Создай свой космос

Антон Орлов

Иногда, стремясь вырваться из череды бесконечных серых будней, мы мечтаем о необычайном — например побывать в космосе или параллельном мире... Можно поставить диск ансамбля «Space» или открыть повесть Перумова. Можно провести весь день за просмотром любимых фильмов про безбрежные космические дали... А можно самому создать картины далекого космоса — так, как себе представляешь. Специально для этого была разработана программа «Universe», которая представляет собой графический редактор, предназначенный для изображения заранее установленных объектов с изменяющимися свойствами, — в данном случае звездного неба, планет, галактик. Конечно, реальное земное небо со всеми его созвездиями с ее помощью не нарисуешь, (для этого лучше использовать программы-планетарии, например: StarCalc воронежского программиста А.Е.Завалишина (http://www.bankvoronezh.ru/HomePages/Zavalishin/main.htm), который можно найти на нашем CD-ROM, но «Universe» имеет совсем другое предназначение.

Взгляните на рис.1. Не правда ли, похоже на иллюстрацию к «Космической Одиссее» Артура Кларка? Именно такие картины позволяет рисовать графический редактор «Universe». Звезды, звездные скопления, планетарные и спиральные галактики, туманности, межзвездный газ, планеты различных типов могут быть изображены на полотне вашей воображаемой вселенной (рис.2).

Universe — это графический редактор, самостоятельно рисующий заранее установленные изображения. Пользователь должен лишь задать параметры этих изображений, а также расположить их на своей картине. «Universe» (рис. 3) прост и удобен, однако на освоение его возможностей вам все же придется затратить некоторое время.

Создаваемое вами изображение может быть произвольного размера, но если вы зададите очень большие размеры картинки, то она не поместится на экране и придется пользоваться полосами прокрутки. К сожалению, функция масштабирования в «Universe» отсутствует. Фон звездного неба по умолчанию черный, как, собственно, и должно быть, но по желанию нетрудно придать ему любой другой цвет.

При нажатии на панели инструментов, кнопки, дающей возможность изобразить какой-либо объект Universe (или при выборе названия этого объекта из меню Design), отображается окно предварительного просмотра этого объекта и задания его свойств, в котором можно изменить параметры отображения (для каждого объекта свои), а также посмотреть пример объекта с заданными параметрами.

Кнопка Default Properties, имеющаяся в каждом окне задания свойств, устанавливает наиболее красивые, по мнению разработчиков программы, свойства соответствующего объекта. Нажимая на нее, можно получить различные варианты оформления объекта согласно установкам по умолчанию.

При изменении какого-либо параметра в окне изменения свойств объектов в случае использования счетчиков (кнопок, вызывающих увеличение значения числа на определенную величину) изменения реализуются спустя примерно одну секунду, а в случае прямого изменения величины путем введения в поле ввода нужного числа (этот вариант также возможен) — осуществляется после щелчка мышью на другом поле ввода или на изображении объекта. Если приходится часто изменять сразу несколько параметров, то можно настроить «Universe» так, чтобы обновление изображения примера происходило только после щелчка мыши на нем. Это может быть необходимо при работе на компьютерах с недостаточной мощностью.

После каждого важного действия рекомендуется сохранять полученную картину — к сожалению, «откат» назад в «Universe» возможен лишь на один шаг, а в случае необходимости отменить большее количество шагов приходится загружать предварительно сохраненную картинку.

Звездное небо можно получить путем простого щелчка мыши при выбранной на панели инструментов кнопке Star Field — слева от стрелочки. Каждый щелчок заполняет все изображение случайно разбросанными точками белого (по умолчанию) цвета, но цвет звезд можно задать самому. Можно также задать плотность звезд, их среднюю яркость и процент особо ярких звезд — в пару-тройку раз ярче, чем остальные. Если кажется, что звезд маловато, можно увеличить параметр плотности звезд или просто щелкнуть на изображении столько раз, сколько надо — каждый раз оно будет пополняться звездами.

Когда идет построение выбранного объекта, в Status Bar программы (серая полоса внизу окна программы) показывается оставшееся до окончания построения время. Кнопкой Escape построение при необходимости всегда можно прервать.

Следующий объект, который можно создать в «Universe» — звездное скопление. Для этого нужно выбрать соответствующую кнопку под названием Cluster — на панели инструментов или в меню Design, а затем мышью указать место на изображении, где скопление звезд должно быть нарисовано.

Для рисования всех объектов Universe, кроме звездного неба, необходимо, нажав левую кнопку мыши, провести мышью по изображению. При этом за мышью будет оставаться увеличивающийся круг, в центре которого и будет построен желаемый объект. (Примерно так же рисуются автофигуры, например окружность в редакторе Microsoft Word.) Начальная и конечная точки движения мыши будут соответствовать противоположным сторонам круга — например, левой верхней и правой нижней. Достаточно немного потренироваться, чтобы позиционировать объекты быстро и без проблем. Центру будущего объекта соответствует пересечение горизонтальной и вертикальной осей круга.

Так называемая Nebula, следующий по порядку объект «Universe», — это туманность, состоящая из облаков двух цветов, расположенных одно внутри другого. Можно задать различные параметры туманности. Параметр Dropoff, название которого не очень понятно с первого раза, отражает «изрезанность» контура туманности, то есть своего рода «резкость ее границы». Если установить этот параметр равным нулю, то туманность превратится просто в цветной круг с четкой границей. Параметр Intensity отражает интенсивность окраски туманности. Если установить его значение очень большим, то туманность из разрозненных кусков превратится в равномерно окрашенный круг. Если при этом параметр Dropoff также высок (единица и более), то границы круга будут размыты и Nebula будет очень похожа на планетарную туманность, как ее обычно рисуют в учебниках по астрономии. Параметр Color Freq указывает, сколько раз должны повторяться в туманности цветные круги. Если увеличить данный параметр до больших значений — сорока например (повысив при этом и интенсивность окраски), то туманность будет состоять из сорока чередующихся цветных окружностей. Поскольку туманность в своем общем виде представляет собой овал, то параметр «Rotation» укажет, как этот овал должен располагаться относительно границ изображения. Ну, а параметры «InnerColor» и «OuterColor» указывают на цвета, из которых состоит туманность.

Рекомендуется перед началом использования «Universe» немного «поиграть» с параметрами разных объектов, изменяя их и задавая им крайние значения. Можно создать немало интересных эффектов. Скажем, Dropoff=0, Intensity=100, Color Freq=350 создаст весьма интересный узор, особенно если получше подобрать цвета. На туманность, правда, это уже не будет похоже...

Кнопка Star, как ясно из названия, создает звезду с короной. Ее цвет может быть любым. Параметр Dropoff определяет соотношение между размерами диска звезды и ее короны, а параметр Radius — размер самого диска. Можно сделать диск звезды прозрачным, и тогда сквозь него будет просвечивать то, что находится позади звезды.

Intestellar Gas — это межзвездный газ. Он может быть любого цвета и легкой дымкой покрывает то, что находится за ним. Очень хорош, чтобы придать звездам какого-либо участка звездного неба одинаковый цвет.

Vortex — спиральная галактика. Можно считать, что это Nebula, закрученная по спирали. По сравнению с параметрами объекта Nebula здесь добавлены еще два: Inner Radius — радиус затемнения в середине галактики, а точнее, его доля радиуса всей галактики, и Swirl Freq — степень закрученности. Чем больше последний параметр, тем больше закручена галактика вокруг своей оси. А в остальном — параметры аналогичны объекту Nebula.

Если при рисовании круга, в котором должна быть построена, например, туманность, двигать мышь неравномерно в вертикальном и горизонтальном направлениях (то есть нарисовать овал), то туманность тоже приобретет выраженную овальную форму — то есть будет стремиться соответствовать фигуре, нарисованной мышью. Помимо туманности подобное поведение характерно для таких объектов, как звезда, звездное скопление, галактика и межзвездный газ.

Lens Flare, или Вспышка — это звездочка с лучами. То есть попросту небольшой круг, с исходящими из него лучами света, постепенно угасающими в окружающем пространстве. Можно задать такие параметры, как соотношение размеров лучей и величины центральной окружности, интенсивность свечения центра этой звездочки, количество лучей и их интенсивность. Возможность задать цвет звездочки существует, но выбор невелик — лишь красный, зеленый, синий и их сочетания. Параметр Ring on указывает, должно ли звездочку окружать цветное кольцо.

Однако варьируя значения параметров объекта Lens Flare, можно получить весьма впечатляющие эффекты. Например, если установить Dropoff в 200, Intensity свечения центра звездочки — в 10, количество лучей (Number) — в 100, их «Intensity» — в 0,5, а также поставить галочку в Ring on, то получившийся объект, хоть и не подойдет звездного неба, будет красивым и оригинальным (рис. 3a). Его, например, можно использовать для создания эмблемы.

И, наконец, три оставшихся объекта — это планеты. Они различаются по своим типам: так, планета «типа Венеры» покрыта двухцветными облаками. (Правильнее было бы называть ее планетой «типа Юпитера», поскольку на него она больше похожа — рис.4). Можно задать цвета облаков, а также указать, должны ли облака стремиться располагаться параллельно экватору (параметр Coriolis Effect), что характерно для настоящих Юпитера и Венеры, а также степень «перемешанности» облаков обоих цветов (параметр Fractal Dimensions).

Для задания параметров планет, в отличие от всех остальных объектов, в «Universe» имеется два окна. В одном задаются параметры самого объекта-планеты: для Venus — планеты «типа Венеры» — это, как уже говорилось, цвета облаков и др., для остальных планет — параметры поверхности. Во втором окне можно задать параметры видимости и освещенности объекта — ведь планеты передвигаются по орбитам, и на половине их поверхности всегда лежит ночь. С помощью двух бегунков в этом окне задается положение источника света относительно планеты. Предполагается, что взгляд наблюдателя направлен из нижней части окна.

Можно подобрать параметры освещенности таким образом, что планета будет казаться серпом или, наоборот, полным диском, а также будет освещена либо сверху, либо снизу. (Последнее может оказаться полезным, скажем, при рисовании вида звездного неба с экватора какой-нибудь планеты — в этом случае ее спутники будут освещаться центральным светилом именно так.)

Самый сложный, но и самый красивый объект, доступный программе «Universe», — это планета «типа Земли» (рис. 5). Кнопка, вызывающая окна настройки его параметров, — крайняя справа на панели инструментов. В окне настройки параметров самой планеты можно увидеть такие поля, как Sea Level — уровень морей: доля поверхности, занятая синими водными пространствами. Попробуйте установить его значение на «1» — и вы получите «Планету Океан»... Можно задать параметры ландшафта (Landscape): долю неровностей и неоднородностей (Fractal Dimensions), а также особенности климата планеты (Climate). При значении последнего параметра, близкого к единице, в цветах поверхности планеты будут преобладать белые тона, а при значении «0» — желтые и красные.

Подбирая параметры планеты «типа Земли», можно поставить или снять опцию наличия на планете облачного слоя (Clouds), его раздробленности по видимому диску (Fractal Dimensions), а также процент покрываемой облаками поверхности (Coverage). Также можно указать размеры полярных шапок (Ice Caps).

Расположив на поверхности континентов планеты «типа Земли» объекты Lens Flare, можно получить на планете некое подобие городов, светящихся и мерцающих. Ну, а если поместить объект Star на поверхность планеты — получится картинка ядерного взрыва, что, конечно, печально, но иногда может потребоваться при рисовании иллюстраций к фантастическим романам.

Чтобы лучше всего представить себе возможности программы «Universe», рекомендуется «поиграть» со всеми параметрами и посмотреть на изменения изображения-примера. Стоит помнить, что полные изображения планет при помещении их на основную картину рассчитываются весьма долго, так что лучше экспериментировать с изображениями предпросмотра-примера.

Если при позиционировании объекта-планеты на основной картине вместо круга изобразить мышью с нажатой левой кнопкой овал, то планета овальной не станет. Она по величине аналогична построенной по наименьшему размеру этого овала, а вот времени на это уйдет много.

Планета «типа Луны» состоит из пятен двух цветов (по умолчанию — оттенков серого цвета, но их можно задать самостоятельно). Переплетение этих пятен может быть осуществлено как произвольно, так и с помощью алгоритмов Linear и Periodic (пункт Bump Map). Также можно задать соотношение поверхностей двух цветов, как и у остальных планет, и степень «перемешанности» участков с различной поверхностью (Fractal Dimensions).

Немного изменив установки по умолчанию, например установив другие цвета поверхностей и уменьшив значение Fractal Dimensions, можно получить неплохие картинки вроде «Мертвой планеты» (рис. 6).

Расположение облаков, континентов, морей на объектах-планетах — случайное и рассчитывается на основании установленных параметров. Чтобы получить другое их расположение, сохранив установленные параметры, достаточно просто щелкнуть мышью на изображении-примере.

В Universe имеется возможность копирования в буфер обмена нужного фрагмента изображения, а также вставки картинок из буфера. Вставка сделана очень удобно — при нажатии соответствующей кнопки у курсора появляется рамка, равная по размеру вставляемой картинке, и эту рамку можно поместить на нужное место, даже не удерживая кнопку мыши.

Universe пригодится вам не только для воплощения ваших космических фантазий. С ее помощью можно очень красиво и оригинально украсить, казалось бы, совсем обычные и давно знакомые фотографии. Например, превратить парижский собор в инопланетный замок или добавить на небо Москвы изображение Юпитера (рис. 7 и рис. 8). Надо только сначала конвертировать фотографию в формат bmp, иначе другие форматы Universe не будут распознаны.

Вы можете преобразить самую обычную фотографию, загрузив ее в Universe и поработав с ней там.

Однако стоит быть осторожным при добавлении объектов на отличные от черного фоны, поскольку, скажем, у объекта-планеты «типа Земля» имеется «атмосфера» — черный поясок вокруг изображения, что может несколько испортить ее вид. Но, поэкспериментировав с цветами объектов и другими многообразными настройками, можно добиться желаемого результата.

В общем, Universe — прекрасный инструмент для создания реалистичных картин далекого космоса и для украшения «космическими» объектами различных изображений. Кроме того, некоторые объекты Universe (например, Lens Flare) можно использовать для автоматического рисования красивых узоров и знаков — если только нестандартно подобрать параметры этих объектов.

Применение программы многообразно. Universe — как раз тот продукт, который можно и нужно использовать не по назначению. Иллюстрирование фантастических рассказов, создание увлекательных и ярких картин, создание красивых изображений для своих рисунков, украшение и изменение фотографий — вот далеко не полный перечень возможностей применения программы. Если хотите, можете с ее помощью создать себе обои для Рабочего стола — а что, очень оригинально: Юпитер прямо посреди экрана, а вокруг звезды, указывающие на местоположение значков. Тем более что Universe позволяет создавать изображения любого размера, даже очень большого. Некоторые объекты Universe можно изменить до неузнаваемости, а затем скомпоновать из них часть картины или узор для эмблемы.

Общее правило при работе с программой — изменяйте параметры объектов, подбирайте желаемые, смотрите в окно предварительного просмотра, выбирайте нужную картинку, щелкая мышью на этом окне. Не бойтесь экспериментировать!

Недостатки у столь специфического продукта выделить сложно — на вопрос, например, почему нет возможности сохранения в формате jpeg, ответ будет простым: а программа для этого вовсе не предназначена! Есть множество отдельных конверторов — ими и пользуйтесь. Но свои функции Universe выполняет прекрасно, и общение с этой программой лично мне доставило немало приятных эмоций.

К сожалению, программа распространяется по принципу shareware, и если она не зарегистрирована, то возможности рисовать планеты и задействовать объект Lens Flare — не будет. Но поскольку программа все же достаточно известная, решить эту проблему не составит труда.

Успешных вам творений!

КомпьютерПресс 10'2000


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует