Тенденции развития цифровой видеозаписи

Олег Татарников

Запись видео на жесткий диск

Бытовые DVD-рекордеры

Формат D-VHS

Заключение

 

Модернизированный блок Pace Sky+ комплекта спутникового телевидения Sky Digital

TiVo 2.0 — новое устройство видеозаписи на жесткий диск, которое пытается вытеснить VHS-формат в Европе

JVC HM-HDS1EU — рекордер с жестким диском и магнитофоном S-VHS

Philips DVDR-1000 — DVD-рекордер для стандартного диска DVD+RW емкостью 4,7 Гбайт

Panasonic DMR-E20 — DVD-рекордер для дисков DVD-RAM, емкостью 4,7 или 9,4 Гбайт

Компьютерные платы для спутникового телевидения и Интернета со спутника

JVC НМ-10000EU — цифровой ленточный видеомагнитофон D-VHS

Устройство для просмотра содержимого карт памяти

 

Уже ни для кого не секрет, что время пленочных видеомагнитофонов уходит, причем замена пленки DVD-дисками будет происходить даже быстрее, чем вытеснение аудиокассет компакт-дисками. Господство весьма ненадежной и неудобной пленочной технологии с отвратительным качеством записи длилось почти четверть века, переход на цифровые форматы в этой области слишком задержался, и пришла пора положить этому конец.

Цены простых бытовых DVD-плейеров практически сравнялись с ценами видеомагнитофонов, и если не городить дорогостоящего домашнего кинотеатра с Dolby Digital 5.1, а удовлетвориться стереозвуком современного телевизора (а это, собственно, потолок возможностей самого продвинутого VHS-магнитофона), то даже в этом случае чаша весов начинает склоняться в пользу DVD. Конечно, стоимость DVD-дисков при покупке или в прокате все еще значительно выше стоимости кассет, но ведь и качество воспроизведения видео не сравнить. А кроме того, драгоценный домашний архив на DVD-дисках значительно долговечнее коробящихся и «осыпающихся» со временем километров пленки. К тому же с течением времени цена дисков будет неуклонно снижаться, а после окончательной победы над VHS будет определяться только лицензированием, тиражом и спросом.

Последняя проблема, сдерживающая распространение DVD-технологий, заключается в выборе способа записи. Несжатое цифровое видео вещательного качества занимает много места, но возможность сжатия, например, в формат MPEG-2 (даже аппаратное, при помощи недорогих кодеров в реальном времени) и растущая бешеными темпами емкость цифровых носителей записи позволяют с уверенностью говорить о скорой кончине аналоговых аудиовидеосистем.

К сожалению, пока нельзя однозначно выделить предпочтительную технологию бытовой цифровой видеозаписи — сегодня существует несколько различных подходов и форматов, каждый из которых интересен в своей области применения: от рекордеров с жестким диском в качестве носителя до устройств с перезаписываемыми дисками DVD-RW или DVD-RAM и даже цифрового формата записи на ленту D-VHS.

Запись видео на жесткий диск

Выбор жесткого диска (HDD) в качестве носителя видео в первую очередь обусловлен стремительным развитием компьютерных технологий. Снижение стоимости носителей информации и буквально взрывной рост их емкости заставили производителей бытовой техники обратить на них самое серьезное внимание. Если в профессиональном цифровом телевидении и видео прогресс уже давно и неразрывно связан с компьютерной индустрией, то теперь и в области бытовых устройств, особенно в отношении DVD и цифрового вещания, производители все чаще обращаются к компьютерным технологиям. Появляются персональные видеорекордеры с жесткими дисками — PVR (Personal Video Recorder) или DVR (Digital Video Recorder), где для хранения видео применяется архитектура ПК.

Такой подход обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционной лентой и даже с форматами записываемых DVD-дисков. Данные могут быть записаны на жесткий диск и считаны оттуда практически без задержки (чего никак нельзя сказать о видеокассетах), а использование процессора позволяет периодически обновлять управляющее программное обеспечение и работать с такими интеллектуальными функциями, которые раньше казались фантастикой: например записывать не только знакомые телепередачи, но и те, что, «по мнению» самого видеорекордера, могли бы вам понравиться.

Кроме того, на рынке персональных компьютеров снижение цен более радикальное, чем на рынке видеоаппаратуры, поэтому со временем компьютерные технологии становятся все более привлекательными во всех отношениях.

С записанным на жесткий диск видеосигналом можно делать то же самое, что и на видеомагнитофоне: останавливать воспроизведение, прокручивать вперед и назад, продолжать воспроизведение там, где оно было закончено в прошлый раз, и т.д. К тому же такая система позволяет записывать и воспроизводить одну и ту же телепередачу с временным запаздыванием. Это может быть актуально, если вы опоздали к началу, но заранее выставили магнитофон на запись на время передачи. Кроме того, подобное устройство позволяет одновременно писать сигнал с одного канала, а воспроизводить изображение — с другого.

Сначала были оснащены жесткими дисками системы для приема сигналов цифрового спутникового вещания: помимо декодеров в корпус поместили обычные компьютерные диски, которые использовали для записи видео и звука. Вещательный сигнал в этом случае передается прямо на жесткий диск и записывается с переменным потоком, зависящим от «плотности» видеоизображения. При таком подходе на 40 Гбайт дискового пространства теоретически можно записать до 20 часов видео с сохранением вещательного качества.

Вместе с тем при данной комбинации система приобретает целый ряд дополнительных функций: можно, в частности, остановить «живую» трансляцию, ненадолго отлучиться по делам, а затем возобновить ее с этого места. Если же ресивер имеет несколько тюнеров, то можно избежать конфликтов с домашними: пока они смотрят любимый «мыльник», вы параллельно записываете футбольный матч для последующего просмотра (существующие и проектируемые системы позволят одновременно записывать два-три потока!). Ресивер с диском, но с одним тюнером имеет в этом смысле серьезные ограничения, поскольку может принимать только один спутниковый сигнал, который можно либо смотреть непосредственно со спутника, либо записывать (однако во время записи можно воспроизводить другой сюжет из уже записанного на диске).

В прошлом году был разработан стандартный комплект микросхем под двухтюнерные ресиверы, а в этом году появились в продаже первые образцы. Управлять такой гибридной системой — одно удовольствие! Удобное «компьютерное» меню значительно упрощает такие заумные функции, как программирование отсроченной записи, настройку режимов и пр. Отметим, что программное обеспечение таких систем может быть впоследствии улучшено и легко модифицировано. И наконец, особо подчеркнем, что такие устройства позволяют принимать и записывать видео со звуком Dolby Digital 5.1, чего сегодня не делают бытовые DVD-RW/DVD-RAM-рекордеры.

Естественно, подобная система — это не автономный цифровой магнитофон, и для ее использования нужна дополнительная аппаратура, принимающая сигналы спутникового телевидения (как бесплатного, так и платного). Однако и в таком виде она заслуживает серьезного внимания, так как явно указывает на возможные применения PVR и удачно вписывается в общий блок — приемник спутникового телевидения. К сожалению (видимо, по лицензионным или коммерческим соображениям), такие многофункциональные устройства, как правило, не имеют цифрового интерфейса, который может позволить им обмениваться видеоданными в цифровой форме непосредственно с компьютером или с каким-либо другим цифровым устройством (правда, наиболее продвинутые модели имеют оптический цифровой аудиовыход и высококачественные аналоговые видеовыходы RGB, YUV или S-Video для подключения к AV-ресиверу).

Следует, однако, учесть, что покупка подобной системы спутникового телевидения с дисковым накопителем, а тем более модернизация уже имеющейся системы путем добавления жесткого диска (если она это позволяет) обходится не так дорого, чтобы пожертвовать предоставляемыми в результате такой модернизации функциями и возможностями. К тому же спутниковые ресиверы с жесткими дисками — это почему-то самые дешевые PVR-системы на сегодня: вы можете купить всю необходимую аппаратуру, оплатить установку и стать официальным абонентом пакета платных каналов, и все это обойдется вам дешевле, чем бытовой рекордер DVD-RW/DVD-RAM или магнитофон D-VHS.

