Кошелек в сотовом телефоне

m-commerce, m-vending… хочу газировки из автомата

Владимир Богданов

Наверняка многие из нас чувствовали себя глупо, когда «на телефоне» лежит кровных долларов пятьдесят, а в кармане наличных — только на метро. Случай, когда доллары становятся неликвидными, — нонсенс. Почему нам отказывают в возможности оперативно использовать свои собственные деньги по иному назначению, нежели на оплату эфирного времени? Мысль не новая, поэтому в мире разработаны эффективные механизмы «бытового» управления своими активами с сотового телефона. Часть из них проходит стадию внедрения и в России. Так когда же мы сможем купить банку воды из автомата, имея в кармане лишь сотовый телефон?

Почему, потеряв сотовый телефон, мы сразу же связываемся с оператором для его блокировки? Да потому, что в этом случае в руки злоумышленников фактически попадает наша кредитная (депозитная) карточка с известным паролем (PIN-кодом). Если призадуматься, то каждый из нас имеет счет в банке оператора сотовой связи, на который исправно кладутся деньги. Кто-то использует предоплату и фактически кредитует банк оператора, другие же, наоборот, получают кредит от оператора и оплачивают уже выставленные счета. Покупка SIM-карты сотового телефона сопровождается едва ли не более тщательным оформлением адресных и паспортных данных, чем получение пластиковой карточки в банке. Таким образом, в нашей сотовой трубке сосредоточен мощный расчетный инструмент — куда более защищенный и интеллектуальный, чем пластиковая карточка с магнитной полоской, и ничуть не менее надежный. Получается, что использовать «мобильник» только для разговоров — значит, реализовывать его потенциал лишь на 50%.

Термин m-vending означает рынок продаж товаров из торговых автоматов по звонку с сотового телефона без использования наличных денег. Привязка к vending machines (торговым автоматам) сужает это понятие по сравнению с «мобильной коммерцией» (m-commerce). Классический пример m-vending — покупка банок с газировкой из автомата. Представляется это так: подходишь к автомату, в кармане — один только телефон, набираешь с «мобильника» написанный на автомате номер, вводом PIN-кода подтверждаешь сделку, автоответчик подтверждает прием заказа — и через несколько секунд заветная банка появляется из окошка. Не успев утолить жажду, получаете SMS, в котором указана сумма, списанная с вашего депозита (предоплаты у оператора) или включенная в счет (если обслуживание предоставляется по кредитной схеме). В последнем случае в конце месяца вы получаете счет, выставленный оператором, куда включена стоимость выпитой несколько дней назад банки воды. Все просто, все удобно, все корректно — все довольны. Такой сюжет не взят с потолка. С начала года компания Marconi развернула поставки в Европу тысяч автоматов по продаже кока-колы с интерфейсом для мобильных пользователей. В рамках программы Dial-a-Coke (Вызвони колу) любой европеец может набрать с мобильника номер, написанный на автомате, и получить (не бесплатно) баночку с напитком. Плата за «дринк» будет включена в счет за оплату телефона. На самом деле к автомату даже не нужно прикасаться, чтобы нажать кнопку для выбора соответствующего наименования напитка (Cola, Sprite или Diet Cola) — каждому виду банки присвоен свой телефонный номер. Один из первых тестовых образцов торгового автомата, спроектированного совместно с Mobile Media, был установлен в финском аэропорту еще три года назад. Тогда это был лишь 15-дневный эксперимент, но статистика была вполне оптимистичной: 31% заказов был сделан по сотовому телефону. Это почти невероятный показатель для любой новинки. К сожалению, сотовый торговый автомат обходится значительно дороже обычного. Плюс же состоит в том, что полностью сотовый торговый автомат становится практически безынтересен для воров и вандалов — ведь в нем нет денег.

Конечно, автомат с газировкой — лишь самый примитивный пример. Почти таким же образом в Финляндии можно оплатить завтрак в закусочной, парковку, не заботясь о наличии в кармане монеток нужного достоинства. В Скандинавских странах по сотовому телефону можно заказать музыку из музыкального автомата в баре, оплатить мойку автомобиля или получить кассету в автомате видеопроката. К куда менее очевидным вещам, относящимся скорее к m-commerce, можно отнести платную загрузку заказных мелодий и картинок на сотовый телефон мобильного покупателя. Словом, сфера применения m-vending — практически безгранична. Все, что можно теоретически продать, потенциально можно купить, набрав спецномер с сотового телефона. Так, оператор Telecom Finland оборудовал сотовым терминалом несколько автоматических моек Esso недалеко от Хельсинки. Автолюбителям остается только набрать нужный номер. Такая услуга обходится почти в 10 долл., из которых один идет на оплату услуг оператора (за эксклюзив, наверное).

Для оборудования торгового автомата средствами m-vending необходимо оснастить его соответствующим интерфейсом. Как правило, внутрь устанавливается компактный сотовый приемный терминал (типа Nokia 20 GSM Connectivity Terminal), который принимает и передает запрос пользователя на M2M-(machine-to-machine) шлюз, а затем — в процессинговый центр. Оттуда уже поступает команда на оказание услуги (будь то выдача банки или аренда видеокассеты).

Преимущество заключается в том, что к каждому автомату, по крайней мере, не надо тянуть провода — он может стоять в любом удобном для торговли, а не для подключения месте. По подобному принципу оборудуют и другие торговые точки — кафе, парковки, рестораны.

Сотовые операторы за годы своей деятельности сформировали огромный новый рынок. Его потенциальным участником является каждый пользователь сотового телефона цифрового стандарта. А таких уже — несколько сот миллионов. Преимущество «мобильной коммерции» заключается в том, что пользователям нет никакой необходимости менять сотовый аппарат или SIM-карту, чтобы стать полноценным покупателем. Доработки требуют торговые автоматы и терминалы традиционных торговых точек. Уже сегодня такие решения доступны, а по мере распространения интеграция авторизационных модулей станет рентабельной. Владельцы автоматов не меньше нас понимают, что лишаются значительной части покупателей только из-за того, что у последних не оказалось под рукой монет нужного «диаметра» и купюр соответствующего номинала. О кредитных карточках говорить не приходится, их мало кто носит с собой для столь мелких покупок — пижонство, знаете ли. Поддержка m-vending выгодна и сотовым операторам. За каждую транзакцию они могут снимать свой процент, и ручеек центов с расширением аудитории покупателей превратится в реку долларов. Словом, выгоду получают все. Покупатели — удобство, владельцы автоматов и продавцы — рост оборотов, сотовые операторы — рост оплаченного трафика плюс свой «интерес», банки — рост оборотов и процент от сделок. А потому нет сомнений, что широкое распространение m-commerce и m-vending — это лишь вопрос времени. Скорость процесса зависит от насыщения рынка дешевым оборудованием и заинтересованности продавцов в быстром внедрении средств для упрощения жизни «мобильным покупателям». Но другого пути нет. С ростом платежеспособного спроса расширение абонентской базы сотовых операторов замедляется практически до нуля и начинаются ценовые войны. В такой ситуации (а она неизбежна для всех) развиваться можно только за счет оказания новых услуг. M-vending как часть m-commerce в этом случае — далеко не худший вариант. Поэтому решения по внедрению «сотовых» торговых автоматов внимательно изучают и российские операторы, в том числе «Вымпелком» и SonicDuo.

КомпьютерПресс 8'2001