Каталог-классификатор бизнес-софта

Александр Прохоров

Данный спецвыпуск посвящен офисным системам и офисному программному обеспечению. Между тем понятие «офисные программы» можно трактовать по-разному. В узком смысле под этим термином понимают набор desktop-решений для максимально широкой сферы офисной деятельности. Таким образом, в узком смысле офисные программы — это повсеместно используемые текстовые процессоры, табличные процессоры, средства презентаций и т.д. Стандартом в этом смысле является пакет MS Office, который занимает около 90% данного рынка в мире. Поэтому когда речь заходит о том, что именно включает в себя понятие «офисные программы», начинают перечислять набор составляющих, входящих в последний пакет Microsoft Office, сфера применения которого, надо отметить, постоянно расширяется за счет добавления все новых компонентов.

В более широком толковании понятие «офисные программы» может включать весьма широкий спектр программ для бизнеса. В такой постановке вопроса офисные программы выступают как аналог делового софта, или бизнес-софта (Business Soft). Понятие «бизнес-софт» охватывает программы для бухгалтерского учета, документооборота, автоматизации различных сфер бизнеса предприятий, разных по масштабам и формам собственности, и определяет очень широкий рынок, на котором работает огромное количество компаний.

Рынок бизнес-софта является национально ориентированным. Известно, что среди отечественных компаний-разработчиков наибольший процент занят именно в этой области. Отечественные компании успешно конкурируют с западными благодаря более оперативному учету изменений правил финансовой отчетности и правовых норм. В связи с этим подавляющее большинство российских компаний применяют именно отечественные программные продукты для автоматизации своей деятельности. В то же время процессы глобализации, выход российских предприятий на международные рынки, создание совместных предприятий, интеграция с западной экономикой способствуют внедрению западных систем автоматизации.

Сегодня на рынке имеется огромное количество решений как отечественных, так и зарубежных производителей. Для того чтобы составить общее представление о структуре этого рынка, желательно иметь наглядный классификатор бизнес-софта, определяющий основные сегменты данного рынка и ключевых игроков в каждой нише. К сожалению, создание подобного каталога сопряжено с целым рядом трудностей. Многие эксперты описывают структуру отдельных сегментов рынка бизнес-софта, однако найти классификатор, способный предоставить общий обзор этого рынка, весьма сложно. Для этого есть целый ряд объективных предпосылок. Во-первых, очень сложно определить, какое количество секторов рынка следует выделить: при максимальной детализации рынка пропадает наглядность, а при ограничении этого набора трудно определить специфику многих решений. Во-вторых, не совсем ясно, как позиционировать в этих рыночных нишах компании-участники, ведь многие фирмы специализируются сразу в нескольких секторах рынка. В-третьих, непросто в одной таблице расположить отечественные и западные решения. Несмотря на вышеописанные трудности, мы попытались создать свой классификатор бизнес-софта, включив в него как отечественные, так и зарубежные компании (см. таблицу).

При этом следует еще раз подчеркнуть, что данный классификатор вовсе не ставит своей целью представить все решения, которые существуют у приведенных в обзоре компаний, поскольку при таком подходе многие фирмы могли бы попасть во все ячейки этой таблицы и классификатор потерял бы всякий смысл.

Мы выделили около 30 наиболее успешных компаний, работающих на рынке бизнес-софта в России, и каждую записали только в тот сектор, где, на наш взгляд, эта компания имеет максимально конкурентоспособные решения. Данный классификатор составлен на основе широкого анализа материалов выставок программного обеспечения, конкурсов и исследований аналитических агентств: «Бизнес-программы, сервис», IDC, Gartner Group. Следует также подчеркнуть, что классификатор отражает не персональное мнение автора статьи, а коллективную точку зрения редколлегии КомпьютерПресс.

КомпьютерПресс 9'2002