Клонирование в Paint Shop Pro

Светлана Шляхтина

Азы клонирования

   Инструмент Scratch Remover

   Инструмент Clone Brush

   Влияние непрозрачности

   Плотность при клонировании

   О режимах выравнивания

   Клонирование многослойных изображений

О технике клонирования

   Создание нескольких клонов

   Клонирование изображения в выделенную область

   Клонирование фрагмента изображения

   Клонирование с последующим преобразованием клона

   Эффекты с использованием клонирования

   Удаление ненужных частей изображения

   Удаление полос и перепадов цветов от сканирования

   Удаление царапин и трещин

   Удаление пятен, пыли и грязи

   Косметическая корректировка дефектов лица и шеи на фотографии

 

Клонирование изображений в той или иной степени реализовано во многих графических пакетах и имеет разные способы использования, но суть его заключается в том, что вначале все изображение или его фрагмент запоминается в качестве шаблона, а затем этим шаблоном можно рисовать с помощью специального клонирующего инструмента.

Основное назначение клонирования — ретуширование фотографий, под которым в первую очередь понимается устранение таких недостатков изображений, как мелкие царапины, следы пыли, линии сканирования и т.п. Без клонирования невозможно обойтись при реставрации старых фотографий, на которых часто встречаются линии сгиба, трещины, царапины и другие аналогичные дефекты.

Клонирование помогает улучшить изображение и придать ему большую выразительность. Путем клонирования несложно поменять фон (например, унылые серые дома — на чудный горный пейзаж) или изготовить совершенно невероятный, но в то же время естественно выглядящий фотомонтаж. Клонирование незаменимо для улучшения внешнего вида представленных на фотографии персонажей: их можно сделать более молодыми и привлекательными, избавив от морщин и прочих изъянов кожи, увеличив пышность волос, густоту ресниц и т.п. Кроме того, клонирование поможет удалить с фотографии неудачную или ненужную деталь, подправить мелкие элементы изображения, имеющие сложный рисунок или фактуру.

Принцип клонирования заключается в том, что происходит замещение пикселов внутри выбранной области на пикселы шаблона, которые, в свою очередь, могут быть частью того же самого слоя либо находиться на другом слое в этом изображении или даже на другом фото. Наиболее важным фактором в этой технологии является правильный выбор размера и формы кисти, а также исходных точек — точки для создания шаблона, который планируется клонировать, и точки для создания клона.

Осуществлять клонирование лучше на отдельном растровом слое: так можно быстрее вернуться к исходному состоянию, если клонирование окажется неудачным. Например, если изображение будет выглядеть нереалистично, для этого потребуется просто удалить слой с клоном. Клонировать на отдельном слое будет удобнее и для последующего преобразования клона: в этом случае для его выделения достаточно перейти на слой с клоном, воспользоваться командой Selections=>Select All (Выделение=>Выделить все) — клон выделится, и над ним можно будет произвести необходимые преобразования: отмасштабировать, повернуть и пр.

Азы клонирования

Для клонирования в программе предусмотрены два инструмента — Scratch Remover (Удалитель царапин) и Clone Brush (Клонирующая кисть), параметры которых настраиваются в палитре Tool Options (Настройка инструментов).

Инструмент Scratch Remover

Начнем с инструмента Scratch Remover (Удалитель царапин), как более простого. Этот инструмент клонирования специально настроен для удаления продолговатых дефектов с фотографий, таких как царапины, линии сгиба фотографии и пр. Подобные недостатки можно с таким же успехом удалить и клонирующей кистью, но работать с инструментом Scratch Remover удобнее и быстрее. Принцип его действия прост: нужно вытянуть прямоугольную рамку (которая может быть и в виде трапеции) вдоль царапины (рис. 1), а программа удалит ее, взяв пикселы с краев выделенной области (рис. 2).

 

Рис. 1. Процесс выделения фрагмента царапины инструментом Scratch Remover

Рис. 1. Процесс выделения фрагмента царапины инструментом Scratch Remover

Рис. 2. Результат удаления фрагмента царапины

Рис. 2. Результат удаления фрагмента царапины

Инструмент Clone Brush

Имеющий более широкое применение инструмент Clone Brush (Клонирующая кисть) аналогичен Clone Stamp (Штамп клонирования) из Photoshop. Технология использования клонирующей кисти предусматривает два этапа: вначале нужно запомнить источник клонирования, щелкнув на соответствующей области фотографии правой кнопкой мыши или левой кнопкой мыши при нажатой клавише Shift (рис. 3), вследствие чего клонируемая область будет запоминаться в качестве шаблона. После этого следует перейти в место клонирования (это может быть другая область на данном слое, или область на другом слое фотографии, или вообще другое изображение) и установить указатель мыши в то место, куда требуется поместить копию. Затем нужно просто начать рисовать клонирующей кистью при нажатой левой кнопке мыши точно так же, как вы рисуете обычной кистью, и постепенно из-под кисти будет появляться клонированное изображение. Закрашивая изображение с помощью инструмента Clone Brush, вы заметите крестик, следующий за вашей кистью на некотором расстоянии (рис. 4) и указывающий на используемую для закрашивания в данный момент точку шаблона.

 

Рис. 3. Запоминание шаблона клонирования: исходная точка шаблона находится внутри отмеченной на изображении окружности

Рис. 3. Запоминание шаблона клонирования: исходная точка шаблона находится внутри отмеченной на изображении окружности

Рис. 4. Процесс закрашивания фрагмента клонирующей кистью: слева виден кружок кисти, а справа — красный крестик

Рис. 4. Процесс закрашивания фрагмента клонирующей кистью: слева виден кружок кисти, а справа — красный крестик

Результат клонирования напрямую зависит не только от размера кисти и исходных точек клонирования, но и от формы кисти. Как и обычная рисовальная кисть, клонирующая кисть имеет множество загружаемых по умолчанию форм, выбираемых в палитре Tool Options (рис. 5). В основном принято использовать круглую неразмытую кисть, но есть и исключения. Для примера сравните результат клонирования обычной круглой кистью с неразмытыми краями (рис. 6) и кистью Smoke wisp medium (рис. 7); все остальные параметры в этих случаях были одинаковыми (рис. 8).

 

Рис. 5. Выбор формы кисти

Рис. 5. Выбор формы кисти

Рис. 6. Результат создания клона круглой кистью с неразмытыми краями

Рис. 6. Результат создания клона круглой кистью с неразмытыми краями

Рис. 7. Пример создания клона кистью Smoke wisp medium

Рис. 7. Пример создания клона кистью Smoke wisp medium

Рис. 8. Окно параметров клонирующей кисти

Инструмент Clone Brush может работать в разных режимах наложения, но наиболее часто используются следующие:

• Normal (Нормальный) — заменяет пикселы цветами шаблона;

• Lighten (Замена светлым) — заменяет более темные, чем цвет краски шаблона, пикселы, а все остальные оставляет неизменными;

• Darken (Замена темным) — заменяет более светлые, чем цвет краски шаблона, пикселы, а все остальные оставляет неизменными;

• Multiply (Умножение) — умножает значение существующего цвета на значение накладываемого, в результате всегда получается фрагмент с более темными цветами.

Рассмотрим отличия клонирования в режимах Lighten (Замена светлым) и Darken (Замена темным) на конкретных примерах. Откройте в качестве исходного изображения рис. 9. Воспользуемся режимом клонирования Darken, чтобы сделать несколько клонов лыжника, не клонируя при этом находящийся вокруг него снег. Установите параметры клонирующей кисти в соответствии с рис. 10 и щелкните правой кнопкой мыши по голове лыжника для запоминания его как шаблона. После этого, щелкая левой кнопкой мыши в разных частях изображения, создайте нужное количество клонов лыжника (рис. 11).

 

Рис. 9. Исходная фотография с одним лыжником

Рис. 9. Исходная фотография с одним лыжником

Рис. 10. Определение параметров клонирующей кисти и запоминание шаблона

Рис. 10. Определение параметров клонирующей кисти и запоминание шаблона

Рис. 11. Серия клонированных изображений лыжника

Рис. 11. Серия клонированных изображений лыжника

А теперь рассмотрим обратную ситуацию, когда при клонировании должна происходить замена более темных, чем цвет краски шаблона, пикселов. Откройте рис. 12. Настройте клонирующую кисть примерно так, как на рис. 13, и запомните один из мухоморов в качестве шаблона. После этого создайте несколько клонов гриба в режиме Lighten (рис. 14).

 

Рис. 12. Исходная фотография с тремя мухоморами

Рис. 12. Исходная фотография с тремя мухоморами

Рис. 13. Определение параметров клонирующей кисти и запоминание шаблона

Рис. 13. Определение параметров клонирующей кисти и запоминание шаблона

Рис. 14. Серия клонированных изображений мухоморов

Рис. 14. Серия клонированных изображений мухоморов

Влияние непрозрачности

Интересных эффектов можно добиться, изменяя при клонировании значение параметра Opacity (Непрозрачность). Возьмем в качестве исходных изображений рис. 15 и 16 и создадим на их основе фотомонтаж, внедрив изображение ангела на фотографию с радугой.

 

Рис. 15. Исходная фотография с радугой

Рис. 15. Исходная фотография с радугой

Рис. 16. Исходная фотография с ангелом

Рис. 16. Исходная фотография с ангелом

Выберите инструмент Clone Brush с параметрами, указанными на рис. 17. Перейдите на рис. 16 и щелкните правой кнопкой в районе лица ангела, запомнив его изображение как шаблон клонирования. Активизируйте рис. 15 и клонируйте ангела в его левом верхнем углу. Полученный результат будет напоминать рис. 18.

 

Рис. 17. Параметры клонирующей кисти

Рис. 17. Параметры клонирующей кисти

Рис. 18. Фотомонтаж с ангелом

Рис. 18. Фотомонтаж с ангелом

Плотность при клонировании

В подавляющем большинстве случаев при создании клонов параметр Density (Плотность) устанавливают равным 100. Но это вовсе не обязательно — поэкспериментировав с данным параметром, можно добиться очень интересных эффектов.

Для примера на произвольной текстуре размером 300х300 пикселов напечатаем контрастный текст, такой например, как на рис. 19. Для клонирования создадим новый растровый слой командой Layers=>New Raster Layer (Слои=>Новый растровый слой), затем выберем круглую неразмытую клонирующую кисть размером 300 пикселов, установим режим Darken (Замена темным) и определим значение параметра Density (Плотность) примерно равным 80. Для запоминания шаблона щелкнем правой кнопкой мыши на текстуре рядом с текстом, а затем клонируем шаблон в центре изображения и удалим исходный текстовый слой. Результат данных действий будет приблизительно такой, как на рис. 20.

 

Рис. 19. Исходный текст

Рис. 19. Исходный текст

Рис. 20. Внешний вид текста после его клонирования с меньшей плотностью

Рис. 20. Внешний вид текста после его клонирования с меньшей плотностью

О режимах выравнивания

Чаще всего приходится работать в режиме Aligned mode (Режим с выравниванием), который устанавливается при включении в палитре Tool Options соответствующего флажка и воспроизводит в активном документе только одну копию изображения-шаблона независимо от количества манипуляций мышью. И расположена эта копия будет всегда в одном и том же месте, какую бы точку вы ни указали в качестве исходной для начала клонирования, хотя в дальнейшем клон, при условии создания его на отдельном слое, несложно будет переместить и преобразовать нужным образом.

При отключении флажка Aligned mode (Режим с выравниванием) клонирующая кисть может использоваться для многократного воспроизведения одного и того же шаблона (рис. 21 и 22), причем каждое нажатие левой кнопки мыши будет автоматически приводить к появлению нового клона и каждый раз новый клон будет появляться именно там, где вы начнете рисовать клонирующей кистью.

 

Рис. 21. Исходный пейзаж

Рис. 21. Исходный пейзаж

Рис. 22. Изменение пейзажа за счет многократного клонирования одного и того же фрагмента

Рис. 22. Изменение пейзажа за счет многократного клонирования одного и того же фрагмента

Клонирование многослойных изображений

В палитре Tool Options имеется флажок Sample merged (Использовать все слои), установка которого необходима в том случае, если вы планируете использовать при клонировании данные всех слоев, на момент клонирования временно слитых вместе. При выключении данного флажка клонируются только данные активного слоя.

Для примера посмотрите на рис. 23 с тремя слоями. Нас будет интересовать слой Raster 1 с изображением Ильи Муромца, которое мы попробуем отдельно от фона клонировать в новый документ. Для этого создайте новое изображение командой File=>New (Файл=>Новый), выберите клонирующую кисть произвольной формы (в данном примере выбран вариант Small bristles hard) размером 200 пикселов и в палитре Tool Options отключите флажок Sample merged (Использовать все слои). Для запоминания шаблона активизируйте слой Raster 1, щелкните правой кнопкой мыши в центре изображения Ильи Муромца (рис. 24), а затем клонируйте шаблон в новый рисунок (рис. 25).

 

Рис. 23. Исходное многослойное изображение

Рис. 23. Исходное многослойное изображение

Рис. 24. Создание шаблона по одному слою

Рис. 24. Создание шаблона по одному слою

Рис. 25. Результат клонирования шаблона с единственного слоя в новый рисунок

Рис. 25. Результат клонирования шаблона с единственного слоя в новый рисунок

В начало В начало

О технике клонирования

Создание нескольких клонов

Откройте исходные изображения с листьями и с розой (рис. 26 и 27) и для работы на белом фоне создайте новый документ размером 500х500 пикселов. Выберите инструмент Clone Brush с параметрами, представленными на рис. 28. Обратите внимание на то, что флажок Aligned mode (Выровненный режим) следует отключить, а значение параметра Hardness (Жесткость) должно равняться примерно 50, чтобы обеспечить нужную степень размытия внедряемых клонов.

 

Рис. 26. Исходная фотография с листьями

Рис. 26. Исходная фотография с листьями

Рис. 27. Исходная фотография с розой

Рис. 27. Исходная фотография с розой

Рис. 28. Параметры инструмента Clone Brush

Рис. 28. Параметры инструмента Clone Brush

Запомните нужный фрагмент изображения, щелкнув клонирующей кистью в центре рис. 26, а затем многократно воспроизведите клон в разных исходных точках нового изображения (рис. 29). После этого активизируйте рис. 27, щелкните инструментом Clone Brush при нажатой кнопке мыши в центре изображения и клонируйте запомненный фрагмент в центре нового изображения, а затем кадрируйте изображение, выделив его центральную часть и воспользовавшись командой Image=>Crop to Selection (Изображение=>Обрезать по выделению). Полученный результат может напоминать рис. 30.

 

Рис. 29. Результат многократного клонирования

Рис. 29. Результат многократного клонирования

Рис. 30. Окончательный вид изображения, полученного в результате многократного клонирования

Рис. 30. Окончательный вид изображения, полученного в результате многократного клонирования

Клонирование изображения в выделенную область

Возьмем в качестве исходных изображения цветов на рис. 31, 32 и 33 и попытаемся, воспользовавшись возможностями клонирования, создать на их основе фотомонтаж. На рис. 31 выделите волшебной палочкой верхнюю часть изображения примерно так, как на рис. 34.

 

Рис. 31. Исходная фотография с желтыми цветами

Рис. 31. Исходная фотография с желтыми цветами

Рис. 32. Исходная фотография с розовыми цветами

Рис. 32. Исходная фотография с розовыми цветами

Рис. 33. Исходная фотография с белыми цветами

Рис. 33. Исходная фотография с белыми цветами

Рис. 34. Выделение фрагмента изображения для создания первого клона

Рис. 34. Выделение фрагмента изображения для создания первого клона

Затем выберите инструмент Clone Brush, установите большую круглую кисть с непрозрачностью 100% в режиме Normal, активизируйте рис. 32 и щелкните в его середине для запоминания фрагмента изображения. Перейдите на рис. 31, установите маркер мыши в точку начала формирования клона и воспроизведите клонирующей кистью запомненный фрагмент примерно как на рис. 35. Откажитесь от выделения командой Selections=>Select None (Выделение=>Ничего не выделено) и выделите волшебной палочкой правый верхний угол фотографии (рис. 36). После этого перейдите на рис. 33 и запомните клонируемый фрагмент, щелкнув клонирующей кистью при нажатой правой кнопке мыши в центральной части фотографии. А в заключение создайте клон в выделенной части изображения (рис. 37).

 

Рис. 35. Внешний вид изображения после внедрения первого клона

Рис. 35. Внешний вид изображения после внедрения первого клона

Рис. 36. Выделение фрагмента изображения для создания второго клона

Рис. 36. Выделение фрагмента изображения для создания второго клона

Рис. 37. Окончательный вид фотографии, преобразованной в результате двойного клонирования

Рис. 37. Окончательный вид фотографии, преобразованной в результате двойного клонирования

Клонирование фрагмента изображения

Иногда необходимо создать клон не всего изображения, а лишь его фрагмента. Это возможно, если данный фрагмент предварительно поместить на отдельный слой. Рассмотрим на примере клонирование фрагмента изображения. Предположим, необходимо клонировать изображение Санта-Клауса (без фона с домами) с рис. 38 на рис. 39 с изображением домика.

 

Рис. 38. Исходная фотография Санта-Клауса

Рис. 38. Исходная фотография Санта-Клауса

Рис. 39. Исходная фотография домика

Рис. 39. Исходная фотография домика

На рис. 38 выделите инструментом Freehand Selection (Выделение от руки) изображение Санта-Клауса (рис. 40). Скопируйте его в буфер обмена командой Edit=>Copy (Редактирование=>Копировать), а затем вставьте на новый слой с помощью команды Edit=>Paste=>Paste as New Layer (Редактирование=>Вставить=>Вставить как новый слой) — результатом станет появление нового слоя с изображением Санта-Клауса, но уже без лишнего в данном случае фона (рис. 41).

 

Рис. 40. Выделение Санта-Клауса

Рис. 40. Выделение Санта-Клауса

Рис. 41. Внешний вид нового слоя при отключении видимости слоя Background

Рис. 41. Внешний вид нового слоя при отключении видимости слоя Background

Откажитесь от выделения командой Selections=>Select None (Выделение=>Ничего не выделено). Выберите инструмент Clone Brush, возьмите для него круглую неразмытую кисть размером примерно в 500 пикселов и при значении параметра Hardness (Жесткость) равного 30 и щелкните на изображении для его запоминания. Перейдите на рис. 39, установите маркер мыши в точку начала формирования клона и воспроизведите клонирующей кистью запомненный фрагмент примерно так, как на рис. 42.

 

Рис. 42. Окончательный вид изображения, созданного при клонировании фрагмента изображения

Клонирование с последующим преобразованием клона

Как уже отмечалось, клонировать объект лучше на отдельном растровом слое, специально созданном для этой цели. В противном случае вам далеко не сразу удастся подобрать удачную исходную точку для создания клона из шаблона, а к тому же будут недоступны различные преобразования клонированного объекта: масштабирование, поворот, перемещение и пр. Работая же на отдельном слое, можно быстро выбрать для клона идеальное положение, а при необходимости и подкорректировать его форму.

Рассмотрим это на примере. Предположим, нам необходимо внедрить на фотографию собаки (рис. 43) попугая (рис. 44). Очевидно, что фотографии несоразмерны и что попугай слишком велик, чтобы уютно разместиться на собачьей голове. Однако режим клонирования позволяет произвести все преобразования по изменению размера уже после создания клона. Выделите волшебной палочкой попугая, чтобы клонировать его без фона фотографии. К сожалению, выделение получилось несколько неудачным — по границе выделенной области видны темные пикселы фона (рис. 45), но, увы, это обычная проблема выделения светлых объектов на темном фоне и темных на светлом. Лучше избавиться от ненужного ореола еще до создания шаблона. Поэтому воспользуйтесь командой Layers=>Matting=>Remove Black Matte (Слой=>Кайма=>Удалить черную кайму) и удалите тем самым ненужные остатки фона (если бы изображение было бы на белом фоне, то потребовалось бы применить команду Remove White Matte (Удалить белую кайму) из этого же меню). Теперь скопируйте выделенную область в буфер обмена командой Edit=>Copy (Редактирование=>Копировать), а затем вставьте на новый слой с помощью команды Edit=>Paste=>Paste as New Layer (Редактирование=>Вставить=>Вставить как новый слой) — результатом станет появление нового слоя с изображением попугая (рис. 46).

 

Рис. 43. Исходная фотография собаки

Рис. 43. Исходная фотография собаки

Рис. 44. Исходная фотография попугая

Рис. 44. Исходная фотография попугая

Рис. 45. Внешний вид выделенной области: вдоль границы области видна черная кайма фона

Рис. 45. Внешний вид выделенной области: вдоль границы области видна черная кайма фона

Рис. 46. Появление нового слоя с будущим шаблоном

Рис. 46. Появление нового слоя с будущим шаблоном

Откажитесь от выделения командой Selections=>Select None (Выделение=>Ничего не выделено). Выберите инструмент Clone Brush, возьмите для него круглую неразмытую кисть размером примерно 60 пикселов (все остальные параметры стандартные) и щелкните в верхней части туловища попугая для запоминания его как шаблона. Перейдите на рис. 43, создайте новый слой с помощью команды Layers=>New Raster Layer (Слои=>Новый растровый слой) и, находясь на слое Raster1, установите маркер мыши в точку начала формирования клона. Эту точку нужно выбирать с учетом того, чтобы все клонируемое изображение поместилось на фотографии: если какая-то его часть не поместится, она не будет клонирована. После этого воспроизведите клонирующей кистью шаблон. Фотография будет напоминать рис. 47.

 

Рис. 47. Внешний вид изображения после вставки клона

Рис. 47. Внешний вид изображения после вставки клона

Затем уменьшите размеры попугая с помощью инструмента Deform (Деформация) и разместите его подходящим образом, воспользовавшись инструментом Move (Перемещение). Вполне возможно, что при этом потребуется не только переместить созданный клон, но и расположить его под углом (рис. 48).

 

Рис. 48. Поворот клонированного изображения

Рис. 48. Поворот клонированного изображения

Однако и после этого созданный клон может неестественно смотреться на фотографии (рис. 49). Как правило, дело портит наличие заметных (часто только при значительном увеличении) швов или бахромы, которая неизменно появляется после вставки слоя с изображением (в данном случае уже неважно, было ли оно клонировано или получено каким-то иным путем). Помочь может перекрашивание пикселов на границе клонированной области в соответствии с цветом пикселов, расположенных на определенном расстоянии внутри нее, для чего применяется команда Layers=>Matting=>Defringe (Слои=>Кайма=>Удалить бахрому). Воспользуйтесь данной командой на слое Raster1 при ширине бахромы 1-2 пиксела (рис. 50). Полученное в итоге изображение будет приблизительно таким, как на рис. 51.

 

Рис. 49. Внешний вид сильно увеличенного фрагмента изображения: вокруг попугая видна бахрома

Рис. 49. Внешний вид сильно увеличенного фрагмента изображения: вокруг попугая видна бахрома

Рис. 50. Изменение внешнего вида увеличенного изображения после удаления бахромы

Рис. 50. Изменение внешнего вида увеличенного изображения после удаления бахромы

Рис. 51. Окончательный результат фотомонтажа, полученного после клонирования с последующим преобразованием клона

Рис. 51. Окончательный результат фотомонтажа, полученного после клонирования с последующим преобразованием клона

Эффекты с использованием клонирования

Клонирование может помочь при разработке разнообразных графических полосок, которые разделяют текст Web-страниц на отдельные зоны. Создайте новый документ размером 450х200 пикселов на белом фоне и в его левой части нарисуйте понравившийся графический элемент с помощью инструмента Picture Tube (Рисование тюбиками), предварительно установив для него подходящий размер (рис. 52). Имейте в виду, что в списке Placement mode (Очередность появления) обязательно должен быть выбран вариант Continuous (По очереди) — иначе создать декоративную графическую полоску не удастся.

 

Рис. 52. Заготовка для графической полоски

Рис. 52. Заготовка для графической полоски

Теперь возьмите клонирующую кисть с параметрами примерно такими, как на рис. 53 (размер кисти в каждом случае должен быть свой и зависит от размера заготовки, созданной тюбиком). В зависимости от выбранного тюбика и исходных точек графические полоски могут быть самыми разными (рис. 54 и 55).

 

Рис. 53. Параметры настройки клонирующей кисти

Рис. 53. Параметры настройки клонирующей кисти

Рис. 54. Варианты графических полос на основе одной и той же заготовки, но с разными исходными точками клонирования

Рис. 54. Варианты графических полос на основе одной и той же заготовки, но с разными исходными точками клонирования

Рис. 55. Примеры графических полос, получившихся при использовании заготовок из разных тюбиков

Рис. 55. Примеры графических полос, получившихся при использовании заготовок из разных тюбиков

Удаление ненужных частей изображения

С помощью клонирующей кисти можно удалить неудачные фрагменты изображения или объекты, которые случайно попали в кадр. Для этого придется заменить нежелательные детали изображения фрагментами, найденными тут же на фотографии. Перед работой необходимо тщательно изучить фон, ведь надо не просто убрать лишнюю деталь, а закрасить ее так, будто ее здесь никогда и не было. Результат может получиться как вполне приемлемым, так и нереалистичным — все будет зависеть от того, насколько удачно вы определите размеры кисти и точки клонирования (исходную точку для запоминания изображения и исходную точку для создания клона). При этом нужно заменять ненужные фрагменты изображения соседними пикселами — это поможет добиться максимальной естественности полученного фотомонтажа (иногда приходится клонировать не только примыкающие области, так как похожую текстуру можно найти и на других участках). При удалении неудачных фрагментов изображения следует работать только круглой кистью с неразмытыми краями и с непрозрачностью 100% в режиме Normal, постоянно варьируя размер кисти и меняя шаблон клонирования, что позволяет избежать появления повторяющейся структуры. Время от времени следует увеличивать масштаб изображения, чтобы лучше контролировать свои действия.

Для примера откройте исходную фотографию (рис. 56), с которой необходимо удалить изображение велосипедиста. Для начала с помощью инструмента Zoom (Масштаб) увеличьте изображение, щелкнув на нем один-два раза, и создайте новый слой, воспользовавшись командой Layers=>New Raster Layer (Слои=>Новый растровый слой). Затем возьмите инструмент Clone Brush и установите для него подходящие параметры кисти — в данном примере в процессе работы пришлось варьировать размер кисти с 50 до 10 пикселов: на первом этапе применялась кисть размером 50 пикселов, а более кропотливая работа была проведена кистями с размером в 25, 15 и 10 пикселов.

 

Рис. 56. Исходное изображение велосипедиста

Рис. 56. Исходное изображение велосипедиста

Возьмите кисть 50 пикселов, перейдите на слой Background и щелкните правой кнопкой на изображении примерно в той точке, что указана на рис. 57. Вернитесь на новый слой и проведите клонирующей кистью по левой части фигуры велосипедиста, последовательно заменяя ненужные фрагменты шаблоном клонирования (рис. 58). Затем уменьшите размер кисти, вновь перейдите на слой Background, запомните в качестве шаблона фрагмент слева от руки велосипедиста, перейдите на новый слой и удалите изображение руки и т.д., пока не будет достигнут приемлемый результат (рис. 59). И напоследок объедините слои командой Layers=>Merge=>Merge All Flatten (Слои=>Слияние=>Соединить все слои).

 

Рис. 57. Исходная точка для запоминания шаблона клона

Рис. 57. Исходная точка для запоминания шаблона клона

Рис. 58. Промежуточный этап удаления ненужного фрагмента изображения

Рис. 58. Промежуточный этап удаления ненужного фрагмента изображения

Рис. 59. Окончательный вид изображения после удаления ненужного фрагмента

Рис. 59. Окончательный вид изображения после удаления ненужного фрагмента

Далеко не всегда лучшим вариантом для удаления нежелательных деталей с фотографии является режим Normal (Нормальный). При удалении светлых фрагментов с темного фона лучше установить режим Darken (Замена темным), а если нужно удалить темные фрагменты со светлого фона, то предпочтительнее выбрать режим Lighten (Замена светлым). Размер кисти, если объект небольшой, следует выбирать с учетом того, что кисть должна быть немного превышать максимальную ширину объекта.

Воспользуемся данным советом на практике. Откройте исходное изображение с темной фигурой лыжника на белом снегу (рис. 60). Для удаления лыжника выберите круглую неразмытую кисть размером 10 пикселов (все остальные параметры клонирующей кисти стандартные) в режиме Lighten. Затем, щелкнув правой кнопкой мыли, запомните в качестве шаблона клона фрагмент слева от лыжника и закрасьте его клонирующей кистью (рис. 61).

 

Рис. 60. Исходное изображение снежного пейзажа с лыжником

Рис. 60. Исходное изображение снежного пейзажа с лыжником

Рис. 61. Промежуточная стадия удаления изображения лыжника в режиме Lighten

Рис. 61. Промежуточная стадия удаления изображения лыжника в режиме Lighten

Затем останется лишь докрасить лыжника клонирующей кистью и слегка размыть редактируемый участок изображения по Гауссу с коэффициентом размытия 0,05 пикселов командой Adjust=>Blur=>Gaussian Blur (Регулировка=>Размытие=>Размытие по Гауссу) (рис. 62).

 

Рис. 62. Окончательный вид изображения после удаления фигуры лыжника

Рис. 62. Окончательный вид изображения после удаления фигуры лыжника

Удаление полос и перепадов цветов от сканирования

А теперь подкорректируем фотографию, приведенную на рис. 63, правая часть которой получилась плохо, так как при сканировании она, вероятно, находилась на другой странице книги. Попробуем поработать именно с правой частью изображения. Возьмем квадратную неразмытую клонированную кисть в режиме Screen (Экран) размером 230 пикселов (что соответствует ширине правой части фотографии) и с непрозрачностью равной 30. Затем аккуратно установим ее в левый верхний угол фотографии и щелкнем правой кнопкой для формирования шаблона клона (рис. 64), а затем, не сдвигая мышь, тут же нажмем левую кнопку (рис. 65). В итоге левая часть фотографии явно станет светлее (рис. 66).

 

Рис. 63. Старая и плохо отсканированная фотография

Рис. 63. Старая и плохо отсканированная фотография

Рис. 64. Выделение шаблона клона в правом верхнем углу фотографии

Рис. 64. Выделение шаблона клона в правом верхнем углу фотографии

Рис. 65. Результат создания первого клона

Рис. 66. Внешний вид фотографии после клонирования ее правой части

Рис. 66. Внешний вид фотографии после клонирования ее правой части

Теперь попытаемся сгладить линию сканирования. Возьмем клонирующую кисть в режиме Darken (Замена темным) в виде вертикального отрезка с параметрами, представленными на рис. 67, чтобы заменять только более светлые участки. Затем щелкнем правой кнопкой мыши слева от полосы сканирования (она светлая), переместим мышь прямо на полосу и нажмем левую кнопку. При необходимости данную операцию можно будет повторить еще два-три раза, пока не будет получен подходящий вариант фона (рис. 68) и светлая полоса, оставшаяся от сканирования, не станет менее заметной. Естественно, что по всей полосе придется пройти последовательно, каждый раз создавая новый шаблон клонирования, а для ее удаления в самом верху и в самом низу фотографии потребуется уменьшить размер клонирующей кисти примерно до 10 пикселов.

 

Рис. 67. Определение параметров клонирующей кисти и ее установка для формирования шаблона

Рис. 67. Определение параметров клонирующей кисти и ее установка для формирования шаблона

Рис. 68. Внешний вид фотографии после сглаживания полосы сканирования

Рис. 68. Внешний вид фотографии после сглаживания полосы сканирования

Затем выделите всю правую часть фотографии, с которой мы до этого уже работали, и воспользуйтесь командой Adjust=>Hue and Saturation=>Hue/Saturation/Lightness (Регулировка=>Оттенок и Насыщенность=>Оттенок/Насыщенность=>Освещенность) с параметрами примерно такими, как на рис. 69, чтобы немного сгладить различие оттенков в левой и правой частях фотографии.

 

Рис. 69. Настройка параметров Hue и Saturation

Рис. 69. Настройка параметров Hue и Saturation

Откажитесь от выделения командой Selections=>Select None (Выделение=>Ничего не выделено) и попробуйте неразмытой круглой кистью в режиме Normal последовательно восстановить правый верхний угол фотографии (рис. 70). Полученному в результате рисунку, конечно, далеко до шедевра (здесь одним клонированием не обойтись, да и само клонирование должно быть более кропотливым), но устранить наиболее значительные дефекты все же удалось, причем достаточно быстро.

 

Рис. 70. Окончательный внешний вид фотографии после устранения грубых дефектов сканирования

Рис. 70. Окончательный внешний вид фотографии после устранения грубых дефектов сканирования

Удаление царапин и трещин

Попытаемся удалить царапины со старой фотографии (рис. 71) при помощи инструмента Scratch Remover (Удалитель царапин). Вначале увеличьте изображение, чтобы было лучше видно, как будет происходить устранение дефектов. Возьмите инструмент Scratch Remover шириной 20 пикселов в виде трапеции (данные параметры устанавливаются на панели Tool Options) и заключите первый фрагмент царапины в рамку, удерживая левую кнопку мыши (рис. 72), — изображение станет напоминать рис. 73. Таким же способом удалим царапину на всей фотографии, продвигаясь шаг за шагом и каждый раз выделяя небольшие фрагменты царапины так, чтобы они не меняли своего направления на участке выделения. В итоге фотография станет похожей на ту, что представлена на рис. 74. Полученный результат оказался совсем не хуже (а может быть, и лучше), чем если бы мы тщательно закрашивали изображение клонирующей кистью. Но таким впечатляющим эффект будет, конечно, далеко не всегда — все зависит от характера дефектов и от особенностей исходного изображения.

 

Рис. 71. Исходная старая фотография с царапиной

Рис. 71. Исходная старая фотография с царапиной

Рис. 72. Процесс удаления отрезка царапины инструментом Scratch Remover

Рис. 72. Процесс удаления отрезка царапины инструментом Scratch Remover

Рис. 73. Внешний вид фотографии после удаления первого участка царапины

Рис. 73. Внешний вид фотографии после удаления первого участка царапины

Рис. 74. Окончательный вид фотографии после удаления с нее царапины

Рис. 74. Окончательный вид фотографии после удаления с нее царапины

Увы, инструмент Scratch Remover может прийти на помощь вовсе не в любой ситуации. Возьмем фотографию, покрытую не просто царапинами, а глубокими трещинами (рис. 75). Вначале попробуем устранить данный дефект инструментом Scratch Remover (рис. 76). К сожалению, результат не впечатляет: в местах работы инструмента появились размытые области и ни о какой естественности уже и речи быть не может. Но еще не все потеряно. Попытайтесь ликвидировать трещины клонирующей кистью размером 10 пикселов в режиме Darken (Замена темным) (рис. 77).

 

Рис. 75. Исходная старая фотография с трещинами

Рис. 75. Исходная старая фотография с трещинами

Рис. 76. Результат удаления трещин инструментом Scratch Remover

Рис. 76. Результат удаления трещин инструментом Scratch Remover

Рис. 77. Результат удаления трещин клонирующей кистью

Рис. 77. Результат удаления трещин клонирующей кистью

Удаление пятен, пыли и грязи

Пятна, пыль и грязь, в отличие от царапин, представляют собой не светлые, а темные пятна, поэтому их устраняют в режиме Lighten (Замена светлым). В этом случае вас ожидает очень длительная и кропотливая работа, если, конечно, вы хотите сохранить подлинный фон фотографии, а не пойти по более простому пути, то есть заменить его. Для примера возьмем старую фотографию со множеством изъянов подобного типа (рис. 78). Честно говоря, она имеет такой вид, что намного проще вообще заменить фон, но мы этого делать не будем, поскольку сейчас наша задача — потренироваться, как удалять грязь.

 

Рис. 78. Исходная старая фотография с пылью и грязью

Рис. 78. Исходная старая фотография с пылью и грязью

Увеличьте изображение и возьмите клонирующую кисть с параметрами, показанными на рис. 79. Обратите внимание, что кисть должна быть немного больше, чем пятно грязи на фотографии. Затем начинайте последовательно запоминать шаблон, щелкая правой кнопкой рядом с очередным пятном, и клонировать его, нажимая левую кнопку мыши уже прямо на пятне. Работа это очень долгая, поэтому пока мы ограничились удалением пятен в верхней части фотографии и восстановили цветовой баланс с помощью команд Adjust=>Brightness and Contrast=>Automatic Contrast Enhancement (Регулировки=>Яркость и Контраст=>Автоматическое улучшение контраста) и Adjust=>Color Balance=>Automatic Color Balance (Регулировки=>Цветовой баланс=>Автоматический цветовой баланс). Результат работы показан на рис. 80 — естественно, он еще далек от идеала.

 

Рис. 79. Увеличенная фотография и настроенная на удаление грязи палитра клонирующей кисти

Рис. 79. Увеличенная фотография и настроенная на удаление грязи палитра клонирующей кисти

Рис. 80. Результат частичного удаления грязи с фотографии

Рис. 80. Результат частичного удаления грязи с фотографии

Косметическая корректировка дефектов лица и шеи на фотографии

Увы, в момент съемки люди не всегда выглядят идеальным образом (круги под глазами, морщины, неровности кожи и пр.), но на фотографии все эти недостатки легко можно исправить, имея в своем арсенале клонирующую кисть.

В качестве примера откройте рис. 81. Вначале инструментом Freehand Selection (Выделение от руки) выделите фрагменты лица с наибольшей сеткой морщин (рис. 82) и размойте выделенные участки по Гауссу с радиусом размытия 2 пиксела командой Adjust=>Blur=>Gaussian Blur (Регулировка=>Размытие=>Размытие по Гауссу). Результат может напоминать рис. 83.

 

Рис. 81. Исходная фотография с дефектами внешности

Рис. 81. Исходная фотография с дефектами внешности

Рис. 82. Выделение участков лица с морщинами

Рис. 82. Выделение участков лица с морщинами

Рис. 83. Внешний вид фотографии после размытия

Рис. 83. Внешний вид фотографии после размытия

Для удаление тени под правым глазом возьмите клонирующую кисть (параметры даны на рис. 84) в режиме Normal и постарайтесь заменить темные пикселы на более светлые. Понятно, что для получения идеального вида лица и шеи необходимо еще работать и работать, но для примера нам вполне достаточно и этого.

 

Рис. 84. Внешний вид фотографии после удаления тени под глазом с указанными параметрами клонирующей кисти

Рис. 84. Внешний вид фотографии после удаления тени под глазом с указанными параметрами клонирующей кисти

КомпьютерПресс 10'2004

Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует