oldi

DVD-видеокамера Sony DCR-DVD201E

Олег Татарников

Испытания

Достоинства

Недостатки

Выводы

 

DVD-технологии уже завоевали лидирующие позиции в области бытовой аудио/видеотехники, а DVD-диски практически вытеснили старенькие VHS-кассеты.

DVD сегодня — уже не тот недосягаемый формат, каким он был еще несколько лет назад: кассетные видеопрокаты постепенно заменяются прокатами DVD-дисков и все больше фильмов выходит именно на DVD. Более того, за последнее время DVD-приводы (DVD-ROM) и комбоприводы (DVD/CD-RW) обогнали по продажам обычные CD-ROM. Большой популярностью у компьютерщиков пользуются и пишущие DVD-приводы, особенно после того, как большинство производителей стали выпускать мультиформатные DVD-приводы, преодолев, таким образом, несовместимость форматов записи. А сегодня все большую долю рынка начинают занимать бытовые DVD-рекордеры, позволяющие переписать на DVD-диск передачу с эфира или видеоматериал с цифровых или аналоговых носителей.

Согласно данным Japan Electronics and Information Technology Industries Association, мировой спрос на DVD-рекордеры возрастет в 2004 году в полтора раза, а объем их продаж достигнет 9 млн. единиц. В следующем году столь бурный рост несколько ослабеет, однако не остановится и составит 75%, или 15,8 млн. проданных записывающих DVD-устройств.

Единственный сектор рынка, пока не охваченный этим форматом, — домашняя видеосъемка. Даже если у вас есть цифровая камера формата DV, то для перевода отснятого на DVD требуется как минимум компьютер и определенные усилия со стороны видеолюбителя, в то время как давно уже существуют бытовые видеокамеры, сохраняющие запись сразу в DVD-формате. Собственно, спрос на цифровые DV-камеры несколько тормозили именно сложности переноса изображений на компьютер и последующего изготовления DVD-дисков.

C 2001 года цифровые видеокамеры DVD-формата выпускала компания Hitachi, однако записывали они на миниатюрный диск DVD-RAM, который не получил широкого распространения в потребительской электронике. Позже Hitachi выпустила модели, которые помимо записи на DVD-RAM могли писать и на стандартные для многих плееров диски DVD-R, однако запись на такие диски в DVD-камерах Hitachi велась с фиксированным потоком Constant Bit Rate (CRB) или Fixed Bit Rate, в отличие от DVD-RAM, куда писалось более качественное MPEG-видео с переменным потоком Variable Bit Rate (VBR), что позволяло улучшать картинку в сложных сценах за счет более простых фрагментов.

Однако в начале прошлого года выпуск DVD-камер начала и компания Sony, имеющая в этой области огромный опыт и широко известная своими успехами в области цифровой фото- и видеосъемки. Видеокамеры DVD-формата (DVD Handycam) компании Sony записывают видео на DVD-R- и DVD-RW-носители, причем и на DVD-R (в отличие от конкурентов — DVD-камер Hitachi и Panasonic) запись ведется у них с переменным потоком. Выход на этот рынок Sony, вероятно, активно повлияет на рост популярности цифровых DVD-камер, поскольку компания занимает 40% мирового рынка цифровых видеокамер.

В начале текущего года компания Sony представила новые модели компактных видеокамер DVD-формата: базовую модель — DCR-DVD101E (с матрицей 1/5”, 800 тыс. элементов) и продвинутую — DCR-DVD201E (рис. 1), которая имеет мегапиксельную матрицу (1/5”, 1,07 млн. элементов) и соответственно может записывать фотографии с разрешением 1152Ѕ864 (в остальном эти камеры практически не отличаются друг от друга).

 

Рис. 1

Новые цифровые видеокамеры линейки DVD-Handycam снимают видео непосредственно на одно- или двусторонние DVD-R- и DVD-RW-диски с последующим просмотром этих дисков на любом DVD-проигрывателе, включая компьютерный DVD-ROM. На DVD-R- или DVD-RW-диски могут записываться как фильмы, так и неподвижные изображения (для DCR-DVD101E — с разрешением 640Ѕ480, а для DCR-DVD201E — еще и с разрешением 1152Ѕ864). Видеокамеры оснащены объективом Carl Zeiss Vario-Tessar (оптическое увеличение до 10х, цифровое — до 120х). В числе возможностей — электронный стабилизатор изображения Super SteadyShot (который у Sony традиционно хорош), функция ночной съемки (Super NightShot Plus) и интерфейс USB 2.0 для передачи данных на персональный компьютер. Камера может снимать и на «широком экране» (16:9) в режиме High Quality.

Как и в других видеокамерах Sony, здесь используется технология Advanced HAD, которая подавляет до 50% цветовых шумов и делает изображение более четким (особенно это критично для съемок при низкой освещенности, когда кажется, что все изображение как бы дрожит — так называемый цветовой шум).

Звук на описываемые камеры пишется сразу в формате Dolby Digital AC-3 (два канала, стерео). Поддерживается USB Streaming (то есть эти модели могут использоваться как Web-камеры).

Камеры поставляются с зарядным устройством, которое одновременно является блоком питания, комплектом кабелей для подключения к компьютеру и телевизору, диском DVD-RW и CD-диском с программным обеспечением, позволяющим вводить отснятый материал в ПК и осуществлять там последующий нелинейный монтаж. Хотя эти небольшие серебристые камеры изобилуют множеством кнопок, управление удобно сгруппировано и эргономично. Большой палец правой руки сразу же попадает на кнопки записи, а указательный ложится на трансфокатор и может легко переместиться на круглую кнопку Photo в режиме фотосъемки. Под крышкой ЖК-панели прячутся кнопки управления, а навигация и выбор из меню настроек выполняются при помощи удобной кнопки-джойстика. В полном соответствии с идеологией DVD-формата даже меню, содержащее по большей части привычные настройки для съемки, внешне больше похоже на меню DVD-проигрывателей.

При включении камеры начинается инициализация диска, после чего камера готова к работе. Запись может вестись как в фото-, так и в видеорежиме (выбор режима осуществляется отдельным селектором). На один стандартный диск помещается до 60 минут видео с каждой стороны (в зависимости от выбранного режима сжатия).

И наконец, стоит отметить небольшой вес этих камер (около 600 г вместе с диском и аккумулятором) и нетипично малые для устройств подобного класса габариты.

Испытания

Перед тем как рассказать о качестве записанного на камере видеоматериала, подробнее остановимся на технологии записи. Разрешение DVD-камеры совпадает с разрешением DV-камер, но, в отличие от DVD, где используется стандарт записи MPEG-2, в DV-камерах применяется меньшая компрессия, так что на одной стороне однослойного DVD-диска никак не может поместиться 20 минут видео, записанного в DV-формате, однако качество тех 20 минут MPEG-видео, которое записывается на DVD-диск в режиме HQ (High Quality, то есть высшее качество с наименьшим сжатием) — вполне приличное, а разница при воспроизведении перекодированного в MPEG-2 DV-формата и записанного в этих камерах прямо на DVD-диск будет, скорее всего, не слишком заметна. На самом деле разница будет определяться преимущественно матрицей камеры, оптикой, условиями съемки и т.д. При этом съемка в описанных камерах Sony сразу ведется с прогрессивным сканированием, поэтому сжатие в MPEG здесь более эффективно, чем при чересстрочной развертке видео, полученного со стандартных видеокамер.

Кроме того, видео в DV-формате записывается на пленку с постоянным потоком, или так называемым битрейтом (CBR), а MPEG-видео, подготовленное для записи на DVD-диск, может использовать изменяемый поток (VBR), что позволяет упаковать сложный материал более расточительно, а менее детальный — более экономично. Таким образом, после ввода видео DV-формата в компьютер вам надо будет выбрать такой кодек, где поток может варьироваться, причем такое кодирование займет весьма продолжительное время (MPEG-2, который используется в DVD, в этом смысле асимметричен, то есть для записи информации требуется гораздо больше времени и ресурсов, чем для ее воспроизведения). Однако следует отметить, что программным кодеком можно закодировать поток со средним значением 4,5 Мбит/с, который хорошо размещается на DVD-диске, но его реальное значение может варьироваться от 2 до 9,8 Мбит/с, так что даже самые сложные сцены при этом будут выглядеть достойно, а в описываемых DVD-камерах, несмотря на применение VBR, изменение потока невелико (видимо, сказываются недостаток времени для работы встроенного кодека и небольшие размеры промежуточного буфера). Однако для того, чтобы изображение на DVD-диске выглядело так же хорошо, как голливудские DVD-фильмы, исходное видео должно быть идеальным, а компрессию должны производить профессионалы, поэтому вряд ли вам удастся добиться ощутимой разницы при самостоятельном кодировании DV-формата в MPEG.

Камеры DCR-DVD101E и DCR-DVD201E активно используют VBR-компрессию, то есть записывают изображение с переменной скоростью (хотя ее реальные изменения не столь значительны). Имеется три типа установок, различающихся по степени сжатия изображения (и соответственно по качеству картинки):

• HQ (High Quality) с потоком примерно 9 Мбит/с. Время записи на стандартный 8-сантиметровый (3") односторонний DVD-RW/DVD-R-диск емкостью 1,4 Гбайт составляет приблизительно 20 минут;

• SP (Standard) с потоком примерно 6 Мбит/с. Время записи на диск составляет около 30 минут;

• LP (Long Play) с потоком примерно 3 Мбит/с. Соответственно время записи на диск составляет около часа.

В режиме записи высшего качества (с наименьшим сжатием) поток изменяется от 8,5 до 9,5 Мбит/с (рис. 2). Видео, полученное с использованием этого режима, по качеству вполне сравнимо со съемками DV-камерами, принадлежащими к низшему ценовому диапазону (до 500 долл.), если, конечно, учесть неизбежные потери качества DV после MPEG-компрессии.

 

Рис. 2

Рис. 2

Движения передаются плавно, с минимумом артефактов MPEG-компрессии на границах цветов. Таким образом, полученный после съемок в HQ DVD-диск демонстрирует вполне приличное качество и может конкурировать с дисками, записанными с источников другого типа.

А вот видео, отснятое в режиме LP, уже демонстрирует характерную для MPEG блочную структуру и, пожалуй, не сможет конкурировать даже с более-менее приличными камерами старых аналоговых форматов (VHS, Video-8 и т.д.). Особенно заметны артефакты на видеоматериале со сложной текстурой (стены, сигаретный дым и др.).

Необходимо отметить, что на качество записи в MPEG больше всего влияет освещение, минимальный порог которого для DCR-DVD101E и DCR-DVD201E составляет 7 люкс, что соответствует слегка затемненному помещению (0 люкс для режима Super NightShot Plus — это, скорее, маркетинговый ход Sony, и такие съемки можно производить исключительно в целях, далеких от бытового видео). Конечно, камера снимает и в более темной обстановке, но чем темнее, тем больше изображение рассыпается на «квадратики». Поэтому лучше приобрести дополнительный источник света, который укрепляется на специальной интеллектуальной площадке для аксессуаров наверху камеры и управляется автоматически. При нормальном освещении качество записи DVD-камерой вполне приличное, хотя и не дотягивает до DV. Использование высококачественного режима квантования при оцифровке (14bit DXP), а также фирменной технологии Advanced HAD позволяет достаточно точно передавать цвета и убирать шум в затененных местах (таблица на рис. 3 демонстрирует довольно однородное заполнение серого и различимость близких тонов — компания Sony заявляет о фиксации 113 тыс. цветовых оттенков в подобных камерах). Однако не будем забывать, что примерно в том же ценовом диапазоне (700-900 долл.) находятся уже трехматричные DV-камеры, у которых качество передачи цветов принципиально выше.

 

Рис. 3

Рис. 3

Что касается разрешающей способности камер Sony DCR-DVD101E и DCR-DVD201E, то она находится на уровне DV-формата, и на испытательной таблице (рис. 4) нам удалось получить более 400 телевизионных линий как по вертикали, так и по горизонтали, что, конечно же, недостижимо на старых видеокамерах аналоговых форматов.

 

Рис. 4

Рис. 4

В начало В начало

Достоинства

Принципиальным достоинством DVD-камер является возможность получить готовый к просмотру DVD-диск практически сразу же после съемки (необходимо только его «финализировать», нажав кнопку Finalize на камере). После этого диски могут воспроизводиться на любом DVD-плеере (как компьютерном, так и бытовом), причем к вашим услугам — удобное меню с простой навигацией по фрагментам (рис. 5). Очень ценная возможность — оперативно просмотреть и при необходимости сразу же растиражировать видеоматериал непосредственно после события, на котором велась съемка, не правда ли?

 

Рис. 5

Рис. 5

Представьте себе юбилей или свадьбу, где каждый из гостей может получить на память DVD-диск со съемками события, не допив последней рюмки. Из более серьезных применений можно предложить фиксацию научного семинара, презентации или рабочей встречи, где все участники смогут получить запись выступлений сразу по окончании и еще раз просмотреть непонятные места или поделиться материалом с коллегами. В этом смысле вспоминается старый аналоговый формат VHS/VHS-C, главным преимуществом которого как раз и была возможность проигрывания записанных кассет на стандартном видеомагнитофоне без утомительного переписывания, и, если помните, многие выбирали именно этот формат, несмотря на то, что качество видео, снятого на камеры других форматов, было значительно выше.

Более того, отснятый материал легко редактируется прямо в камере (правда, для этого необходимо выбрать формат DVD-VR, который пишется только на диски DVD-RW). Это возможно благодаря прямому доступу к любому фрагменту видеоматериала (вместо того чтобы перематывать запись вперед или назад в поисках нужного эпизода, как на DV-камерах, можно просто выбрать нужный эпизод из меню по первому кадру). Такой функции вам не предложит ни одна камера, записывающая в других видеостандартах!

Важно и то, что при работе с этими видеокамерами невозможно затереть уже отснятый материал по ошибке, так как запись автоматически производится только на свободную часть диска.

DVD-камеры обладают большим набором средств монтажа: сцены можно разделять или совмещать, сортировать или удалять, а также накладывать различные эффекты наплыва или вытеснения, проявления или растворения изображения. После этого материал можно просмотреть на ЖК-дисплее камеры или воспроизвести на DVD-плеере (правда, далеко не все плееры понимают этот монтажный формат VR).

При отсутствии устройства для чтения камеру можно подключить к USB-порту компьютера, переписать содержимое на жесткий диск и уже на компьютере смонтировать и/или размножить материал.

Не стоит, кстати, забывать и о том, что все существующее на данный момент программное обеспечение по монтажу MPEG-2-файлов работает с приемлемой скоростью только на достаточно мощных компьютерах, так что возможность монтажа на камере может оказаться совсем нелишней.

Таким образом, используя эти камеры, вы получаете удобный и практически вечный носитель для ваших видеозаписей (качество видео у DVD-фильмов не ухудшается в зависимости от того, сколько раз вы их просмотрите или скопируете) с возможностью легкого доступа к их редактированию и монтажу.

В начало В начало

Недостатки

Все отмеченные нами недостатки описываемых камер можно условно разделить на две категории: недостатки формата и недостатки реализации.

К недостаткам формата можно отнести следующие:

• цифровые артефакты MPEG-формата;

• неудобство работы с DVD-диском в полевых условиях (например, в спешке можно криво установить его в привод);

• несовместимость DVD-приводов не только по файловому формату VR (его не понимают даже многие программные DVD-плееры на компьютере), но и по обычному формату записи DVD-R, который может на одних устройствах читаться, а на других — нет (эта неприятность характерна для всех записываемых DVD-дисков, а в ситуации с маленькими 8-сантиметровыми дисками она только усугубляется);

• высокая стоимость 3” (8-сантиметровых) записываемых дисков. Так, например, обычные записываемые 5” DVD-диски продаются у нас по цене от 0,8 до 1,5 долл. за DVD-R и от 1,3 до 3 долл. за DVD-RW, тогда как маленькие записываемые 3” DVD-R можно найти только по цене от 5 до 10 долл., а 3” DVD-RW вообще стоят запредельно дорого — от 15 до 25 долл.

К недостаткам реализации DVD-записи в описываемых камерах относятся следующие:

• небольшое изменение потока при записи с VBR, обусловливающее невысокое качество при большой затрате дискового пространства и соответственно малое время записи на один диск;

• недостаточно хорошая передача цвета;

• длительное время инициализации при смене диска (до 30 с);

• высокая стоимость самих DVD-камер по сравнению с аналогами DV-формата (DCR-DVD101E стоит в среднем около 750 долл., а DCR-DVD201E — свыше 850 долл.).

В начало В начало

Выводы

DVD-камеры появились сравнительно недавно и наряду с серьезными преимуществами имеют также определенные недостатки. Но несмотря на то, что рассмотренные нами DVD-камеры показались нам несколько «сыроватыми», преимущество записи DVD-видео несомненно, особенно для тех, кто не хочет обременять себя компьютерным монтажом, кодированием видео в MPEG-формат, а также самостоятельной подготовкой и записью DVD-диска.

Согласитесь, тандем DVD-камера/DVD-плеер с обменом дисками гораздо предпочтительнее, скажем, подключения камеры к телевизору или утомительной перезаписи на VHS-кассеты, тем более что качество цифрового DVD-фильма в любом случае значительно выше аналоговых записей на этих кассетах, причем производители постоянно работают над его улучшением. Записал диск, вынул его из камеры, вставил в проигрыватель — и можно снова погрузиться в приятную сердцу атмосферу путешествия или праздника. Ради этого удовольствия можно даже потерпеть некоторые неудобства и пренебречь определенным ухудшением качества по сравнению с ленточными цифровыми форматами.

КомпьютерПресс 8'2004