Maya 3.0 Unlimited*

Компания Alias|Wavefront выпустила версию 3.0 популярной программы Maya

Гибкий интерфейс

Инструменты движения

Высокохудожественное волшебство

Работаем быстро

Поразительные визуальные эффекты

И еще в придачу

 

    Производитель Alias|Wavefront

    Сколько-сколько?..

    Рисуем на NURBS’ах

    Маленькая пушистая Maya

    Анимация в Paint Effects

 

Новая версия содержит огромное количество доработок и усовершенствований, подробнее прочитать о которых можно на официальном сайте Alias|wavefront: http://www.aw.sgi.com/entertainment/news_events/maya3/index.html. Начиная с версии 2.5 в программу Maya входит модуль Paint Effects. Отличительной особенностью версии 3.0 является наличие модуля Trax для создания и обработки нелинейной анимации (такой возможностью обладает также и вышедший недавно Softimage|XSI). Продвинутый инструмент нелинейной анимации будет особенно полезен при разработке игр, где часто должны редактироваться большие объемы данных (например, с датчиков захвата движения) или комбинироваться различные анимационные последовательности не деструктивным, а иерархически связанным и независимым от привязки ко времени способом. Также усовершенствована работа с поверхностью при моделировании, анимации и рендеринге (расширены средства subdivision surface). Инструментальные средства моделирования поверхностей с уникальной возможностью иерархического редактирования теперь полностью интегрированы внутри исполнительного конвейера программы Maya. К средствам наложения текстур добавлена поддержка множественных UV-координат на вершину (multiple UV per-vertex), а также новая возможность автопроецирования UV-координат, которые обеспечивают большую гибкость в применении множественных текстур.

Компанию Alias|Wavefront следует похвалить за оперативность, с которой она выпускает новые версии своих продуктов, а также стремление расширить область работы с этой замечательной программой на все платформы (есть версии для UNIX/Irix, Windows NT/2000, кроме того, недавно анонсирована версия для Mас OS). В то время как приверженцы других 3D-пакетов (например, программы Softimage, которых долгое время «дразнили» пакетом Sumatra), затаив дыхание, ожидают «следующих поколений» своей любимой программы и только еще больше страдают, когда на всяческих собраниях и публичных шоу их дразнят рекламой бета-версий (а в результате долгих ожиданий пользователей Maya каждые несколько месяцев бомбят версией за версией. Итак, перед нами уже Maya 3.0 — продукт, успешный очень во многих отношениях. Это законченное 3D-решение, с помощью которого можно решать самые современные задачи 3D-моделирования и иллюстрирования, начиная с производства спецэффектов и кончая анимацией киногероев и монтажом видеоматериалов. Довольно большая часть инструментов Maya служит для анимации персонажей, и комплект этих инструментов считается одним из лидирующих в своей области по гибкости, мощности, а также по скорости работы. Maya предоставляет элегантную и удобную для пользователя окружающую среду, где персонажи действительно оживают, а пользователи могут подключить к ним встроенные модели поведения и управлять ими на высоком уровне.

То есть в этом пакете вам достаточно построить персонаж и, используя встроенные инструменты или создав конфигурируемую панель настройки параметров, управлять движением, мимикой или синхронизацией речи. Достаточно, например, только передвинуть ноги персонажа — и верхняя часть тела интуитивно последует за движением. Перемещение рук, в свою очередь, деформирует соответствующие мускулы и образует складки на коже.

Однако и мощные инструменты моделирования постоянно совершенствуются и уже практически ни в чем не уступают пакету Power Animator той же компании. Область анимации персонажей в последних версиях получила не так много новинок, зато пакет приобрел еще большую универсальность и гибкость в использовании. В общем, Maya — это мир, в котором творчество — единственный процесс, который волнует художника.

В начало В начало

Гибкий интерфейс

Пользовательский интерфейс Maya изначально спроектирован заново с учетом современных достижений в этой области и предназначен для повышения производительности. Он вполне доступен и удобен новичкам, а вместе с тем достаточно гибок и разнообразен для удовлетворения потребностей опытных пользователей.

Программа может работать в полноэкранном режиме, без нагромождений меню и пиктограмм, а среда окружения может быть легко настроена на отображение только тех инструментов, которые непосредственно необходимы для работы конкретного пользователя.

Кроме того, пользователи могут писать простые сценарии на встроенном языке MEL (Maya Embedded Language) для автоматизации повторяющихся задач либо проектирования собственного окружения или дополнительных операций для специфических задач. То есть MEL позволяет подстраивать пользовательский интерфейс под индивидуальный стиль работы и под нужды каждого отдельного производства или наращивать возможности самого пакета Maya для управления персонажами, при создании сложных визуальных эффектов, в процессе процедурного моделирования или анимации.

Дизайн прикладного программного интерфейса Maya C++ API позволяет добавлять и собственные plug-in-модули. Кроме того, в Maya можно подключить и дополнительное аппаратное обеспечение.

В начало В начало

Инструменты движения

Среди анимационных новшеств предыдущей версии наиболее заметным оказался новый механизм разветвленной (двукостной) инверсной кинематики (two-bone IK solver), применявшийся в версиях Maya Complete и Maya Unlimited (в версии Maya Builder этот механизм был единственным доступным средством инверсной кинематики). Эта простая IK-функция больше всего подходит разработчикам игр — с ее помощью можно быстро строить простых героев.

Несколько небольших изменений было внесено в Wrap-деформаторы, в результате чего они стали быстрее работать и разумнее использовать память. Деформаторы этого типа позволяют искажать один объект посредством другого или нескольких других объектов. Одно из полезных применений этого инструмента — создание пробных героев-прототипов с таким же скелетом, как и у оригинала, но в низком разрешении. Впоследствии эти прототипы анимируются, а когда дело доходит до рендеринга, их заменяют на исходные версии в высоком разрешении. Связь прототипов с оригиналами осуществляется при помощи деформатора Wrap.

Атрибут Max Distance позволяет следить за будущей потребностью программы в памяти — очень полезно, если вы пользуетесь объектами с очень высоким разрешением.

Но ключевое обновление версии 2.5, которое отметили практически все обозреватели, — это новый Paint Effects. Этот модуль позволяет всего за несколько минут двумя-тремя трехмерными штрихами строить целые ландшафты, пейзажи и спецэффекты — идея, в

В начало В начало

Высокохудожественное волшебство

Объяснить, что такое Paint Effects, проще всего через его двухмерный пример. Выбрав в окне Paint Effects двухмерный холст (Canvas), а в окне Visor — одну из заранее заданных кистей, пользователь создает плоскую картину точно так же, как и в любом другом рисовальном пакете. В Maya заготовлено огромное количество самых разнообразных кистей, начиная с масляных и акварельных красок, кончая перьями, карандашами и пастелью. Кроме того, здесь можно сделать так, чтобы картинка как бы сворачивалась в трубочку в вертикальном или горизонтальном направлении и таким образом составляла бесконечную, непрерывную, бесшовную текстуру.

Еще более интересны кисти-изображения: различные виды травы, воды, огня, волос, металлов и цветов. Например, если рисовать одной из травяных кистей (а всего их заготовлено 15), на холсте появятся пучки вполне реалистичной растительности. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это не совсем изображения: каждая травинка представляет собой серию перекрывающихся точек или штампов. Результат же невероятно реалистичен.

Но еще больше впечатляет следующий шаг компании: та же самая концепция рисования применяется и в трехмерном пространстве. Перекрывающиеся точки можно накладывать и в 3D тоже — при помощи Z-информации. Так что вокруг полученных изображений можно размещать другие объекты; картинки отбрасывают тени, и в них даже можно вводить некое подобие динамики. Хотя это всего лишь рисунки, их штрихи обладают пространственной геометрией, подчиняются законам освещения сцены и даже отбрасывают тени.

Paint Effects предлагает два типа кистей: Simple и Tube. Тип Tube используется, например, для моделирования ветвистых структур, подобных синтетической флоре. Так, например, если вы рисуете кистью Fern (Папоротник), сначала возникает стебелек, затем листочки, затем появляется еще сразу несколько отдельных побегов — и так далее, до тех пор, пока вы не прекратите рисование. Этот процесс можно анимировать, и тогда получается великолепный эффект ускоренного роста.

Что поразительно, на штрихи Paint Effects можно даже накладывать текстуры. Некоторые предопределенные кисти, например те, что предназначены для моделирования деревьев, создают текстурированные стволы и листочки. Любую кисть можно настроить по своему желанию, а можно создать свою собственную кисть при помощи редактора атрибутов Brush Settings Attribute Editor. Всего здесь можно управлять примерно 200 атрибутами, так что перед вами открывается целое море возможностей.

В начало В начало

Работаем быстро

Однако возможности Paint Effects не ограничены одними только растениями и цветочками. Представьте себе, что вы рисуете прямо на объекте не чем-нибудь, а огнем! А еще можно рисовать брови и бороды прямо на лицах героев. Paint Effects позволяет делать это буквально за несколько секунд, после чего в эффект можно внести еще и динамику.

Но в этой технологии есть и некоторые изъяны. Во-первых, результаты работы Paint Effects, как правило, выглядят слишком четкими и определенными. Получается, что, хотя работать этим инструментом быстро и просто, впоследствии может понадобиться много времени, для того чтобы внести в результат этой работы хотя бы некоторую индивидуальность, так сказать, «оживить» механические построения.

Во-вторых, поскольку штрихи кистей очень тщательно тонируются в соответствии с освещением сцены, результат получается далеким от фотореализма. Более того, эти штрихи не давали отражений и преломлений света, и их не было видно позади прозрачных объектов, а кроме того, они не работали с технологией IPR1 .

Тем не менее преимущества Paint Effects невозможно переоценить: буквально за несколько часов или минут здесь можно построить сцену, на которую раньше уходили дни и недели. К тому же компания Alias|Wavefront вплотную занимается упомянутыми недостатками, и уже версия 3.0 снимает часть этих проблем.

В начало В начало

Поразительные визуальные эффекты

Мягко падающие капли дождя или бурные струи водяных потоков, развевающиеся полы одежды или мячи, плавно отпрыгивающие от пола и эффектно заскакивающие в баскетбольную корзину...

Maya предоставляет впечатляющий арсенал для создания всевозможных эффектов, близких по реальности к окружающему миру, который позволяет создавать и легко управлять поведением систем частиц, точно моделирующих физические силы гравитации, трения, ветра и т.д. Причем результаты здесь достигаются немедленно, и для этого требуется долгих часов для установки и редактирования ключевых кадров.

Дополнительный набор инструментов рендеринга позволяет просчитывать трехмерный эффект с любым качеством (в том числе и для кинофильмов) с помощью иерархии сетей шейдеров (shader networks), которые можно графически связывать с любыми параметрами объекта или сцены.

В начало В начало

И еще в придачу

Помимо Paint Effects в Maya 3.0 вошло некоторое количество других, совсем незначительных и более серьезных дополнений и усовершенствований. В их числе — мощный инструмент Polygon Reduction (уменьшитель количества многоугольников, особенно актуальный при производстве компьютерных игр), который теперь может работать на выделенных фрагментах модели. Кроме того, с версии 2.5 в программе появилась новая функция Mirror Geometry, которая дублирует и зеркально переворачивает полигональные модели, а также позволяет сшивать две половинки вместе. Эта функция особенно полезна, если вы хотите сделать модель абсолютно симметричной.

Помимо этого инструмент NURBS To Polygons (преобразователь NURBS-поверхностей в полигональные поверхности) теперь сохраняет информацию о текстуре результирующей полигональной сетки и пересчитывает UV-координаты NURBS-поверхностей в вершины многоугольников.

Инструмент Subdivision Surfaces (разбиение поверхностей и их частей) значительно усилен и динамически отображает текущий уровень геометрической иерархии. При базовом разрешении инструмент помечается цифрой ноль, а в областях с более высоким уровнем на его месте появляется единичка, двойка и так далее. И последнее (по порядку упоминания, но отнюдь не по важности). В программе теперь реализован многозадачный IPR и вставлена поддержка набора инструкций Pentium III.

Короче, компания Alias в очередной раз раздвинула границы возможного для коммерческих 3D-пакетов. Программа Maya 3.0 чрезвычайно хороша и — что немаловажно — уже реально поставляется клиентам. Однако эта программа по-прежнему очень дорога. Несомненно, с каждой новой версией Maya улучшает свой показатель «доступность по цене», однако, если в компании Alias|Wavefront хотят, чтобы их продукт по-настоящему процветал, им необходимо рассмотреть вопрос о еще одном глобальном снижении цен — и чем скорее, тем лучше. Данный пакет по многим параметрам опережает своих конкурентов, и за это, конечно, компания имеет право запрашивать со своих клиентов дополнительную плату — особенно если принять во внимание стоимость научных исследований и опытных технических разработок. Тем не менее, возможно, именно сейчас настало время открыть Maya для более широкой аудитории.

КомпьютерПресс 8'2000