Компьютерный мир плюшевого динозавра

Опыт общения с первенцем из линейки электронных кукол Microsoft ActiMates

Владимир Богданов

Уик-энд с Барни

Что у динозавра внутри?

Барни общается с компьютером

О чем плачут динозавры, или Проблемы не-Юрского периода

Барни — великий скандалист!

Инфраструктура ActiMates

Уик-энд с Барни

Выходные дни были безнадежно испорчены. По неопытности я принес домой напичканное электроникой чудовище, которое мгновенно стало всеобщим любимцем и вероломно исчерпало весь лимит внимания к моей персоне со стороны семьи. Разговаривать домочадцы теперь предпочитали с пурпурным динозавром, который выкрикивал песни, размахивал лапами, давал поучительные советы и вообще вел себя крайне развязно. Утихомирить рептилию оказалось весьма проблематично. Оставалось смотреть на него, как гангстер Ури на Электроника, и раздумывать, где у этого «парня» кнопка. Она, к сожалению, напрочь отсутствовала. Дождавшись, когда динозавр заснет по доброй воле (уйдет в sleep mode), я решил проанализировать его успех и заодно упущения в собственном воспитании.

«Чудовище» звали Барни (Barney the Dinosaur). Внешне оно представляло собой крупную мягкую игрушку, повторяющую облик мультипликационного динозавра. Травоядного и незлобного, что заметно по форме зубов. На самом деле российским потребителям непросто оценить популярность этой игрушки. Но на Западе Барни — это любимец публики, ведущий ежедневных получасовых кукольных шоу Barney and Friends на телевидении в течение долгих лет. Списку наград Динозавра (в том числе «Лучшая музыкальная игрушка» в номинации Billboard) позавидует любой собачий интерчемпион. Одно из расхожих прозвищ пурпурного динозавра — Элвис для дошкольников. В Америке его узнаваемость сравнима, наверное, с популярностью у нас Хрюши и Степашки, но в арсенале динозавра есть еще и мультфильмы с главными ролями. Так бы и развивалась его «скромная» телекарьера, если бы в 1997 году персонажем не заинтересовалась сама Microsoft. Спустя некоторое время Barney стал первенцем линейки электронных игрушек Microsoft ActiMates (www.microsoft.com/products/hardware/actimates). Microsoft — не Mattel с ее длинноногими Барби, и ActiMates должны были поразить всех своим «интеллектом». Удалось. Словарный запас Барни, работающего в автономном режиме, насчитывает 2000 слов, он поет 17 песен (включая знаменитую «азбуку» ABC), предлагает 12 детских игр (например, в цифры и числа) и потрясает неожиданными высказываниями. И это далеко не все.

Найти ActiMates в Москве оказалось непростым делом. Microsoft не торопится поставлять их официальными путями. Вероятно, причиной тому явилось незнание Барни русского языка. А кто сказал, что начинать надо с русского? Поверьте, дети его и так выучат — хочешь не хочешь. При помощи представительства Microsoft поиски единственного экземпляра, кстати «из частной коллекции», увенчались успехом. «Бери, но только ненадолго, — предупредили меня владельцы. — Мы с ним тут постоянно играем. Без него будем скучать!» Взрослые люди, а так дорожат игрушкой для детей от 2 до 5 лет? Впрочем, феномен известный — детским трекболом EasyBall тоже предпочитают пользоваться многие взрослые.

Официально все игрушки ActiMates позиционируются Microsoft как системы раннего обучения детей. Над созданием их «интеллекта» и интерфейса трудились многие научные светила: психологи, педагоги, большая часть из которых — профессора, а также воспитатели из детских садов, яслей и другие американские профи в области образования. Barney укомплектован CD-ROM с целой методикой по воспитанию чад. Родителей инструктируют, как привить ребенку тягу к чтению, научить устному счету, развить способности к рисованию и художественному мышлению. По советам педагогов можно запросто судить о разнице нашего и заокеанского менталитета. Так, рекомендации по самостоятельному созданию головоломок-паззлов (funsoc.htm) соседствуют с советом типа: разотрите крем для бритья по плоской поверхности (например, стола) до появления пены и выводите в нем буквы алфавита вместе с ребенком (funrdg.htm), а как вариант — выложите буквы из обуви. Да у нас за такое «творчество» можно и по шее получить. Намного ближе русскому человеку покажется другой метод развития жажды познания у ребенка: предлагается разлечься с малышом на травке, смотреть на проплывающие облака и мечтать вместе с ним. К другим воспитательным курьезам, которые я обнаружил в американском пособии, относится утверждение, что математика и музыка — очень близкие по восприятию вещи, поэтому многие музыканты хорошо разбирались в математике, а предлагать ребенку потанцевать перед небьющимся зеркалом для анализа своих движений — даже полезно. Я-то думал, что последнее — прямой путь к нарциссизму. К откровенно полезным вещам, особенно для детей, изучающих английский язык, относится толковый словарь упоминаемых в прилагаемых играх слов (dict_ii.htm), а также тексты исполняемых песенок. Специально для взрослых разработчики предусмотрели Parent’s Room, куда автоматически отправляются совместные художественные творения рисующего ребенка, дополненные Барни. Всегда можно проверить, чем занимался малыш, или обменяться детскими картинками с другими владельцами игрушки.

В начало

В начало

Что у динозавра внутри?

Нездоровый блеск в глазах рептилии объясняется тем, что в них вмонтированы фотодетекторы. Если закрыть глаза ладонью, Барни начнет сначала отшучиваться и делать вид, что ему это нравится, а затем — настойчиво объяснять «хулигану», что пора бы и честь знать. Для того чтобы начать игру (или просто активизировать Барни), достаточно пожать ему переднюю лапу. «Рукопожатие» задней лапы заставляет Барни петь. А слух у него тот еще. Если оценивать качество синтезированной речи, то она вполне членораздельная: не такая внятная, как у человека, но намного четче, чем у среднестатистического американца. По некоторым сведениям, говорливость Барни объясняется наличием у него 2 Мбайт постоянной памяти. Динозавр размахивает лапами не хуже Валдиса Пельша, потому что его питание обеспечивается шестью пальчиковыми батарейками формата AA, что в буквальном смысле придает ему вес. Чувствительность Барни к «рукопожатиям» доставляет определенные хлопоты при перевозке — если в переполненном транспорте в вашей сумке кто-то начнет весело распевать американскую песенку, то вид у вас будет откровенно дурацкий.

В начало

В начало

Барни общается с компьютером

Уникальность игрушек ActiMates как раз и состоит в том, что электронные куклы могут взаимодействовать с компьютером и даже видеомагнитофоном (нужен дополнительный приемник и специальные закодированные видеокассеты). В первом случае дополнительно приобретается комплект PC Pack с интерактивным обучающим CD-ROM и приемным радиопередатчиком-интерфейсом (большая синяя «таблетка»), который подключается к игровому порту звуковой карты. Сама кукла не использует никаких шнуров для взаимодействия с ПК, все, что ей нужно, — находиться в радиусе действия «таблетки» (в идеале Барни можно усадить на нее верхом). Специально для ActiMates была разработана анимационная интерактивная технология Microsoft Realmation, позволяющая симулировать разумное поведение игрушки и синхронизацию ее взаимодействия с сюжетом игры на CD-ROM и действиями ребенка. В комплекте с PC Pack поставляется компакт-диск с игрой Fun on Imagination Island («Веселый мир Острова Фантазий»). Барни и его мультипликационные друзья беседуют друг с другом и подсказывают ребенку, что можно предпринять в виртуальном мире. Словарный запас, используемый персонажами, возрастает до 14 тыс. слов, а «осмысленные» комментарии типа «ты сделал все правильно, молодец!» или «давай займемся счетом» сводят воспитательные функции родителей к контролю заряда батареек у травоядного земноводного с броской окраской. Microsoft выпускает несколько наименований обучающих CD-ROM («Барни в цирке», «Барни в подводном мире» и др.), но особо не разбежишься, так как каждый диск стоит около 35 долл., а видеокассета — приблизительно 15. Использование закодированной видеокассеты расширяет обучающий словарный запас на 4000 слов, что гораздо меньше, чем в компьютерном варианте. Сам Барни тем временем обходится американским родителям в 110 долл. за автономную куклу плюс 65 долл. за видео и компьютерный интерфейс.

Практический опыт игры с «подключенным» к ПК Барни оставил весьма благоприятное впечатление. Механизм взаимодействия Динозавра с мультипликационными героями на экране монитора остался для меня загадкой, но Барни всегда попадал в такт: вовремя шутил, давал советы и даже фальшиво подпевал. В отличие от своего именитого собрата мультимедийные динозавры обладали очень разборчивой речью и неисчерпаемым запасом жизнерадостности. С ними я штудировал азбуку, считал надувные шарики и учил названия животных. При нажатии на его верхнюю лапу Барни блокировал развитие сюжета и предлагал свои варианты игры. Каким-то чудом не сделав ни одной ошибки в детских задачах, я даже получил заслуженную похвалу из лексикона бывалого черного рейнджера.

В начало

В начало

О чем плачут динозавры, или Проблемы не-Юрского периода

Не все Барни масленица. С самого начала пользователи могут столкнуться с ситуацией, когда приемный интерфейс откажется работать с MIDI-портом звуковой карты и Барни будет веселить вас в автономном режиме. В перечень «неработающих» устройств занесены следующие звуковые карты (и базовые звуковые чипы):

  • ATI Stereo F/X MIDI
  • Aztech 16 A/B
  • Creative Labs SoundBlaster Pro
  • Diamond Edge 3D 3400XL
  • ESS688 Chip Set
  • Jazz 3D Magic
  • Mozart 16 MIDI
  • Orchid SoundWave 32+ SCSI
  • Turtle Beach Tahiti
  • Windows Sound System (WSS)

Никогда бы не обратил на это внимание, если бы сам не «споткнулся» на своей безотказной карте SoundVision c устаревшим чипом ESS Technologies ES688. При всей посредственности звучания (по нынешним меркам оно было просто никудышным) звуковые карты на этом чипе славились своей бесконфликтностью и неприхотливостью, определяясь как plug-and-play (но не являясь таковыми формально) гораздо лучше своих более современных коллег. Неприятное удивление переросло в полное замешательство при взгляде на третий номер списка (SoundBlaster Pro) и в окончательную растерянность после упоминания Windows Sound System (WSS) в перечне несовместимых (при том, что разработчик игрушки — Microsoft!). Что ж, по крайней мере моя звуковая плата оказалась в хорошей компании, ведь в числе «нехороших карт» есть и Turtle Beach Tahiti. Кроме того, существует «серый список», где указаны карты, корректная работа которых с приемником Барни возможна, но требуется их специальное конфигурирование: все карты Aztech, Boca Sound Expression, IBM Aptiva, Logitech SoundMan, Media Vision Premium 3D (Deluxe, Prosonic 16), Toshiba tecra Crystal Chip Set, Turtle Beach Wave Front и TBS2000. При подключении передатчика к 15-контактному игровому порту звуковой карты Microsoft предусмотрела обходной интерфейс, так что одновременно можно подключить, скажем, и джойстик (но этого опять же не рекомендуется делать). Таким образом, при покупке Барни как никогда актуален призыв: «Семь раз отмерь!» К другим более безобидным ограничениям относятся поддержка видеорежима SVGA 800x600 с палитрой в 256 цветов (минимум) и максимальное удаление динозавра от базы-приемника на 4,5 метра. На координацию взаимодействия Барни и сопутствующей игровой программы могут повлиять радиоприборы (например, беспроводные телефоны), создающие помехи для радиосигнала между электронной куклой и базой-«таблеткой».

В начало

В начало

Барни — великий скандалист!

Публикации о «детском» пурпурном динозавре в Internet не отличаются большим разнообразием. Они делятся на репортажи о выходе первенца семейства ActiMates на рынок и ...описания скандалов, связанных с именем модной игрушки (точнее, ее прототипа). Владелец прав на все тиражируемые образы Барни — техасская группа компании Lyons Partnership — возбудила в прошедшем году целую волну исков против компаний, использующих облик любимца ребятишек в коммерческих целях. Наибольший резонанс получило разбирательство, направленное против фирмы Famous San Diego Chicken. Ее кукольный персонаж (актер, переодетый большим Цыпленком) разыгрывал пародийное представление, в котором подтрунивал над куклой, похожей на Барни. Владельцы торговой марки Барни потребовали выплатить ни много ни мало 100 тысяч долларов за каждое подобное представление, наносящее ущерб репутации динозавра. В ход пошел и Билль о правах и таинственная Первая поправка, но обвинение рассыпалось. Судья решил, что, кроме чрезмерного смеха, шоу ничем не опасно, и мало ли в Бразилии донов Педров... простите, пурпурных динозавров. Но Барни оказался форменным сутягой и стал требовать компенсаций от различных ателье, выпускающих наряды «под динозавра». Я бы не обратил на это внимание, если бы не аргументы истца типа: Барни является кумиром детей, с которого они берут пример, а когда ребята видят актера, одетого как Барни, который курит, распивает алкогольные напитки и грязно выражается, они могут решить, что все нормально, и станут брать с него пример. Попробовали бы адвокаты повеселить посетителей закусочных в закрытом комбинезоне кукольного персонажа, тогда бы поняли, откуда берутся крепкие выражения из чрева безобидных кукол. Барни тем временем получил дополнительную «рекламу». Впрочем, какая «звезда» обходится без череды скандалов и слухов?

В начало

В начало

Инфраструктура ActiMates

За годы своей популярности «детский Элвис» обзавелся множеством фан-клубов в Internet. Но, в принципе, большая часть полезной информации сосредоточена на официальном Web-сайте Динозавра по адресу: http://barneyonline.com. В основном его содержание будет интересно родителям: практические советы по воспитанию детей, обзор новых образовательных CD-ROM и различные официальные сведения (в том числе и о создательнице игрушки, Шерил Лич, которая придумала пурпурного динозавра для своего сына). Но самое «вкусное», конечно, припасено для детей — несколько несложных онлайновых игр в формате Shockwave. Для комфортной работы с сайтом понадобится приличная скорость соединения, так как он перегружен всевозможными музыкальными изысками. Немало любопытных историй есть и на страничке Барни на сайте www.geocities.com. Помимо динозавра семейство ActiMates включает такие интерактивные куклы, как Arthur (прилежный кролик в очках) и электронная девчонка D.W.

На мой взгляд, ActiMates могли бы успешно выполнять свои функции и в российских условиях. Если несколько изменить «возрастной ценз», то их можно применять в качестве игровой системы обучения английскому языку (в том числе и родителей). По крайней мере, методики там более продуманные, а выговор — уж точно американский. И, конечно, популярность этих игрушек существенно подрывается ее практической недоступностью на российском рынке и «бюджетным ограничением» в 200 долларов.

Вероятно, оскорбившись на столь «неадекватные» выводы, Барни демонстративно зевнул и лег спать!

 

Автор выражает признательность российскому представительству Microsoft, а также фирме «Экоинвент» (Инфоцентр Microsoft) за предоставленную «рептилию» и содействие в подготовке материала.

Тел.: (095) 916-71-11, e-mail: russia@microsoft.com

 КомпьютерПресс 8'1999