Цифровая камера Exilim Pro EX-P505

Сергей Асмаков

 

Exilim Pro EX-P505 является одной из самых необычных цифровых камер, выпущенных в нынешнем году. И внешне, и концептуально она совсем не похожа на предыдущие модели серий Exilim и Exilim Pro.

Внешность обманчива — именно такая мысль возникает при первом знакомстве с Exilim Pro EX-P505. Рассматривая фотографии этой камеры, поневоле представляешь аппарат довольно приличных размеров: дизайн EX-P505 вызывает вполне однозначные ассоциации с солидными зеркальными аппаратами, что нарочито подчеркивается черным цветом корпуса. В действительности же EX-P505 настолько мала, что целиком умещается на ладони, — контраст формы и размеров поистине потрясающий.

 

Exilim Pro EX-P505: внешность обманчива

Exilim Pro EX-P505: внешность обманчива

Несколько слов о комплекте поставки. Помимо камеры в коробке находятся: литий-ионный аккумулятор NP-40, крышка объектива (с ремешком), бленда, ремешок для ношения аппарата на запястье, кабели для подключения к порту USB и AV-входам, внешнее зарядное устройство, руководство пользователя на русском языке и два компакт-диска с драйверами и программным обеспечением.

Рассмотрим особенности конструкции EX-P505. Пользователи компактных цифровых фотоаппаратов уже привыкли к тому, что защитные шторки, предохраняющие внешнюю линзу объектива от неблагоприятных внешних воздействий, автоматически открываются при включении питания аппарата и закрываются при его выключении. В случае EX-P505 крышку объектива нужно снимать и устанавливать на место вручную — в точности как на больших и солидных камерах. Впрочем, даже если забыть вовремя снять крышку, ничего страшного не произойдет: у объектива EX-P505 отсутствуют элементы, выдвигающиеся за пределы корпуса камеры.

Раз уж речь зашла об объективе, остановимся на его основных характеристиках. Эквивалентное фокусное расстояние изменяется в пределах от 38 до 190 мм, светосила — 1:3,3…3,6. Пятикратный оптический зум — пусть и не рекордный, но весьма достойный показатель для аппарата такого размера. Привод трансфокатора работает абсолютно бесшумно, что позволяет использовать его в процессе видеосъемки. Кроме того, изменяя угол отклонения рычажка управления трансфокатором относительно нейтрального положения, можно управлять скоростью приближения/удаления снимаемой сцены — решение, характерное именно для видеокамер.

На внешнем кольце объектива имеется резьба (диаметр — 43 мм), служащая для установки входящей в комплект поставки бленды, а также приобретаемых дополнительно фильтров. Правда, в процессе эксплуатации выявился досадный недостаток: при установленной бленде закрепить крышку на объективе невозможно.

Органы управления EX-P505 распределены с расчетом на то, что пользователь будет держать камеру двумя руками. (Немного забегая вперед, отметим, что вести съемку, держа аппарат только одной правой рукой, хотя и возможно, но неудобно.) С левой стороны корпуса расположены две кнопки (EX и выбора режима фокусировки), а сверху — кнопка переключения режимов работы вспышки. Этими кнопками удобнее всего манипулировать при помощи большого пальца левой руки.

 

 Задняя панель EX-P505

Задняя панель EX-P505

На верхней панели корпуса с правой стороны расположены: кнопка включения/выключения питания, вращающееся колесо выбора режимов съемки и спусковая кнопка в обрамлении качающегося кольца управления трансфокатором. На задней панели камеры справа от платформы дисплея размещены традиционные для аппаратов Exilim кольцо четырехпозиционного указателя с кнопкой подтверждения посередине и две дополнительные кнопки (вызов меню и переключение режимов работы дисплея).

Единственным типом видоискателя, который предусмотрен в данной камере, является экран ЖК-дисплея. Дисплей установлен на поворотной платформе, что позволяет вести съемку с максимальным удобством практически с любых ракурсов. При открывании панели дисплея камера автоматически включается, что вполне логично, учитывая отсутствие других видоискателей.

В дополнение к дисплею на корпусе аппарата имеются два светодиодных индикатора, один из которых служит для отображения текущего состояния аппарата, а другой (он расположен на передней панели) используется в качестве индикатора обратного отсчета при съемке с таймером.

 

Дисплей EX-P505 установлен на поворотной платформе

Дисплей EX-P505 установлен на поворотной платформе

Встроенная вспышка EX-P505 расположена непосредственно над объективом и автоматически «выпрыгивает» вверх при полунажатии на спусковую кнопку тогда, когда автоматика камеры считает это необходимым. Разумеется, при установке соответствующих режимов пользователь может принудительно включать и отключать вспышку. Закрывать вспышку необходимо вручную. С внешней стороны вспышки расположен стереомикрофон, используемый для записи звукового сопровождения в процессе видеосъемки.

С правой стороны корпуса расположены два разъема, закрываемые резиновой крышечкой: один служит для подключения внешнего источника питания, а другой — для подсоединения кабелей к интерфейсу USB или AV-выходам. На нижней панели корпуса имеется отверстие с резьбой для установки аппарата на штатив. Там же расположена крышка отсека, в который устанавливаются аккумулятор и карта памяти. Аккумулятор удерживается в отсеке специальным фиксатором. Для записи снимков и видеороликов можно использовать 7,5 Мбайт встроенной флэш-памяти либо сменные носители формата SD/MMC.

 

Отсек для установки аккумулятора и карты памяти

Отсек для установки аккумулятора и карты памяти

Относительно небольшое количество органов управления позволяет быстро освоиться с камерой. Стоит отметить удобное управление трансфокатором, а также возможность оперативного выбора основных режимов съемки при помощи вращающегося колеса (ранее в камерах серий Exilim и Exilim Pro переключение производилось через меню). Хорошим подспорьем для начинающих фотографов станут всплывающие подсказки, появляющиеся на дисплее при переключении режимов, а также информация об эффективном диапазоне расстояний автоматической фокусировки, возникающая на экране при изменении положения трансфокатора. Во многих случаях полезной оказывается кнопка с лаконичным названием EX, при нажатии на которую пользователь может оперативно (не входя в основное меню камеры) изменить настройки баланса белого, светочувствительности, выбрать метод экспозамера и установить зону фокусировки.

Если говорить о субъективных ощущениях, то в случае, если держать камеру двумя руками (как это рекомендуется в руководстве пользователя), управлять настройками и переключением режимов очень удобно. Правда, при работе с камерой обнаружились и два небольших эргономических недостатка. В частности, кнопка переключения режимов работы вспышки расположена в непривычном месте, что может вызвать затруднение у некоторых пользователей1. Кроме того, когда панель дисплея закрыта (при желании ее можно «вывернуть» экраном наружу), нажимать на сегмент четырехпозиционного указателя, соответствующий положению «влево», удается с трудом.

 


1 Дело в том, что в ранее выпускавшихся аппаратах серии Exilim переключение режимов работы вспышки осуществлялось путем нажатия на положение «вниз» четырехпозиционного указателя.

 

Теперь рассмотрим основные возможности камеры в режиме фотосъемки. Максимальный размер получаемых фотоснимков — 2560x1920 пикселов (4:3). Чтобы не жертвовать частью изображения при печати изображений на бумаге стандартных «фотографических» форматов (10x15, 13x18 и т.д.), можно выбрать разрешение 2560x1712, соответствующее традиционной для классической фотографии пропорции 3:2. Предусмотрена возможность сохранения изображений и с меньшим разрешением: 2048x1536, 1600x1200, 1280x960 или 640x480. В зависимости от желаемого соотношения размеров получаемых файлов и степени сжатия можно выбрать одну из трех градаций качества: максимальное, стандартное и экономичное. Стоит отметить, что визуально разница между снимками равного разрешения, записанными с различными настройками качества, практически не заметна — хотя объем файлов, записанных с наилучшим и экономичным качеством, различается примерно в два раза.

В настройках камеры можно установить значение светочувствительности, соответствующее 50, 100, 200 или 400 единицам ISO, либо доверить выбор автоматике. Для выбора экспозиции в автоматическом режиме предусмотрено три различных метода экспозамера: матричный, центрально-взвешенный и точечный. Правда, в случае выбора матричного режима при установке экспокоррекции камера автоматически переключится на использование центрально-взвешенного режима.

 

Почти все органы управления сосредоточены с правой стороны

Почти все органы управления сосредоточены с правой стороны

Камера позволяет использовать пять различных режимов фокусировки: автоматический, макро, панорамный (гиперфокальный), бесконечность и ручной (панорамный режим доступен только при видеосъемке). Если при съемке в режиме автоматической фокусировки фотографируемый объект расположен слишком близко к объективу, камера автоматически переключается в макрорежим.

При необходимости камера позволяет выбирать для автоматической фокусировки произвольную точку кадра. Установив данный режим, при помощи четырехпозиционного указателя можно выбрать на дисплее точку, по которой будет осуществляться автоматическая фокусировка.

Съемку фотографий можно производить в автоматическом режиме, используя программы сюжетной съемки BestShot (переключаемые посредством меню), либо в одном из трех творческих режимов: приоритет выдержки (S), приоритет диафрагмы (А), ручной (М). Во всех режимах предусмотрена возможность коррекции величины экспозиции в пределах ±2 EV с шагом в 1/3 EV. Как и в других моделях цифровых камер Casio, пользователь может создавать собственные программы сюжетной съемки BestShot, используя в качестве основы настройки удачных снимков.

Интересная особенность EX-P505 — наличие встроенного фильтра нейтральной плотности (ND), позволяющего скорректировать экспозицию на –2 EV. Данный фильтр может пригодиться при съемке ярко освещенных объектов, а также в тех случаях, когда возникает необходимость использовать максимально длинную выдержку. Встроенный ND-фильтр автоматически включается в режиме S; его можно включать и отключать вручную в режимах А и М.

Что касается объектива, то пятикратное оптическое увеличение позволяет ощутить небывалую свободу при компоновке кадра — особенно после аппаратов с трехкратным зумом. В то же время характеристики столь сложной оптической системы невозможно сделать идеальными (особенно учитывая габариты камеры), и поэтому ради увеличения диапазона фокусных расстояний разработчикам пришлось пойти на некоторые компромиссы. Так, в крайних положениях трансфокатора возникает заметная дисторсия изображения, а при съемке на длинном фокусе на контрастных границах объектов (особенно в периферийных зонах кадра) становятся хорошо заметны хроматические аберрации.

Нельзя не отметить незаурядные возможности EX-P505 в области макросъемки. При установке трансфокатора в широкоугольное положение камера позволяет сфокусироваться на объекте, расположенном на расстоянии всего 1 см от внешней линзы объектива. Правда, учитывая малый вес камеры, съемку в макрорежиме лучше всего производить со штатива, используя функцию включения спуска по таймеру.

Независимо от режима съемки и яркости используемого источника света все полученные изображения страдают некоторым недостатком четкости. Справедливости ради отметим, что подобный недостаток присущ большинству аппаратов подобного класса и, скорее всего, обусловлен слишком малым размером ячеек пятимегапиксельных сенсоров формата 1/2,5 дюйма.

Как показали результаты испытаний, лучше избегать установки чувствительности более 100 единиц ISO; в противном случае придется смириться с хорошо заметным цифровым шумом на получаемых изображениях. Устанавливать чувствительность в 200 или 400 единиц ISO имеет смысл лишь при съемке движущихся объектов, когда необходимо использовать максимально короткую выдержку.

Но не будем забывать, что EX-P505 — это не только фотоаппарат, но и видеокамера. Для съемки видеороликов предусмотрено четыре основных режима. Помимо стандартного режима возможно использование сюжетных программ BestShot: «портрет», «пейзаж», «ночная съемка», «салют» и «немое кино» (черно-белое изображение с немного завышенной скоростью). Кроме того, имеется режим past movie — в этом случае камера непрерывно производит видеосъемку в буфер, а при нажатии на спусковую кнопку производится запись в файл. Таким образом, полученный видеролик начинается с события, произошедшего за 5 с до нажатия на спусковую кнопку, и продолжается до повторного нажатия на нее. Использование режима past movie позволяет зафиксировать важное с точки зрения развития сюжета событие даже в том случае, если оператор не успел вовремя среагировать и нажал на спуск чуть позже, чем это было необходимо.

Еще один режим — short movie — предназначен для записи коротких видеороликов. Максимальная продолжительность записи составляет 8 с, причем, как и в случае past movie, можно воспользоваться возможностью отложенного включения записи. При выборе режима shot пользователь может самостоятельно установить длительность временных промежутков, соответствующих отрезкам, записываемым до и после нажатия спусковой кнопки.

Видеоролики со стереофоническим звуковым сопровождением записываются камерой в виде файлов AVI в формате MPEG-4. При установке наилучшего и обычного качества (битрейт составляет соответственно 4,2 и 2,2 Мбит/с) разрешение кадра — 640x480 пикселов, частота — 30 кадров в секунду. Предусмотрен и экономичный режим (320x240 пикселов, 15 кадров в секунду). Максимальная продолжительность записи ограничена лишь объемом свободного пространства на карте памяти. Заметим, что при записи с наилучшим качеством минута видео занимает немногим менее 30 Мбайт — то есть на гигабайтную карту памяти поместится всего около получаса видеозаписи. Так что любителям видеосъемки придется запасаться очень емкими картами памяти.

Помимо видеозаписи камера позволяет производить простейшие монтажные операции с отснятыми клипами. Имеются три функции для удаления ненужных фрагментов клипа — с начала и до установленного маркера, между двух маркеров в середине либо от маркера и до конца записи.

Обобщая впечатления от использования EX-P505, отметим удобное расположение органов управления, логично построенное русифицированное меню и наглядный пользовательский интерфейс со всплывающими подсказками и возможностью выбора одного из двух режимов отображения информации о настройках (обычного или FX Finder). Минусом является отсутствие альтернативных видоискателей, поскольку при ярком солнце на дисплее практически ничего не видно.

Энергоемкость аккумулятора NP-40 заслуживает похвал: одной зарядки хватило на съемку более 200 фотографий и 20 небольших видеороликов. Довольно спорным решением представляется использование специфического разъема (и следовательно, нестандартных кабелей) для подключения к интерфейсу USB и AV-выходам камеры.

EX-P505 позволяет получать очень неплохие (для аппаратов своего класса) снимки, однако во многих случаях для достижения оптимального результата необходимо корректировать настройки вручную. При работе в творческих режимах съемки очень удобно воспользоваться наглядным режимом отображения текущих настроек FX Finder и динамической гистограммой.

Качество видео также на хорошем уровне; запись в формате MPEG-4 позволяет проигрывать созданные камерой файлы на ПК и многих бытовых плеерах без дополнительной конвертации.

Несмотря на ряд выявленных недостатков, можно утверждать, что на данный момент Exilim Pro EX-P505 является одним из наиболее удачных аппаратов, сочетающих функциональность цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Разработчикам удалось не только достичь сбалансированности двух «ипостасей» этой камеры, но и уместить их в удивительно компактном и стильном корпусе, не пожертвовав при этом требованиями эргономики и качеством снимков.

На прилагаемом к журналу компакт-диске представлены образцы снимков и видеороликов, сделанных камерой Exilim Pro EX-P505 в процессе проведения испытаний.

 

 

Редакция благодарит московское представительство компании Casio за предоставленную камеру Exilim Pro EX-P505. Информацию о цифровых камерах Casio можно найти на сайте www.exilim.ru.

КомпьютерПресс 7'2005

Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует