Соединение с удовольствием

Андрей Фильчаков

Первое впечатление

Предыстория

А что на деле?

Подводя итог

 

Функции и функциональность iPatch

Первое впечатление

Когда я показал это устройство системному администратору нашего издательства, то на меня обрушился эмоциональный шквал, в котором можно было разобрать: «кайф», «халява», «ничего делать не надо», и только через некоторое время последовал вопрос: «А она действительно умная?» Речь идет о новой разработке компании Avaya — интеллектуальной патч-панели iPatch и специального устройства контроля iPatch Network Manager, которые мы протестировали непосредственно перед сдачей номера. Несмотря на то что само устройство было анонсировано еще весной, до России оно добралось только к лету (презентация состоялась в июне), а непосредственные продажи ожидаются только в конце июля. А все это время шли массовые показы, семинары для партнеров, проводилось обучение специалистов представительства и, что приятно, — наше тестирование. Мы намеренно долго «игрались» с этой железкой, несмотря на то что методика «на первый взгляд» не подразумевает глубокого и академического подхода к тестированию. Очень уж симпатичный прибор, обладающий свойством обезоруживать и вызывать к себе доверие. Тем не менее мы постарались не только тривиально проверить, как работает iPatch и что это устройство может, но и отметили то, чего, на наш взгляд, не хватает в данной реализации. Итак, перейдем непосредственно к обзору.

Представим себе ситуацию: крупная компания, масса сотрудников, в кроссовой комнате толстые жгуты проводов, идущие от одного коммутационного шкафа к другому и разбегающиеся по этажам. Казалось бы, никаких проблем — все настроено, все работает, где-то даже есть записи, какой провод куда идет и что за пользователь подключен к 257-му порту. Но появляется новый отдел или случается плановый переезд сотрудников — идиллия ломается сразу и бесповоротно. У системного администратора начинаются бессонные ночи и жуткая головная боль — надо перекоммутировать десяток портов, при этом не отключив нужные и ничего не перепутав, завести новых пользователей, проверить, кто каким сервисом пользуется, и т.д. Здесь уже бессильна помочь даже, казалось бы, грамотно составленная документация. А если все это еще и территориально разнесено?

В начало В начало

Предыстория

Многие администраторы имеют собственные схемы кодировок и обозначений, которые призваны помогать в таких ситуациях: одни держат всю схему сети в голове, другие, утверждая, что «тупой карандаш лучше острой памяти», аккуратно заносят все соединения, пользователей и их сервисы в нехитрую таблицу на компьютере. Тем не менее все это лишь некая «пассивная» база данных. Поясню, почему именно «пассивная». Дело в том, что такая база не выдает никаких «руководств к действию», самостоятельно не отслеживает соединения, не имея никакой связи с реальными соединениями в коммутационном шкафу. Другое дело iPatch — комбинированное устройство, состоящее из головного (Network Manager) и вспомогательного (Rack Manager) управляющего устройства, специального программного обеспечения (System Manager) и непосредственно интеллектуальной патч-панели.

В чем заключается «интеллект» системы? В основе системы лежит электронная оснастка, «навешивающаяся» на базовые модели панелей 1100 (PowerSum и GigaSpeed) и обладающая датчиком соединения, кнопкой подтверждения и светодиодом над каждым портом. Такая модульность позволяет данной панели не менять электрических характеристик системы и соответствовать кабельным категориям 5, 5Е и 6. При этом в коммутационном шкафу все панели и Rack или Network Manager подключаются к общей шине. В свою очередь, Network Manager представляет собой панель Rack Manager с дополнительной «начинкой» для подключения группы панелей Rack Manager к локальной сети. Интерфейс RJ-45 и последовательный порт, а также возможность присвоения IP-адреса позволяют доставлять собранные с панелей данные на консоль системного администратора. Вот, собственно, и вся интеллектуальность. Однако на самом деле все гораздо грандиознее.

В начало В начало

А что на деле?

Чтобы протестировать работоспособность системы, мы решили начать издалека. Сначала была смоделирована сеть. С чистого листа был создан практически готовый проект офисного здания в несколько этажей, с большим количеством комнат и пользователей, с различными сервисами и привилегиями. Предполагалось, что каждое рабочее место должно оснащаться двумя розетками RJ-45, которые были каблированы (соединены внутренней проводкой) с патч-панелью, находящейся в коммутационном шкафу. Там же были установлены Network Manager, активное оборудование и телефонный кросс. Network Manager мы соединили с рабочей станцией, установили на ней ПО System Manager и присели на дорожку. Первичные приготовления закончены — пора строить сеть.

Сеть строится параллельно — коммутированием определенных портов на патч-панелях и активном оборудовании и построением иерархической структуры здания в базе данных System Manager. Создание собственного проекта в System Manager, построение здания, разбивка на этажи и помещения заняла у нас около четверти часа. Следующий пункт — кроссовая комната с определением активного оборудования и расстановка розеток по комнатам. Изначально мы оставили розетки «пустыми», то есть без конкретной привязки под компьютерную сеть или телефонию. Затем последовала «прописка» в эти комнаты персонала с определенным набором сервисов. В нашем эксперименте это были телефония и несколько подсетей с различными правилами. Отметим, что привязка сервисов к конкретному пользователю, а не к рабочему месту здорово облегчает жизнь в дальнейшем (например, при переезде или увольнении сотрудника) при необходимости дополнительной коммутации портов.

Основная работа с iPatch не вызывает никаких проблем. Нужно создать карту подключений, список доступных сервисов и список пользователей, далее все просто. Например, чтобы посадить пользователя в комнату 2-1 на втором этаже, надо выбрать пользователя, дать команду provide service и в открывшемся окне выбрать необходимое помещение. После чего, если в данной комнате есть свободные розетки и ресурсы по предоставлению данного сервиса не исчерпаны (есть еще свободные порты), iPatch сгенерирует задание и отправит его на нужный Rack или Network Manager. На последнем появится пиктограмма jobs, означающая, что в данном коммутационном шкафу нужно «немного поработать с проводами». В подобных подсказках содержится информация о том, какие порты и на каком оборудовании надо соединить, а также краткая аннотация задания. К тому же на интеллектуальной патч-панели необходимые порты еще и подсвечиваются. Другими словами, работать в основном придется именно с программным обеспечением, которое мониторит и записывает все изменения в свою базу данных. Администратору остается лишь отслеживать входящие сообщения с помощью команды event log или красной кнопки с восклицательным знаком. В стационарном режиме работы подобных сообщений практически нет. Это могут быть лишь сообщения о несанкционированном добавлении или удалении соединения. Здесь стоит отметить, что в версии программного обеспечения, предоставленного нам на тестирование, нет возможности отправлять сообщения на удаленную машину, почтовый ящик, пейджер или сотовый телефон. Иными словами, если администратор не видит перед собой открытое окно System Manager, то об оперативном информировании о возникновении нештатной ситуации (отключение порта, например) говорить не приходится. На наш взгляд, это довольно существенный недостаток. Конечно, можно воспользоваться подручными средствами и написать программку, которая будет забирать новые поступления из файла event.log и отправлять их куда надо, но это уже доработки. Кроме того, система не отслеживает обрыв кабеля. Поэтому если штекер торчит в порту, то система говорит, что «все о’кей», хотя торчать при этом может и оборванный кусок провода.

Почувствовать прелести iPatch, как говорится, во всей красе, можно при большом объеме работ, например по перемещению сотрудников. Последнее весьма актуально для крупных компаний при переезде отделов, при переходе сотрудников в другой отдел или продвижении их вверх по служебной лестнице. Практически во всех случаях это связано со сменой рабочего места (стола, комнаты, здания), но при этом стоят задачи оперативного переезда сотрудника и предоставления ему на новом месте тех же сервисов и на том же уровне, что и в предыдущем помещении. Итак, проверка боем. Необходимо перевести сотрудника в другой отдел. При этом в новом помещении есть свободные розетки, каблированные на патч-панель. Ситуация полностью аналогична уже рассмотренному выше примеру по добавлению сервиса. Точно так же надо выбрать переезжающего сотрудника, а в меню — move service. Различие лишь в том, что наряду с заданием по подключению необходимых сервисов на новом рабочем месте появится задание по отключению этих же сервисов на старом. В итоге при переводе одного человека с сервисами, например телефонии и защищенной компьютерной сети, потребуется четыре переключения в коммутационном шкафу, по каждому из которых может (при соответствующих настройках) прийти сообщение о выполнении. Приятно, что задания можно планировать и на будущее, например на несколько дней вперед. Или отметить, что начать можно сегодня, а завершить — не позднее определенного числа.

Немного усложним задачу и смоделируем довольно распространенную проблему плановой миграции сотрудников по офису. Допустим, два отдела решили поменяться рабочими местами. Не будем рассматривать психологическую и практическую сторону такого переезда и сведем задачу к обмену пользователями между рабочими местами, то есть Иванов должен сесть на место Петрова, и наоборот. Вот здесь и начинают проявляться узкие места системы. Дело в том, что в iPatch System Manager не предусмотрена возможность обмена пользователями рабочих мест. И если попытаться произвести эту операцию по стандартной схеме переноса (move), то система скажет, что свободных ресурсов нет. В качестве варианта решения данной загвоздки можно предложить создание некоего виртуального буфера, куда будут переводиться сотрудники одного из отделов, с последующим перемещением их в нужную комнату. Другая возможность — удалять привязки сотрудников к данному рабочему месту и уже затем осуществлять перевод.

В начало В начало

Подводя итоги

Резюмируя наш «первый взгляд» на новый продукт из семейства Systimax, отметим, что данная разработка весьма и весьма полезна в повседневной жизни системного администратора. По словам производителей, преимущества iPatch можно прочувствовать в полной мере, если число пользователей превышает 400. Другое решение — применение iPatch в компании с большим числом филиалов. Экономия достигается за счет сокращения числа высококвалифицированного персонала. Действительно, контроль и все настройки сети можно производить удаленно с рабочего места администратора в головном офисе. А при необходимости перекоммутации портов в каком-либо филиале на Rack или Network manager отправляется соответствующее задание с довольно подробными подсказками, выполнить которое способен даже ребенок. Кроме того, существенно сокращается время расчета задания и его выполнения, усиливается контроль за состоянием соединений и, как следствие, увеличивается эффективность работы сисадмина.

Но в этой бочке меда, как всегда, нашлась и ложка дегтя. Мы еще раз обратим ваше внимание на три, на наш взгляд, основных недостатка, которые, возможно, будут устранены в следующих версиях продукта. Это невозможность оперативного информирования администратора средствами электронной почты или SMS-сообщений, отсутствие функции «обмен сервисами» или «обмен рабочими местами», а также невозможность отслеживания обрыва провода.

Тем не менее iPatch — весьма интересный и перспективный продукт, который призван облегчить труд системного администратора. И, по нашему мнению, он вполне успешно может с этим справиться.

На нашем CD-ROM вы найдете мультимедийные презентации, динамично и наглядно демонстрирующие работу iPatch.

КомпьютерПресс 8'2001