Производство ПК в «русском Манчестере»

Репортаж с шуйского завода «Аквариус»

Владимир Богданов

Из Москвы в столицу

Завод внутри «периметра»

Производственный процесс

Что производят российские производители

  Технологические этапы сборочного процесса на заводе «Аквариус»

Из Москвы в столицу

Дождливым летним утром автобус мчал группу журналистов из центра Москвы в «настоящую Россию». В шести часах от Москвы по Горьковскому шоссе расположился небольшой древний городок Шуя. В летописях он упоминается с 1539 года и всегда славился своими ремесленниками. Его расцвет пришелся на XVIII век, когда Шуя превратилась в крупный текстильный центр — «русский Манчестер», в котором почти все мужское население было занято в ткацкой промышленности. Местные историки уверяют, что именно Шуя была столицей Древней Руси, а само слово «шуя» в большинстве языков (даже в китайском) созвучно со словом «суть» (самое главное). По другой «достоверной» версии, в Шуе родился и был похоронен вождь гуннов — знаменитый Аттила. Создается впечатление, что если местным историкам поставить задачу, то они приведут не одно документальное подтверждение того факта, что водяное чудище, ошибочно прозванное лохнесским, на самом деле впервые было замечено в местной речке Тезе.

Политика развития национальных окраин СССР не замедлила сказаться на Шуе и всех городах Золотого Кольца — везде появились признаки упадка. В 90-е Шуя вошла городом свободных рабочих рук, расположенным недалеко от основных транспортных магистралей (автомобильных, железнодорожных и даже авиационных). Местный радиоэлектронный завод стал жертвой отечественной элементной базы, а на его свободные площади обратили внимание инвесторы из российско-немецкого СП по производству компьютеров. Весной 1990 года инвесторы начали обустраивать один из цехов завода, а уже осенью с него была отгружена первая партия компьютеров. Таким образом, этой осенью заводу «Аквариус» исполняется 10 лет.

Обустраивать — это мягко сказано. Превратить отечественный завод в современное производство, сертифицированное по ISO 9002, — это нечто глобальное. Сегодня территория завода — это полметра насыпного грунта, клумбы, дорожки, окруженные охраняемым «периметром» (видеокамеры, проволока и даже собаки). Чем-то напоминает заводы Siemens в Падерборне. Сходство, конечно, не полное, но контраст с соседним производством, да и вообще с городской зоной — разителен.

В начало

В начало

Завод внутри «периметра»

Все сборочные заводы, прошедшие сертификацию, очень похожи изнутри. По интерьеру крайне трудно определить, на каком именно ты находишься: на американском, европейском или российском. Почти везде антистатическое покрытие, лотки с протестированными комплектующими, типовой конвейер. Завод «Аквариус» — это одноэтажный производственный корпус и административная пристройка. Производственный комплекс в целом имеет площадь 36 x 90 м2 (3240 м2) при высоте потолков 7,2 м2. Один лишь цех сборки электронных изделий занимает площадь 1080 м2. Второй по величине — склад комплектующих и оборудования площадью 860 м2. Самое маленькое условное «помещение» — зона приема комплектации и отгрузки продукции. «Казусы» с российской энергетикой заставили превратить завод в полностью автономный комплекс. После одного из отключений в Питер отправили КАМАЗ, и уже на второй день завод «Аквариус» перешел на собственный резервный дизель-генератор. Генератор, кстати, отечественный, и стоимость киловатта, вырабатываемого на солярке, всего лишь в 1,5 раза дороже киловатта, подаваемого извне.

В начало

В начало

Производственный процесс

После этапа предварительной подготовки, когда протестированные комплектующие в соответствии с заданием разложены по лоткам, приходит время конвейерной сборки. На заводе «Аквариус» установлен сборочный конвейер производства Matsushita. На съемных подносах посредством цепной передачи перемещаются системные блоки, в которые рабочие устанавливают комплектующие. Каждый отвечает только за одну примитивную операцию, однако действует принцип «проверь соседа»: проконтролируй завершение предыдущей операции. После предварительного тестирования собранные компьютеры отправляются в термокамеру на 24 часа. Там на стеллажах при температуре около 40°С работающий компьютер должен доказать свою стабильность. После термокамеры каждую машину ожидает финальное тестирование; подозрительные компьютеры снимают с конвейера и отправляют на технологическую экспертизу. По статистике, самые проблемные компоненты — это модули памяти и жесткие диски. Любопытно, что все операторы конвейера работают в антистатических браслетах. Конвейер находится под напряжением, поэтому дополнительное сопротивление — дань технике безопасности. Со стороны смотрится очень забавно: рабочие словно прикованы к горизонтальной штанге, протянутой над конвейером.

Каждый этап сборки фиксируется в сопроводительном талоне, в котором указываются также серийные номера компонентов и сведения об обнаруженных дефектах. Любая операция подтверждается личным штампом отвечающего за нее сборщика.

При упоминании слова «конвейер» в памяти всплывают книжные ассоциации с фордовскими заводами, потогонной системой, каторжными условиями труда. Конвейер «Аквариуса» такого впечатления не оставил. Для журналистов не стали устраивать показуху и имитировать бурную деятельность (даже фуры с отгруженным товаром отпустили еще до нашего приезда). Поэтому сборка проходила неспешно, конвейер двигался довольно медленно. Однако случаются и авралы. Леонид Гольденберг приводил примеры того, как директор завода чуть ли не ночевал в цехе на раскладушке, контролируя исполнение срочного заказа.

Немало внимания производители ПК Aquarius уделили внешнему оформлению поставляемой техники. Помимо качественной упаковки в фирменный картон и тщательной документированности, на все оборудование Aquarius промышленным способом нанесена фирменная маркировка, причем цветовая гамма корпусов не диссонирует с логотипом. Казалось бы, мелочь, а говорит многое об уровне производителя.

Потенциальная мощность завода «Аквариус» составляет 120 тыс. единиц техники в год. В настоящий момент в различных госструктурах, на предприятиях и в домах у пользователей работает около 350 тыс. компьютеров с маркой Aquarius.

В начало

В начало

Что производят российские производители

С 1993 года, когда «Аквариус» стал 100%-ной российской компанией (группой он стал позже), его руководству задают вопрос: «А почему вы называете себя российским производителем?» Дескать, все компоненты поступают из-за рубежа, оборудование импортное, а что же производится? Леонид Гольденберг, председатель совета директоров группы, формулирует ответ очень просто: производитель — это тот, кто отвечает за конечный продукт. Судите сами, кто отвечает за качество и работоспособность шуйского компьютера? ASUS, поставляющая платы? Intel, поставляющая процессоры? Кто? Правильно — «Аквариус». В мире нет ни одного успешного бренда, который производит весомую часть комплектующих для своих компьютеров. Есть один очень известный трехбуквенный бренд, который пытается вести полное самообеспечение, но такие попытки, в принципе, неэффективны. Для России, где отсутствует современная элементная база, функция производителя сводится к тому, чтобы разработать современную конфигурацию, потребовать качественных комплектующих от поставщиков, гарантировать качество сборки и тщательное предпродажное тестирование компьютера. Чем же Aquarius отличается от западного бренда первого эшелона (Compaq, Dell, Hewlett-Packard)? Более высокими ценами, которые он получает от поставщиков, и более низкими ценами на оптовую продукцию. Цены на комплектующие зависят от объема заказа — тут конкурировать с Compaq невозможно, и, скажем, процессор Celeron «Аквариусу» продадут долларов на восемь дороже. А поставщики почти у всех одинаковы. На шуйском заводе нам показывали поступившие системные платы ASUS с маркировкой Hewlett-Packard. Тайваньцы перепутали партии при отгрузке. Вот вам и ответ на все вопросы.

Кроме того, раз предприятие зарегистрировано и выпускает продукцию в России, его мощности расположены в России, зарплаты и налоги платятся в нашей же стране, то как его назвать, если не российским производителем? «Аквариус Дата», конечно, имеет не только моральное право называться российским производителем, но и юридическое. У компании есть лицензия Минэкономики на производство средств вычислительной техники (она есть лишь у нескольких фирм и получить ее очень непросто).

Для жителей Шуи работать на заводе «Аквариус» считается престижным. На заводе работает всего 120 человек. Обычный уровень зарплаты — 2-4 тысячи рублей. Это в несколько раз больше, чем средний уровень дохода горожан. Руководство «Аквариуса» не скрывает, что низкая стоимость рабочей силы и удаленность от московской «суеты» — важные факторы развития производства. Кстати, на Тайване компьютерные зоны тоже развивались на месте крупных текстильных центров.

По определению любое сборочное производство не относится к классу особо высокотехнологичных. Однако уровень входного и финального контроля, исследовательская работа при проектировании конфигураций, испытания в термокамере и повышенным напряжением не оставили особых сомнений в надежности техники, отгруженной с конвейера шуйского завода «Аквариус».

КомпьютерПресс 9'2000


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует