Солнце, пальмы, Интернет

Родион Насакин

Энциклопедии туризма

Рекреационные IT

 

Число онлайн-магазинов, интенсивно торгующих в Сети, уже давно не поддается подсчету. Но коммерческий потенциал Интернета электронной торговлей не исчерпывается. В последние года два появилось множество сайтов, представляющих ряд бизнес-отраслей, которые не связаны непосредственно с продажей товаров и информационными технологиями. Так, сложились и твердо встали на ноги страховая и консалтинговая Интернет-индустрии. Не менее стремительно развернулось еще одно направление бизнеса — туристический сервис. На Западе этот вид деловой активности уже долгое время являлся одним из наиболее прибыльных на онлайн-рынке. С 1998-1999 годов, как обычно с небольшим запозданием, в Сеть вышли российские фирмы. Бывшее поначалу убыточным и выжившее лишь за счет рекламной деятельности, онлайновое подразделение рекреационного бизнеса сегодня демонстрирует постоянное увеличение объема продаж туристических услуг (см. таблицу). Даже в лихую годину кризиса дот-комов туристические компании, занимающиеся исключительно онлайн-бизнесом, в массе своей избежали банкротства и в определенной степени даже послужили своего рода тягачом, вытаскивающим отрасль из пропасти скепсиса и упадка.

В связи с нешуточным оборотом в этой сфере даже крупные Интернет-группы, изначально с туризмом не связанные, начали создавать собственные специальные проекты. Например, одним из старейших и наиболее известных ресурсов такого рода является WeekEnd от «РосБизнесКонсалтинга».

 

Тенденции туристического онлайн-рынка (Западная Европа, 1998-2006)

Тенденции туристического онлайн-рынка (Западная Европа, 1998-2006)

Источник: Centre for Regional and Tourism Research (www.crt.dk)

Переход туристических фирм на Интернет-платформу во многом был предопределен спецификой их деятельности. Данный бизнес испытывает потребность в широких коммуникативных возможностях, в обработке больших объемов информации и крайне нуждается в рекламе. Степень привлечения сетевых ресурсов различна у разных компаний. Многие туроператоры и агентства используют услуги туристических порталов, например, при поиске «горящих» путевок. Практически каждая мало-мальски известная фирма в той или иной степени представлена в Интернете. Некоторые из них активно используют свои сайты для продажи туров или бронирования номеров в онлайне, другие ограничиваются рекламными возможностями, выкладывая на сайт подробную информацию о своих услугах, их стоимости и т.д. Таким образом, становится понятно, что туристическое сообщество в Интернете неоднородно. Классификацию его мы и постараемся провести далее.

Энциклопедии туризма

Там внутри есть все: пальмы, девушки, голубые экспрессы, синее море, белый пароход, мало поношенный смокинг, лакей-японец, собственный бильярд, платиновые зубы, целые носки, обеды на чистом животном масле…

И.Ильф, Е. Петров. «Золотой теленок»

 

Специализированные информационные порталы играют роль своеобразной, расширенной по своим возможностям рекламной площадки и становятся промежуточным звеном в цепочке «турфирма — клиент». Тематика таких порталов может быть либо глобальной, например МегаТИС (www.tos.ru), либо охватывать отдельные виды или места отдыха, скажем Индия Тур.Ру (www.india-tour.ru). На первый взгляд подобные ресурсы напоминают крупные тематические сайты, вызывающие большой интерес пользователей благодаря актуальной, полезной и просто интересной информации. Они содержат обзоры наиболее популярных курортных мест, написанные как профессиональными журналистами, так и любителями, решившими поделиться своими впечатлениями. При этом к чести «сайтодержателей» публикуются не только положительные отчеты о путешествиях. Мне, например, встретилось подробное описание отвратительного сервиса в одном из отелей Мармариса. Для посетителей, не имеющих литературной жилки, как правило, предусмотрен форум, где можно высказать свои замечания и наблюдения в краткой разговорной форме. Также на сайтах в новостном формате размещают информацию о новых турах, чтобы привлечь к ним больше клиентов. Кроме того, обычно там можно найти качественные и ценовые характеристики отелей и ресторанов, расценки на железнодорожные и воздушные перевозки, адреса российских посольств, полезные советы путешественникам, начиная с того, кому и сколько принято давать чаевых, и заканчивая списком необходимых в поездке вещей с учетом климатических, национальных и иных особенностей.

Информационный туристический портал Travel.ru

Информационный туристический портал Travel.ru

Используя свою популярность, порталы привлекают гораздо больше целевых посетителей, нежели частный сайт какой-либо одной фирмы. Поэтому многие рекламодатели предпочитают размещать информацию и предлагать услуги именно на порталах. Сотрудничают с порталами, как правило, туристические агентства, операторы, отели и службы бронирования.

Оплата производится либо по времени размещения объявления, либо по количеству привлеченных клиентов. Впрочем, обычными объявлениями, схожими с теми, что печатаются на страницах бумажной прессы, рекламные возможности не ограничиваются. Нет необходимости (да и возможности) пробегать глазами все имеющиеся предложения. На сайтах используются самые разнообразные системы поиска, отбора и фильтрации информации. Все это реализуется web-программистами в основном на двух стандартных языках: ASP и PHP. На портале можно подобрать себе подходящее место- и времяпрепровождение отпуска, введя в специальные формы тип тура (пляжный, лечебный, учебный, шоппинг, дайвинг и т.д.) и верхний ценовой лимит. Разумеется, часто на сайтах можно уточнить гораздо большее количество критериев (география, качество сервиса, вид транспорта и пр.), просто два означенных — это тот минимум, который есть у всех.

Получив выборку подходящих туров, можно приступать к их подробному изучению. И здесь зачастую встречается ситуация, которая жутко раздражает как самого автора, так и его знакомых, а судя по откликам на форумах, и незнакомых посетителей турсайтов. Информация по интересующему вас туру выводится в крайне сжатом виде. Если потенциальный клиент турфирм не привык к сверхлаконичному стилю газетных строчек, то он может так и остаться потенциальным. Почему-то, используя возможности Сети при организации поиска нужной информации и контекстной рекламы, разработчики турсайтов, напротив, забывают о «зрелищных возможностях». Человека, собравшегося выбрать определенный тур, интересуют не только стоимость, тип пансиона и расстояние от моря в метрах. Ему наверняка не лишними покажутся фотографии отеля снаружи и номеров внутри, ресторанов, казино, общие панорамные снимки и пр. Предложение же забронировать тур через Интернет, руководствуясь одной-единственной текстовой строкой, весьма напоминает продажу кота в мешке. Упускать же столь очевидную и взаимовыгодную рекламную возможность просто преступно. Конечно, подробная информация, сдобренная картинками, на сайтах есть, но находится она отдельно от каталога туров, и для того, чтобы добыть все необходимые подробности, приходится порой изрядно попотеть. Еще раз отметим, что речь идет не обо всех туристических порталах, а лишь о многих.

 

Форма для Интернет-бронирования

Форма для Интернет-бронирования

Заканчивая общее знакомство о возможностях данных ресурсов, хотелось бы упомянуть еще об одном примечательном Интернет-сервисе, который автору довелось увидеть на портале TravelNET Belarus (www.travelnet.by),  — об аукционе туров. В том случае, когда посетитель не смог обнаружить в базе данных сайта подходящий тур, он составляет заявку, подробно описывая обязательные для него условия, и портал автоматически формирует запрос и рассылает его по всем зарегистрированным на ресурсе турфирмам. Фирмы, способные удовлетворить все потребности заказчика, связываются с ним по координатам, указанным в сообщении. А последний уже выбирает из присланных вариантов тот, что ему (его кошельку) больше нравится. Схожие технологии, только с иным названием, можно встретить и на других рекреационных сайтах.

В начало В начало

Рекреационные IT

Размещение информации о своем сервисе на портале относится к пассивному способу использования Сети в туристическом бизнесе, и, по версии Ассоциации содействия туристским технологиям (АСТТ), этот этап предшествует более развитому и активному методу ведения онлайн-бизнеса — созданию собственного Web-сервера фирмы. Контент сайта может быть ограничен необходимым минимумом информации. Так, для сетевого представительства туроператора в числе данных, выкладываемых в обязательном порядке, обычно присутствуют все необходимые транспортные расписания, образцы документов для оформления клиента агентом оператора, порядок проведения коммерческих расчетов и координаты всех агентов.

Некоторые фирмы не ограничиваются столь скудным набором информации и добавляют различные привлекательные «фичи», уже знакомые читателю по порталам. Но если для операторов такие «навороты» — полезное, но необязательное дополнение, то турагентствам приходится относиться к своему Интернет-имиджу более ответственно, так как работают они непосредственно с народом. По наблюдению одного из докладчиков, выступавших на конференции АСТТ в 2002 году, клиент, добравшийся до офиса после посещения сайта фирмы, задает гораздо меньше вопросов, в частности ему не нужно долго и нудно объяснять, чем отличается трехзвездный отель от четырехзвездного. Но это в том случае, если соответствующая информация в доступной форме помещена на сайте. Судя по личным наблюдениям автора, этой простой истине следуют далеко не все компании. Кроме того, для поддержания интереса со стороны сетевого контингента агентству приходится регулярно производить обновление ресурса.

Настоящим прорывом в истории российского сетевого турбизнеса послужило внедрение несколькими туроператорами в 2001 году системы документооборота на основе XML. Технология получила название TravelXML Russia и позволила значительно сократить денежные и временные затраты на пересылку необходимой документации между оператором и агентом. В настоящее же время наибольший интерес представляют российские компании, решившиеся на онлайн-продажу туров. Традиционная почти тотальная Интернет-безграмотность, господствующая на отечественных просторах вопреки оптимистичной официальной статистике о растущем числе пользователей Сети, и вызываемое отсутствием знаний недоверие, а также низкий уровень развития финансовых сервисов в Рунете заставляет смотреть на наиболее решительных (а возможно, даже несколько авантюрных) представителей турбизнеса, занявшихся сетевой продажей своих услуг, теми же глазами, какими современники смотрели на викингов Лейфа Счастливого, плывущих в неизвестность. Вопрос только в том, откроют ли «первопроходцы» нового бизнеса свою Америку? Возможно, у читателей возникнет чувство недоумения, так как несколькими абзацами выше они читали о возможности спокойно заказать тур в Интернете. Да, все верно. Достаточно просто сравнить (хотя бы очень приблизительно соразмеряя масштабы) число турфирм, зарегистрированных на Интернет-порталах и продающих путевки, с числом турфирм по стране в целом, чтобы роль «первых ласточек» стала очевидной.

Последняя из таких «ласточек» выпорхнула на свет в январе этого года, когда популярная отечественная платежная система WebMoney Transfer и онлайн-агентство по продаже туруслуг Avantix.ru объявили о запуске совместного проекта — сервиса WebMoney Ticket (ticket.webmoney.ru) по заказу и бронированию через Интернет авиабилетов, туров, отелей и трансферов. Понятно, что предусматривалась возможность оплаты через WebMoney. Правда, изначально ряд анонсированных функциональных возможностей не был воплощен в жизнь, а когда автор, набрав эти строчки, вышел в Интернет, чтобы посмотреть, есть ли на проекте что-нибудь новенькое, и заодно сделать скриншот, сайт и вовсе не открылся. Будем надеяться, что это временные трудности. Ласточки, гибнущие в полете, — зрелище печальное.

Но не будем о грустном. Приятного вам отдыха!

КомпьютерПресс 7'2004


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует