Корпоративный тренинг

Александр Прохоров

Рост и развитие рынка информационных технологий привели к самым разнообразным изменениям в нашей жизни. В этой статье мы расскажем о том, что произошло в области подготовки, переподготовки, обучения и тренинга специалистов. Вариантов, как видите, много, и каждый выбирает и пропагандирует свой.

С того момента как крупные компании и организации, имеющие разветвленную структуру офисов и региональных отделений (то есть те, которые сейчас называются корпоративными клиентами), приобщились к использованию новейших достижений в области информатизации, перед ними встала проблема подготовки кадров.

Лет восемь-девять назад в Москве нужно было доказывать руководителям организаций и предприятий, что обучение специалистов в области информационных технологий необходимо в принципе. Тогда многие полагали, что достаточно посадить человека за компьютер, дать ему документацию на английском языке и он самостоятельно все освоит.

А лет пять-шесть назад развернулась дискуссия о необходимости авторизованного обучения. Поставщики обучения от производителя убеждали покупателей, что им необходимо не просто обучение, а авторизованное обучение.

Прошло еще два-три года, и в Москве доказывать это уже практически не требовалось. Хотя во многих регионах нашей страны вопросы возникают и по сей день, сегодня большинство клиентов понимают, насколько необходимо качественное обучение и какие возможности оно открывает.

Отношение заказчиков к стоимости обучения также претерпело серьезные изменения — от удивления, что за это вообще нужно платить, до осознания действительной стоимости качественной подготовки профессионального специалиста. Но даже осознание этого не всегда приводит к отказу от принципа финансирования обучения по остаточному принципу (сначала купим все, что можно, нужно и не нужно, а то, что останется, потратим на обучение специалистов).

В настоящее время дискуссии на эту тему разворачиваются вокруг того, считать ли средства, вложенные в подготовку специалиста, затратами или инвестициями, которые окупаются в достаточно короткие сроки. Но главное состоит в том, что заказчик наконец осознал, что известный постулат «Качественный товар не может стоить дешево» в равной мере относится и к услугам, в частности к услугам по обучению.

По данным исследования, проведенного IDC в США, в компаниях, финансирующих обучение персонала, отдел ИТ поддерживает в среднем на 25% больше локальных сетей и на 55% больше серверов, чем в компаниях, которые не проводят обучения. Кроме того, потери эффективности системы из-за ошибок персонала составляют 50% от их общего числа, из-за неоптимальной настройки — 20%, а оставшиеся 30% вызваны не зависящими от персонала причинами.

Подобные цифры служат вескими аргументами в пользу увеличения производительности труда на 20-25% вследствие использования в компании высококвалифицированного персонала. Возможность обслуживания на 55% серверов больше означает в таких условиях рост эффективности системы за счет снижения количества отказов, связанных с неправильной настройкой системы или с неверными действиями обслуживающего персонала. Инвестиции в обучение позволяют, не увеличивая штат ИТ-отдела, расширить ИТ-инфраструктуру на 25%.

Таким образом, за несколько лет изменилось (не без помощи поставщиков услуг, конечно) отношение корпоративного заказчика к проблеме подготовки кадров. Теперь заказчик обучения может четко сформулировать свои основные потребности в сфере обучения, а именно:

  • гарантии качества обучения;
  • обучение по комплексным программам;
  • получение быстрой и эффективной отдачи от вложений в информационные технологии;
  • адаптация учебных программ для нужд организации;
  • выгодные финансовые условия;
  • оперативная переподготовка персонала при изменении в информационной системе предприятия, то есть обучение персонала новым технологиям в кратчайшие сроки;
  • сокращение организационных затрат на обучение, поскольку корпоративное обучение предполагает, что учебный центр берет на себя максимум организационных проблем (формирование групп; составление расписания занятий; согласование с различными региональными отделениями заказчика; проживание слушателей; питание; обеспечение учебными пособиями и т.п.).

Речь здесь идет именно об основных потребностях заказчика, однако каждая из указанных позиций связана c целым рядом вспомогательных аспектов, без которых невозможно достижение главной цели.

А теперь подробнее остановимся на основных факторах, обеспечивающих качественное обучение. Одним из таких факторов, как уже было сказано, является авторизованный тренинг, то есть получение информации непосредственно от производителей. Авторизованные курсы — теоретический материал, практика и методика — разрабатываются компаниями-производителями. Оборудование и программное обеспечение производитель рекомендует именно для конкретных авторизованных курсов. Качество обучения контролируется вендором. В результате обучаемые приобретают глубокие знания и получают сертификат международного образца.

Следует сказать несколько слов о сертификатах, к которым в России относятся по-разному: одни считают их нужными и заслуживающими доверия, другие относятся к ним безо всякого уважения и даже с пренебрежением. Спорить тут бесполезно. Важно понять, что сертификат вендора, выдаваемый выпускникам авторизованного учебного центра, является свидетельством качества обучения, которое контролируется вендором и является единым для всех стран. Существуют и другие виды сертификатов, называемые аттестатами. Аттестат подтверждает уровень знаний, приобретенных слушателем в учебном центре. Для получения такого аттестата необходимо пройти сертификационное тестирование. Как правило, авторизованные учебные центры выдают оба вида сертификатов.

Вторым основным фактором является корпоративный спектр обучения. Коротко это можно сформулировать так: все необходимое — из одних рук. Здесь возникает вопрос, а что, собственно, считать самым необходимым? Основу информационной системы заказчика, как правило, составляют мощные серверы. Это предполагает наличие специалистов по администрированию операционной системы (UNIX, NT и т.д.), по техническому обслуживанию железа, по безопасности. Компания работает с базами данных, поэтому ей необходимы специалисты по администрированию СУБД (Oracle, Informix и т.д.), а также разработчики приложений. Организация работы сети требует специалистов по использованию и настройке сетевого оборудования (Cisco и пр.). Кроме того, любой компании требуются специалисты по обеспечению рабочих мест персонала (Microsoft, Lotus и пр.). К этому можно добавить специализированные направления для разработчиков, средства управления проектами и т.д., но тем не менее, как показывает практика, самые главные направления (они же наиболее востребованные корпоративными заказчиками) здесь названы.

Итак, вопрос с отношением к подготовке специалистов более-менее ясен: корпоративным заказчикам и всем прочим (которые не называются или не хотят называться корпоративными) обучение необходимо. Более того, они уже обзавелись специальными подразделениями, которые выясняют, какова потребность в обучении в компании, и планируют это обучение. Справедливости ради, правда, следует сказать, что кто-то планирует, а кто-то проводит обучение по факту возникновения потребности в обучении и переобучении специалистов, но и то хорошо. А вот чего пока не научились делать в России, так это оценивать эффективность средств, вложенных в обучение, прогнозировать тенденции изменения спроса на тех или иных специалистов и, как следствие, тенденции спроса на соответствующие направления и формы обучения. Поскольку этого нет «у нас», предлагаем посмотреть, что имеется «у них».

Анализ, проведенный западными аналитиками, показывает, что уровень дефицита квалифицированных специалистов в области информационных технологий в ближайшие годы будет оставаться высоким (рис. 1). Следовательно, будет возрастать спрос на авторизованное обучение.

Таким образом, поверхностный анализ текущей ситуации подвел нас к естественному выводу, который можно сформулировать в виде лозунга: «Корпоративному заказчику — корпоративный тренинг!» А где его найти? Здесь самое время перейти к проблемам.

Понятно, что за корпоративным тренингом необходимо идти в корпоративный учебный центр, который в состоянии предложить корпоративному клиенту следующее:

  • авторизованный тренинг;
  • широкий спектр обучения по корпоративным информационным технологиям;
  • высокий уровень качества обучения, контролируемый вендором (использование авторизованных методик и фирменных учебных материалов, услуги сертифицированных инструкторов);
  • законченный цикл подготовки специалиста (предварительное тестирование, программа обучения, тестирование Prometric, сертификация, консультационная поддержка после тренинга);
  • удобство для заказчика (место, время, объем обучения);
  • высокий уровень комфорта (комфортные аудитории, небольшие учебные группы, кофе в перерывах, горячие обеды и т.п.);
  • различные формы обучения (дневное — «классика», вечернее, выездное, дистанционное);
  • поддержка после обучения (консультации, удаленный доступ к стенду, эскалирование клиентских запросов вендору);
  • гибкая ценовая политика (система скидок, маркетинговые программы, специальные предложения);
  • гарантия возврата инвестиций.

Заказчику только остается сделать выбор. На первый взгляд предложений на рынке много, но если соотнести с каждым из них те критерии, которые были определены выше, то список значительно сократится.

Ситуация на текущий момент ясна. А чего нам ожидать в будущем? Делать прогнозы, как известно, дело неблагодарное, но все-таки?

Термин «дистанционное обучение» (ДО) появился достаточно давно, но в последнее время стал особенно популярным. Сейчас в брошюрах и на сайтах всех учебных центров (и многих вузов) вы обязательно найдете что-нибудь о дистанционном обучении. При этом даже поверхностное изучение данного вопроса показывает, что подавляющее большинство тех, кто предлагает его или интересуется им, понимают ДО по-разному — от распространения CD до видеоконференций, но это тема для отдельной дискуссии.

Хотелось бы пояснить, какой аспект ДО мы имеем в виду. Речь идет о дистанционном тренинге, который отличается от обучения тем, что он, как и «классический» тренинг, отвечает на вопрос «как?», а не «почему?» — главным образом, за счет большого количества практических и лабораторных работ.

Вернемся к вопросу дистанционного обучения. Оно интересно заказчику, так как предоставляет следующие возможности:

  • широкий охват обучением распределенной структуры организации, в том числе удаленных ее звеньев;
  • оперативность массового обучения персонала новым технологиям в кратчайшие сроки;
  • сокращение накладных расходов в обучении;
  • более низкая стоимость по сравнению с классическим тренингом;
  • гибкость планирования программы подготовки кадров вообще и конкретного специалиста в частности.

Наверное, это далеко не все из того, чего ожидает заказчик от использования систем дистанционного обучения в подготовке специалистов, но пока этим можно ограничиться.

Как в рамках корпоративного учебного центра организовать подготовку специалистов разного профиля по различным направлениям с использованием разных форм обучения? Оптимальное решение состоит в разумном, глубоко продуманном сочетании «классической» (ILT) и дистанционной (ELT) форм обучения. Отдельного изучения заслуживает вопрос, для каких конкретно курсов хорошо подходит дистанционная форма обучения, а какие лучше оставить в традиционном виде (рис. 2), то есть работать с инструктором. Примером учебного центра, который нашел ответы на эти вопросы и уже предлагает заказчикам варианты решения означенных проблем, является один из старейших отечественных авторизованных учебных центров — REDCENTER (http://www.redcenter.ru/).

Корпоративный тренинг — наиболее эффективная форма подготовки специалистов. Из всех видов инвестиций в повышение квалификации и обучение персонала тренинг является наиболее выгодным, поскольку обладает самым быстрым временем отдачи — одна-две недели. Повышение производительности и результативности труда персонала, а также улучшение морального состояния коллектива после тренинга будут вполне очевидны.

КомпьютерПресс 9'2002

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует