Четыре вопроса обучения

Александр Сериков, Ольга Сабинина

 

У типичного специалиста по информационным технологиям время от времени возникает желание поучиться. Чаще всего оно довольно неопределенно и связано с генетической тягой подобных людей к новой информации. Давайте попробуем это желание немного локализовать. Пока не будем уточнять — какому продукту учиться. Поговорим просто об обучении IT-специалиста.

Вопрос первый: зачем?

Если вы хотите учиться как частное лицо для продвижения своей профессиональной карьеры (получения работы, повышения по служебной лестнице), то более мудрое решение трудно себе представить. Рынок информационных технологий и телекоммуникаций в России — один из наиболее динамично развивающихся и наиболее легко переживших кризис августа 1998 года. Мы можем констатировать, что количество вакансий на рынке труда для специалистов по информационным технологиям сегодня практически вышло на докризисный уровень.

Однако структура этих вакансий безусловно изменилась. Сегодня у работодателей, как правило, нет времени, средств и желания, чтобы «выращивать» молодого специалиста. Гораздо чаще, чем раньше работодателю нужен готовый специалист, уже имеющий достаточно знаний для выполнения данной работы. Таким образом, все большее значение приобретает наличие сертификатов, подтверждающих уровень знаний в конкретной технической области. Прошли те времена, когда работодатель был рад увидеть в резюме любые упоминания о дополнительном образовании.

Фирма оплачивает обучение своих специалистов чаще всего в трех случаях. Первый: перед отделом автоматизации ставят новую задачу и в бюджете появляется строка — обучение. Например, переход с NetWare на Windows NT. Специалистов фирмы учат администрированию Windows NT. Второй: в годичном бюджете отдела автоматизации заложены деньги на повышение квалификации сотрудников. Третий: инициатива об отправке сотрудника на курсы исходит от него самого и он добивается разового финансирования.

Вопрос второй: где?

Существует два принципиально разных класса учебных центров. Центры, авторизованные (сертифицированные) фирмой, по продуктам которой вы хотите пройти обучение, и учебные центры, такой авторизации не имеющие. Первые читают авторизованные курсы, вторые — неавторизованные.

Авторизованный подход к обучению считается самым популярным в мире (доля авторизованного обучения в Москве, по нашим оценкам, составляет 85 процентов). Его отличают следующие особенности:

  • Все методики, учебники, программное обеспечение, требования к учебным классам, преподавателям и т.д. разрабатывает фирма—производитель программного продукта (Microsoft, Novell, Oracle и т. д.).
  • Каждому учебному курсу присваивается международный номер (например, 922 Supporting Microsoft Windows NT 4.0 Core Technologies), и эти курсы читаются практически в неизменном виде во всем мире. Не важно, обратитесь вы за курсом Microsoft 922 в учебный центр, расположенный в Европе, Америке или России, — вам прочтут одно и то же. Отличия могут быть лишь в языке, на котором говорит преподаватель, языке, на котором написан учебник, и в цене, которую с вас попросят. Например, обучение курсу 922 в России стоит в 2-5 раз дешевле, чем в Европе и в 5-10 раз дешевле, чем в Америке.
  • Фирма, авторизовавшая учебный центр, контролирует его работу и лишает его авторизации в случае несоответствия фирменным требованиям.
  • Большинство фирм—разработчиков авторизованных курсов по своим программным продуктам вводит звания, которые можно получить, сдав некоторое количество экзаменов, например, Microsoft Certified Systems Engineer, Certified Novell Engineer. Авторизованные курсы готовят к сдаче этих экзаменов.

Менее популярный и более сложный для учебного центра подход — авторские курсы. Его особенность состоит в том, что сами учебные центры создают учебные курсы, пишут к ним учебные пособия и сами читают их.

Оба подхода имеют свои достоинства и недостатки. К достоинствам первого из них относится гарантированный уровень курса, так как учебный центр загнан в жесткие рамки и не может заметно менять методику (точнее, он может расширять программу курса, но не сужать ее). Вам гарантирован уровень преподавателя, учебного класса, пособий. После прохождения авторизованного курса вы с большой долей вероятности сдадите соответствующий экзамен.

С другой стороны, недостатки такого подхода вытекают из их массовости и идентичности. Авторизованные курсы призваны удовлетворить потребности в обучении универсальным навыкам (например, Windows NT) очень большое количество специалистов, чья квалификация и опыт работы с данным программным продуктом варьируется в очень широких пределах. Следовательно, на этих курсах готовят стандартных специалистов. А стандартный уровень «штамповки» не может быть слишком высоким. Творческое начало при таком обучении не приветствуется. Другими словами, вас научат «пяти шагам», с помощью которых решается та или иная проблема. И вы, выполнив пять шагов, ее решите. А потом придет ваш коллега и сообщит вам, что эта задача решается двумя совершенно другими шагами.

Кроме того, в авторизованных курсах всегда присутствует элемент необъективности, связанный с конкуренцией: фирма А на своих авторизованных курсах никогда не скажет, что некая задача лучше решается продуктом фирмы B, если фирмы A и B являются соперниками.

К недостаткам второго подхода относится полная неконтролируемость учебных курсов со стороны фирм—производителей программного обеспечения, но взамен потребителям предлагается услуга, уровень которой не стеснен какими-либо рамками. Следовательно, в неавторизованном учебном центре вы можете получить услугу как крайне низкого качества, так и услугу высочайшего уровня, которая максимально удовлетворяет вашим потребностям, то есть такое обучение максимально адаптировано к вашим проблемам. Порой лучшие учебные курсы читаются именно в неавторизованных учебных центрах. Очень часто эти курсы создают и читают специалисты с мировым именем.

Учиться на неавторизованном курсе и пытаться сдать сертификационные экзамены практически бесполезно. С другой стороны, сегодняшние работодатели идеальным считают разумное сочетание опыта работы по данной специальности и дополнительного образования. И, как правило, более чем настороженно относятся к кандидатам с минимальным опытом работы и наличием множества сертификатов. Часто кандидаты, затратившие много времени и денег на получение дополнительного образования, склонны в значительной степени переоценивать свои возможности, становясь «частью проблемы, а не частью ее решения».

Вопрос третий: как не ошибиться?

Допустим, вы решили пройти обучение в авторизованном учебном центре и получить звание MCSE — Microsoft Certified System Engineer (сертифицированный системный инженер Microsoft). Как выбрать центр? Учебных центров, сертифицированных фирмой Microsoft, в Москве насчитывается 14. Но мы можем рекомендовать всего семь, где вы получите услугу действительно высокого качества.

Следует ясно представлять себе, что в выборе центра вам не помогут ни Web-сайты учебных центров, ни телефон. По этим каналам вы никогда не получите нежелательные для учебного центра сведения. Следовательно, перед окончательным выбором необходимо лично посетить учебный центр и пообщаться с его сотрудниками. При визите в офис обратите внимание на отлаженность работы его клиентского отдела. Если прием и обслуживание слушателей (выдача необходимой информации, выписка счетов, составление договоров и т.д.) вызывает замешательство и беспорядок, если менеджеры не отвечают на большинство вопросов по памяти и без затруднений — уходите оттуда немедленно.

Обязательно поговорите с вашим будущим преподавателем (либо с его коллегой). Как правило, этот разговор поможет расставить все точки на i. Настойчиво поинтересуйтесь сертификатами ваших будущих наставников. Хороший признак, если преподаватель имеет несколько сертификаций (например, Microsoft и Novell). Обычно копии этих документов висят в клиентском отделе. Обратите внимание на интерьер и отделку помещений. Обязательно побывайте в учебных классах. Большой плюс репутации учебного центра — наличие в нем тестового центра Sylvan Prometric или VUE.

Выше мы говорили, что авторизованные учебные центры могут наращивать программу авторизованных курсов. Поинтересуйтесь этим. Если учебные курсы модифицируются в сторону увеличения материала, перерабатываются даже с потерей статуса авторизованного курса, то это может вызвать глубокое уважение и доверие к данному учебному центру. Значит, центр стремится максимально удовлетворить потребности клиента, поскольку квалификация его преподавателей позволяет это делать. В заключение обратите внимание на те гарантии качества услуг, которые предоставляет учебный центр. Например, имеете ли вы право повторно прослушать курс, обучение на котором вам не понравилось, у другого преподавателя бесплатно.

Кроме того, обратите внимания на номенклатуру курсов. Стоит ли ставить на учебный центр, в котором читают только начальные курсы?

Центров, предлагающих неавторизованное обучение, значительно больше, но действительно качественных среди них единицы. Это и понятно, так как каждый авторский курс уникален. Следовательно, задача выбора в этом случае сильно затруднена. Лучший совет, который можно дать в данном случае: обратитесь к профессионалам рынка обучения.

Вопрос четвертый: чему учиться?

Мы приведем статистику, которую получила консалтинговая фирма «Формула Карьеры». Было обработано 400 фирм. Начальникам отдела автоматизации был задан вопрос: потребность в обучении каким продуктам фирмы Microsoft испытывает ваш отдел? На иллюстрации изображены результаты опроса:

Интерес к неавторизованному обучению проявили 38% опрошенных.

Мы сознательно не остановились на ценовом факторе. Это требует отдельного исследования. Можно лишь указать на тот факт, что кризис августа 1998 года перемешал всю устоявшуюся картину на рынке IT-обучения. Вы можете за большую цену получить неважную услугу, а можете за небольшие деньги прекрасно подготовиться к экзаменам. И все-таки лучшие авторизованные учебные центры находятся в верхней трети ценового интервала, а из недорогих учебных центров клиент достаточно часто уходит довольным. Вот такое домино! И чтобы попытаться помочь вам не промахнуться при выборе, мы написали эту статью.

КомпьютерПресс 9'1999