Конечно, более дешевым вариантом организации PVR на базе жесткого диска, причем вместе со спутниковым телевидением и даже доступом в Интернет со спутника, может стать оснащение вашего компьютера специальной платой (см. врезку), но в данной статье мы рассматриваем специализированные бытовые решения.

Вслед за встраиванием жестких дисков в спутниковые ресиверы, то есть на волне их успеха, начали появляться и универсальные PVR на базе жестких компьютерных дисков.

Как правило, они предназначены для отсроченной записи телевещания и кратковременной архивации видео. Они также обеспечивают паузу для «живой» трансляции, гарантируя при этом идеально четкий стоп-кадр и гладкую перемотку вперед/назад. Со снижением качества записи на жесткий диск объемом 40 Гбайт можно записать до 40 часов видео (или 14 часов максимально высокого качества), причем все современные модели используют стандартные компьютерные диски с IDE-интерфейсом, что позволяет легко их модифицировать в будущем. Устройство может иметь один или несколько IDE-контроллеров, так что технически грамотный пользователь, имеющий опыт обращения с компьютерами, может установить несколько современных 120-гигабайтных дисков и писать на каждый из них до 120 часов видео.

Следует отметить, что использование цифровой видеозаписи в современных видеосистемах предъявляет повышенные требования к емкости, качеству и бесшумности жестких дисков, выполняющих функции встроенных накопителей. Например, используемый в таких рекордерах WD Performer 40i был специально разработан как устройство, сочетающее в себе бесшумность, высокую скорость и надежность обработки и хранения данных. 28 января сего года корпорация Western Digital объявила о подписании с TiVo, Inc. (признанным лидером на растущем рынке цифровых видеомагнитофонов) контракта о сотрудничестве, предусматривающего использование жестких дисков WD Performer 40i в новых цифровых видеомагнитофонах TiVo 2.0 (TiVo Series2), и о начале массовых поставок по этому контракту. Применение в этом диске акустической технологии Western Digital WhisperDrive, включающей комплекс аппаратных и программных решений, позволяет значительно снизить уровень звуковых эффектов при выполнении большинства операций, а благодаря функции эффективного управления множественными аудио- и видеопотоками WD Performer поддерживает возможность одновременного воспроизведения и записи.

Плотность записи данных в жестких дисках WD Performer 40i составляет 40 Гбайт на одну пластину, что позволяет выпускать диски емкостью от 40 до 120 Гбайт, а в случае применения современных методов аудиовидеосжатия — хранить на одном жестком диске до 120 часов живого видео, поскольку жесткие диски, используемые в цифровых устройствах для домашнего отдыха и развлечений, хранят на одном гигабайте дискового пространства около часа стандартного видеоизображения в формате MPEG или примерно 20 музыкальных компакт-дисков.

К недостаткам PVR на базе HDD можно отнести только невозможность долговременной архивации видео, чтобы поставить его на полку в домашнем архиве. Однако для тех, кто использует видеозапись преимущественно для кратковременного запоминания (например, для просмотра любимой телепередачи в удобное время), PVR — это привлекательные, простые в обращении и многофункциональные устройства. Так что остается только надеяться, что емкость жестких дисков будет и дальше стремительно расти, а PVR нового поколения значительно подешевеют и смогут записывать такие большие объемы видео на диск, что никакой архивации не понадобится.

В начало В начало

Бытовые DVD-рекордеры

Подобно общеизвестному формату аудиозаписи на компакт-диск (CD), который приобрел записываемые и перезаписываемые модификации CD-R и CD-RW, формат видеозаписи на DVD-диск также должен был получить свои записываемые версии. Но если с однократной записью DVD-R все было решено однозначно, то выбор перезаписываемой версии оказался весьма сложен — несмотря на явную потребность рынка в записывающих DVD-устройствах, таковые появились совсем недавно и еще не успели как следует устояться.

