oldi

OSG Webshop v 2.0

В данном обзоре мы ознакомимся с одной из отечественных программных разработок — OSG WebShop v 2.0, предназначенной для создания Интернет-магазинов. Рассмотрим, каковы возможности, предоставляемые этим продуктом, в чем заключаются его технические особенности и для кого предназначено это решение.

Рынок электронного бизнеса активно развивается, и это вполне закономерно, ведь при разумном подходе к организации электронной торговли вашими покупателями могут стать миллионы пользователей Всемирной паутины. При этом вы предоставляете своим клиентам более высокий уровень комфорта, нежели обычный магазин. Интернет-магазин позволяет не только организовать торговлю в Мировой сети, но и получить имя, по которому вас будут знать и искать. Ваше личное www.имя.ru будет вашим брендом: этот Интернет-адрес не меняется при переезде, перерегистрации, смене владельца компании — он может исчезнуть только вместе с бизнесом. Чем не бренд, в который не жалко вложить денег? Денежные и временные затраты на организацию и эксплуатацию Интернет-магазина существенно ниже, чем на создание и содержание офлайновой торговой структуры.

Сейчас рынок программного обеспечения предлагает достаточный выбор средств для создания электронных магазинов — от самых примитивных приложений, в которых используется код на скриптовых языках, до дорогостоящих серверных продуктов со встроенными системами управления предприятием. Естественно, имеются и продукты, занимающие промежуточное положение между первыми и вторыми, и OSG WebShop v 2.0, разработанный компанией Online System Group, относится именно к этому классу.

Выбор оптимального по цене и качеству решения — задача не из легких. Именно поэтому многие разработчики (в том числе и Online System Group), чтобы облегчить эту задачу, предлагают заказчику демо-версии своих продуктов или предоставляют продукт в бесплатное пользование на ограниченное время.

OSG WebShop v 2.0 выполнен по стандартной схеме «клиент-сервер» (рис. 1) и состоит из следующих программных модулей.

OSG WebShop Server — серверная часть программного комплекса (OSG WebShop Service и OSG WebShop Site), работает под управлением ОС Windows NT/2000 и представляет собой набор компонентов, обеспечивающих взаимодействие с базой данных (Microsoft SQL Server 7.0/2000), где хранятся все данные о товарах, клиентах и заказах.

OSG WebShop Service — осуществляет управление информационным обменом между серверной и клиентской частями (4). При этом происходят обновление каталога товаров и соответствующих справочников, установка текущего курса обмена валюты, прием новых и передача обработанных заказов, данных о покупателях и т.п.

OSG WebShop Site обеспечивает взаимодействие браузера посетителя с сервером Интернет-магазина (6). Компонент реализует просмотр каталога товаров на сайте, регистрацию посетителей, формирование корзины покупателя, оформление и последующий контроль заказов, авторизованный доступ к персональным разделам и сервисам для покупателя и многое другое. Все взаимодействия с базой данных скрыты в ISAPI-расширении, что практически исключает ошибочные или несанкционированные изменения в базе.

Клиентская часть программного комплекса OSG WebShop v 2.0 существует в двух вариантах — OSG Webshop Manager и OSG WebShop Link.

OSG WebShop Manager — Windows-приложение, с помощью которого управляется серверная часть магазина (1, 2) и происходит синхронизация локальной, в качестве которой выступает MS Access, и серверной баз данных. Программа по запросу администратора (1) выбирает необходимые данные и синхронизирует локальную (3) и серверную базы (4). Для этого используются TCP/IP-соединение и собственный протокол.

OSG WebShop Link — компонент выполнен в виде COM-объекта и предназначен для подключения к серверной части Интернет-магазина внешних программ, работающих под управлением Windows и взаимодействующих с COM-серверами, при этом все управление осуществляется непосредственно из этой программы. Например, в качестве внешних могут быть использованы учетные программы класса «1С».

Особенностью OSG WebShop v 2.0 является возможность управлять магазином с помощью обычного модемного соединения, что довольно привлекательно — ведь развернуть клиентскую часть (которая, кстати, умещается на одной дискете) можно на любом компьютере в любом месте: на складе, в обычном магазине и даже дома, была бы под рукой телефонная линия, а подготовка и обработка полученных от сервера данных происходит в offline режиме. Для управления Интернет-магазином используется WebShop Manager (рис. 2), который кроме всего позволяет импортировать данные из внешних источников. Таким источником может быть прайс-лист в формате Exel — тогда надо просто указать, какие исходные поля источника данных, в какие из полей таблицы со списком товаров WebShop Manager необходимо импортировать.

Преимуществом программы является и то, что с ней могут одновременно работать несколько менеджеров, причем процессы подготовки, изменения информации и обработки полученных заказов могут выполняться в многопользовательском режиме, но обновления на сервере производятся только менеджером со статусом администратора (см. рис. 1), что позволяет избежать накладок. Кроме того, если фирма имеет несколько филиалов, менеджер может выставлять счета клиентам от разных юридических лиц, и для каждого поступившего заказа администратор может назначить ответственного менеджера. В процессе выполнения заказа менеджер управляет не только состоянием заказа (обработан, отгружен, оплачен, доставлен), но и изменяет по мере необходимости позиции в заказе, корректирует цену, количество товаров по каждой позиции и т.п. Все изменения доступны покупателю на сайте, если он захочет проверить, как выполняется его заказ.

При организации каталога товаров есть возможность создания ссылок на уже существующие записи в других рубриках. Например, если запись о Windows 2000 Professional размещена в рубрике, содержащей сведения о продуктах компании Microsoft, то и в рубрике, содержащей сведения о настольных операционных системах, она может быть отражена простым назначением. В этом случае мы просто создаем ссылку на уже имеющуюся запись. Это позволяет при изменении характеристик товара отредактировать только одну запись, независимо от того, во скольких еще рубриках этот товар размещен. К каждой товарной позиции или рубрике можно прикрепить несколько изображений (jpg, gif или bmp) любых форматов и размеров, а также текстовые описания.

В любом бизнесе важна гибкая ценовая политика — OSG WebShop v 2.0 предлагает индивидуальный подход к покупателю. На каждый товар менеджер магазина может выставить несколько цен, ориентируя систему на скидки как по отдельным товарам или группам (по сумме или количеству товарных позиций заказа), так и по конкретным авторизированным покупателям (каждому из них менеджер присваивает определенную категорию, к которой будет «привязана» скидка).

Для компаний, использующих в качестве back-office продукты «1С» (а таких сейчас большинство), создана конфигурация «1С:WebShop», где с помощью компонента WebShop Link осуществляется управление Интернет-магазином непосредственно из «1С:Предприятие». Получая данные от back-office-системы, WebShop Link передает их серверной части по стандартному протоколу TCP/IP, а в обратную сторону идут сведения о покупателях и их заказах, которые обрабатываются программами «1С» (рис. 3). В таком варианте использование ASP (о чем смотри ниже) является оптимальным решением, хотя если у компании существует необходимая инфраструктура, то программный комплекс может быть установлен и на ее мощностях.

Привлекательность дизайна витрины магазина и удобство пользования Интернет-магазином со стороны покупателя — важные параметры, и здесь программный комплекс OSG WebShop v 2.0 предоставляет огромные возможности для творчества.

Стандартно комплекс поставляется с готовым шаблонным дизайном, в котором разработчики постарались предусмотреть все варианты расположения информации о товарах, размещения специальных предложений, информационных материалов (в виде таблиц, картинок, списков) и т.д. Но этот дизайн легко может быть изменен по вашему желанию. Используя набор специальных команд (тэгов), встраиваемых в HTML-код, возможно реализовать сложные Web-интерфейсы (рис. 4). Количество графических файлов, которые «присваиваются» какому-либо товару или рубрике (например, у каждой рубрики можно вывести свою иконку), не ограничено, что позволяет сделать каталог более наглядным. При необходимости для рубрики создается собственный шаблон вывода товаров, что позволяет любому ресурсу, созданному на базе OSG WebShop v 2.0, выглядеть оригинально. Специальные предложения, выводящиеся на HTML-странице, могут быть как постоянными (которые выводятся одинаково при любой открытой странице), так и зависимыми (появляющимися при открытии определенной рубрики), причем их количество не ограничено. Это дает возможность проводить различные маркетинговые акции, создавая блоки типа НОВИНКИ, ТОВАР ДНЯ, СКИДКИ и т.д.

Оригинальным образом оформляется и корзина. Работа с ней происходит в отдельном окне, что позволяет не отвлекаться после каждого выбора товара. В самой корзине легко изменить количество товаров, отказаться от какого-нибудь из них или зарезервировать заказ, если вы решили повременить и оформить его при следующем посещении. После оформления заказа по электронной почте вам и менеджеру магазина будет отправлено уведомление о сделанном заказе. Далее вы сможете самостоятельно отслеживать процесс текущего состояния вашего заказа до момента его получения, а при необходимости корректировать его или получать дополнительную информацию от менеджера, ведущего ваш заказ.

В Европе и США одним из самых распространенных видов услуг стала аренда приложений, например когда разработчики выступают в роли провайдеров сервисов приложений (ASP, Application Service Provider), предоставляя своим клиентам готовое решение с полноценным сервисным обслуживанием. В России такой сервис делает первые шаги, и здесь хотелось бы отметить привлекательность этого направления, в первую очередь для арендаторов — за счет снижения риска вхождения в электронный бизнес до величины арендной платы. Несложно посчитать, что на организацию Интернет-магазина собственными силами, то есть на персонал, технику, канал доступа, программное обеспечение, постановку задачи и т.п., потребуются значительные средства и время. Но, приобретая технику и технологию, владелец становится ее заложником, а при аренде он может отказаться от неудовлетворительного сервиса, оставляя за собой право выбора обоснованного решения. Учитывая, что средняя стоимость аренды составляет 50-150 долл. в месяц, выводы делайте самостоятельно.

Установка Интернет-магазина возможна и на площадях заказчика. Для этого помимо программного комплекса OSG WebShop v 2.0 потребуется приобретение Windows NT 4.0 Server или Windows 2000 Server и СУБД Microsoft SQL Server 7.0. Все остальное согласно договору будет предоставлено разработчиком — компанией Online System Group.

В заключение — несколько слов о том, когда и кому стоит применять этот продукт. Если вы планируете, что ваш магазин будет принимать несколько заказов в минуту, что у вас будут тысячи клиентов и что вам нужны встроенные системы поддержки принятия решений — скорее всего, вам требуется программное обеспечение другого класса. Но при более скромных (и в большинстве случаев — более реальных) запросах, а также в начальной стадии внедрения электронного бизнеса, когда требуется проверить и себя и рынок, вполне подойдет данный продукт. Подтверждение тому — более 30 Интернет-магазинов, действующих по данной технологии (правда, не все они работают на базе OSG WebShop v 2.0 — часть из них работает еще на первой версии).

Мы ничего не сказали о платежных системах и курьерских службах, которые неразрывно связаны с понятием «Интернет-магазин». На текущий момент существует большое количество платежных систем и все время появляются новые, а уж о курьерских службах говорить еще сложнее. На рынке в качестве курьеров представлены как известные компании с мировым именем, так и сотрудники небольших фирм, которые кроме функций торговли предоставляют и курьерские услуги. В этом случае в процессе выбора необходимо участие владельца: владелец разрабатывает бизнес-схему, а разработчики осуществляют внедрение согласованной модели — налицо партнерские отношения.

 

По вопросам обращайтесь по телефону: 737-3752, e-mail: info@mags.ru.

КомпьютерПресс 9'2001