Девять жизней картриджа

Павел Раскин

Нужен ли насыщенный черный цвет?

«Матрица» не выдаст, «струйник» не съест

Заправка картриджей для струйных принтеров

  Мнение редактора о заправке картриджей

  Мнение Canon о кустарной заправке картриджей

  Мнение Hewlett-Packard о кустарной заправке картриджей

  Мнение Хerox о кустарной заправке картриджей

Нужен ли насыщенный черный цвет?

Бытует мнение, что принтер — это настоящий пылесос для денег. Ручеек центов катится в мусорную корзинку со скоростью выдачи в лоток распечатанного листа. Рачительный хозяин без труда сложит эти центы в полновесные доллары и придет в ужас, и будет от чего. На самом деле на рынке расходных материалов действуют те же законы, что и на рынке, скажем, автозапчастей. Цена фирменного «расходника» не идет ни в какое сравнение с его себестоимостью. Производители прекрасно отдают себе отчет в том, что, заплатив один раз за принтер, вы уже никуда не денетесь и будете вынуждены приобретать недешевые картриджи. Откажетесь — подпадете под экономические санкции (например, снятие с гарантии или обоснованный отказ в ремонте) или, по меньшей мере, под информационный прессинг. Конечно, на каждом буклете вы встречаете призыв приобретать только фирменные картриджи, ибо лишь они способны обеспечить яркие, живые и четкие цвета. Но всегда ли стоит платить 10-25% стоимости принтера за яркие цвета? Нужен ли нам насыщенный черный или достаточно просто черного или почти черного? На этот вопрос каждый пользователь, считающий свои деньги, должен ответить сам. Действительно, чернила в картриджах, восстановленных в фабричных условиях, чуть более блеклые, чем в оригинальных картриджах, но стоит это «удовольствие» порой в два раза дешевле.

Однако риск испортить, например, несъемную головку струйного принтера плохими чернилами действительно реален. Поэтому хорошенько подумайте и взвесьте все риски, прежде чем применять полученные знания по заправке картриджей на практике. Будьте предельно аккуратны и откажитесь от экспериментов по заправке, если ваш принтер оборудован несъемной головкой.

В данной статье вы найдете ряд советов и описаний способов дешевого восстановления картриджей собственными силами. Речь пойдет о картриджах для матричных и струйных принтеров — как самых распространенных в быту. На подходе — материал о заправке картриджей для лазерных принтеров.

В начало

В начало

«Матрица» не выдаст, «струйник» не съест

Матричные принтеры и по сей день остаются самыми дешевыми в обслуживании. Даже оригинальные двухдолларовые картриджи вполне по карману многим пользователям, к тому же ударные принтеры совсем нетребовательны к качеству бумаги. Эти немаловажные характеристики позволяют им годами держаться на рынке. Если уровень шума вас не пугает, а скорость и наличие цветной печати не критичны, то для дома «матрица» — самое подходящее. Однако и здесь расходы на печать можно сократить почти вдвое, даже при бесспорном ценовом лидерстве матричных принтеров.

Принцип формирования изображения в матричных моделях довольно прост и отчасти был унаследован от обычных печатных машинок: чернила переносятся на бумагу при ударах игл печатающей головки по красящей ленте, которая механически протягивается между головкой и бумагой. Обычно лента находится в пластиковом или металлическом картридже, предохраняющем ее от высыхания и дающем возможность легко заменить ленту.

Что делает рядовой пользователь, если лента пришла в негодность и больше не позволяет получать четкие контрастные отпечатки? Правильно, покупает новый картридж. Но при этом известно, что сам картридж в процессе работы практически не изнашивается и смог бы послужить намного дольше. Отсюда вывод — можно заменить не весь картридж, а только ленту.

А теперь немного посчитаем: новый картридж продается по цене от 2-4 долл., а ленту без картриджа можно купить по цене 40-70 центов за 10 метров (примерно столько умещается в картридже средней емкости). Сумма, которую можно сэкономить при восстановлении картриджа самостоятельно, не очень существенна, но и то хлеб.

Короче, приступаем к замене. Премудростей здесь немало, поэтому настраивайтесь на подробное изучение процесса. Современные матричные принтеры используют ленты двух типов — шириной 8 и 13 мм. Раньше можно было встретить и более широкую ленту. 8-миллиметровая лента используется в компактных картриджах, перемещающихся вместе с печатающей головкой. Ее длина обычно не превышает двух метров, она может показаться слишком короткой, но в картриджах этого типа устанавливается пористая подушечка с жидким красителем — с ее помощью лента постоянно получает дополнительную пропитку. Лента 13 мм используется в картриджах, имеющих более простое устройство и устанавливаемых за печатающей головкой. Здесь пропитка ленты происходит благодаря дополнительной ширине, которая намного превосходит ширину, используемую при печати.

Определитесь, какая лента установлена в вашем принтере, и можете отправляться за покупкой. Здесь два варианта. Первый состоит в приобретении уже соединенной в кольцо ленты в индивидуальной упаковке, что позволит сэкономить время при заправке. Второй вариант подразумевает покупку метражом. Конечно, придется повозиться, чтобы спаять ленту, зато замена обойдется в смешную сумму. Если в хозяйстве имеется не один матричный «трудяга» с большими объемами печати, то имеет смысл купить сразу целую бобину красящей ленты.

Чтобы соединить ленту в кольцо, понадобятся:

  • паяльник или другой аналогичный раскаленный предмет;
  • жаростойкая подложка (деревянный или металлический лист);
  • две тонкие металлические пластины (прекрасно подойдут заглушки от системного блока);
  • ножницы.

Пока паяльник разогревается, подрежьте концевые кромки ленты и определитесь, какое кольцо вам необходимо получить — обычное либо кольцо Мёбиуса. Последнее, если имеется соответствующий картридж, будет переворачиваться в процессе протяжки, так как гипотетически имеет лишь одну поверхность. Такой способ позволяет ленте изнашиваться в два раза медленнее, поскольку обе стороны работают поочередно. В широких картриджах чаще используют ленту Мёбиуса, а в компактные картриджи с узкой лентой заправляется обычное кольцо.

Для получения прочного и долговечного соединения шов необходимо сделать под углом ленты, а не поперек. С этой целью перед пайкой выполним несколько нехитрых манипуляций.

Для того чтобы получить кольцо Мёбиуса:

  • смыкаем концы ленты так, чтобы получить простое кольцо;
  • не переворачивая, устанавливаем их перпендикулярно друг другу;
  • накладываем их один на другой, совмещая края.

Для того чтобы получить обычное кольцо:

  • смыкаем концы ленты, чтобы получить простое кольцо;
  • поворачиваем концы перпендикулярно друг другу;
  • верхний переворачиваем на 180 градусов;
  • и опять же накладываем их один на другой, совмещая края.

Шов будет проходить по диагонали квадрата, который получается при наложении концов друг на друга. Чтобы все это представить себе наглядно и не перепачкаться, возьмите полоску бумаги и несколько раз повторите каждую операцию. После тренировки берите в руки ленту и приступайте. Выполнив описанные действия, прижмите ее металлическими пластинами и проведите несколько раз паяльником с таким расчетом, чтобы до пластин оставалось около миллиметра. Оставшийся край ленты оплавьте до получения ровного шва, но помните, что лента не должна обуглиться, иначе соединение получится хрупким. Будьте осторожны: металлические предметы очень быстро прогреваются!

Когда лента остынет, разверните соединение и для проверки на прочность энергично подергайте. Очень может быть, что шов разорвется, тогда все придется повторить заново, но не отчаивайтесь — у меня тоже с первого раза не получилось.

А теперь остается последний рывок (в переносном смысле). Необходимо заправить ленту в картридж. Сначала вскроем картридж. Если это покажется невозможным, подумайте, как в таком случае туда попала первая лента. Чаще всего приходится поддеть верхнюю крышку, для чего во многих картриджах предусмотрены пазы или защелки.

После открытия не торопитесь вынимать старую ленту, а внимательно посмотрите, как она уложена, где проходит, что огибает. Запомнили? Теперь смело ее вытаскиваем — и в урну. Далее очередь за новой. Сразу всю уложить не получится, даже и не пытайтесь. В картридж нужно вправить только небольшую часть ленты, которая сможет свободно расположиться от входа до выхода. Все остальные метры должны остаться снаружи. Если лента располагается в виде кольца Мёбиуса, то разместите перегиб (он должен находиться в месте пайки) между перегородками, которые не дадут ему замяться. Еще раз все проверьте, и можно закрывать крышку. Остается сделать так, чтобы лента собралась внутри картриджа. Для этого вращаем рукоятку подающей шестеренки по направлению, которое указано стрелкой на крышке картриджа. Если лента не движется, то попробуйте изменить направление вращения, иначе придется разобрать картридж снова и искать причину.

После того как лента полностью соберется внутри картриджа, еще раз прогоните ее для полной уверенности в том, что все в порядке, и можете установить картридж в принтер. (А можете еще раз подумать, поздравить себя с тем, что вы все-таки сделали это, положить заправленный картридж на стол и отправиться в магазин за оригинальным картриджем. — Прим. ред.)

В начало

В начало

Заправка картриджей для струйных принтеров

В струйных принтерах краска на бумагу попадает не за счет механического удара иглы по ленте, как в матричных принтерах, а за счет распыления чернил через микроскопические сопла термическим или пьезоэлектрическим способом. В итоге струйный принтер не визжит, как матричный, а с достоинством шуршит. И, конечно, печатает намного быстрее.

Обратите внимание, что струйный принтер начального уровня стоит в полтора раза дешевле матричного. Зато картриджи стоят в 5-8 раз дороже. Стоит также учитывать, что обычно ресурс черного картриджа струйного принтера не превышает 500 страниц текста (5%-ное заполнение), а цветного — около 50 страниц. В результате за год при средней нагрузке на расходные материалы приходится тратить больше, чем стоит сам принтер.

Один из способов сэкономить — это опять же заправка. Но сразу необходимо оговориться, что существует два типа конструкции струйных аппаратов. У одних принтеров емкость с краской и печатающий узел являются единым целым (например, картриджи HP DeskJet). Это очень надежная конструкция: меняя картридж, мы вместе с ним меняем и электронику, и сопла — словом, всю печатающую головку, оставляя лишь шасси принтера. Если заправка прошла неудачно или просто вы не довольны качеством, то достаточно купить оригинальный картридж, и тогда принтер становится как новый.

Другие струйные принтеры (такие как Epson Stylus) с момента изготовления и до конца срока службы работают с одной дорогой и сложной пьезоэлектрической печатающей головкой, а их картриджи представляют собой простой пластиковый контейнер с чернилами. В этом случае при заправке экономится не так уж много, но появляется реальный риск повредить головку дешевыми чернилами, а ремонт обойдется в кругленькую сумму. Так что с заправкой Epson лучше не экспериментировать.

А теперь вернемся к заправке. Для примера возьмем картриджи Hewlett-Packard. Среди них встречаются картриджи как с воздушным клапаном, в которых чернила удерживаются от произвольного вытекания атмосферным давлением, так и с пористым наполнителем (поролоном), которые не критичны к нарушению герметичности.

Первое, о чем нужно позаботиться, это чернила. Существует множество производителей: Print-Rite , HP ink, Fullmark, Raven, LG, Unicorn, StarJet, Polyram, BASF. Ничего плохого, но и ничего хорошего сказать о них не могу. Слышал несколько отзывов, что одни качественнее, чем другие, но, по моему личному мнению, все они абсолютно одинаковые. Каждый набор обычно комплектуется одним или двумя флаконами с краской и нехитрыми приспособлениями для заправки. Если заправлять приходится часто, то можно сэкономить дополнительно, приобретая емкость с чернилами побольше, вплоть до литра. Как известно, более крупная расфасовка стоит дешевле, да и за всякую мелочь платить не придется. Хотя подобная фасовка редко включается в прайс-листы, всегда можно договориться с менеджером или продавцом. Для экстремальных случаев отметим, что можно использовать и обычные чернила для перьевых ручек, но даже в этом случае нужно отдавать предпочтение более известным производителям. Естественно, за результаты такой заправки не поручится никто, так что этот способ годится лишь для самых безнадежных ситуаций.

Способов непосредственно заправки придумано много. Сначала опишу наиболее простой, применяемый для заправки картриджей с пористым наполнителем:

  • вскрываем картридж. Если мы имеем дело с HP, то необходимо отделить верхнюю декоративную крышку от емкости. В иной ситуации это может быть непросто, тогда сделаем отверстие (или отверстия, если картридж многоцветный) в стенке или крышке;
  • вливаем чернила, проколов поролон иглой. При первой заправке вполне достаточно просто добавить воды;
  • закрываем отверстия подручным материалом (скотчем, липкой лентой);
  • устанавливаем картридж и проверяем результат.

Заправка картриджа с воздушным клапаном будет несколько сложнее, а заправлять его можно тремя способами.

Для первого способа заправки нам понадобятся:

  • картридж, находящийся в принтере или в футляре (поставляется вместе с некоторыми моделями), вынимать его оттуда пока не стоит, чтобы он не засох;
  • чернила по объему картриджа (в тубе из комплекта или в заранее приобретенном шприце, если вы обзавелись литровым флаконом);
  • инструмент для создания отверстий диаметром 3-4 мм (сверло либо устройство из комплекта с чернилами);
  • скотч шириной 10-15 мм и длиной около 50 мм (если действовать экономно и без неудачных попыток);
  • салфетки или то, что хорошо впитывает влагу.

Найдите удобное место подальше от предметов, которые испачкать нежелательно, и, вооружившись всем вышеперечисленным, в последний момент можете вынимать картридж из принтера или футляра. Итак, начинаем действовать:

  • если картридж ранее не заправлялся, то переходим ко второму шагу, в противном случае внимательно посмотрим на сопла: наличие щербинок говорит о том, что картридж уже не новый и качественной печати от него ожидать не приходится;
  • заклеиваем скотчем воздухозаборное отверстие внизу картриджа, но с таким расчетом, чтобы позже его можно было легко освободить;
  • осмотрим картридж со стороны верхней крышки. Здесь у нас есть три варианта: а) если в углу имеется заправочное отверстие, то проталкиваем пробку внутрь с помощью заготовленного остроконечного предмета (не путать пробку с клапаном по центру!); б) если отверстия нет (что более вероятно), то сделаем его, вооружившись инструментом: либо с помощью специального устройства из комплекта (тогда удобнее пробить картридж в традиционном месте), либо с помощью обычного сверла или дрели (тогда неважно, где сверлить); в) если заправочное отверстие не предусмотрено и нет ничего подходящего под руками, воспользуемся запасным вариантом — клапаном для воздушных мешков. Шприцем клапан прокалывается насквозь, но при этом вливать чернила нужно очень осторожно и медленно;
  • через полученное отверстие вливаем чернила;
  • для создания разряжения, которое не даст произвольно вытекать краске, слегка сжимаем картридж за боковые стенки и, не отпуская их, герметично закрываем отверстие скотчем (по моему опыту — резиновые пробки из заправочных комплектов всегда давали течь). Можно не сдавливать картридж, но тогда придется после открытия всех отверстий перевернуть картридж и слегка надуть шприцем воздушные мешки. Далее, не вынимая шприц, переворачиваем картридж в рабочее положение;
  • теперь освобождаем воздухозаборное отверстие — начинают капать чернила, что почти неизбежно, но через несколько капель течь должна остановиться. Если же этого не произойдет, то проверьте герметичность и повторите предыдущую операцию;
  • устранив все подтеки и влажные места, устанавливаем картридж в принтер.

При втором способе заправки вам вообще не придется создавать каких-либо дополнительных отверстий. Вливания производятся через воздухозаборный канал, хотя появляется большой шанс залить все вокруг. Нам понадобится шприц без иглы и короткий отрезок толстостенной резиновой трубки, который надевается на конец шприца. Далее выполняем следующие действия:

  • переворачиваем картридж вверх соплами и плотно прикладываем шприц к отверстию, чтобы чернила могли течь только внутрь картриджа (именно для этого служат толстые стенки резиновой трубки);
  • с небольшим давлением и не торопясь вливаем чернила внутрь. При этом воздух из картриджа будет выходить через сопла;
  • пустым чистым шприцем нагнетаем через то же отверстие немного воздуха, чтобы очистить канал от чернил;
  • не переворачивая картридж, сжимаем его за боковые стенки (или шприцем надуваем мешки) для создания разряжения, которое не даст чернилам вытекать;
  • переворачиваем картридж в рабочее положение и отпускаем стенки (или отнимаем шприц от клапана мешков).

Третий вариант заправки использует заправочные станции — более дорогие и более продвинутые комплекты. При работе с ними необходимо придерживаться прилагаемых к ним инструкций. В такой ситуации удобств, конечно, несравненно больше. В заключение скажу, что необходимо внимательно следить за заправленными картриджами. Иначе любая течь действительно может принести много вреда.

КомпьютерПресс 9'2000