В тестовой лаборатории «КомпьютерПресс» проведено тестирование 12 моделей 3D-ускорителей: 3dfx Voodoo5 5500 AGP, 3Dlabs Oxygen GVX1, 3Dlabs Oxygen VX1, 3Dlabs Permedia3 Create!, ASUS AGP-V6800, ASUS AGP-V7100/T, ASUS AGP-V7700, ASUS AGP-V7700 Deluxe TV, ATI Radeon 64MB DDR ViVo, ATI RAGE FURY MAXX, Diamond Viper II Z200, Gigabyte GA-GF2000.

Графические 3D-ускорители

Олег Денисов, Сергей Назаров

Методика тестирования

Выбор редакции

     3dfx Voodoo5 5500 AGP

     3Dlabs Oxygen GVX1

     3Dlabs Oxygen VX1

     3Dlabs Permedia3 Create!

     ASUS AGP-V6800

     ASUS AGP-V7100/T

     ASUS AGP-V7700

     ASUS AGP-V7700 Deluxe TV

     ATI Radeon 64MB DDR ViVo

     ATI RAGE FURY MAXX

     Diamond Viper II Z200

     Gigabyte GA-GF2000

  Референсные драйверы для карт на чипсетах nVIDIA GeForce 256 и nVIDIA GeForce2


Еще, казалось бы, недавно фанаты компьютерных игр с увлечением осваивали ультрамодные видеокарты на чипсетах nVIDIA RIVA TNT2/TNT2 Ultra, 3dfx Voodoo3, S3 Savage4 Pro и ATI RAGE 128 PRO, а сегодня на смену им уже идут платы следующего поколения.

Новый виток гонки за 3D-производительностью начали компании S3 и nVIDIA, анонсировавшие в последние дни лета 1999 года сразу два чипсета — S3 Savage2000 и nVIDIA GeForce 256, а вскоре к ним присоединилась и 3dfx со своим чипом VSA-100.

В начале 2000 года на рынке наступило относительное затишье, нарушенное nVIDIA и ATI, которые в конце апреля почти одновременно объявили о выходе двух новых графических чипсетов — nVIDIA GeForce2 GTS и ATI Radeon. Позднее, в конце июня 2000 года, nVIDIA также анонсировала несколько видоизмененный вариант nVIDIA GeForce2 GTS — nVIDIA GeForce2 MX.

А вот с доступностью видеокарт на этих чипсетах пока не все так хорошо. Если платы на nVIDIA GeForce 256, nVIDIA GeForce2 GTS и Savage2000 уже довольно прочно обосновались на российском рынке, то платы на остальных чипах еще не успели поступить в продажу. Тем не менее мы постарались включить в этот обзор все самые современные модели графических 3D-карт, и, похоже, нам это удалось...

В начало В начало

Методика тестирования

Для измерения скорости работы графических плат в 2D-приложениях использовался пакет ZD WinBench 99 v1.1. (http://www.zdbop.com), для чего снимались показатели Business Graphics WinMark 99 и High-End Graphics WinMark 99. Все тесты выполнялись в двух видеорежимах — с разрешением 1024 x 768 пикселов, глубиной цвета 16/32 бит и частотой регенерации 85 Гц.

Для измерения производительности видеокарт в 3D-приложениях мы использовали тестовые пакеты 3DMark 2000 Pro — Build 335 и Video2000 от MadOnion.com (http://www.madonion.com), а также Tirtanium 1.90 (http://viswiz.gmd.de/~mic). Все тесты из пакета 3DMark 2000 Pro выполнялись в четырех (102 x 768/1280 x 1024 пикселов x 16/32 бита), из пакета Video2000 — в двух (1024 x 768 пикселов x  16/32 бита), а из пакета Tirtanium 1.90 — в шести видеорежимах (800 x 600/1024 x 768/1280 x 1024 пикселов x 16/32 бита).

Для измерения производительности адаптеров в 3D-играх мы воспользовались тестовыми роликами из демо-версий ряда игр: Expendable от Rage Software PLC (http://www.rage.co.uk), скачать которую можно, например, с сайта Walnut Creek CDROM (ftp://ftp.cdrom.com/pub/3dfiles/game_archives/expendable.zip); Quake III Arena 1.16 (http://www.idsoftware.com), использовался тестовый ролик demo001; Unreal Tournament 3.48 (http://www.unrealtournament.com) — тестовый ролик был предварительно записан вручную.

Все карты на чипсетах от nVIDIA тестировались как с референсными драйверами nVIDIA Detonator 2 Version 5.22 (кроме ASUS AGP-V7100/T, для которой использовался набор драйверов nVIDIA Detonator 2 Version 5.32), так и с драйвером от производителя платы.

Что же касается версий драйверов от производителей, то мы всегда использовали самый свежий драйвер, который можно было загрузить с Web-сайта производителя на момент проведения тестов. Если же нужный драйвер на сайте отсутствовал, то тогда использовался драйвер, прилагавшийся к карте.

Заметим также, что во время испытаний все настройки тестового ПО и драйверов видеокарт оставлялись выставленными по умолчанию, за исключением, конечно, разрешения и глубины цвета рабочего видеорежима, а также отключения vsync в Direct3D- и OpenGL-режимах.

Помимо тестовых программ мы также использовали вспомогательную утилиту PowerStrip v.2.68.03 от компании EnTech Taiwan (http://www.entechtaiwan.com) — для определения тактовых частот графического процессора и видеопамяти у адаптеров, а также для отключения vsync в тех случаях, когда драйвер видеокарты не позволял этого сделать.

Игровые тестовые ролики и тесты из пакета Tirtanium 1.90 прогонялись на испытательном стенде следующей конфигурации:

  • процессор Intel Pentium III 450, ядро — Katmai, тактовая частота ядра — 450 МГц, разъем — Slot 1, частота системной шины  x коэффициент умножения частоты процессора — 100 x 4,5;

  • материнская плата ASUS P3C2000 на чипсете Intel 820;

  • два SDRAM DIMM-модуля по 64 Мбайт с поддержкой SPD и номинальным временем доступа 7 нс, соответствующие спецификации PC100 SDRAM;

  • жесткий диск Fujitsu MPD3064AT с интерфейсом Ultra ATA/66 и емкостью 6,4 Гбайт;

  • дисковод CD-ROM ASUS CD-S400 с IDE-интерфейсом;

  • источник бесперебойного питания OPTI-UPS 650ES (http://www.opti-ups.ru);

  • операционная система Windows 98 SE PE с установленным пакетом DirectX 7.0а English и драйвером Intel Ultra ATA Storage Driver 6.0.

Все остальные тесты выполнялись на системе, в состав которой входили:

  • процессор Intel Pentium III 500, ядро — Katmai, тактовая частота ядра — 500 МГц, разъем — Slot 1, частота системной шины  x коэффициент умножения частоты процессора — 100 x 5;

  • материнская плата ASUS P3C2000 на чипсете Intel 820;

  • 128 Мбайт DIMM-модуль SDRAM-памяти стандарта PC133 производства Transcend (http://www.transcend.com.tw), официальный дистрибьютор Transcend в России — компания «АК-Цент Микросистемс» (http://www.ak-cent.ru);

  • жесткий диск Fujitsu MPE3204AH с интерфейсом Ultra ATA/66 и емкостью 20,4 Гбайт;

  • дисковод CD-ROM ASUS CD-S400 с IDE-интерфейсом;

  • источник бесперебойного питания OPTI-UPS 650ES (http://www.opti-ups.ru);

  • операционная система Windows 98 SE PE с установленным пакетом DirectX 7.0а English и драйвером Intel Ultra ATA Storage Driver 6.0.

Всего было испытано 12 моделей 3D-ускорителей.

В начало В начало

Выбор редакции

По итогам проведенных испытаний мы отметили знаком «Выбор редакции КомпьютерПресс» две видеокарты. Первое место заняла плата ASUS AGP-V7700 Deluxe TV благодаря самой высокой среди протестированных моделей общей производительности в тестах и многофункциональности. Второе место было присуждено ATI Radeon 64MB DDR ViVo, которая работала быстрее всех в видеорежимах с 32-битной глубиной цвета.

В начало В начало

3dfx Voodoo5 5500 AGP

Эта видеокарта имеет несколько интересных конструктивных особенностей. Во-первых, 3dfx Voodoo5 5500 AGP — двухпроцессорная плата, построенная на паре чипов VSA-100 от 3dfx. Оба чипа охлаждаются мощными вентиляторами от AAVID, так что «работает» эта карта довольно шумно. Во-вторых, запитывается эта плата не через AGP-шину, а через стандартный 4-контактный разъем питания, расположенный в задней части платы, к которому подключается обычный шлейф питания от блока питания компьютера. В-третьих, плата имеет только один VGA-выход и, кроме того, не имеет никакой разводки под TV- или DFP-выходы, так что владельцы 3dfx Voodoo5 5500 AGP не смогут вывести изображение на телевизор или цифровой монитор. В-четвертых, плата имеет довольно большую длину, так что может быть установлена не во всякий системный блок, и, скорее всего, не на всякую материнскую плату, хотя у нас с этим проблем не возникло.

Процедура инсталляции драйверов 3dfx Voodoo5 5500 AGP заняла довольно много времени и потребовала трехкратной перезагрузки системы, но прошла успешно и стоила затраченных усилий, поскольку качество драйверов этой платы нас приятно удивило. Интерфейс последних исключительно удобен в работе — в отличие, например, от тех же референсных драйверов nVIDIA, а сами драйверы позволяют очень гибко управлять работой платы, включая или выключая те или иные функции. Плюс к этому в состав драйверов входит очень подробная и хорошо организованная система помощи.

После инсталляции драйверов 3dfx Voodoo5 5500 AGP в панели настройки графической подсистемы (которая доступна через меню, открывающееся при нажатии правой кнопки мыши на рабочем столе, по пути Properties / Settings / Advanced) появляются четыре новые вкладки: 3dfx Advanced Features, 3dfx Color, 3dfx Info и 3dfx Anti-aliasing.

Пожалуй, наибольший интерес представляет вкладка 3dfx Advanced Features, которая имеет следующие настройки: Direct3D/Alpha-Blending (возможные значения — Automatic/Sharper/Smoother), Direct3D/3D Filter Quality (Automatic/Normal/High), Direct3D/Z-buffer Optimization (Enable/Disable), Direct3D/Anti-aliasing (Single Chip Only/Fastest Performance/2 Sample Anti-aliasing/4 Sample Anti-aliasing), OpenGL/Glide/Glide Splash Screen (Enable/Disable), OpenGL/Glide/Legacy Texture Compression (Enable/Disable), OpenGL/Glide/Alpha-Blending (Automatic/Sharper/Smoother), OpenGL/Glide/3D Filter Quality (Automatic/Normal/High), OpenGL/Glide/MIP Map Dithering (Enable/Disable), OpenGL/GlideTriple Buffering (Enable/Disable), OpenGL/Glide/Rendering Color Depth (Software Controlled/Force 32bpp Rendering), OpenGL/Glide/Maximum Buffered Frames (No Pending Buffers/1 Pending Buffer/2 Pending Buffer/3 Pending Buffer), OpenGL/Glide/Anti-aliasing (Single Chip Only/Fastest Performance/2 Sample Anti-aliasing/4 Sample Anti-aliasing).

Вкладка 3dfx Color позволяет настроить цветопередачу в Desktop-, Direct3D-, Glide/OpenGL- и Video Overlay-режимах. Для Desktop-режима предусмотрена возможность сохранения и последующей загрузки цветового профиля, а для остальных режимов такая функция отсутствует.

На вкладке 3dfx Info выводится справочная информация о видеоадаптере и драйверах, а вкладка 3dfx Anti-aliasing предназначена для быстрой настройки качества антиалиасинга в Direct3D- и OpenGL/Glide-режимах, хотя то же самое можно сделать и с помощью вкладки 3dfx Advanced Features.

В драйвере 3dfx Voodoo5 5500 AGP предусмотрена возможность разгона тактовой частоты графического процессора и видеопамяти (которые у этой карты совпадают, поскольку и процессор, и память тактуются одной частотой) и отключения vsync, однако вкладка 3dfx Overclock с соответствующими установками будет недоступна до тех пор, пока параметру HKEY_LOCAL_MACHINE\Software\3dfx Interactive\3dfx Tools\Installed\Tools\{AB040305-8AA1-11D2-8DD1-00104BB5EAD6}\CompleteRegistration в регистре Windows не будет присвоено значение 0x00000001, что мы и сделали.

К протестированному нами экземпляру 3dfx Voodoo5 5500 AGP прилагался CD-диск с драйверами, пакетом 3Deep для цветокалибровки монитора и руководством пользователя в HTML-формате на девяти языках — в том числе на английском (на русском языке руководства пользователя не было).

Что же касается производительности этой карты, то в 2D-тестах 3dfx Voodoo5 5500 AGP немного уступала моделям на чипсетах nVIDIA GeForce2 GTS и nVIDIA GeForce256, но совсем незначительно. А вот 3D-тестах и в играх карты на nVIDIA GeForce2 GTS работали значительно быстрее. Более того, в целом в 3D-приложениях 3dfx Voodoo5 5500 уступает по мощности даже картам на чипсете nVIDIA GeForce256, так что компании 3dfx, по-видимому, в скором времени придется пересмотреть свою ценовую политику.

Однако у этой модели есть и одно неоспоримое преимущество — качество графики в Glide-режиме в игре Unreal Tournament. Оно просто потрясающее!

В начало В начало

3Dlabs Oxygen GVX1

Надо сразу же заметить, что плата 3Dlabs Oxygen GVX1 — как и две последующие модели от 3Dlabs — заметно отличаются от всех других видеокарт, представленных в этом обзоре. Это различие обусловлено тем, что все три адаптера являются не универсальными игровыми 3D-акселераторами, а специализированными профессиональными OpenGL-ускорителями, предназначенными для выполнения работ по 3D-моделированию.

И все же вопрос об использовании их время от времени в качестве игровых видеоплат представляется нам довольно актуальным, поскольку дизайнеры и инженеры-проектировщики тоже люди и порой совсем не прочь сыграть в какую-нибудь новомодную компьютерную игрушку на мощной графической рабочей станции, оказавшейся вдруг «случайно не у дел». Поэтому мы включили в наш обзор три специализированных OpenGL-ускорителя от 3Dlabs: 3Dlabs Oxygen GVX1, 3Dlabs Oxygen VX1 и 3Dlabs Permedia3 Create!.

Главная отличительная особенность 3Dlabs Oxygen GVX1 заключается в том, что эта видеокарта построена на базе двух графических процессоров — растрирующего процессора 3Dlabs GLINT R3 и геометрического процессора 3Dlabs GLINT Gamma G1. Оба процессора выполнены в виде отдельных микросхем, которые охлаждаются активными радиаторами с вентиляторами. При этом кулер большего размера закреплен на чипе 3Dlabs GLINT R3, а меньшего — на микросхеме 3Dlabs GLINT Gamma G1. На плате также распаяны микросхемы SGRAM-памяти общей емкостью 32 Мбайт.

Помимо стандартного аналогового VGA-выхода плата 3Dlabs Oxygen GVX1 имеет цифровой DFP-выход и Stereo3D-выход для подключения стереоочков, выполненный в виде трехконтактного DIN-разъема, немного напоминающего разъем S-Video. Однако стереоочки, которые могут быть подключены к 3Dlabs Oxygen GVX1, не предназначаются вовсе для использования в 3D-играх, а исключительно для достижения объемного восприятия объектов во время 3D-моделирования.

В комплект поставки 3Dlabs Oxygen GVX1 включается краткое печатное руководство по инсталляции, выполненное в виде книжки-раскладушки; карточка для регистрации в сервисной службе гарантийной поддержки; антистатическая манжета, которая используется для заземления во время установки видеокарты в слот на материнской плате во избежание пробоя статическим электричеством полупроводниковых элементов на видеоадаптере; а также CD-диск с драйверами, электронным руководством пользователя на девяти языках (в том числе и на английском, а вот на русском его нет), программой Acrobat Reader 3.0 и пакетом Colorific 99.0 для цветокалибровки монитора.

Интересно отметить, что после инсталляции 3Dlabs Oxygen GVX1 в менеджере устройств Windows (Device Manager) «прописывается» не только сам видеоадаптер, но и геометрический процессор, который с точки зрения ОС представляет отдельное устройство под названием «Gamma Geometry Processor». А в панели настройки графической подсистемы появляется одна новая вкладка с названием 3Dlabs, на которой выводится краткая справочная информация об адаптере 3Dlabs Oxygen GVX1 и находится кнопка «Advanced ...», после нажатия на которую на экране появляется еще одно окно с четырьмя вкладками: Information, Setup, DirectX Support и OpenGL Support.

На вкладке Information дается развернутая справочная информация об адаптере и установленных драйверах, на вкладке Setup пользователь может настроить частоту регенерации изображения и уровень цветовой гамма-коррекции, а на вкладках DirectX Support и OpenGL Support можно выставить параметры, определяющие поведение видеокарты, соответственно, в Direct3D- и OpenGL-режимах.

В тестах на производительность карта 3Dlabs Oxygen GVX1 сильно отставала от всех без исключения современных 3D-ускорителей, что, впрочем, и не удивительно. Заметим, однако, что несмотря на это, 3Dlabs Oxygen GVX1 все же можно будет использовать в качестве рабочего адаптера для некоторых 3D-игр в видеорежимах с глубиной цвета и разрешением не более, соответственно, 16 бити 1024 x 768 пикселов, поскольку при этих условиях карта 3Dlabs Oxygen GVX1 еще успевала выводить изображение на экран со скоростью не менее 30 кадров в секунду во время проигрывания тестовых роликов в играх Expendable и Unreal Tournament.

Такая ситуация, правда, будет не всегда, поскольку, например, при прогоне тестового ролика Quake III скорость вывода изображения на экран составила всего около 20 кадров в секунду, что делает эту игру практически неиграбельной.

Следущая страница