oldi

Современная поликлиника — залог здоровья

Андрей Фильчаков

Поликлиника снаружи...

... и изнутри

Заключение

 

Статьи по автоматизации производства появляются на страницах ведущих отечественных изданий довольно часто. Однако главными героями подобных статей в подавляющем числе случаев является промышленное производство, интеллектуальное здание или на крайний случай магазин со складом. А ведь основные идеи автоматизации сегодня с легкостью можно распространить практически на все современные отрасли. Тем более что современное развитие технологий вообще и Интернета в частности позволяет создавать весьма красивые и оптимальные решения, способные существенно преобразить и улучшить производственный цикл любого предприятия.

В этой статье мы расскажем о проекте автоматизации объекта здравоохранения — Центральной поликлиники ФСБ России, реализованном московским интегратором — компанией КРОК. Для этой цели наряду с внедрением современных телекоммуникационных решений была создана специализированная информационная система АИС «Поликлиника» — комплексная информационная система автоматизации всех этапов оказания медицинской помощи в лечебно-профилактическом учреждении. Глобальность этого проекта (поликлиника является одним из крупнейших лечебных учреждений Европы) и глубина подхода при его реализации позволяют говорить не о разовом использовании данного решения, а о возможности его тиражирования в других лечебных учреждениях страны.

В конце прошлого года система была введена в опытную эксплуатацию, и на сегодняшнем этапе ее использования подтвердилась уникальность системы в целом, а также возможность ее внедрения в качестве базовой для создания региональных или ведомственных информационных медицинских систем. Однако обо всем по порядку.

В общих чертах подход к проекту довольно стандартный — разрабатывается и создается телекоммуникационный каркас, на который сверху «надевается» информационная система с необходимыми сервисами и возможностями. Каждый проект, реализующийся таким образом, по-своему уникален. Не является исключением и данное решение. Однако использованные при строительстве, казалось бы, стандартные «кирпичики» (компьютерная сеть, телефония, системы автоматизации и электронного документооборота) обладают особенностями, присущими только данному проекту. Чего стоит одна только прокладка СКС в комплексе разнородных зданий, возраст которых колеблется от десятка до сотни лет, с толстенными стенами или, наоборот, с пустыми перегородками! При этом кабельная систему должна прокладываться в «живом» здании без отрыва медицинского персонала от пациентов и своих повседневных обязанностей и без нарушения сложившейся структуры кабинетов и помещений. А это подразумевает ночные работы, усложненную топологию, обходящую «закрытые» комнаты, размещение кроссов не по классической схеме и т.д. Подобные установки сами по себе тянут на отдельную статью из серии «особенности национальных инсталляций». Однако конечных пользователей, как правило, интересует конечный результат — работающие сервисы, оптимизация, автоматизация рутинных операций, обеспечение необходимого уровня, уровни безопасности данных. Вот с этой точки зрения мы и расскажем о проекте.

Поликлиника снаружи…

Возрастающий ритм жизни и увеличивающееся число клиентов (пациентов) требуют повышения производительности любого предприятия, и поликлиника здесь не является исключением. Центральная поликлиника (ЦП) ФСБ России — крупное и значимое учреждение: плотность потока пациентов в пиковые периоды превышает 5000 человек в сутки, прием ведут представители нескольких десятков медицинских специальностей. В связи с этим большое значение приобретает информация, причем информация оперативная, структурированная и грамотно представленная. Как следствие, возникла необходимость не только в автоматизации рутинных операций и полной интеграции с диагностическим оборудованием, но и в формировании полных данных по состоянию здоровья пациентов, их консолидации и обработки по всему контингенту.

Начало проекту было положено более двух лет назад, и в постановке задачи значилась одна длинная фраза: «Создание комплексной автоматизированной информационной системы медицинского учреждения, покрывающей все или практически все потребности поликлиники в плане лечения, исследований, приема больных и т.п.; все или практически все схемы документооборота медицинского и не только (отдел учета, бухгалтерия и прочие службы)». Другими словами, требовалось создать всеохватную систему практически с нуля. Кроме того, особое внимание в ТЗ было уделено безопасности информации и созданию специального «секретного» отдела. Далее эта объемная задача разделилась на несколько направлений: собственно создание программного продукта, построение телекоммуникационной сети, обеспечение соответствующего уровня безопасности и, наконец, интеграция со специализированным медицинским оборудованием.

Результатом стал комплексный проект на базе Интернет-технологий. Причем речь идет не только о классической системе автоматизации медицинского документооборота, но и о модульной автоматизированной информационной системе, позволяющей создавать единое информационное пространство сети медицинских учреждений независимо от территориальной удаленности и в принципе способной обеспечивать оперативный доступ (в реальном режиме времени) к общей базе данных пациентов, препаратов и справочников из любой точки, имеющей минимальные средства автоматизации и подключение к Интернету. В этом случае пациенту нет необходимости лично являться в поликлинику, чтобы записаться на прием, просмотреть результаты анализов, сделать выписку из амбулаторной карты (естественно, электронной) или получить консультацию лечащего врача — это можно сделать с домашнего компьютера через Интернет. Кроме того, Интернет-технологии в сочетании с традиционной медициной и автоматизированными системами дают реальную возможность существенно повысить уровень обслуживания пациентов. Уже сейчас за несколько месяцев опытной эксплуатации набралась статистика, доказывающая что возможность заранее записаться на прием на удобное для пациента время положительно сказывается на его отношении к уровню обслуживания.

Вообще, электронное расписание и электронная амбулаторная карта являются одними из основных элементов системы. И если первое оптимизирует использование диагностического оборудования и других ресурсов поликлиники, обеспечивает плановость работы медперсонала по обслуживанию пациентов, то электронная амбулаторная карта является громадным шагом при переходе медучреждения на безбумажную технологию работы. В карте содержится полная информация о пациенте, осуществляется легкий поиск, а также хранятся результаты лабораторных и инструментальных исследований, в том числе рентгеновские снимки. Кстати, это еще один пример экономии, достигнутой благодаря внедрению данной системы, — за счет применения архива для хранения цифровых изображений обеспечен переход отделения Лучевых методов исследования на беспленочную технологию (рис. 1). Информацию о пациенте дополняет протокол приема, который впоследствии подшивается в амбулаторную карту.

Обратной стороной медали внедрения такой системы стало повышение эффективности работы персонала всех уровней — от лечащих врачей до администрации поликлиники, которая получила возможность обеспечивать более глубокий контроль за качеством лечебного процесса. Важным моментом здесь является оперативность. Действительно, ведение электронного протокола приема заменяет огромное количество входных документов, которые ранее врач заполнял вручную; с точки зрения пациентов — это сокращение времени ожидания приема и обследования. А со стороны руководства обеспечивается своевременный контроль и анализ работы для принятия соответствующих управленческих решений. Кроме того, существенно облегчается доступ к информационным ресурсам (рис. 2). Думаю, не стоит объяснять, что электронная база данных гораздо удобнее бумажных амбулаторных карт, томиков словарей и подшивок справочных документов. Здесь стоит учесть, что эта информация общедоступна (естественно, с учетом прав доступа) и нет необходимости укомплектовывать каждый кабинет врача мини-библиотекой.

В начало В начало

… и изнутри

Основные требования, предъявляемые к инфраструктуре предприятия, уже были сформулированы выше — это надежность, безопасность и доступность. Другими словами, разумный подход к организации бесперебойной и защищенной работы сети в целом и сервисов в частности. Структурная схема ЛВС поликлиники ФСБ приведена на рис. 3.

Как видно из схемы, это полностью коммутируемое решение, способное обеспечить хорошую производительность и надежность. А схема двойного резервирования, когда каждое устройство имеет по два линка на «соседей», позволяет говорить о надежности опорной сети в целом. Ведь если выйдет из строя одно устройство центрального кольца — его функции и нагрузку возьмет на себя «дублер». То же самое можно сказать и о каналах связи — каждый оконечный коммутатор подключен двумя кабелями с различными топологиями. Сеть построена на основе СКС Systimax и отвечает самым современным требованиям по пропускной способности. Сервисы LAN и телефонии подаются в помещения по одной и той же кабельной системе, что допускает определенную гибкость в коммутации портов. А кроме того, в соответствии с основными принципами построения СКС, — в нынешнем решении заложена определенная избыточность, которая позволит без проблем увеличить количество пользователей сети, переконфигурировать систему исходя из нового расположения сотрудников и т.п. Этим же обеспечивается и резервирование каналов.

Что касается активного оборудования, то, как видно из схемы, сеть построена целиком на основе железа Cisco Systems. Рабочие станции и серверы — Compaq Computers, телефонная станция Avaya Definity. По поводу Definity есть любопытная история «из жизни» поликлиники. По распорядку в каждом лечебном учреждении проводятся плановые заседания. На подобные планерки собирался небольшой отдел и, к примеру, подводил итоги дня. С появлением цифровой телефонной станции с поддержкой конференц-связи личное присутствие в кабинете перестало быть необходимостью — достаточно было участия в конференц-связи. Отметим, что персонал в поликлинике в большинстве своем имеет возраст выше среднего, а, как известно, люди такого возраста тяжело адаптируются к новым условиям труда и привыкают к новому оборудованию. По словам специалистов КРОК, конференц-связь прижилась сразу и бесповоротно, позволив медперсоналу проводить плановые и внеплановые совещания, не отрываясь от рабочего места. Кстати, привыкание и легкая адаптация персонала к новому программному и аппаратному обеспечению было одной из приоритетнейших задач разработчиков системы. В итоге реализованный, как принято говорить, интуитивно понятный интерфейс довольно быстро прижился у сотрудников поликлиники, а те, в свою очередь, используя систему в опытном режиме, вносили свои предложения и пожелания, которые учитывались разработчиками. Вообще, современные средства построения сетей, разработки приложений обладают достаточной гибкостью и модульностью, для того чтобы «заточить» решение под конкретное предприятие и вывести его на максимальную производительность.

Безопасность системы реализована на программном уровне — различными методами авторизации и аутентификации пользователя с указанием прав доступа каждого медработника к определенным ресурсам. Требуемый уровень защиты внутри системы обеспечивается стандартными средствами серверного программного обеспечения Microsoft, на базе которого и реализована система. Кроме того, система позволяет осуществлять удаленный доступ к информации, естественно, в рамках заведенных политик.

В начало В начало

Заключение

Более полугода в режиме опытной эксплуатации подобной системы — срок небольшой. Однако уже сейчас можно сказать, что Поликлиника вышла на качественно новый уровень работы, лечения, ведения документации и, самое главное, обслуживания пациентов. И это при том, что в самой системе существуют еще не реализованные возможности. Взять, например, технологию смарт-карт. На них, собственно, можно разместить полную медкарту пациента, а в будущем такая смарт-карта может стать «паспортом здоровья» каждого человека. Ведь в критической ситуации врачи «скорой» порой не имеют возможности получить оперативную и исчерпывающую информацию о пострадавшем, тогда как наличие смарт-карты позволит узнать все о пациенте еще по дороге в больницу. Кроме того, сейчас разрабатывается общероссийский стандарт (стандартный формат) хранения медицинской информации — электронная амбулаторная карта, прототип которой уже внедрен в поликлинике ФСБ.

Развитие современных технологий идет быстрыми темпами, предоставляя пользователям все новые и новые возможности. И данный проект — очередное тому подтверждение. В итоге повышается наш с вами уровень медицинского обслуживания в частности и жизни в целом.

КомпьютерПресс 8'2001