Звуковые эффекты для любительского видео

Сергей Асмаков

Средства создания звуковых эффектов

Прикладное использование

   Улучшение звучания речевых комментариев

   Монирование

   «Хирургия» и кузнечный молот частотной коррекции

   Точно по размеру

   Придайте объем

   Стиль ретро

 

Динамическая обработка

Генераторы гармоник

Эквалайзеры

Эффекты, основанные на временной задержке сигнала

 

Работая над собственным видеороликом или фильмом, мы в первую очередь уделяем внимание процессу монтажа видеоряда. Однако не следует забывать, что звуковая дорожка является столь же важным элементом фильма, что и видеоряд. В этой статье мы рассмотрим некоторые приемы обработки звука программными средствами, которые позволят сделать звуковое сопровождение вашего фильма более выразительным.

Средства создания звуковых эффектов

егодня большинство обладателей компьютеров могут использовать всю мощь цифровых технологий обработки звука. Эффекты, для получения которых еще двадцать лет тому назад требовалось огромное количество дорогостоящего студийного оборудования, в настоящее время можно запросто воссоздать исключительно программными средствами. Но прежде чем перейти непосредственно к прикладному использованию звуковых эффектов, уделим немного внимания основным способам, посредством которых можно задействовать все это цифровое великолепие для выполнения тех или иных задач.

Конечно, было бы весьма заманчиво сделать монтаж как видео, так и звука целиком внутри одного пакета. Однако, к сожалению, средства редактирования звука во многих монтажных пакетах чрезвычайно скудны и не очень удобны. Поэтому работу над звуковой дорожкой лучше проделывать в специализированном звуковом редакторе, позволяющем работать с видеофайлами, — например в SoundForge,Vegas и др.

В любом современном редакторе звуковых файлов имеются встроенные средства обработки, которые можно успешно использовать для решения многих задач. Кроме того, практически во всех современных версиях подобных программ поддерживается возможность подключения дополнительных программных модулей (plug-ins), выпускаемых сторонними производителями.

Программные модули устанавливаются в системе и подключаются к приложениям посредством унифицированных программных интерфейсов — благодаря этому возможно применение одного и того же установленного в системе модуля несколькими различными приложениям. В настоящее время стандартом де-факто являются два программных интерфейса для звуковых программных модулей — DirectX и VST. Оба они позволяют использовать модули в режиме реального времени (то есть просчитывать эффекты непосредственно в процессе воспроизведения звукового файла). Практически все современные аппаратно-независимые программы, связанные с обработкой звука, совместимы хотя бы с одним из этих программных интерфейсов, а некоторые (например, Steinberg WaveLab) поддерживают сразу оба. Кроме того, многие компании, занимающиеся разработкой программных модулей, выпускают свои изделия сразу в двух версиях — для DirectX и для VST.

В начало В начало

Прикладное использование

иже мы рассмотрим несколько примеров прикладного применения различных звуковых эффектов при работе над звуковой дорожкой любительского фильма. Во врезках приведены описания принципов работы и базовых настроек основных типов звуковых эффектов, упоминаемых в тексте статьи.

Улучшение звучания речевых комментариев

Рано или поздно многие создатели собственных любительских фильмов приходят к выводу, что звуковой ряд неплохо было бы дополнить речевыми комментариями. К сожалению, качество дешевых «мультимедийных» динамических и электретных микрофонов оставляет желать лучшего, да и условия записи в большинстве случаев далеки от идеальных. Учитывая эти обстоятельства, а также тот факт, что лишь немногие из нас могут похвастаться идеальной дикцией, полученная запись в подавляющем большинстве случаев звучит довольно тускло. Особенно заметно это становится при попытке наложить речевые комментарии на музыку — речь «тонет» в звуках музыкальных инструментов и становится неразборчивой.

Исправить такое положение вещей во многих случаях можно при помощи компрессора. Сжав динамический диапазон речевой записи, можно добиться значительного улучшения ее звучания при последующем наложении ее на музыку или на иные звуки второго плана (например, взятые со звуковой дорожки исходной записи). Кроме того, обработанная компрессором речь будет звучать более разборчиво на низкокачественных АС, например таких, как встроенный в телевизор динамик.

Обратите внимание на то, что применять компрессор нужно только после того, как исходная запись была обработана шумоподавителем!

В случае когда запись речи звучит чересчур глухо, не спешите воспользоваться эквалайзером: гораздо более подходящим инструментом для этого является иксайтер (см. врезку «Генераторы гармоник»). Экспериментируя с подбором его настроек, можно радикально изменить характер звучания голоса, и достигнутый результат в полной мере окупит потраченное на поиск оптимальных параметров время.

Используйте иксайтер уже после того, как исходная запись была подвергнута обработке компрессором.

Для начала установите регуляторы drive и mix в среднее положение и, изменяя значение tune, найдите подходящую опорную частоту. На слух звучание голоса должно стать более светлым и прозрачным. Затем попробуйте увеличить значение параметра drive, но будьте внимательны — это может вызвать появление нежелательных призвуков, особенно на свистящих и шипящих согласных. В случае появления подобных дефектов уменьшайте значение drive до тех пор, пока нежелательные призвуки не исчезнут. Теперь остается подобрать оптимальное соотношение исходного и обработанного сигналов при помощи регулятора mix.

Монирование

Довольно часто для озвучивания фильма используются записи музыкальных фрагментов, оцифрованные или скопированные с различных источников: эфирного вещания, кассет, компакт-дисков и т.п. Большинство современных музыкальных записей представлены в стереофоническом формате, и в том случае, когда звуковая дорожка вашего фильма будет записана в монофоническом формате (например, на VHS-кассете), простое слияние двух стереоканалов может привести к нежелательным эффектам, таким как «провалы» и даже полное исчезновение ряда инструментов и вокальных партий.

Чтобы избежать подобных казусов, используйте специальную функцию или внешний модуль для преобразования стереофонических фонограмм в монофонический формат. Обратите внимание, что подобную обработку исходного материала необходимо выполнять до окончательного сведения звуковой дорожки.

«Хирургия» и кузнечный молот частотной коррекции

Одним из старейших инструментов, широко используемым для обработки фонограмм как профессионалами, так и любителями, является эквалайзер — устройство, позволяющее корректировать АЧХ сигнала (см. врезку «Эквалайзеры»). Стоит отметить, что современные программные продукты и подключаемые модули для обработки звука зачастую сочетают в себе возможности нескольких типов «классических» эквалайзеров. В некоторых из них предусмотрена возможность одновременного применения различных режимов регулировки для каждой из частотных полос, например шельфового режима для крайних полос и параметрического для остальных. Благодаря подобной гибкости программные модули эквалайзеров можно использовать для решения самых разнообразных задач; ниже мы рассмотрим лишь пару наиболее характерных примеров.

В некоторых случаях даже после обработки исходной записи фильтром-шумоподавителем в фонограмме остаются нежелательные составляющие — рокот, наводки и пр. В случае если частотный спектр подобных паразитных сигналов относительно узкий, с ними можно эффективно бороться при помощи параметрического эквалайзера. В отличие от своего более распространенного графического собрата этот тип эквалайзера значительно лучше подходит для тонких «хирургических» операций.

В первую очередь необходимо определить основную частоту сигнала-помехи. Для этого выберите одну из полос и установите для нее минимально возможное значение ширины полосы (bandwidth) и максимальное усиление (level). Изменяя значение центральной частоты (frequency), добейтесь максимально отчетливого звучания помехи. Затем уменьшите значение параметра level до минимума и, увеличивая ширину полосы (bandwidth), постарайтесь охватить основной спектр помехи. Имейте в виду, что по мере увеличения ширины полосы будет становиться все более заметным и влияние эквалайзера на полезный сигнал, поэтому в ряде случаев необходимо увеличить значение level до тех пор, пока не будет достигнуто оптимальное соотношение между ослаблением помехи и воздействием на полезный сигнал.

Для изменения общего баланса записи, например при явном доминировании высокочастотных или низкочастотных составляющих, хорошо подойдет шельфовый эквалайзер. Используя обработку сигнала эквалайзером, нельзя забывать о том, что звучание одной и той же фонограммы будет существенно различаться при прослушивании через разные модели АС и наушников. И даже если вам удалось найти настройки, при которых запись на вашей системе звучит весьма комфортно, вполне вероятно, что при воспроизведении на другом устройстве характер звучания может радикально измениться, причем не в лучшую сторону. Поэтому не следует увлекаться чрезмерным усилением каких-либо частей частотного спектра для получения более «сочного» звучания — подобные эксперименты могут испортить общее впечатление от вашего фильма.

Точно по размеру

Довольно часто продолжительность выбранного для озвучивания того или иного эпизода музыкального фрагмента отличается от хронометража видеоряда. Но не стоит отчаиваться — с подобной проблемой можно легко справиться при помощи специальных программных модулей, позволяющих изменять скорость воспроизведения звука без изменения высоты тона. Кстати говоря, подобные манипуляции можно проделывать при помощи встроенных средств ряда редакторов звуковых файлов — например в SoundForge имеется функция Time Stretch, в окне настроек которой можно задать нужную продолжительность звукового фрагмента с точностью до тысячных долей секунды.

Стоит отметить, что подобная обработка неизбежно приводит к ухудшению качества звучания, причем нежелательные артефакты обработки становятся все более заметными по мере увеличения разницы между продолжительностью исходного и обработанного фрагментов. Для минимизации подобных нежелательных явлений в окне Time Stretch предусмотрен выбор различных вариантов обработки, оптимизированных для различных оркестровых составов, отдельных музыкальных инструментов и голоса.

Придайте объем

Весьма мощные средства для преображения самых различных звуков предоставляют эффекты на основе временной задержки — дилэи, ревербераторы, флэнджеры и пр. С помощью искусственной реверберации можно придать голосу диктора более объемное звучание, а кроме того, подчеркнуть переход от одного плана к другому. Например, можно добавить эффект «холл» для озвучивания фрагмента, снятого внутри помещения, либо эффект «эхо» — для горного пейзажа.

Благодаря тому что практически во всех современных программных модулях ревербераторов имеется множество готовых пресетов (наборов настроек), соответствующих самым разнообразным акустическим условиям, можно не вникать в нюансы тех или иных настроек — достаточно просто выбрать подходящий пресет.

Динамически изменяя уровень реверберации и громкость исходного сигнала, можно создать весьма эффектную иллюзию приближения и удаления, что будет весьма уместно в том случае, когда говорящий в кадре человек перемещается. Увеличение громкости речи с одновременным уменьшением уровня реверберации создаст иллюзию приближения, тогда как уменьшение громкости речи при одновременном увеличении уровня реверберации будет воспринято слушателями как удаление.

Стиль ретро

Мода на стиль ретро возвращается. И вполне логичным дополнением к испещренной царапинами черно-белой картинке станет соответствующий «потрепанный» звук. Благо создать его даже из кристально чистого трека компакт-диска не представляет труда: соответствующие программные модули сегодня имеются в изобилии. Имитация шума магнитной ленты, потрескивания и «хруста» грампластинок — все эти атрибуты эпохи аналоговой записи можно использовать для воссоздания атмосферы давно минувших дней.

КомпьютерПресс 8'2003


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует