Об авторизованном обучении, «бумажных» специалистах и тех, кто добился успеха

Олег Литвин

«Совковый» синдром

О «бумажных» CNE и «супербумажных» MCP

О тех, кто добился успеха

 

Система фирменного авторизованного обучения является дополнительной, но очень важной составляющей образования в области сложных компьютерных технологий. К сожалению, в условиях продолжающегося кризиса в нашей стране наблюдается распад классической схемы, определяющей данную систему: «авторизованные курсы + тесты = квалификационный сертификат». Опыт учебного центра «Микроинформ» и работающего на его базе центра тестирования VUE показывает, что в настоящий момент лишь 20% специалистов, приходящих к нам, придерживаются данной схемы, то есть лишь один из пяти специалистов проходит курсы и сдает тесты для получения квалификационного сертификата.

Среди оставшихся 80% можно выделить две противоположные по духу категории — учащихся и сдающих тесты (см. рисунок).

«Совковый» синдром

Первая категория представлена специалистами от корпоративных структур, чаще всего федеральных (территориальных отделений Центробанка, МВД, ФСБ, администраций разного уровня), которые приходят на обучение в целевом порядке. Убедить этих специалистов в том, насколько важно лично для них сдать хотя бы один тест для получения квалификационного сертификата первого уровня — администратора Novell (CNА) или специалиста Microsoft (MCP), — невозможно. Причины тому самые банальные: специалистам из регионов непросто еще раз приехать в Москву для сдачи теста, а специалистам среднего поколения, которые преобладают в госструктурах, затраты в 15-30 долл. из семейного бюджета представляются абсолютно неприемлемыми. Срабатывает советский синдром: если обучение — то бесплатно.

в начало

в начало

О «бумажных» CNE и «супербумажных» MCP

Вторую категорию представляют те, кто, минуя курсы, приходит на тесты, самостоятельно готовясь по многочисленной технической литературе и используя информацию по тестам, выловленную из Интернета. У них одна цель — запастись сертификатом на случай подачи резюме в кадровое агентство или выезда за рубеж.

Лет шесть назад в западной прессе прошла активная дискуссия по поводу появления так называемых бумажных CNE (сертифицированных инженеров Novell). К такой категории относили тех, кто, не имея опыта практической работы, проходил авторизованные курсы, сдавал соответствующие тесты и в конечном итоге за несколько месяцев получал квалификацию CNE. Лично я относился и отношусь к таким специалистам с большим уважением, ведь зачастую только обучение позволяет разорвать порочный круг: без опыта не устроишься на работу, а не работая, как получить опыт? Да, человек не имел опыта, но в результате обучения в классе он получил систематизированные знания в области сложных сетевых технологий и определенный лабораторный опыт по установке, конфигурированию и эксплуатации системы. Далее он эти знания закрепил при подготовке к тесту. Несложно понять, что, придя на место администратора, «бумажный» CNE очень быстро, буквально за несколько недель сумеет подняться на очень приличный уровень практической работы. И учебные фирменные материалы действительно станут для него настольной книгой. Novell по-прежнему очень деликатно относится к подготовке и сертификации специалистов, предоставляя авторизованным учебным центрам некоторые эксклюзивные возможности, а именно:

- вопросы, представленные в тестах, в среднем на 90% рассматриваются в авторизованных курсах;

- Novell Press издает не очень много технической литературы, и она никогда не претендует на подмену фирменных учебников.

В 1993 году корпорация Microsoft, выходя на рынок сетевых технологий с операционной системой Windows NT, понимала, что массовое внедрение столь сложного продукта невозможно без подготовки армии квалифицированных специалистов. В основу системы фирменного обучения Microsoft была положена система, существовавшая в Novell. Однако, имея в виду «бумажных» CNE, Microsoft изначально решила усилить тесты, одновременно снизив уровень корреляции между тестами и курсами до 60-70%. Это значит, что примерно треть тестовых вопросов не рассматривалась в курсах и, чтобы ответить на них, специалист должен был столкнуться с их решением на практике. Поэтому в первые пять лет существования программы сертификации Microsoft сдать требуемые тесты было очень непросто, так что квалификация MCP, а тем более MCSE, была престижной и весомой. Примерно год назад ситуация резко изменилась:

  • с одобрения Microsoft (гласного и негласного) появились серии учебников для самостоятельной подготовки, а также специальные сборники по подготовке к тестам. Кроме того, в Интернете накопилось достаточно информации о тестах от тех, кто делился своими впечатлениями «по свежим следам»;
  • в связи с переходом от формальных тестов (в среднем 55 вопросов на 1,5 часа) к условно-адаптивным (25-30 вопросов на 1 час) была снижена планка сдачи тестов с 70 до 60% правильных ответов.

Эти два обстоятельства существенно упростили процесс подготовки и сдачи тестов и предопределили появление целой армии «супербумажных» MCP. Теперь любой старшеклассник с нормальной памятью может за месяц зазубрить ответы на вопросы и с первой попытки сдать тест на степень MCP!

Совершенно ясно, что ни о какой системе здесь речи нет и реальные знания такого «специалиста» с сертификатом MCP близки к нулю. Естественно, появление таких специалистов приводит к резкой дискредитации фирменного сертификата, что, в свою очередь, сказывается и на отношении к авторизованному обучению в целом.

Я утверждаю:

1. Получить систему знаний (а не просто сертификат) по сложным сетевым технологиям без предварительного практического опыта могут лишь единицы, человеку со средними способностями это не под силу. Альтернативой классному (этот термин подразумевает обучение в классе под руководством инструктора) обучению могут быть лишь некоторые формы дистанционного обучения.

2. Если «бумажный» CNE имеет достаточно весомые шансы стать настоящим специалистом, то «супербумажный» MCP как профессионал не имеет будущего.

И я настоятельно рекомендую тем, кто принимает на работу специалистов, потрясающих сертификатами MCP или CNA, спрашивать у них еще и сертификат об окончании авторизованного курса. Это является гарантией того, что данный специалист не относится к категории «супербумажного».

в начало

в начало

О тех, кто добился успеха

С.П. Молодой человек. Учился в провинциальном физкультурном институте, в юности увлекся компьютерами. Три года назад на одной из компьютерных выставок ознакомился с системой авторизованного обучения на стенде «Микроинформа». Поверил в то, что, пройдя обучение у нас, сможет стать профессиональным компьютерным специалистом. Буквально все накопления мамы и собственные доходы были брошены на авторизованные курсы. Последовательно в течение года прошел все базовые курсы Novell и сдал тесты на степень CNE (в этот период подрабатывал грузчиком). На следующий год прошел курсы по Windows NT Server (в это время уже работал в небольшой фирме приходящим администратором), далее SQL Server. На наших Интернет-разработках показал себя талантливым программистом. Поступил в аспирантуру на кафедру ВТ, ближайшее внедрение — Интернет-магазин, работает в страховой компании, поддерживает сеть на 40 ПК с тремя серверами. Сейчас ему 23 года, но это уже сформировавшийся специалист с серьезным багажом знаний.

Я.А. Познакомились 5 лет назад. Будучи переводчиком в нефтяной компании, в свои 30 лет он решил резко сменить свою специальность и стать профессионалом в области сетевых технологий. Вложил серьезную семейную сумму в авторизованные курсы. Через 10 месяцев получил квалификацию CNE, около года работал в мелких фирмах приходящим администратором. Через кадровое агентство принял участие в конкурсе на должность сетевого администратора московского филиала одной из крупнейших консалтинговых компаний и выиграл его. По его стопам пошли два его приятеля. Будучи кандидатами технических наук, покинули академический институт, прошли авторизованное обучение, получили квалификационные сертификаты,  один — CNE, второй — MCSE, устроились в крупную иностранную компанию, но затем по собственному желанию вернулись в расширявшийся отдел института. Полтора года назад Я.А. уехал в США, по рекомендательному письму устроился на аналогичную работу в один из филиалов все той же консалтинговой компании.

Его друзья — на прежней работе, ведут крупную корпоративную сеть и чувствуют себя весьма уверенно.

Э.В. Симпатичная, стройная девушка. 2,5 года назад окончила институт по специальности «инженер-системотехник». В течение полугода не могла устроиться на работу по специальности. Я убедил ее пройти серию базовых курсов Novell и сдать тест на степень CNA. За два месяца выполнила данную программу, но без опыта на должность сетевого администратора устроиться не удавалось. В качестве стажера-менеджера ее приняли в наш учебный центр. Полученные технические знания и общая эрудиция позволили ей через год стать менеджером хорошего уровня. Тем не менее тяга к компьютерным технологиям не пропадала. В злополучный август 1998-го приняла участие в конкурсе в компанию, где набирали программистов для разработки и тестирования прикладных задач под Unix. К своему удивлению, среди нескольких десятков претендентов (преимущественно мужского пола) прошла все три этапа конкурса и оказалась среди тех, на ком фирма остановила свой выбор. Особое впечатление произвели ее сертификаты об окончании авторизованных курсов, а также результат тестирования на степень CNA (за которое были заплачены личные деньги).

C.Е. Работал ведущим инженером на крупном нефтеперерабатывающем комбинате. К 40 годам понял, что, будучи профессиональным компьютерщиком, не сможет обеспечить свою семью (жену и двоих детей) приличными жилищно-бытовыми условиями в родном городе. Решили с женой уезжать за рубеж. Исследование зарубежных сайтов показало, что при трудоустройстве наличие квалификационного сертификата уровня MCSE имеет колоссальное значение. Убедил руководство в необходимости направить его на две недели на обучение в Москву. В результате переписок по электронной почте выбрал «Микроинформ». Приехал в командировку от предприятия на две недели, но провел в «Микроинформе» пять недель: последние два курса, шесть тестов и проживание в гостинице оплачивал из своих отпускных за два года. Учился и самостоятельно работал с утра до вечера — сдал пять тестов из шести. Через три месяца вновь приехал в Москву, сдал шестой тест по SQL Server и получил квалификацию MCSE. Сейчас оформляет документы для выезда в Канаду. Продолжение следует...

У всех героев нашего рассказа ключевым моментом стало обучение на авторизованных курсах. Впрочем, у всех них было еще одно очень важное подспорье — поддержка со стороны близких. Ведь всякий раз их обучение, подготовка и сдача тестов требовали очень серьезных финансовых и временных затрат. С.П. все время и морально и финансово поддерживала его мать. У Э.В. родители обеспечивали обучение. Жена С.Е. занималась организационно-юридическими вопросами выезда. С одной стороны, система авторизованного обучения, с другой — поддержка близких, но самое главное — целеустремленность будущего специалиста. Если вы хотите познакомиться с нашими персонажами, позвоните или напишите автору этой статьи.

Прекрасные молодые люди обучаются у нас по программе «СтудеNT-99». Когда беседуешь с ними, видишь желание стать настоящими профессионалами, то понимаешь, что не зря мы трудимся на поприще авторизованного обучения.

КомпьютерПресс 9'1999


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует