное впечатление. Справедливости ради сразу отметим, что в процессе тестовых испытаний температура процессора опасений нам не внушила — радиатор был допустимо теплым на ощупь. Микросхемы памяти, которыми оснащены новые модели, отличаются от тех, что применялись ранее. Это по-прежнему DDR-память, но уже в BGA-упаковке. В обоих случаях объем памяти от Samsung составлял 128 Мбайт, отличие заключалось во времени доступа модулей памяти. На карте ASUS V8460 установлена память с временем доступа 2,8 нс, а на карте ASUS V8440 — с временем доступа 3,6 нс. Распаяны выходы VGA, DVI и TV-out.

Напомним нашим читателям основные характеристики графических процессоров nVIDIA. Частота работы графического ядра и памяти у карт, построенных на GeForce 4 Ti 4400, составляет 275 и 550 МГц, а у моделей, построенных на основе GeForce 4 Ti 4600, — 300 и 650 МГц соответственно. Заметим, что процессоры семейства GeForce 4 являются дальнейшим развитием процессоров с архитектурой GeForce, поэтому мы сочли, что читателю будет интересно не только сравнить новые модели, но и оценить их преимущество над процессором GeForce 3 (тактовая частота ядра — 200 МГц, частота памяти — 460 МГц). Серийные образцы GeForce 4 оснащены 128-мегабайтной памятью, а модель GeForce 3 — 64-мегабайтной. Каковы же основные архитектурные сходства и различия процессоров GeForce 3 и GeForce 4 Ti (модели GeForce 4 Ti 4400 и Ti 4600 различаются только тактовыми частотами)?

Во-первых, ядро GeForce 4 имеет два встроенных блока обработки вершинных шейдеров, а GeForce 3 — только один. Вершинный шейдер — это специальная функция обработки данных о вершинах полигонов, из которых строится сцена. Благодаря поддержке программируемых вершинных шейдеров современные графические ускорители способны осуществлять мощные матричные преобразования и разнообразные эффекты освещения. Понятно, что и скорость осуществления таких эффектов, как деформация поверхностей, морфинг (изменение полигональной сетки) или скелетная анимация, существенно выше у GeForce 4. Вместе с более быстрыми пиксельными шейдерами и трехмерными текстурами двойные программируемые вершинные шейдеры представляют собой технологию nfiniteFX II Engine, которая является дальнейшим развитием технологии nfiniteFX Engine, реализованной в ядре GeForce 3.

Во-вторых, технология Lightspeed Memory Architecture, которая впервые была реализована в графических процессорах GeForce3, тоже доросла до следующей стадии — Lightspeed Memory Architecture II. Так же, как и раньше, сложные поверхности можно строить с помощью поверхностей высокого порядка, а контроллер памяти действует по «кроссбарной» схеме, которая делит шину на четыре 32-разрядных блока для повышения эффективности использования видеопамяти. Из важных нововведений выделим следующие:

  • подсистему кэширования памяти Quad Cache, включающую четыре высокоскоростных блока кэш-памяти, которые оптимизированы для конкретной разновидности данных: примитивов, вершин, пикселов и текстур;
  • предварительную активацию страниц памяти Memory Auto Pre-Charge, которая обеспечивает минимизацию простоев графического процессора, ожидающего готовности микросхем памяти к операциям чтения и записи;
  • технологию быстрой очистки Z-буфера Fast Z Clear, уменьшающую время очистки старых данных в буфере глубины.

В-третьих, на смену технологии полноэкранного сглаживания высокого разрешения HRAA (High Resolution Antialiasing) пришла усовершенствованная технология сглаживания Accuview с улучшенным аппаратным обеспечением мультисэмплинга. Помимо усовершенствования алгоритмов режимов мультисэмплинга, включая 2X, 4X, Quincunx, ядро GeForce 4 реализует новый способ сглаживания — 4XS. Технология Accuview, кроме того, что обеспечивает качественные методы улучшения изображения, отличается еще и существенно меньшим, нежели ранее, падением производительности видеосистемы. К тому же предоставляется возможность анизотропной фильтрации текстур для обеспечения максимального качества изображения.

В-четвертых, в GeForce 4 обеспечивается полноценная поддержка мультимониторных конфигураций, которой так долго не хватало изделиям компании. Еще несколько лет назад возможность получить изображение на нескольких устройствах вывода имели лишь те пользователи, которым необходимо было расширить пространство рабочего стола в силу узкой профессиональности и специфичности используемых приложений. С развитием технологий мультимедиа (заметим, что в развитие этого направления весомый вклад внесла канадская компания Matrox, которая и сегодня конкурирует с ведущими производителями, но уже в значительной степени вытеснена с массового рынка), оценив успех продуктов ATi, специалисты nVIDIA осознали необходимость качественной реализации мультимониторности в своих видеокартах. И нужно сказать, что это им удалось. В процессор GeForce 4 интегрированы два RAMDAC с частотой преобразования 350 МГц, позволяющие выводить высококачественное изображение на оба монитора с высокой частотой обновления. Очень важно, что специалисты компании ответственно отнеслись к написанию драйверов и предусмотрели практически все функции управления, необходимые пользователю. В отличие от Twinview, новая технология вывода Nview позволяет не только клонировать изображение на второй монитор (или ТВ-приемник), но и растянуть рабочий стол на оба монитора по горизонтали или по вертикали. При этом становится доступным режим работы разных приложений на разных мониторах: в одном окне в полный экран можно, например, смотреть видео, а в другом, если хватит способностей, писать научную статью. Это, конечно, шутка, но реальные удобства переоценить трудно — чем комфортнее работать за компьютером, тем больше удовольствия он доставляет пользователю дома и меньше неудобств на работе...

Помимо этого частью технологии Nview является Desktop Manager — менеджер рабочих столов. Он позволяет создавать до 32 виртуальных рабочих столов с возможностью быстрого переключения между ними.

Для проведения тестирования мы использовали испытательный стенд следующей конфигурации: компьютер на основе материнской платы ABIT BL7-RAID с чипсетом i845, процессором Intel Pentium 4 2.0 ГГц, 1-гигабайтная DDR SDRAM PC2100, RAID-массив уровня 0 на двух жестких дисках IBM IC 35L040AVVA07 объемом 40 Гбайт каждый, операционная система Microsoft Windows XP Professional (английская версия).

Мы решили разнообразить тестовое программное обеспечение и, наряду со ставшими уже классическими играми — бенчмарками Unreal Tournament (v.4.36) и Quake III Arena (v.1.30), а также традиционным MadOnion 3DMark2001 SE, добавили в набор следующие программы:

  • DroneZmarK от компании Zetha gameZ, основанный на OpenGL API и специально разработанный с учетом особенностей процессора Intel Pentium 4, а также архитектуры nVIDIA nfiniteFX II Engine;
  • ChameleonMark — основанный на известной демонстрационной программе от nVIDIA, он демонстрирует производительность при операциях с пиксельными шейдерами;
  • Codecreatures Benchmark Pro от немецкой компании Code Cult — использует технологию затенения nVIDIA nfiniteFX II, пиксельные и вершинные шейдеры, реализует сложные сцены, содержащие до 300 тыс. полигонов;
  • Comanche 4 Demo Benchmark Test от компании NovaLogic — также полностью использует возможности архитектуры процессоров GeForce 4, пиксельные и вершинные шейдеры, чрезвычайно сложные сцены с применением эффектов отражения, освещения, теней в реальном времени.

Тестовые программы однозначно подтвердили ожидаемый прирост производительности в различных приложениях. Ознакомиться с результатами тестов вы можете, открыв статью в CD-ROM-варианте, а здесь мы дадим их общую оценку.

Скорость заполнения, продемонстрированная в тесте 3DMark2001 SE, практически соответствует предельно возможной для видеокарт на основе GeForce 4, и это максимальное приближение к пределу свидетельствует о хорошей оптимизации нового графического ядра при работе с памятью. Так, ASUS V8460 показала результат 2320,3 Мтекс/с в режиме при теоретическом максимуме в 2400 Мтекс/с, тогда как этот показатель у видеокарты ASUS V8200 на основе GeForce 3 составил 1382,0 Мтекс/с при теоретическом максимуме 1600 Мтекс/с (скорость заполнения в мегатекселях есть произведение рабочей частоты ядра, количества пиксельных конвейеров и количества текстурных модулей в одном конвейере). У ASUS V8460 этот показатель составил соответственно 2119,0 Мтекс/с из 2200 возможных. Таким образом, эффективность заполнения у GeForce 3 находится на уровне 87%, тогда как у новых моделей GeForce 4 Ti 4400 и Ti 4600 превышает 96%.

В игровых тестах преимущество карт GeForce 4 также было очевидным, особенно проявилось оно в высоком разрешении Quake III Arena: падение производительности у GeForce 3 составило почти треть, а у новинок — в два раза меньше. Такая же картина наблюдалась и в двух других тестах с игровым движком — DroneZmarK и Comanche 4 Demo, где GeForce 3 конкурировал лишь в слабых разрешениях, да и то отчасти.

Окончательную точку в cпоре поставили неигровые тесты ChameleonMark и Codecreatures Benchmark Pro. Максимально используя особенности архитектуры GeForce 4, эти программы наглядно продемонстрировали, что GeForce 3, еще несколько месяцев назад казавшийся олицетворением абсолютной мощи в 3D-графике, сегодня низвержен своими молодыми, но более проворными братьями. Судите сами: среднее превосходство видеокарт на GeForce 4 в программе ChameleonMark составило 50%, а в бенчмарке от Code Cult акселератор GeForce 3 не смог реализовать даже приемлемого минимума в 20 fps и был переигран в два — два с половиной раза.

Так и хочется сказать: «Король умер, да здравствует король!», но помимо производительности есть еще такой немаловажный фактор, как цена. Бесспорно, видеокарты на основе nVIDIA GeForce 4 Ti 4400 и Ti 4600 обеспечивают сегодня беспрецедентную мощь при обработке трехмерной графики и являются желанным приобретением для каждого пользователя. Конечно, следует учесть, что цена этих видеокарт вполне адекватна их производительности, а значит, превышает цену GeForce 3 как раз в те самые полтора-два раза. При повседневной работе с офисными приложениями разницу в скорости между этими видеокартами вряд ли кто-то заметит, однако вложение денег в такое приобретение оправдывается тем обстоятельством, что пользователь получает в свое распоряжение мощный мультимедийный продукт с идеально отлаженными технологиями и качественными драйверами.

И в заключение — о комплектации новых видеокарт от ASUSTeK. Комплекты поставки обеих видеокарт в точности совпадают и включают:

  • установочный компакт-диск программы ASUSDVD 2000;
  • компакт-диск с драйверами видеокарты для различных операционных систем, утилитами мониторинга (Smart Doctor) и разгона (Tweak Utility), программой для захвата видео (Asus Digital VCR), Asus Video Security 2.0 (программа мониторинга среды);
  • компакт-диск с игрой Aquanox;
  • компакт-диск с игрой Midnight GT/Rage Rally;
  • демонстрационный компакт-диск, представляющий игры Rally Championship Extreme, Comanche 4, Delta Force: Land Warrior, Colin McRae 2.0, Operation Flashpoint, Incoming Forces;
  • переходник DVI to VGA;
  • переходник-разветвитель S-Video to RCA;
  • краткое руководство пользователя на английском языке с описанием процедуры установки и режимов работы видеоадаптера.

Редакция выражает признательность компаниям, предоставившим видеокарты для проведения тестирования:

  • компании «Ф-Центр» (тел.: (095) 472-64-01, http://www.fcenter.ru/) — за предоставление карты ASUS V8460 Ti4600 GeForce 4;
  • компании «Элст» (тел.: (095) 728-40-60, http://www.elst.ru/) — за предоставление карты ASUS V8440 Ti4400 GeForce 4.

КомпьютерПресс 7'2002

Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует