«Тяжелая артиллерия» Cambridge SoundWorks

Сергей Асмаков

Полным-полна коробочка

Среди проводов

Оценка звучания

Резюме

 

Обрушившаяся на рынок мультимедиа-продуктов волна популярности домашнего кинотеатра в значительной степени изменила его структуру. Практически все современные звуковые карты поддерживают вывод многоканального звука через аналоговые (а многие — еще и через цифровые) выходы. Не отстают от них и производители акустики — практически у любого из них присутствуют в линейке как минимум одна-две системы формата 5.1. Топ-модель такой системы, выпущенная одним из лидеров рынка компьютерного аудио — компанией Creative Labs, — была испытана в редакционной лаборатории.

Полным-полна коробочка

Полное название представленной на испытания акустической системы довольно длинное — Cambridge SoundWorks MegaWorks 510D. Как обычно, первым делом мы ознакомились с содержимым коробки, которая — под стать названию — оказалась весьма объемной и тяжелой (14,5 кг). Внутри нее находятся:

  • пять сателлитов с отдельными подставками (подставка для колонки центрального канала позволяет регулировать угол наклона по вертикали);
  • блок сабвуфера со встроенными усилителями, выполненный в деревянном корпусе;
  • дистанционный (проводной) регулятор громкости;
  • комплект кабелей для подключения сателлитов;
  • звуковой кабель для подключения к аналоговым выходам (по три стереофонических разъема minijack с каждой стороны);
  • звуковой кабель для подключения к фирменному многоканальному цифровому выходу (с четырехконтактными разъемами minijack);
  • силовой кабель;
  • шурупы и дюбели для крепления сателлитов на стену;
  • комплект резиновых наклеек для штатных подставок;
  • инструкция по эксплуатации на нескольких языках (в том числе и на русском).

Все компоненты уложены в коробке в три слоя, которые отделены друг от друга пенопластовыми «полками»: сверху кабели и инструкция, далее — сателлиты с подставками и регулятор громкости, а в самом низу располагается сабвуфер. Пока идет сборка системы, рассмотрим ее конструктивные особенности.

Первое, что бросается в глаза — это заметное увеличение размеров колонок-сателлитов (108×160×143 мм) по сравнению с предыдущими моделями подобных АС (например, Creative DTT 3500). Тип акустического оформления остался тот же — закрытый корпус. А вот передние панели сателлитов теперь съемные, и при желании динамики можно обнажить. В сателлитах MegaWorks 510D установлены круглые 3,5-дюймовые динамики с неодимовыми магнитами и специальные частотные фильтры, собранные на четырех дискретных элементах. На задней панели корпуса каждого сателлита имеются два монтажных отверстия: одно с резьбой (для крепления к штатным подставкам либо опциональным стойкам), а другое — для подвеса на стене. Здесь же расположена пара подпружиненных клемм для подключения кабеля.

Каждая из четырех нерегулируемых подставок оснащена крепежным винтом, который вворачивается в соответствующее отверстие на задней панели сателлита, а также четырьмя резиновыми накладками, наклеенными в местах контакта с опорной плоскостью. Пятая подставка, предназначенная для колонки центрального канала, имеет иную конструкцию: благодаря специальному шарниру можно в определенных пределах регулировать угол наклона по вертикали и, кроме того, на плоское основание можно прикрепить входящие в комплект самоклеящиеся резиновые подкладки, которые, в свою очередь, можно приклеить к опорной поверхности (например, к корпусу монитора). Надо сказать, что дизайн сателлитов достоин самой высокой оценки — выглядят они просто великолепно. Если установить сателлиты на плоскости стола или на стенах не представляется возможным, дополнительно можно приобрести специальные металлические стойки (их изображения помещены на коробке).

Подключение сателлитов к блоку сабвуфера производится при помощи прилагаемых проводов, которые с одной стороны имеют зачищенные и облуженные концы, а с другой — разъем RCA (известный также под названием «тюльпан»). Три провода имеют длину по 3 м, а еще два, предназначенные для тыловой пары колонок, — по 5 м.

Теперь переходим к центральной части системы — блоку сабвуфера, который выполнен в деревянном корпусе почти кубической формы (325×290×305 мм). Довольно необычен тип его акустического оформления — закрытый корпус (вообще говоря, для изделий подобного класса гораздо более привычным решением является использование фазоинвертора). Круглый 8-дюймовый низкочастотный динамик врезан в нижнюю панель корпуса и защищен снаружи тонкой металлической решеткой. По углам панели расположены четыре ножки с резиновыми накладками.

Правда, сказать, что корпус сабвуфера полностью деревянный, было бы не совсем правильно — одна из его боковых панелей (условно назовем ее задней) выполнена из толстого металлического листа, окрашенного в черный цвет. На ней расположены все разъемы и органы управления, а также, судя по всему, она выполняет и роль радиатора — ведь мощность встроенного усилителя (а точнее, усилителей) весьма впечатляющая. Об этом красноречиво свидетельствует предупреждающая наклейка желтого цвета с надписью Hot surface (горячая поверхность).

Раз уж речь зашла о мощности, приведем конкретные цифры, опубликованные производителем. Суммарная мощность (RMS) акустической системы MegaWorks 510D составляет 500 Вт и распределяется следующим образом: по 70 Вт на каждый из пяти сателлитов плюс 150 Вт на сабвуфер. Дипазон воспроизводимых частот у сателлитов простирается от 150 Гц до 18 кГц, у сабвуфера — от 32 до 150 Гц. Неравномерность АЧХ — в пределах ±3 дБ. Частота раздела не регулируется и, как нетрудно заметить, равняется 150 Гц. Заявленное соотношение «сигнал/шум» — 95 дБ. Судя по имеющейся над коммутационной панелью надписи, усилитель MegaWorks 510D построен с использованием запатентованной технологии B.A.S.H., однако даже расшифровка этой загадочной аббревиатуры (не говоря уже о технических деталях) нигде не приводится.

В начало В начало

Среди проводов

Но вернемся к блоку сабвуфера. Разумеется, нас в первую очередь интересует панель коммутации — ведь для того, чтобы хоть что-нибудь услышать, необходимо подключить к системе источник звукового сигнала, да и подать питание тоже будет нелишним.

В нижней части задней (металлической) стенки сабвуфера расположен выключатель питания и разъем для подключения силового кабеля. По центру находится утопленная в неглубокой нише панель коммутации. На ней расположены:

  • светодиодный индикатор включения питания;
  • регулятор уровня низких частот;
  • двухпозиционный переключатель режима воспроизведения высоких частот;
  • три гнезда многоканального аналогового входа (все — minijack);
  • гнездо дополнительного стереофонического аналогового входа (minijack);
  • гнездо многоканального цифрового входа (четырехконтактный minijack);
  • разъем для подключения регулятора громкости (RJ-11);
  • пять разъемов для подключения сателлитов (RCA).

При использовании звуковой карты, оснащенной многоканальным выходом, подключение можно производить как к аналоговым, так и к цифровым входам. Следует отметить, что в отличие от многих компьютерных АС, оснащенных лишь четырехканальным аналоговым входом, в MegaWorks 510D имеются все шесть входных каналов — для фронтальной и тыловой пары, а также центрального и сабвуферного каналов (они объединены в общем разъеме). Это дает возможность подключать к системе как различные звуковые карты, так и бытовые ресиверы, а также плейеры со встроенным декодером Dolby Digital/DTS (правда, для этого понадобятся кабели-переходники). Кроме того, для обеспечения совместимости с устройствами, оснащенными меньшим количеством физических выходных каналов (например, звуковых карт с четырехканальным выходом), в MegaWorks 510D предусмотрено автоматическое определение конфигурации подключенного источника.

С многоканальным цифровым входом ситуация несколько иная — воспользоваться им смогут только владельцы звуковых карт Creative семейств SB Live! 5.1, Audigy или Extigy. Объясняется такое ограничение довольно просто — в MegaWorks 510D имеется только шестиканальный ЦАП, а вот встроенного декодера многоканального цифрового потока Dolby Digital/DTS нет. Соответственно фирменный цифровой вход представляет собой не что иное, как «связку» из трех обычных (стереофонических) цифровых интерфейсов S/PDIF, объединенных в общем разъеме (именно по этой причине для него используется нестандартное четырехконтактное гнездо). То есть декодирование многоканального потока происходит средствами программного плейера либо звуковой карты, а далее сигналы шести отдельных каналов (в цифровом либо аналоговом формате) передаются на вход MegaWorks 510D.

Благодаря наличию дополнительного стереофонического аналогового входа (Aux), к MegaWorks 510D можно подключать различные источники (например, портативные плейеры), не отсоединяя при этом кабели, идущие от звуковой карты.

В процессе испытаний в качестве основного источника сигнала использовалась внешняя звуковая карта Creative SB Extigy, так что у нас была возможность опробовать подключение MegaWorks 510D как по цифровому, так и по аналоговым входам.

В начало В начало

Оценка звучания

После того как все сателлиты подключены к блоку сабвуфера и расставлены надлежащим образом, можно приступать к испытаниям. Программа прослушиваний проходила в три этапа: «кино», «игровой» и «музыкальный».

Импровизированный домашний кинотеатр был построен на базе ПК, оснащенного приводом DVD-ROM. Для воспроизведения фильмов использовался программный плейер WinDVD версии 3.1; декодирование многоканального цифрового потока Dolby Digital осуществлялось аппаратно средствами звуковой карты Creative SB Extigy.

Надо отметить, что даже при умеренной громкости звуковое сопровождение способно «потрясти» не только воображение зрителя, но и окружающие предметы, поэтому на всякий случай лучше заранее подсоединить проводной регулятор громкости и разместить его в пределах досягаемости. По нашим оценкам, мощности MegaWorks 510D вполне хватит на полноценное озвучивание жилой комнаты площадью 18 м2, не говоря уже о помещениях меньших размеров. По окончании предварительного прослушивания были внесены некоторые изменения в настройки звуковой карты: не в меру громогласный центральный канал был несколько «придушен», а баланс для полноценного восприятия эффектов окружения пришлось сдвинуть в сторону тыловой пары. После этого все встало на свои места, и можно было в полной мере насладиться просмотром кинофильма.

Каких-либо заметных различий в звучании системы при подключении с использованием цифрового и аналоговых входов услышать не удалось. Судя по всему, в Extigy и в MegaWorks 510D используются очень близкие по своим параметрам микросхемы ЦАП (а может быть, даже одни и те же).

Для оценки «игровых» возможностей MegaWorks 510D использовался Unreal Tournament, звуковые функции которого были максимально усовершенствованы путем установки EAX-дополнений и фирменной версии патча 4.36 от Creative. Даже несмотря на некоторые имеющиеся в UT огрехи, связанные в основном с обработкой источников звука в ближнем поле, использование акустических систем MegaWorks 510D позволило придать этой игре еще большую притягательность. Качество звуков, которыми заслуженно славится UT, в исполнении MegaWorks 510D приобрело поистине дьявольскую реалистичность: от звука шагов приближающегося сзади противника и передергиваемого затвора просто мурашки бегут по коже и непроизвольно учащается пульс. Кстати говоря, виртуальный боец, «вооруженный» столь качественной акустической системой, приобретает дополнительное преимущество, поскольку по звуку можно довольно точно определить местонахождение не попадающего в поле зрения противника.

Подводя промежуточный итог, можно с удовлетворением констатировать, что звучание MegaWorks 510D в surround-режимах просто великолепно, особенно с учетом статуса «компьютерных» АС. Особенно хочется отметить идеальную локализацию источников звука и очень плотное звучание сабвуфера, отличающегося недюжинным запасом мощности. Слаженность совместной работы сабвуфера и сателлитов также достойна всяческих похвал.

Переходим к заключительному, «музыкальному» этапу. Здесь мы предпочли изменить нашу установку — в качестве источника сигнала выступал бытовой CD-плейер NAD 512, подключенный через коаксиальный цифровой выход S/PDIF к соответствующему входу Extigy1. Кроме того, для сравнения использовалось и прямое подключение аналогового выхода NAD 512 к дополнительному стереовходу MegaWorks 510D. На этом этапе мы выключили компьютер, устранив таким образом лишний источник шума.

Как и следовало ожидать, воспроизведение стереофонических музыкальных фонограмм стало для многоканальной акустики довольно суровым испытанием. Прежде всего для обеспечения оптимальной разборчивости пришлось несколько уменьшить (по сравнению с установленным для кино и игр) уровень НЧ. В процессе прослушивания нескольких произведений различных жанров обнаружилась ощутимая потеря телесности, причиной которой стал определенный провал нижней середины. Справедливости ради стоит отметить, что подобный недостаток присущ практически любому «театральному» комплекту стоимостью менее 800 долл. Кроме того, при использовании ЦАП, встроенного в MegaWorks 510D, звучание акустической гитары, а также медных духовых и ударных инструментов было чересчур жестким. Для того чтобы как-то исправить положение, пришлось воспользоваться переключателем режима воспроизведения ВЧ. Что касается локализации, то по этому пункту у экспертов претензий не было. В общем, при воспроизведении обычных стереозаписей MegaWorks 510D уступил сравнимому по стоимости контрольному тракту в составе интегрального усилителя NAD 310 и акустических систем B&W DM3022. При этом следует отметить, что перечисленные недостатки вряд ли будут заметны при воспроизведении танцевальной музыки в стиле «унца-унца», так что с качественным озвучиванием домашней дискотеки MegaWorks 510D справится без проблем.

В начало В начало

Резюме

Подошло время подведения окончательных итогов. Прежде всего стоит отметить, что Cambridge SoundWorks MegaWorks 510D представляет собой очень качественный продукт, сочетающий высокое качество звучания в surround-режимах, продуманную конструкцию, великолепный дизайн и гибкие возможности подключения. Отдельно отметим наличие шестикального аналогового и фирменного многоканального цифрового входов.

Судя по всему, разработчики Creative чутко прислушиваются к мнению потребителей: в MegaWorks 510D использован ряд решений, позволивших устранить недостатки, присущие выпускавшимся ранее моделям. О внимательном отношении к потребителю свидетельствует и хорошая комплектация: помимо набора кабелей для подключения сателлитов в коробке имеются аналоговый и цифровой кабели для подключения к звуковой карте, комплект самоклеящихся резиновых ножек и прокладок и даже шурупы с дюбелями.

Конечно, розничная цена порядка 370 долл. является довольно существенным препятствием на пути приобретения MegaWorks 510D, но то, что эта система найдет своих покупателей, сомнению не подлежит.

 

Редакция выражает благодарность Восточно-Европейскому представительству Creative Labs за предоставленный экземпляр акустической системы Cambridge SoundWorks MegaWorks 510D.

КомпьютерПресс 8'2002