ABIT Siluro GF4 Ti4600

Сергей Пахомов

Несколько месяцев назад вышел в свет новый графический 3D-акселератор nVIDIA GeForce4, и на сегодняшний день можно констатировать, что видеокарты на основе этого ядра прочно укоренились на рынке компьютерной техники. Практически все компании — производители графических карт перешли на выпуск новой линейки с использованием чипов nVIDIA GeForce4. Напомним, что линейка карт на основе GeForce4 базируется на двух чипах — NV17 и NV25. Чип NV17 используется в картах серии GeForce4 MX. Таких карт сегодня три: GeForce 4 MX460, GeForce 4 MX440, GeForce 4 MX420. Все карты данной серии имеют 64 Мбайт видеопамяти, но отличаются друг от друга типом и быстродействием установленной видеопамяти и частотой графического процессора.

Так, старшая модель в этой серии — GeForce 4 MX460 — имеет частоту ядра 300 МГц и использует DDR-память на частоте 275 МГц (550 МГц). Средняя модель — GeForce 4 MX440 — имеет частоту ядра уже 270 МГц и использует DDR-память на частоте 200 МГц (400 МГц). Младшая модель — GeForce 4 MX420 — имеет частоту ядра всего 200 МГц и использует SDRAM-память с частотой 166 МГц.

И дело даже не в этих скромных значениях частот, а в том, что серия на основе чипа NV17 имеет несколько серьезных отличий от серии на основе чипа NV25, существенно сказывающихся на производительности карт. Как показывает тестирование, несмотря на гордое имя GeForce 4, карты серии MX по своей производительности уступают картам на основе GeForce 3. Впрочем, удивляться тут нечему. Эти карты ориентированы на low-end-рынок и являются альтернативной заменой картам на основе GeForce 2, то есть умеют чуть больше, чем интегрированные в чипсет материнской платы видеоадапетры, но… не более того. В то время, как карты на базе чипа NV25 воплощают все современные достижения в области аппаратной поддержки трехмерной графики. Ориентированы они на high-end-рынок и стоят немалых денег. Однако… они того заслуживают! Конечно, если вам нужна «рабочая лошадка», а не мультимедийный центр развлечений, то выкладывать несколько сотен долларов за такую видеокарту вряд ли имеет смысл. Прибавьте сюда еще и стоимость процессора: потребуется никак не меньше Intel Pentium 4 2 ГГц — в противном случае игра не стоит свеч. Да, сумма получается довольно кругленькая — в районе 2 тыс. долл. Что ж, компьютерное воплощение реальности стоит немалых денег, но и эффект впечатляет. Итак, забудем о грустном (это мы про деньги) и перейдем к рассмотрению самых современных 3D-карт на основе чипа NV25.

На этом чипе построена так называемая Ti-серия карт: GeForce 4 Ti4600 и GeForce 4 Ti4400. Обе карты используют 128 Мбайт DDR-памяти и отличаются только частотой графического ядра и быстродействием памяти (в моделях GeForce 4 Ti4400 используется память с временем выборки 3,6 нс, а в моделях GeForce 4 Ti4600 — с временем выборки 2,8 нс). Младшая модель — GeForce 4 Ti4400 — имеет частоту ядра 275 МГц и частоту памяти 275 МГц (550 МГц), а старшая модель — GeForce 4 Ti4600 — частоту ядра 300 МГц и частоту памяти 325 МГц (650 МГц). Фактически модель GeForce 4 Ti4600 — это разогнанный вариант GeForce 4 Ti4400.

Несмотря на то что о функциональных особенностях нового чипа NV25 мы уже рассказывали на страницах нашего журнала, прежде чем переходить к описанию конкретной видеокарты, вкратце напомним еще раз, в чем заключаются особенности данного чипа. Итак, новый чип основан на фирменном движке nFiniteFX II, который является логическим развитием движка nFiniteFX, используемого в GeForce 3. Собственно, сам движок предназначен (и в этом его суть) для аппаратной реализации технологии программируемых пиксельных и вершинных шейдеров. Если в предыдущей версии движка nFiniteFX имелся всего один модуль вершинных шейдеров, то в nFiniteFX II их уже два. По этой причине движок nFiniteFX II способен обрабатывать приблизительно в три раза больше вершин, чем nFiniteFX. Новый чип поддерживает версию программируемых пиксельных шейдеров 1.2 и 1.3.

Кроме того, в чипе NV25 используется улучшенная (по сравнению с GeForce 3) технология доступа к памяти LMA II (Lightspeed Memory Architecture II). Контроллер памяти (crossbar memory controller) разделен на четыре независимых контроллера, которые действуют по «кроссбарной» схеме, деля шину памяти на четыре 32-разрядных блока для повышения эффективности использования видеопамяти.

Другим нововведением в GeForce 4 является использование усовершенствованной технологии сглаживания Accuview с улучшенным аппаратным обеспечением мультисэмплинга. Помимо усовершенствования алгоритмов режимов мультисэмплинга, включая 2X, 4X, Quincunx, ядро GeForce 4 реализует новый способ сглаживания — 4XS. Новый алгоритм сжатия является улучшенной версией алгоритма 4X и работает только в Direct3D.

Наконец, последнее нововведение, реализованное в GeForce4, — это полноценная поддержка двух мониторов. В чипе NV25 интегрированы два RAMDAC с частотой преобразования 350 МГц. А использование специализированного ПО nView позволяет управлять выводом изображения на два монитора. Поэтому возможно не только простого дублирования изображения, но и растягивание по горизонтали или по вертикали рабочего стола на два монитора.

Теперь, напомнив, в чем состоят особенности нового чипа, перейдем к описанию новой видеокарты на этом чипе.

Итак, знакомтесь — ABIT Siluro GF4 Ti 4600. Как следует из названия, это старшая модель видеокарты Ti-серии на базе GeForce 4 от хорошо известной компании ABIT. Карта имеет 128 Мбайт DDR-памяти и должна иметь частоту ядра 300 МГц и частоту памяти 325 МГц (650 МГц). Впрочем, «должна иметь» не означает «имеет». Как указано на упаковке, частота ядра составляет 330 МГц. Что это — рекламный трюк, значение, рекомендованное компанией ABIT, или просто опечатка — не вполне понятно. Что ж, тем интереснее будет разобраться с этим во время тестирования. Однако прежде чем переходить к тестам, остановимся на особенностях дизайна карты.

В отличие от своих предшественников на основе GeForce3, новая видеокарта значительно отличается по размеру. Внушает доверие массивный вентилятор на чипе карте. Все микросхемы памяти также закрыты радиаторами. Сама же карта имеет три выхода: один аналоговый VGA-выход, один цифровой DVI-I- и один TV-out-выход, комбинирующий S-видео- и RCA-выходы для подключения внешнего телевизора. В комплекте с картой поставляются все необходимые кабели. Кроме того, имеется переходник типа DVI-I — VGA, что позволяет использовать цифровой DVI-I-выход для подключения второго аналогового монитора.

В комплект поставки также входят необходимые драйверы и утилиты SiluroDVD, 3Deep, Graphic MAX, а также утилита для обновления BIOS видеокарты. Естественно, что имеется и подробное руководство в электронном виде на английском языке.

Для проведения тестирования мы использовали следующий компьютер:

  • Процессор: Intel Pentium 4 2,0 ГГц
  • Материнская плата: ABIT BL7-RAID с чипсетом i845
  • Оперативная память: 1 Гбайт DDR SDRAM PC2100
  • Дисковая подсистема: RAID-массив уровня 0 на двух жестких дисках IBM IC 35L040AVVA07 объемом по 40 Гбайт каждый

На компьютере была устанавлена операционная система Microsoft Windows XP Professional (английская версия). Вместо драйвера, входящего в комплект поставки, мы использовали последнюю (на момент проведения тестирования) версию детонатора для GeForce 4 Detonator v.29.40. Для вашего сведения отметим, что на видеокарте был прошит BIOS версии 4.25.0019.

Для тестирования использовались следующие бенчмарки:

  • Unreal Tournament (v.4.36);
  • Quake III Arena (v.1.30);
  • MadOnion 3DMark2001 SE;
  • DroneZ mark;
  • ChameleonMark;
  • Codecreatures Benchmark Pro;
  • Comanche 4 Demo Benchmark Test.

Тесты Unreal Tournament, Quake III Arena и MadOnion 3DMark2001 SE являются традиционными и хорошо известны, так что пояснений не требуется. Остальные тесты не столь распространены и потому нуждаются в комментариях. Тест DroneZ mark основан на OpenGL API и специально разработан с учетом особенностей процессора Intel Pentium 4, а также архитектуры nVIDIA nfiniteFX II. ChameleonMark — это тест, демонстрирующий производительность карты при операциях с пиксельными шейдерами. Codecreatures Benchmark Pro — этот тест также использует особенности архитектуры nVIDIA nfiniteFX II, технологию программируемых пиксельных и вершинных шейдеров и реализует сложные сцены, содержащие до 300 тыс. полигонов. Тест Comanche 4 Demo Benchmark Test –еще один тест, поддерживающий технологию программируемых пиксельных и вершинных шейдеров, а также использующий сложные сцены с применением эффектов отражения, освещения и теней в реальном времени.

Результаты тестирования приведены в табл. 1 и 2.

По результатам тестирования сделаем следующее замечание. Прежде всего с помощью утилиты RivaTuner v. 2.0. по умолчанию устанавливались частоты ядра и памяти: получены частота ядра — 300 МГц, а частота памяти — 650 МГц. Приведенные результаты получены именно при этих значениях.

Полученные результаты однозначно свидетельствуют о существенном увеличении производительности карты GeForce 4 по сравнению с картами GeForce 3. Впрочем, этого и следовало ожидать. Причем характерно, что наиболее значительный прирост «попугаев» наблюдается на специализированных синтетических тестах, адаптированных под архитектуру GeForce 4. В тестах же, построенных на реальных играх (Unreal Tournament, Quake III Arena, Comanche 4), рост производительности более скромный и вызван скорее увеличением частоты движка и памяти, нежели архитектурными новшествами GeForce 4.

Теперь вернемся к несколько озадачившей нас цифре 330 МГц. Собственно, указанное на упаковке значение частоты ядра и побудило нас проверить разгонные возможности карты ABIT Siluro GF4 Ti4600. Результаты оказались крайне неутешительными. Карта наотрез отказалась разгоняться, давая понять, что итак работает на пределе своих возможностей. При повышении частоты ядра даже до 310 МГц (не говоря уж о 330 МГц) стрессовая нагрузка во время тестирования приводила к неожиданным рестартам. Кроме того, выяснилось, что карта крайне недружелюбно относится и к увеличению частоты AGP-шины при разгоне процессора (увеличение частоты FSB вызывает пропорциональное увеличение частоты AGP). Поэтому можно сказать, что из этой карты уже «выжато» все что можно.

Теперь остается решить, стоит ли выкладывать лишних 200 долл. за прирост производительности карты GeForce 4 на 20-30% по сравнению с картами на основе GeForce 3? Отметим, что эта существенная разница наблюдается исключительно в специализированных тестовых программах — игровые приложения, ориентированные на использование всех преимуществ нового движка, пока еще не созданы. Покупать GeForce 4 или нет? Что ж, выбор за вами!

КомпьютерПресс 8'2002