Пора развертывать xDSL. Вы готовы?

Даже в условиях недостатка финансирования развертывание цифровых систем передачи, цифровых систем уплотнения абонентских линий и систем цифрового абонентского доступа происходит достаточно быстро. И в качестве среды для них на абонентском участке главным образом используется медь. Если три года назад операторы в первую очередь предлагали подключение УАТС (ISDN PRI, E1) по оптике, то теперь на первом месте стоит HDSL/SDSL. Зачем тратить деньги на новую инфраструктуру, если старая еще вполне пригодна? Точно так же обстоит дело и с системами уплотнения: есть номерная емкость, но до места, где находятся десять потенциальных абонентов, подведена всего одна пара. Этого достаточно, если по обе стороны этой пары установить систему уплотнения (DLC), которая представляет собой комплект из станционного и клиентского оборудования, связанный между собой цифровым каналом с кодированием, подобным xDSL. Аналогичная картина и на ЛВС предприятий: если раньше предпочитали инвестировать в далекое завтра (когда затраты на укладку оптики еще оправданны), то теперь вовсю экономят, используя километры существующей меди. Подключить ли удаленный компьютер, объединить ли два сегмента ЛВС, организовать ли связь с провайдером — все это можно легко сделать не только и не столько с помощью ISDN BRI, но и используя одну из разновидностей xDSL. По сути, технология эта известна и давно применяется (вспомним модемы для выделенных линий). Разница заключается в переходе на новый уровень технологий, обеспечивающих высокие скорости. Это либо выделенная линия с двумя модемами (HDSL, SDSL), либо абонентская линия, подключенная к станционному оборудованию (мультиплексору доступа IDSL, ADSL) и клиентскому модему. Причем в последнем случае сохраняется возможность использования шлейфа для обычного аналогового абонентского устройства.

Из сказанного видно, что практически ни один оператор не сможет обойтись без технологий xDSL при развитии своей сети. Однако системы xDSL требуют не просто медной пары, а пары с определенными характеристиками. То есть для них не годятся пары в кабелях, где имеются некачественные (высокоимпедансные) или неправильные (нарушен повив, перепутаны провода из разных пар) соединения или дефекты изоляции (вода в кабеле, изломы), существенно увеличивающие затухание сигнала в области высоких частот. Точно также для нормальной работы xDSL-модемов требуются качественные соединения на кроссе и отсутствие неиспользуемых отводов. Иногда проблемы создают элементы тепловой защиты устаревших модификаций.

Почти всегда узких мест несколько. Каждое из них само по себе может оказаться несущественным, но вместе они делают линию неработоспособной. Поэтому персонал, занятый развертыванием цифровых систем передачи или абонентского доступа на существующей кабельной сети, должен хорошо ориентироваться в возможных неполадках и обладать способностью находить и устранять проблемы.

Сегодня чаще всего используется метод подбора. В случаях, когда в кабелях имеются свободные пары, оператор может подобрать те из них, которые имеют необходимые для работы характеристики. Если речь идет об уплотнении существующей абонентской линии с помощью цифровых систем передачи или организации по ней персонального сервиса на основе ADSL, свободных пар может не оказаться. Но и тут можно поменять местами пары двух абонентов, один из которых не претендует (пока) на цифровой сервис. Причем проверка линий тоже осуществляется путем установки оборудования.

В результате процедура инсталляции оборудования выглядит так. Выделенные пары скроссировали? Ставим оборудование. Заработало? Отлично, оставим на пару дней и посмотрим, что будет… Идут постоянные ошибки? Попробуем другую пару после того, как ее скроссируют (через день-два). Опять не работает? Еще одна-две попытки. Никак не хочет работать? Извините, вам не повезло — нет технической возможности. Автор лично наблюдая установку нескольких систем цифрового доступа, выполнявшуюся различными операторами (названия их опустим, чтобы никого не обидеть — такая картина, к сожалению, типична для всех). В большинстве случаев прибывали бригады из двух или даже трех человек, основное оснащение которых — сотовый телефон, а главная задача — установить модем и убедиться, что лампочки на нем мигают так, как нужно.

Проверка линии оборудованием «вживую» — вполне разумная практика, тем более что некоторые его виды имеют мощные встроенные функции тестирования, контроля за ошибками и ведения их статистики. Поэтому при выборе оборудования не стоит забывать и об этой части его функциональных возможностей. Для того чтобы наглядно ощутить разницу, достаточно сравнить несколько различных HDSL-модемов. Все их можно разделить на две группы, существенно отличающиеся пользовательским интерфейсом и встроенными функциональными возможностями: одни конфигурируются переключателями и имеют только светодиодные индикаторы, другие конфигурируются программно и имеют десять-двадцать тестовых функций.

Такая технология, конечно, может использоваться на первом этапе развертывания цифровых систем, когда охват цифровой услугой минимален. Она широко применяется за рубежом и даже получила ироничное название Plug and Pray (включай и молись). Кроме того, именно практические результаты и будут определяющими, а практика иногда сильно отличатся от теории. Но в дальнейшем она станет существенно ограничивать возможность и скорость внедрения новой услуги из-за высокой трудоемкости работ. Более того, затраты на эти работы могут съесть весь запланированный доход и существенно увеличить время окупаемости проекта. И это не говоря о том, что некорректные действия кое-как обученного и плохо оснащенного персонала могут приводить к порче оборудования и сбоям в сервисе, нанося прямой и косвенный урон успеху проекта. Поэтому всем, кто собирается приступить к развертыванию цифровых систем абонентского доступа, стоит задуматься о системном подходе к решению этих проблем.

Следующее, о чем необходимо подумать, — это разработка методик проверки и подбор соответствующих им приборов. В существенной степени подход к этим работам зависит от того, является ли оператор, развертывающий такой сервис, хозяином абонентских линий или получает их на правах аренды от другого оператора. При нормальной организации труда владеющий абонентскими линиями оператор должен уже сейчас внести в свои рабочие планы мероприятия по их квалификации на предмет возможности их использования для сервиса на основе xDSL (годен — не годен) и санации тех из них, которые не отвечают граничным требованиям по устранимым причинам. Даже если такой оператор и не планирует развивать услуги цифрового доступа, он имеет возможность получать дополнительный доход от сдачи абонентских линий в аренду другим операторам — не стоит забывать, что ADSL, например, «уживается» с обычной аналоговой или даже цифровой (ISDN BRI) телефонной линией. А уж если он планирует оказывать такие услуги сам…

Так в чем же состоит работа по квалификации линий и какие приборы необходимы для ее проведения?

Предварительные работы. В процессе этой работы абонентские линии (рис. 1) сортируются по ряду параметров (не годен — возможно годен), граничные условия для которых определяются исходя из характеристик используемого оборудования. Наиболее удобны для этих целей погонная длина (при заданном сечении жил) и омическое сопротивление шлейфа. Хотя соответствие граничным условиям не гарантирует функционирования оборудования на линии, эту работу необходимо сделать обязательно. Например, линии с длиной, превышающей максимальную, могут работать, но неустойчиво — связь может нарушаться при увеличении влажности или температуры за счет изменения волнового сопротивления шлейфа. Однако выполнение предварительных работ возможно только при наличии порядка в линейной бухгалтерии (записях о имеющихся кабелях, их характеристиках и состоянии).

Абонентский шлейф. Чтобы детально оценить качество линии, нужно измерить омическое сопротивление шлейфа, продольную асимметрию сопротивления жил, емкостную асимметрию жил, длину шлейфа по результатам измерения емкости, вносимое затухание в диапазоне от 300 Гц до максимально возможного (для разных приборов это обычно 200 или 300 кГц) при номинально нагруженном шлейфе (600 Ом), взвешенные шумы, индуктивные наводки.

Сравнение измеренных параметров с типичными значениями и данными линейной бухгалтерии поможет легко выявить проблемные шлейфы, обнаружить и устранить причину. Особое внимание необходимо обратить на устранение всех отводов от абонентского кабеля. Проще всего наличие и суммарная длина отводов оценивается сравнением длины шлейфа по результатам измерения емкости и длины шлейфа по записям. Еще одной, но достаточно редкой причиной сильных затуханий на высоких частотах могут стать оставшиеся на линиях пупиновские катушки, ранее использовавшиеся для выравнивания частотных характеристик линии в области звуковых частот. Гораздо чаще встречается «распарка» (перепутанные между различными парами жилы), которая делает невозможным использование xDSL, будучи почти незаметной для обычной аналоговой телефонии. И катушки, и нарушение повива проще всего обнаружить с помощью рефлектометра для кабелей с металлическими жилами (TDR). Кроме того, рефлектометр позволяет обнаружить места отклонений волнового сопротивления шлейфа, порожденных другими причинами (например, повышенным сопротивлением жил или пониженным сопротивлением их изоляции), а также измерить фактическую длину кабеля, найти место подключения отводов и многое другое.

Таким образом, для успешного выполнения этих работ необходимо иметь: мультиметр, прибор для измерения сопротивления изоляции, мостовой измеритель сопротивления, измеритель емкости, рефлектометр. Поскольку в спектре xDSL-сигнала присутствуют высокие частоты (20 кГц-1,6 МГц), то измерение частотных характеристик (затухания) и шумов возможно только с помощью специально предназначенных для этого приборов — тестеров DSL. Иногда в состав подобных тестеров входит даже эмулятор абонентского модема, что позволяет линейному персоналу в любое время проверить работоспособность шлейфа на любом участке до мультиплексора доступа.

Узел связи. Необходимо убедиться в том, что удалены все лишние кроссировки и не подключено какое-либо оборудование (элементы защиты устаревшего образца, охранно-пожарная сигнализация, усилители, системы передачи и т.п.).

Здесь все проще — чтобы выполнить простейшие измерения и проследить трассу, достаточно мультиметра, прозвонки, тонального генератора и индуктивного щупа.

Помещение абонента. Работы в этой части не менее трудоемки. Теоретически самый сложный вариант — применение «классического» ADSL. Установка такого модема выполняется квалифицированным персоналом. Дело в том, что пришедший с узла связи абонентский шлейф должен быть подключен только к частотному разделителю (сплиттеру), а уже к нему подключаются модем (к одному выходу) и все остальное аналоговое телефонное оборудование (к другому). И если часть цепи от узла связи до модема была выполнена плоским проводом (ТРП, так называемая лапша), то ее придется заменить на витую пару. Лучшие результаты, конечно же, достигаются в случае, когда проводка от ввода в здание до модема выполнена отдельным кабелем категории 5. Кроме того, может потребоваться изменение существующей трассы проводки для ее удаления от источников наводок (силовой проводки, ламп дневного света, диммеров и т.п.). Именно этот вид работ и внесет наибольшую долю затрат в работы по установке ADS-оборудования в России (рис. 2). Но для их выполнения вполне достаточно перечисленных выше приборов.

Намного проще должна выполняться установка оборудования ADSL G.Lite (рис. 3) (модем можно подключить в любую телефонную розетку), а также HDSL и SDSL (они используются только на выделенных линиях). Но и это верно лишь в тех случаях, когда проводка в помещении абонента выполнена витой парой.

Тестирование канала. Этот вид работ выполняется обычно после того, как оператор получил заказ на предоставление услуги. Цель — определение пропускной способности и устойчивости работы канала. В случае ADSL может использоваться тестер, имеющий встроенный эмулятор модема, в случае же других технологий без установки оборудования не обойтись. Если встроенные функции оборудования не позволяют осуществлять тестирование полученного канала, то потребуется любой подходящий прибор с функцией эмуляции соответствующего интерфейса и возможностью измерения коэффициента ошибок BER.

Объем работ, которые требуются для квалификации и санации абонентских линий, огромен. Большая часть из них должна входить в повседневную деятельность линейных служб оператора. А вот входит ли? Тот, кто может ответить на этот вопрос положительно, может быть уверен, что его заботы окупятся сторицей.

 

Статья впервые была опубликована на http://www.xdsl.ru/

 

КомпьютерПресс 10'2001