Мобильный телефон как игровая консоль

Краткий обзор концептуальных новинок Nokia N-Gage, TTPCom B’ngo и Samsung X400

Владимир Богданов

 

Довольно часто в метро или в автобусе можно наблюдать юных и не очень представителей «поколения Next», самозабвенно гоняющих шустрого прожорливого «червяка» или методично укладывающих фигуры классического тетриса на микроскопическом экране своего мобильного телефона. Подобные сцены невольно наводят на мысль, что телефонные функции сотовых трубок постепенно утрачивают свое исконное предназначение, уступая место мультимедийным и развлекательным приложениям.

Б лагодаря совершенствованию элементной базы, в первую очередь появлению достаточно мощных микропроцессоров с низким уровнем энергопотребления, а также полноцветных ЖК-дисплеев миниатюрного размера, производители сотовых телефонов могут реализовывать в своих аппаратах доселе невиданные функции. Например, японская компания NEC (http://www.nec.com/) снабдила один из своих мобильных телефонов телевизором, Nokia (http://www.nokia.com/) и TTPCom (http://www.ttpcom.com/) разработали игровые приставки класса Nintendo GameBoy, совмещенные с мобильным телефоном, а Samsung (http://www.samsung.com/) оптимизировала конструкцию сотового телефона, выполненного в корпусе-«раскладушке», для удобства поклонников Java-игр.

Одна из самых долгожданных новинок подобного рода — игровая сотовая консоль Nokia N-Gage — должна появиться на рынке в III квартале нынешнего года. Несмотря на все сложности, связанные с миниатюризацией такого «гибрида», компании удалось уместить устройство в достаточно компактный (14,3Ѕ70Ѕ2 см) и легкий (137 г) корпус (для сравнения — «раскладушка» Motorola V60i весит 102 г). В телефонном режиме Nokia N-Gage прикладывается к уху не передней панелью (как обычные мобильные телефоны), а торцом, поскольку микрофон и динамик размещены на боковой панели. Аппарат оснащен цветным ЖК-дисплеем с разрешением 176Ѕ208 пикселов, позволяющим отображать 4096 цветов, и, по отзывам тестеров, весьма схож с экраном смартфона Nokia 7650.

В Nokia N-Gage реализованы все коммуникационные и развлекательные возможности, какие только имеются в современных мобильных устройствах. Судите сами: работа в трех диапазонах (GSM 900/1800/1900), GPRS-модем, поддержка Java (J2ME), MMS, Bluetooth, FM-радио, MP3-плеер, WAP, e-mail-клиент, полифония, виброзвонок, органайзер, синхронизация с ПК — при всем желании очень трудно добавить к этому списку что-либо еще… Ну не требовать же цифровую камеру?

По заявлению разработчиков, емкости аккумулятора N-Gage хватает на 6 часов игр, 8 часов воспроизведения MP3, 20 часов прослушивания FM-радио или 4 часа работы в режиме голосовой связи. Для расширения возможностей игровой подсистемы Nokia оснастила N-Gage-разъемом для установки сменных карт флэш-памяти MMC/SD  — именно на этих носителях планируется выпускать коммерческие игры для игрового телефона. Причем игры весьма серьезные: процессор с тактовой частотой 104 МГц и операционная система Symbian OS позволяют комфортно запускать на этом аппарате не только тетрис, но и динамичные игры жанра 3D action, а также всевозможные симуляторы. А для удобства управления игровым процессом слева от экрана имеется 8-позиционный мини-джойстик. N-Gage позволяет запускать также Java-игры — для этих целей в аппарате имеется 4 Мбайт встроенной памяти. Пользователи, получившие возможность поиграть с тестовыми образцами N-Gage, дали самые восторженные отзывы о его игровых возможностях.

Примечательно, что в списке разработчиков игр на платформе Symbian OS для N-Gage фигурирует и небезызвестная компания Sega, имеющая огромный опыт производства игр для собственных игровых консолей. Кроме того, о поддержке Nokia заявили почти все крупные мировые производители игрового программного обеспечения, разрабатывающие игры для «больших» ПК. Ожидается, что цена N-Gage на европейском рынке составит порядка 300 евро, из чего можно предположить, что в России эта новинка будет стоить 450-500 долл.

Имя разработчика игрового телефона B’ngo («Бинго») — британской компании TTPCom  — мало известно широкому кругу владельцев сотовых телефонов. Хотя разработками этой компании в области специализированного ПО и дизайна пользуются многие россияне. Ведь именно TTPCom участвовала в создании дизайна и элементов программного обеспечения многих популярных телефонов марок LG, Panasonic, Siemens (включая линейку Xelibri), Sharp и др.

В отличие от уже практически готовой к коммерческому производству Nokia N-Gage, игровая сотовая консоль B’ngo существует лишь в виде демонстрационного прототипа, предлагаемого для коммерческого освоения сторонним производителям. Тщательно оптимизированная конструкция аппаратной части и программного обеспечения позволяет (по крайней мере теоретически) выпускать этот аппарат по цене менее 200 евро.

Несколько слов о телефонных функциях B’ngo. Аппарат работает в трех диапазонах (GSM 900/1800/1900) и соответствует стандарту GPRS Class 10. Полифонический синтезатор услаждает слух пользователя самыми изысканными мелодиями звонка. В соответствии с модными веяниями имеется беспроводной интерфейс Bluetooth.

B’ngo построен на базе RISC-процессора ARM7 и оснащен цветным ЖК-дисплеем с разрешением 176Ѕ220 пикселов, позволяющим отображать 65 тыс. оттенков. Графическая платформа базируется на WGE (фирменном «движке», разработанном самой TTPCom). Аппарат укомплектован шестью предустановленными играми, и наряду с этим уже более 100 игр для платформы WGE созданы сторонними разработчиками — Elite, Digital Bridges и ITE.

По словам разработчиков, в B’ngo предусмотрена встроенная цифровая камера (которой нет в Nokia N-Gage) и, кроме того, имеется слот для установки сменных карт памяти CompactFlash Type I (которые выгодно отличаются по удельной стоимости от MMC/SD).

Управляющая работой B’ngo операционная система позволяет запускать приложения, написанные на C++ и J2ME. Несмотря на вполне очевидные преимущества TTPCom B’ngo перед Nokia N-Gage, не стоит забывать, что в активе финской компании — реальный коммерческий продукт, а англичане пока подыскивают производителя для выпуска своих устройств, появление которых в продаже запланировано на конец нынешнего года. Не стоит также забывать, что Nokia пришлось решить огромное количество технических проблем перед запуском своего необычного аппарата в коммерческое производство, из-за чего первоначально установленный срок появления N-Gage в продаже неоднократно переносился. Так что, скорее всего, к моменту реального начала коммерческих поставок аппаратов на базе B’ngo им придется конкурировать уже не с Nokia N-Gage, а с его существенно модернизированными версиями.

Трехдиапазонная мобильная «раскладушка» Samsung X400 стоит особняком, поскольку, в отличие от рассмотренных выше моделей игровых телефонов, X400 — это в первую очередь сотовый телефон. Тем не менее корейские разработчики сумели найти такое сочетание дизайна и пользовательского интерфейса, которое обеспечило необходимый комфорт любителям поиграть на телефоне. Вообще, задатки игровой приставки можно обнаружить у многих моделей современных сотовых телефонов. Главное, чтобы были цветной дисплей, поддержка Java-игр и GPRS для загрузки игр из Сети. И еще памяти побольше — для Java-игр больше ничего и не требуется.

Нарекания у пользователей, увлекающихся играми, обычно вызывает конструкция кнопок сотового телефона, плохо приспособленных для управления игровым процессом: нет соответствующей разметки, да и форма клавиш далека от идеальной. Именно эти недочеты и устранили дизайнеры Samsung. На клавиатуре X400 несколько кнопок собраны в крестообразную группу, имитирующую четырехпозиционный джойстик. Расположенная в центре этого креста кнопка с цифрой 5 выполняет функцию курка-гашетки. Между кнопками практически нет зазоров, что позволило сделать их максимально крупными. В X400 имеются четыре предустановленные игры, а кроме того, в аппарат можно самостоятельно загрузить Java-игры.

В целом X400 мало отличается от других моделей Samsung V- и S-серий. Внешний монохромный экран, работающий в инверсном режиме, имеет разрешение 96Ѕ64 пикселов. Внутренний цветной ЖК-дисплей с разрешением 128Ѕ160 пикселов позволяет отображать 65 тыс. оттенков — вполне достаточно для игр. Помимо необычного дизайна клавиатуры еще одной особенностью Samsung X400 является наличие встроенного FM-тюнера. Подключив наушники, можно слушать программы радиостанций, причем, судя по отзывам пользователей, качество приема очень неплохое. Ориентировочная цена Samsung X400 на российском рынке составляет 400 долл. Адресован аппарат в первую очередь молодежной аудитории.

Что касается будущего игровых телефонов, то сейчас однозначный прогноз дать невозможно. Очень сложно предугадать, как отреагирует покупатель на очередной «гибрид», сколь популярной окажется новинка и как долго продержится соответствующая мода. Тем более что история знает немало примеров, когда, скажем, очень функциональный коммуникатор не оправдывал надежд из-за больших размеров и завышенной цены. Хочется лишь пожелать, чтобы судьба рассмотренных выше новинок сложилась как можно более удачно.

 

С автором статьи можно связаться по адресу: vladbog@altgrada.ru.

КомпьютерПресс 9'2003