До сих пор не принято единого стандарта записи, который был бы признан всеми производителями, поэтому мы имеем целый ряд различных, несовместимых между собой, конкурирующих форматов и устройств, пользоваться которыми не всегда удобно: DVD-RW (Pioneer, Sharp, Kenwood, Mitsubishi, Sony), DVD+RW (Philips, Thompson, Sony), DVD-RAM (JVC, Panasonic, Toshiba, Hitachi и Samsung).

Например, рекордеры DVD-RW и DVD+RW предлагают только последовательную перезапись блоками. Таким образом, удалив какую-то запись, вы можете записать на то же место только такой же или меньший фрагмент, и спустя некоторое время диск превратится в мешанину свободных и занятых блоков с минимумом полезного пространства, так что его придется полностью форматировать. Кроме того, первые DVD+RW-рекордеры не умеют писать на дешевые одноразовые болванки DVD-R. Однако форматы DVD-RW и DVD+RW являются оптимальным выбором при архивировании ТВ-трансляции благодаря простоте использования и совместимости записанных дисков с DVD-плейерами.

Запись ТВ-вещания можно делать с различным уровнем качества: максимальное качество (HQ), которое обеспечивает безупречное изображение, но его длительность на стандартном диске емкостью 4,7 Гбайт всего 1 час, стандартное (SP) длительностью до 2 часов (оптимальный вариант для записи телепрограмм) и, наконец, экономное (EP) то есть посредственное качество, но зато длительностью до 4 часов.

Обработка и кодирование видео на указанных рекордерах безупречно, заметных цифровых искажений не видно, а по цвету и контрастности картинка явно превосходит VHS-копию даже в режиме EP. Естественно, рекордер может работать и в качестве обычного DVD-плейера, но это слишком дорогое удовольствие. Устройства для записи DVD-RW и DVD+RW являются оптимальным выбором в тех случаях, когда вам необходимо делать много коротких оперативных записей с неограниченной возможностью просмотра на других DVD-устройствах (диски можно будет воспроизводить на большинстве современных DVD-плейеров).

Аппаратура на базе формата DVD-RAM, напротив, ведет запись и перезапись экономно, не нуждается в переформатировании, но диски воспроизводятся только в DVD-RAM-приводах. Привод DVD-RAM записывает данные на болванку практически так же, как на жесткий диск, обеспечивая более гибкие функции записи и редактирования, чем DVD-RW. К тому же привод может использовать отдельные головки для записи и чтения, поэтому можно, например, воспроизводить ранее записанное при одновременной записи нового или даже перемещаться вперед-назад по выполняемой записи.

Благодаря высококачественному сменному носителю и функциональным возможностям, которые аналогичны возможностям жесткого диска, DVD-RAM, безусловно, победил бы DVD-RW, но стандартные DVD-плейеры не воспроизводят DVD-RAM-диски, и в недалеком будущем ситуация вряд ли изменится. Отсюда следует, что удобство работы и даже более низкая цена рекордеров DVD-RAM не поможет им добиться превосходства.

Общее достоинство DVD-форматов — это превосходное качество изображения и звука, значительно лучшее, чем у допотопного ленточного формата VHS. Кроме того, DVD-форматы отличаются прекрасной перезаписываемостью, позволяющей сделать приблизительно 100 тыс. перезаписей на один диск. И наконец, такие рекордеры способны записывать видео на дешевые одноразовые болванки DVD-R для долговременного архивирования. И в случае если вы не сможете переписать DVD-фильм «по цифре» (не позволит защита от копирования), то даже аналоговая запись, выполненная на этих носителях с оцифровкой в реальном времени, будет выглядеть совсем неплохо.

Серьезными недостатками DVD-рекордеров первого поколения являются, конечно, невозможность записи цифрового многоканального звука и неоправданно высокая цена.

Остается надеяться, что в будущем рекордеры станут удобнее, качественнее и гораздо дешевле. (О том, как записывать собственные DVD-диски на компьютере, мы регулярно рассказываем в рубрике «Цифровая студия».)

В начало В начало

Формат D-VHS

Цифровая запись на ленте не такое уж и новшество, однако все цифровые ленточные форматы записи до сих пор использовались только профессионалами (в частности, широко известный DAT-формат — Digital Audio Tape) или занимали узкую нишу (как, например, тот же DV). Попытки создания доступных бытовых цифровых форматов успехом не увенчались. Так, цифровые аудиомагнитофоны DCC (Digital Compact Casselte) компании Philips практически не продавались, несмотря на то что записывали на обычные кассеты и воспроизводили аналоговую запись. К сожалению, схожая участь, видимо, уготована и новому цифровому формату компании JVC — формату D-VHS.

D-VHS-рекордеры, как правило, могут записывать аналоговое видео на кассеты VHS (и даже S-VHS), а на специальную 420-минутную ленту D-VHS помещается огромный объем информации в цифровом виде (44,4 Гбайт). Это почти в 10 раз больше, чем содержит односторонний записываемый DVD-диск, причем значительно дешевле, чем жесткий диск такого объема: цена 420-минутной D-VHS-кассеты — 20-25 долл.

Записывать цифровую кассету на существующих сегодня магнитофонах можно с различной скоростью (официальная спецификация D-VHS включает шесть возможных значений скорости ленты/качества записи): 420 минут (7 часов) — это видео максимально высокого, практически вещательного качества; 21 час видео качества S-VHS, а самая длительная запись — режим LP VHS, позволяющий записать до 50 часов видео.

Если учесть, что большинство домашних видеозаписей VHS-формата — это фильмы длительностью 1,5-2 часа, то перспектива заархивировать свою домашнюю видеотеку, заменив 25-30 VHS-кассет на одну-единственную кассету D-VHS, выглядит весьма заманчиво. А если вспомнить, что в недалеком прошлом видеомагнитофон применялся как архиватор компьютерных данных (была когда-то плата ARVID), и обратить внимание на интерфейс IEEE-1394 (FireWire) на задней панели, можно подумать и о компьютерном использовании такого устройства (тем более что D-VHS и расшифровывается не как Digital VHS, а Data VHS).

С технической точки зрения, эта цифровая модификация знакомой ленты превосходит все другие цифровые форматы не только по емкости, но и по частоте оцифровки видео.

В стандартном режиме скорость цифрового потока составляет 14 Мбит/с, что, в частности, в 3-4 раза выше, чем поток цифрового телевещания. Максимальный же поток — до 28 Мбит/с, а это превосходит DVD по скорости (а соответственно, и по качеству изображения) как минимум в 6 раз. Кроме того, обратная совместимость с VHS — большой плюс этого формата, но даже быстрая перемотка ленты вперед-назад несколько утомляет.

Благодаря качеству, функциональности и обратной совместимости у формата D-VHS почти отсутствуют недостатки. Он отлично работает и превосходит любой из аналоговых магнитофонов как по качеству изображения, так и по емкости записи. И если бы не его главный принцип, то есть — использование магнитной ленты (которая, как известно, от старости осыпается, изнашивается, запутывается, вытягивается и рвется), то конкурентов у него бы не было. Хотя новая запись и не аналоговая, а цифровая, основой по-прежнему служит лента, а лента — это архаизм. И самое неприятное: для перемещения от фрагмента к фрагменту или к другой записи требуется утомительная перемотка нескольких сот метров (а кому хочется терять время в нашу стремительную эпоху?).

Правда, поддержку новому цифровому формату, помимо JVC, оказывают также компании Thomson, Panasonic и Philips, поэтому есть надежда, что в скором времени появятся более дешевые многофункциональные рекордеры, работающие с этим форматом (и совместимые со старым добрым VHS).

Сегодня на российском рынке присутствуют всего две модели D-VHS — Philips VR20D и JVC HM-DR10000EU, которые к тому же фактически являются «братьями-близнецами». Заявленный ранее Thomson DVH8090 не пошел на нашем рынке: при близкой к JVC и Philips цене этот магнитофон может воспроизводить дополнительно только VHS-записи, в то время как VR20D и HM-DR10000EU воспроизводят как VHS, так и S-VHS.

Хотя магнитофоны D-VHS продаются довольно вяло, у компании JVC на их счет грандиозные планы: 30 января этого года при поддержке киностудий 20th Century Fox, Universal, DreamWorks и Artisan была анонсирована D-Theater — новая платформа D-VHS для видеоматериалов высокого разрешения. Эта очередная «революция» в домашнем видео имеет свои характерные особенности.

Во-первых, новый магнитофон JVC HM-DH30000, который появился в продаже в сентябре 2001-го по цене около 2000 долл., на данный момент является единственной моделью с поддержкой видеоматерилов, закодированных в системе D-Theater. Выпущенные ранее компанией JVC и другими видеомагнитофоны D-VHS не могут воспроизводить видео в этом формате (правда, в ближайшее время другие бренды планируют представить аналогичные модели).

Во-вторых, подразумевается работа с HDTV-монитором (минимум 1080i, а лучше 1080р), чтобы раскрыть все возможности D-VHS-материала, записанного с высоким разрешением. Получается, что это, по сути, внутренний американский продукт, для развития которого необходима сеть HDTV-вещания (1080i минимально) и, следовательно, определенное число проданных телевизоров с поддержкой такого разрешения. Конечно, сама платформа, а также магнитофон HM-DH30000 способны выводить сигналы 480i, 480p, 720p, 1080i и 1080p, так что даже если у вас нет телевизора высокого разрешения, можно сделать конверсию до 480i/p и получить качество DVD. Но стоит ли это делать за такую цену?

В-третьих, обеспечивается поддержка цифровых форматов записи звука. D-VHS с D-Theater, в отличие от прежнего D-VHS — весьма гибкий формат в плане поддержки аудиоформатов, и у него есть возможность записи многоканальных звуковых дорожек. В качестве основного формата выбран Dolby Digital 5.1, но поддерживается и DTS. Впрочем, HM-DH30000 может только выдавать цифровой DTS-поток, но не декодировать его (для DTS нет встроенного декодера). Переключение звуковых дорожек происходит на лету — как на DVD.

И наконец, в-четвертых, реализована развитая система защиты от копирования. D-Theater принес в формат D-VHS новую систему кодирования/декодирования, разработанную JVC для защиты высококачественных видеоматериалов высокого разрешения. D-VHS материал, закодированный в D-Theater, можно будет воспроизводить лишь на D-VHS-магнитофоне с логотипом D-Theater. Другими словами, ни одна дека D-VHS, выпущенная до HM-DH30000, не будет воспроизводить подобные записи.

Таким образом, главным преимуществом (но, естественно, не для потребителей!) является обеспечение спокойствия производителей за свой дорогостоящий высококачественный материал. Собственно, для этого, видимо, и разрабатывался новый формат с многоуровневой системой защиты.

Судя про материалам компании JVC, новый формат обладает следующими преимуществами:

  • материалы, кодированные в D-Theater, будут записаны в режиме D-VHS HS (высокоскоростной режим передачи данных), но этот режим — опциональный;
  • развитая система защиты позволит надежно защитить ценные материалы, поскольку скопировать источник можно будет только на специальном оборудовании, лицензированном и одобренном JVC;
  • записи формата D-Theater с соответствующим логотипом на упаковке будут воспроизводиться только на D-VHS-магнитофонах с таким же логотипом;
  • D-VHS-магнитофоны, совместимые с D-Theater, будут полностью совместимы с обычными записями, сделанными на магнитофонах D-VHS в режимах HS/STD. Кроме того, они смогут полноценно воспроизводить записи VHS, сделанные в режимах SP/LP/EP.

Что же получит пользователь, помимо того что студии согласятся выпускать хорошо защищенный HD-материал на кассетах D-VHS? D-Theater привнесет в формат новые интерактивные возможности:

  • кодированные в формате D-Theater записи могут быть разбиты на главы, что позволит быстро перематывать вперед-назад до нужного фрагмента, снизив неудобства пользования лентой;
  • записи могут содержать несколько звуковых дорожек. Однако, в отличие от DVD, количество дорожек зависит исключительно от емкости носителя. Иначе говоря, D-VHS материал, кодированный в D-Theater, может иметь неограниченное количество альтернативных дорожек: DTS-дорожки, режиссерские комментарии, дорожки на других языках, звуковое сопровождение, разбивка на большее число каналов и пр.

D-Theater занимает нишу телевидения высокой четкости (HDTV) и не собирается конкурировать с DVD. Всего несколько лет назад было сомнительно, что производящие студии позволят выйти на рынок HD-версиям своих фильмов (ибо они серьезно опасались пиратства и нелегального показа в кинотеатрах), поэтому новое направление D-VHS не собирается претендовать на лавры формата DVD, а пытается идти дальше. Так, по крайней мере, заявляется на сегодняшний день. Этот сегмент рынка весьма мал, и единственный способ наслаждаться D-VHS в новом виде — это приобрести HD-монитор и приготовиться расстаться с 2000 долл. за D-VHS-плейер. Цены на соответствующие носители будут держаться на уровне 40-50 долл., что соответствует стоимости лазерных дисков (LD) для меломанов.

Итак, рынок нового формата настолько мал, а цена так высока, что потенциальные пользователи успеют дождаться HD-DVD, при этом D-VHS может оказаться лишь инструментом исследования рынка HD для изучения спроса перед появлением HD-DVD.

В начало В начало

Заключение

Путаница с форматами и сосуществование несовместимых между собой устройств для записи цифрового видeо рано или поздно закончится. При этом очевидно, что записываемый DVD — это претендент номер один на роль носителя видеоинформации. Стандарты в конце концов будут приняты, цены снизятся, а преимущества — то есть прекрасная картинка, великолепный звук (хотя на существующих DVD-рекордерах пока можно записывать только обычное стерео, а не Dolby Digital 5.1) и простота записи на современный носитель, соответствующий цифровой эпохе, — останутся.

В дополнение к DVD-рекордерам, несомненно, будут развиваться и PVR-магнитофоны на базе жестких компьютерных дисков (по соотношению «цена/емкость» им нет равных). Жесткий диск обладает такими возможностями, которые недоступны для других форматов, — можно одновременно записывать, предоставлять доступ и воспроизводить видео. Данная технология оптимальна для записи «живого» видео со сдвигом по времени, а наследуемая от ПК архитектура позволяет выполнять значительные модернизации за счет одного только изменения программного обеспечения.

В ближайшее время следует ожидать прогресса именно от дисковых рекордеров: диски большего объема позволят увеличивать время записи для будущих аппаратов, а компьютерные технологии и снижение цены на оперативную память позволят практически неограниченно буферизовать «живое» видео для более качественной обработки и совершенствования интерактивных возможностей. Несомненно, жесткие диски представляют собой будущее домашней видеозаписи. Даже сегодня ее преимущества неоспоримы, а стоимость носителей чрезвычайно низка даже для бытовой электроники.

Следующим этапом в этой области, возможно, будет развитие технологий домашнего видеосервера, позволяющего архивировать огромные массивы видео, а резервное копирование и архивацию (если понадобится) можно будет делать на записываемые DVD-диски.

D-VHS-формат — это в лучшем случае переходная технология, служащая мостом между аналоговой VHS-лентой и цифровым DVD-форматом (стандартом де-факто). Несмотря на огромную емкость ленты D-VHS (до 44,4 Гбайт), обратную совместимость с VHS и высокую скорость цифрового потока при записи, это все-таки лента — со всеми присущими ей недостатками, и даже прекрасное качество изображения (благодаря самой высокой из существующих цифровых форматов скорости цифрового потока при записи) не меняет дела.

Есть основания полагать, что в скором времени появятся комбинированные D-VHS/HDD-устройства, объединяющие в себе гибкость записи на жесткий диск и возможность цифрового архивного копирования на ленту, и тогда, может быть, формат получит второе дыхание, но пока у разработчиков этой технологии другие планы…

КомпьютерПресс 8'2002

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует