Музыка в Интернете: оптом или в розницу?

Виктор Захарченко

Продажа музыкальных произведений через Интернет все сильнее отодвигает на второй план распространение этих же произведений на CD и других носителях. По данным журнала «Биллборд», во второй половине прошлого года официально было куплено и загружено через Интернет около 7,7 млн. песен по сравнению с 4 млн. синглов на компакт-дисках. Услуги по загрузке песен пользуются большим успехом. Как считает вице-президент компании RealNetworks Шон Райан, продажа отдельных песен в обычном формате больше себя не оправдывает, но в Интернете она может быть весьма успешной. К 2007 году, как показывает исследование компании Forrester Research, более трети всей проданной музыки будет распространяться через Интернет. Наблюдается настолько явная тенденция перехода музыкального бизнеса в Сеть, что некоторые композиции даже не выпускаются на стандартных CD, а существуют только в цифровом виде.

Рынок продажи музыкальных композиций через Интернет разделен между несколькими крупными игроками. Среди самых популярных сайтов — iTunes (www.apple.com/itunes) компании Apple, Musicmatch (www.musicmatch.com) и получивший второе рождение Napster (www.napster.com). Сервис от Apple появился лишь в прошлом году и сначала распространял файлы в формате, недоступном для пользователей Windows-систем. Но как только поддержка продуктов Microsoft была добавлена в функциональные возможности магазина, количество продаж возросло в разы. За прошедший год также появились магазины BuyMusic (www.buymusic.com), Listen.com (www.listen.com), WalMart Music Downloads (musicdownloads. walmart.com) и др.

Кроме того, в Интернете продолжают существовать программы типа Kazaa или Morpheus, пользователи которых могут обмениваться музыкальными файлами. Проблема пиринговых сетей (р2р, peer to peer — от равного к равному) вызывает головную боль у обладателей авторских прав. Так, Ассоциация звукозаписывающих компаний США (RIAA) пытается принудить провайдеров передавать RIAA информацию о пользователях пиринговых сетей. Кроме того, в судебном споре с компанией Verizon был создан прецедент, который позволяет рассчитывать на успех в борьбе с незаконным распространением музыкальной продукции. По информации аналитической компании e-marketer, в прошлом году потери музыкальной индустрии от деятельности р2р-сетей составили 2,4 млрд. долл., а к 2008 году этот показатель достигнет отметки в 4,7 млрд. долл.

Однако даже столь внушительные показатели пиратского рынка не влияют на постоянный рост оборотов легального бизнеса. Наиболее популярный сегодня вариант, предлагаемый пользователям, — это единоразовая оплата за конкретную приобретенную композицию плюс 30-секундный ролик для прослушивания без необходимости регистрации. В настоящее время 99 центов считается стандартом стоимости одной композиции. Однако есть и исключения — компания Wal-Mart, например, продает композиции за 88 центов, налагая при этом определенные ограничения на распространяемые файлы. Некоторые магазины проводят акции, во время которых песни продаются по 79 центов и даже частично раздаются бесплатно. Исследование журнала Business 2.0 показало, что с каждого доллара, заработанного на продаже музыкальной композиции, 40 центов получает сайт, через который осуществляется торговля, а 30 центов в обязательном порядке забирает себе звукозаписывающая компания. В результате автору композиции достаются только 12 центов.

Если сегодня продажа музыкальных произведений в виде отдельных файлов практически стала стандартом, то раньше продавцы пытались внедрять модели ежемесячной оплаты, но дороговизна подписки и нежелание пользователей заключать такие контракты не дали этому бизнесу серьезно вырасти. Причина кроется в том, что условия диктует сама индустрия.

Модель проекта на ежемесячной оплате выглядит следующим образом. Продавец оформляет подписку клиенту, рассчитывая ее как среднее число загружаемых композиций, умноженное на стоимость одного файла для самого продавца (в нее входят и технические расходы, и величина отчислений). К этой сумме добавляется прогнозируемая прибыль с одного клиента, что и составляет в итоге размер ежемесячной платы.

В том случае, если клиент скачал композиций меньше, чем было запланировано, продавец однозначно остается в выигрыше. Однако неограниченный доступ, как правило, выбирают настоящие меломаны, планирующие загружать много композиций. Если себестоимость загруженных клиентами файлов превышает размер абонентской платы, продавец оказывается в убытке. Выхода из такой ситуации два. Первый — любыми методами лимитировать количество загружаемых композиций (как это ни парадоксально звучит по отношению к самим условиям «неограниченной» подписки. В США разразился настоящий скандал, после того как магазин Listen.com начал рассылать своим подписчикам «неограниченного» доступа уведомления о превышении квоты. Второй путь — увеличение стоимости подписки, однако это неизбежно ведет к оттоку клиентов к конкурентам.

Таковы реалии западного бизнеса. В России же ситуация выглядит несколько иначе. Взаимоотношения с правообладателями и, как следствие, итоговая себестоимость одной композиции позволяют продавцам, работающим по подписке, не опасаться за эффективность своей модели даже при достаточно низкой стоимости абонентской платы. Правда, здесь бизнесменов ожидают проблемы несколько иного рода — нежелание отечественного потребителя платить за контент и слабые технические способности, что ограничивает количество загрузок.

«В России взаимоотношения между правообладателями и продавцами музыки в Интернете построены более-менее разумно, в отличие от западных реалий, — считает аналитик ITfacts.biz Александр Москалюк. — Ценовые затраты не слишком высоки, поэтому продавцы могут зарабатывать даже при низкой продажной стоимости композиций».

До последнего времени продавцы требовали от клиентов оплачивать каждый загружаемый файл. В июле же прошлого года на просторах российского Интернета появился во многом уникальный проект — система MP3Key.Net, предлагающая подписчикам единовременный и неограниченный доступ к архивам всех сайтов — участников системы. По словам Сергея Арсентьева, одного из создателей проекта, подобная модель была выбрана после длительного анализа всех возможных схем работы с потребителями. Система MP3Key.Net создавалась не на пустом месте. Ее основу на первом этапе создали два крупнейших российских музыкальных архива — Delit (www.delit.net) и «Клуб MP3Search.ru» (club.mp3search.ru).

Российский музыкальный рынок еще только становится на ноги. Обозначились крупные игроки, постепенно растет аудитория, взаимоотношения между продавцами и правообладателями приобретают законную основу. Потребители постепенно привыкают к тому, что музыка в Интернете — это не сайты-однодневки с пиратскими композициями низкого качества, а полноценные и легальные бизнес-структуры, главная задача которых — удовлетворение потребительского спроса. И такие тенденции не могут не радовать.

КомпьютерПресс 10'2004

Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует