Системы дистанционного образования

Владимир Богданов, Александр Прохоров

Отечественный рынок ДО

   Рыкон ЦДО

Отечественный рынок АСДО

   «Доцент»

   «ОРОКС» — оболочка для создания распределенных обучающих и контролирующих систем

   «Прометей»

Некоторые западные решения для создания систем ДО

Заключение

 

Одна из современных тенденций заключается в том, что по мере внедрения компьютерной техники взаимодействие между людьми все меньше требует непосредственного общения. Его заменяют электронная почта, телеконференции, электронные форумы и т.д. Отношения между работодателем и служащим приобретают форму телеворкинга (telework), а между студентами и преподавателями — форму дистанционного обучения (distance learning). Причем, учитывая, что большинство современных высокотехнологичных компаний требуют от своих сотрудников постоянной переподготовки, процессы организации телеворкинга и дистанционного обучения (ДО) тесно увязаны между собой. Новая технология позволяет экономить огромные ресурсы на командировки, аренду офисного оборудования и т.д. Уже сегодня десятки миллионов людей в мире работают и учатся не выходя из дома, и, видимо, эта тенденция будет развиваться.

Из литературы известно, что при массовой подготовке и переподготовке персонала методы ДО позволяют снизить стоимость обучения одного сотрудника от нескольких сотен до нескольких десятков долларов. Интернет-технологии дистанционного обучения особенно эффективны, когда количество обучаемых по определенной специальности превышает 100-200 человек. Поэтому не удивительно, что данный подход широко используют крупные корпорации, концерны и банки всего мира.

Следует отметить, что ДО в нашей стране стало весьма модным и активно финансируется различными фондами. Поэтому очень часто назвать формой ДО пытаются все что угодно — от сайта вуза до HTML-учебника.

Согласно определению, которое дает толковый словарь Интернет-терминов Webopedia.com, ДО можно определить как «тип образования, при котором студенты работают самоcтоятельно дома и контактируют с преподавателем и другими студентами посредством e-mail, электронных форумов, видеоконференций и других форм сетевого общения». Таким образом, система ДО — это не средство замены преподавателя компьютерной программой, а средство взаимодействия с преподавателем на базе компьютерных технологий.

Система ДО должна не только предоставить студенту учебную программу, но и обеспечить ему возможность сетевого контакта с преподавателем, с тем чтобы он мог задавать преподавателю вопросы (и главное — оперативно получать комментарии от него), а также общаться с другими студентами, изучающими тот же курс (организация группового общения — это очень важная черта, присущая ДО; если вы когда-нибудь вдвоем-втроем готовились к экзамену, то вы поймете, насколько это эффективно с педагогической точки зрения). Очевидно, что задача организации ДО включает два аспекта: обеспечение контента, подбор штата квалифицированных преподавателей, способных оперативно отвечать на вопросы студентов, и приобретение программного комплекса, предоставляющего инструментальные средства создания обучающих и тестирующих программ и обеспечивающего автоматизированные рабочие места администратора, преподавателя и самого обучаемого. Помимо этого необходимы средства поддержки централизованной базы данных учебного центра — для ведения статистики, получения информации в целях принятия административных решений и составления разнообразных форм отчетности. Во избежание путаницы будем называть автоматизированный программный комплекс для создания ДО автоматизированными системами ДО (АСДО), а комплексные решения, построенные на базе того или иного АСДО — центрами ДО (ЦДО) или виртуальными университетами (ВУ).

Отечественный рынок ДО

Рынок ЦДО

Тема создания ЦДО в нашей стране широко обсуждается и даже финансируется различными программами. Необходимость использования элементов дистанционного обучения прописана для вузов в директивных документах Министерства образования. Представители российских вузов ратуют за развитие ДО в стране. Преподаватели бьют тревогу по поводу того, что через 3-4 года в стране уменьшится количество абитуриентов, что обусловлено спадом рождаемости в начале перестройки, и вопрос расширения контингента студентов станет вопросом физического выживания вузов. Однако предоставить альтернативное ДО, которое не уступало бы по качеству очному, достаточно сложно. Требуются большое количество курсов и немалые начальные капиталовложения в их разработку. В провинции, где сосредоточен контингент потенциальных обучаемых, каналы связи еще очень далеки от современных требований и останутся таковыми в течение ближайших лет. Тем не менее сегодня уже имеются учебные заведения, где абитуриенты могут поступить на факультет ДО. Считается, что наиболее мощным проектом в области ДО является Институт дистанционного образования МЭСИ (ИДО МЭСИ). Он предлагает ДО-курсы по многим специальностям: банковское дело, страховое дело, налоговая работа, персональный менеджмент. К сожалению, на момент написания данной статьи сервер http://www.ido.ru/ находился на реконструкции, и получить более подробные сведения нам не удалось.

Факультет ДО существует в МИЭТ. По рекламе сервера данного вуза можно составить представление о том, что предлагается абитуриентам факультета ДО. В частности, на этом сайте сообщается, что для поступления необходимо пройти компьютерное тестирование по математике и физике, оплатить первый семестр — и можно приступать к обучению по дистанционной технологии, даже находясь за пределами Российской Федерации. Студент получает учебно-методические материалы, которые помимо теоретических сведений и практических примеров содержат задания для контрольных работ. По мере изучения дисциплины (согласно графику) студент выполняет и отсылает в институт контрольные работы. При возникновении вопросов проконсультироваться с преподавателями можно как очно, так и по электронной почте. Семестр завершается зачетно-экзаменационной сессией.

По окончании обучения студент получает диплом МИЭТ государственного образца. В приложении к диплому указываются все изученные в соответствии с учебным планом дисциплины, количество учебных часов по ним и оценки, а также оценки за курсовые работы и тема диплома.

Следует отметить и ресурс центра САМАН МАТИ http://distance.education.ru/ (рис. 1), где, записавшись в формируемую в данный период группу ДО, вы можете пройти обучение и получить сертификат Certified Microsoft Professional не выходя из дома.

Системы ДО разрабатываются не только для систем высшей школы. Очень интересный проект выполняется силами компании «Кирилл и Мефодий» по организации так называемой виртуальной школы. Полное название проекта — «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Это бесплатная школа для всех! Ознакомиться с проектом можно по адресу http://www.vschool.ru/ (рис. 2).

Этот новый интерактивный образовательный портал создается в рамках социальной программы и является аналогом общеобразовательной школы в сети Интернет.

Вся программа vSCHOOL.ru соответствует общеобразовательной школьной программе.

В системе использованы интерактивные вопросы и задания, аудиолекции и красочные иллюстрации; в справочниках собраны основные законы, формулы и понятия. Общение возможно на базе чатов, конференций, досок объявлений.

В основном проект опирается на огромный опыт образовательного проекта «Мегаэнциклопедия», содержащего более 130 тыс. статей по всем отраслям знаний.

Помимо портала разрабатывается тиражируемая сетевая версия, которая может быть использована для организации различных программ ДО для разных систем школ, в настоящее время разрабатывается проект для системы школ МПС.

Давать обзор западных ЦДО практически бессмысленно в силу того, что системы ДО имеют большинство крупных университетов. Так что, если вы хотите попытать счастья на поприще обучения за рубежом, дистанционное образование поможет сэкономить вам как минимум деньги на перелеты, а что касается знания языка, то оно вам понадобится в любом случае.

В начало В начало

Отечественный рынок АСДО

Прежде чем говорить о разработках, представленных на нашем рынке, следует рассказать о том, какие системы бывают в принципе и как они классифицируются (табл. 1).

Анализ показывает, что практически все имеющиеся у нас в стране СДО относятся к классу BII и BIII. Наиболее популярными являются четыре системы: АСДО «Доцент» и «Прометей», ИДО МЭСИ, сетевая оболочка «ОРОКС». При этом, насколько об этом можно судить по рекламным материалам системы, ИДО МЭСИ является корпоративным продуктом и не предлагается на рынке как коммерческий продукт. Поскольку на момент написания статьи портал http://www.ido.ru/ был закрыт, представить более подробную информацию о продукте ИДО МЭСИ не было возможности. Поэтому в данной статье подробнее остановимся на трех продуктах — «Доцент», «Прометей» и «ОРОКС».

Основные элементы программного комплекса для ДО рассмотрим на примере системы ДО центра «ДОЦЕНТ».

В начало В начало

«ДОЦЕНТ»

Согласно данным маркетинговых исследований UNIAR, система «Доцент» имеет наиболее привлекательные характеристики по сравнению со своими основными конкурентами (табл. 2).

Структура дистанционного учебного центра, построенного на основе АС «Доцент», показана на рис. 3.

Административная подсистема включает в себя автоматизированные рабочие места (АРМ) «Администратор», «Куратор», «Преподаватель», обеспечивающие работу учебного центра.

Администратор осуществляет руководство учебным центром, принимает на работу сотрудников, создает учебные группы, отвечает за поддержку базы данных и архива обучающих курсов, за проведение учебного процесса, определяет права доступа и пароли для основных участников учебного процесса.

Куратор отвечает за организацию учебного процесса или проведение тестирования по курсу. Куратор совместно с администратором базы данных назначает права доступа к учебно-методическим материалам и пароли для слушателей курса. Ведет зачисление слушателей на курс.

Преподаватели готовят учебно-методические материалы, ведут консультации, проверяют и оценивают тестовые задания и курсовые работы. Преподаватель может одновременно являться куратором учебных групп.

Слушатели учебного курса в соответствии с учебным планом выполняют тестовые задания и курсовые работы и консультируются с преподавателями курсов.

Централизованная база данных располагается на сервере учебного центра и содержит список кураторов и закрепленных за ними групп, списки учебных групп и преподавателей, каталог учебно-методических материалов.

Архив учебно-методических материалов находится на сервере учебного центра. Средой хранения учебных материалов является файловая система сервера. Каталог учебно-методических материалов расположен в централизованной базе данных. Администратор учебного центра отвечает за обновление и поддержку архива учебно-методических материалов, разрабатываемых преподавателями и методистами. Для доступа к каталогу и учебно-методическим материалам слушатели должны быть зачислены в учебную группу и получить соответствующие права доступа.

В качестве учебно-методических материалов могут выступать документы, представленные в различных форматах, в том числе тесты в формате функциональной подсистемы «Тестирование», разработанные с помощью дизайнера тестов.

Средства АС «Доцент» обеспечивают автоматический просмотр текстовых документов и фиксацию результатов тестов в формате функциональной подсистемы «Тестирование».

Учебные web-документы могут просматриваться стандартными браузерами Internet Explorer, Netscape Navigator версий 4.0 или выше.

Выполнение учебных курсов и тестов других фирм обеспечивается специальными приложениями или иными средствами, поставляемыми этими фирмами.

Слушатели учебного курса получают права доступа к учебно-методическим материалам, объединяются в учебные группы, прикрепленные к соответствующим кураторам и преподавателям. Самостоятельно изучив учебные материалы, слушатели могут записаться на консультацию к преподавателю, преподаватель, в свою очередь, может разослать приглашения слушателям своей группы. После изучения материала и консультаций слушатели проходят специально сгенерированное индивидуальное тестирование.

Схемы функционирования виртуального учебного центра показаны на рис. 4, 5.

При анализе протокола выполнения слушателем раздела курса преподаватель может вмешаться в процесс автоматического проставления зачета по разделу курса или вообще отменить ведение подробного протокола и положиться на оценки, выставляемые автоматически.

По завершающему разделу учебного курса, на усмотрение автора курса и преподавателя, может быть проведен экзамен в форме теста, охватывающего все разделы изучаемого курса.

Схема разбиения комплекса программных средств на функциональные подсистемы показана на рис. 6.

Функциональные подсистемы АС «Доцент» включают следующие элементы.

ФП «Дизайнер обучающих курсов». Обеспечивает режим просмотра или редактирования курсов. Данная подсистема позволяет преподавателям создавать новые курсы, а также включать отдельные разделы имеющихся курсов во вновь разрабатываемый курс, готовить необходимые методические материалы в текстовом виде.

«Дизайнер обучающих курсов» обеспечивает автоматизированный текущий контроль знаний обучаемого. Достигается это с помощью контрольных заданий — системы вопросов с комментариями по каждому из возможных вариантов ответов. В результате каждый обучаемый после выполнения контрольного задания получает индивидуальный ответ, автоматически генерируемый системой, с комментариями преподавателя курса.

ФП «Консультации». Функциональная подсистема позволяет также назначать консультации, сообщать слушателям расписание консультаций и обеспечивает поддержку чат-режима и проведение аудиоконференций на основе стандартных средств Microsoft NetMeeting.

ФП «Тестирование». Предоставляет целый ряд возможностей по организации процесса тестирования.

Сеанс тестирования с рабочим набором тестов сопровождается протоколом тестирования. По результатам тестирования формируется итоговая оценка.

Протокол тестирования содержит идентификационные данные тестируемого, дату, время начала и окончания тестирования, итоговую оценку, набор идентификаторов тестов и оценок за тесты.

Инструментальный пакет для разработки тестов позволяет строить тесты по многовариантной схеме с использованием широкого перечня типовых тестов, основными из которых являются:

  • выбор одного варианта ответа из нескольких возможных (порядок следования вариантов генерируется случайным образом);
  • выбор нескольких вариантов в ответе без указания их порядка;
  • выбор нескольких вариантов в ответе с указанием их порядка;
  • ввод численного ответа;
  • ввод текста;
  • заполнение формы документа (бланка);
  • последовательность кликов мышью на графических объектах (выбор пункта в системе меню, открытие контекстного меню и т.д.).

Графическая оболочка для разработки тестов позволяет преподавателю:

  • создавать рабочие наборы тестов и наборы тестов для пробного тестирования;
  • изменять характеристики набора тестов;
  • удалять, копировать и перемещать наборы тестов;
  • создавать тесты на основе перечня типовых тестов;
  • изменять характеристики тестов;
  • изменять критерии оценок, для тестов;
  • удалять, копировать и перемещать тесты из одного набора в другой;
  • изменять характеристики варианта тестирования.

База данных АС «Доцент» работает под управлением СУБД Microsoft SQL server 7.0 в операционной системе Windows NT 4.0 или СУБД Microsoft SQL server 2000 в операционной системе Windows 2000.

Тестовый вход в систему АС «Доцент» (ДОЦ АКС) через Интернет можно осуществить под нижеследующими именами и паролями:

  • для входа с правами слушателя:

http://194.220.212.58/DoCentre/index.htm

Фамилия: Тарасов

Имя: Михаил

Отчество: Владимирович

Рег. имя: K1

Пароль: K1 (K — латинская)

  • для входа с правами преподавателя:

http://194.220.212.58/DoCentre/LogInPersonal.htm

Фамилия: Воронин

Имя: Алексей

Отчество: Тихонович

Рег. имя: voronin

Пароль: voronin (v — со строчной буквы)

В начало В начало

«ОРОКС» — оболочка для создания распределенных обучающих и контролирующих систем

«ОРОКС» (http://www.mocnit.miee.ru/) представляет собой сетевую оболочку для организации учебного процесса с использованием сетевых технологий.

Системы, созданные на основе «ОРОКС», дают возможность осуществлять обучение и удаленный контроль знаний через Интернет, на основе интерактивной связи преподавателя с обучаемыми.

Система позволяет на одной платформе, в одной среде создавать сетевые электронные учебно-методические модули, организовывать интерактивное взаимодействие с обучаемым через Интернет, управлять учебным процессом, реализовывать в рамках оболочки удаленный контроль и сбор статистики по учебному процессу.

Для работы с «ОРОКС» с клиентского места достаточно наличия любого Web-браузера.

Все инструменты, использованные при создании системы «ОРОКС», являются свободно распространяемыми (SQL-сервер MySQL, Standard Perl 5, Apache Web Server), что упрощает внедрение системы. Оболочка может быть установлена практически на любой Web-сервер (как Unix, так и Win32), поддерживающий Perl+MySQL. Все тексты модулей, результаты обучения и контроля, список пользователей хранятся в единой SQL-базе данных, что облегчает администрирование системы.

Требования к аппаратной части сервера определяются ожидаемым числом пользователей.

Минимальные требования к пользовательской части системы — 486DX от 8 Мбайт RAM, Windows 3.1 + Netscape Navigator 3.0; рекомендуемые требования — Pentium от 16 Мбайт RAM, Windows 95/98/NT, Internet Explorer 4.0 либо Netscape Navigator 4.xx. Подразумевается подключение к Интернету или локальной сети.

Сетевая оболочка «OРОКС» является победителем выставки SofTool’99.

В настоящее время имеется две основные версии системы «ОРОКС»: 1.1 и 2.0/2.1/2.2. Версии 2.x отличаются расширенными возможностями и улучшенным дизайном.

С работой версий 1.1, 2.1 и 2.2 можно ознакомиться, зарегистрировавшись в системе. Помимо этого можно пройти обучение и контроль (рис. 7) на основе имеющихся в базе данных обучающих модулей, а также попробовать создать свои собственные модули.

Демонстрационные входы в «ОРОКС»:

  • войти в «ОРОКС» 1.1 — http://www. mocnit.miee.ru/oroks11/mtest.pl. Демо-тесты, возможность создания собственных тестов;
  • войти в «ОРОКС» 2.1 — http://www.mocnit. miee.ru/oroks_regional/. Последняя стабильная версия «ОРОКС». Демо-модули, возможность создания собственных модулей.

Скачать ознакомительную демо-версию системы «ОРОКС» 2.0 (около 500 Кбайт, не требует подключения к Интернету) вы можете по адресу ftp://www.mocnit.zgrad.su/pub/demo/oroksdemo.exe. Кроме того, ее можно загрузить с CD-ROM.

В начало В начало

«Прометей»

Система «Прометей» — это программная оболочка, которая обеспечивает дистанционное обучение и тестирование слушателей, а также позволяет управлять всей деятельностью виртуального учебного заведения.

Система «Прометей» прошла тестирование в ряде вузов, с начала 2000 года поступил в продажу коробочный продукт СДО «Прометей».

«Прометей» имеет модульную масштабируемую структуру, которая включает следующие элементы:

  • типовой Web-узел (набор HTML-страниц, предоставляющих информацию об учебном центре, списке дисциплин и т.д.);
  • автоматизированные рабочие места («Администратор», «Организатор», «Тьютор» и «Слушатель»).
  • набор дополнительных модулей («Трекинг», «Курс», «Регистрация», «Дизайнер тестов», «Учет», «Отчеты», «Дизайнер курсов»), названия которых говорят об их функциональности.

Система позволяет контролировать учебный процесс на любой стадии, менять настройки при проведении новых тестов, вести централизованную базу данных, накапливающую различную статистику, фиксирующую процесс обучения и его результаты.

Более подробную информацию о продукте можно получить по адресу http://www.prometeus.ru/.

В начало В начало

Некоторые западные решения для создания систем ДО

Зарубежных компаний, предлагающих отдельные программные продукты или комплексные законченные решения, в мире очень много. Для интересующихся этим вопросом в приложении к данной статье на нашем CD-ROM мы приводим список нескольких десятков компаний с кратким описанием соответствующих продуктов, а также Интернет-ссылки на более подробные описания данных систем.

В статье же мы расскажем лишь об одном, но весьма популярном в мире ресурсе — продукте компании Blackboard, Inc.

Blackboard, Inc. (http://www.blackboard.com/) — компания, которая обеспечивает одну из наиболее популярных и эффективных платформ для ДО, используемую в более чем 3600 образовательных учреждениях. Основной продукт Blackboard 5 позволяет колледжам, университетам и коммерческим организациям интерактивно предоставлять образовательные услуги. Blackboard обслуживает более 2,1 млн. пользователей в 70 странах.

Blackboard.com — это мультиканальный сервер, который бесплатно предоставляет инструментарий для создания курсов и онлайновое тестирование по ним, то есть дает возможность всем преподавателям, желающим обучать своему курсу, перенести процесс обучения в Web.

Для создания курсов не требуется навыков программирования и не нужно никаких инсталляций на клиентский компьютер. Созданный вами курс будет поддерживаться на сервере компании Blackboard, и каждый сможет получить к нему доступ, обладая только лишь браузером.

Вы можете разместить здесь свои уроки, учебники, организовать интерактивные онлайновые дискуссии. Корпоративный ведущий тренинга может выложить контрольные материалы и организовать онлайновые экзамены.

Blackboard.com поддерживает Netscape Navigator 4.03 (или выше) и Microsoft Internet Explorer 4.0 (и выше).

В настоящее время Blackboard.com позволяет публиковать материалы на языках романской группы.

Бизнес-модель компании не предусматривает требования платы с учителей, размещающих индивидуальные курсы. Каждый преподаватель может создать свой курс с помощью сайта http://www.blackboard.com/. Однако программный комплекс Blackboard 5, который позволяет образовательным организациям создавать виртуальные университеты или ЦДО, распространяется на основе арендной платы. Каждый день в системе появляется в среднем 100 новых учителей (на сайте они называются инструкторами), к курсам которых можно подключиться.

В начало В начало

Заключение

Сравнение западных и отечественных материалов показывает, насколько сильно мы отстаем в данной области. В декабре 2000 года комиссия Конгресса США подготовила доклад с очень символичным названием «Distance Learning from Promise to Reality» («Дистанционное обучение: от обещаний к реальности»).

Очень хотелось бы, чтобы и у нас поскорее наступила эта фаза перехода от обещаний к реальности.

 

Авторы благодарят компанию Uniar за предоставленные материалы.

КомпьютерПресс 8'2001