«Ф-Центр» в ритме будущего

Компания «Ф-Центр», созданная восемь лет назад, ныне — динамично развивающаяся, одна из крупнейших по объемам продаж московская розничная сеть, торгующая компьютерами, периферией, оргтехникой и комплектующими. Направление деятельности компании — развитие взаимовыгодного бизнеса, поддерживаемого передовыми технологическими инновациями, разнообразными маркетинговыми инициативами, широким спектром продуктов и услуг. Все вышеперечисленное позволяет «Ф-Центру» успешно воплощать в жизнь свой девиз и жить «в ритме будущего». Секретами успешного бизнеса с корреспондентом КомпьютерПресс поделился генеральный директор компании «Ф-Центр» Александр Михайлович КОРОТКЕВИЧ.

КомпьютерПресс: Существует ли различие — в ценах, в управлении персоналом или в маркетинговой политике — между всеми магазинами сети?

Александр Короткевич: У нас не франчайзинг, а жесткая система, с централизованным менеджментом, ценообразованием и закупками. Но инициатива поощряется. Скажем, когда в нашем салоне компьютерной техники и аксессуаров на Мантулинской улице предложили собственные методики расчета зарплаты и поощрения сотрудников, в центральном офисе их одобрили. Успехи этого магазина в расширении системы дополнительных услуг позволили нам внедрить полезные для потребителей сервисы. Более того, одно из удачных их новшеств мы собираемся реализовать и в других магазинах: установим в торговом зале справочный компьютер, с доступом в альтернативную внутреннюю информационную базу, с автоматической рассылкой по запросу прайс-листов, отражающих в динамике состояние склада. Получится некий промежуточный вариант — среднее между традиционным магазином и электронным.

КП: Кстати, почему данный сегмент рынка вами еще не охвачен?

А.К.: Опыт некоторых электронных магазинов, который мы изучали, показывает, что для запуска такого проекта нужно создать целую отлаженную структуру на отдельной (и не такой уж маленькой!) финансовой базе. К примеру, доставку должны осуществлять не менее полусотни автомобилей — иначе дело нерентабельно. Для нас сейчас предпочтительнее развивать три направления: оптовую торговлю, розницу и обслуживание корпоративных клиентов. Надо сказать, что решение «не складывать яйца в одну корзину», видимо, и помогает нам благополучно переживать все кризисы.

Вот этот магазин на Сухонской — мы открыли как раз накануне августовского кризиса 1998 года. Самое поразительное, что, хотя момент был выбран не совсем удачно, в первый же день была масса посетителей — видно, люди спешили вложить деньги во что-то стабильное. После 17 августа обороты, естественно, упали, но не критично. Ныне же наш розничный оборот достигает 30 млн. рублей в месяц и продолжает увеличиваться. Мы входим в двадцатку крупнейших налогоплательщиков Северо-Восточного административного округа столицы.

КП: Компьютеры под собственной маркой «МИР» вы решили выпускать в тот же кризисный год. Не пожалели о своем решении?

А.К.: Нет, даже когда объемы сборки были так велики, что мы с трудом справлялись. Для нас это направление деятельности не было в новинку: поначалу мы были крупнейшим партнером «Формозы» и продавали компьютеры под их торговой маркой. А потом решили создать собственный бренд. «МИР» охотно покупают и частные лица, и государственные структуры; пишут благодарственные письма.

В прошлом году мы безвозмездно создали компьютерный класс на базе компьютеров «МИР» в школе № 300 г.Москвы. Причем сам класс как совокупность машин — это лишь половина дела, главное — бесценный опыт внедрения и разработанные новые методики преподавания основ информационных технологий старшеклассникам. Ведь основной контингент наших покупателей — это молодые люди, до 25 лет. Причем это не только жители близлежащих домов — к нам едут через всю Москву.

КП: Что их так привлекает — низкие цены?

А.К.: Не только, хотя и они хороши. Магазин на Сухонской — это самый крупный специализированный супермаркет компьютеров, оргтехники и комплектующих в Москве. На складе находится порядка 2000 наименований товара, здесь можно купить абсолютно все, что имеет отношение к компьютерам. Мы заботимся о соответствующем уровне подготовки наших продавцов и консультантов, проводим с ними регулярные тренинги, обучение. Наши специалисты не только разбираются в тонкостях используемых производителем технологий, но и искушены в потребительских свойствах товаров, поэтому могут порекомендовать именно ту технику, которая способна решить задачи покупателя. Эксперты компании также публикуют на корпоративном сайте технические статьи. А наши склады работают в три смены, в том числе и ночью, отгружая товар 350 региональным партнерам.

В итоге, как свидетельствует статистика, очень большой процент наших покупателей возвращается к нам снова и снова. А те, кто появляется впервые, ссылаются на рекомендации знакомых, на информацию на сайте, и лишь очень немногие — на рекламу.

КП: Какие маркетинговые ходы вы считаете наиболее привлекательными для клиентов?

А.К.: Во-первых, мы является авторизованными и сертифицированными партнерами очень многих крупнейших компаний, таких как 3Com, AMD, APC, Epson, Fujitsu, Intel, HP, Lexmark, Lucky Star, Microsoft, Mitsumi, Panasonic, Samsung, Sony, U.S. Robotics, ViewSonic, Xerox. Все вендоры обязательно предлагают сервис, необходимый нашим клиентам.

Во-вторых, проводя маркетинговые акции, мы стараемся концентрировать внимание на каком-либо направлении. Скажем, недавно мы представляли наши компьютеры «МИР» на основе процессора Intel Pentium 4. Самое поразительное, что модель начального уровня на базе этого процессора получилась дешевле 800 долларов — почти как аналогичная модель на основе процессора Pentium III. Впрочем, многие покупатели пользуются популярной услугой — у нас можно заказать сборку компьютера по индивидуальному заказу, причем без предоплаты.

Но важнейший принцип компании — использовать только официальные каналы поставок, закупать только «белое» оборудование, соответствующее всем требованиям и нормам, с гарантией, которая поддерживается на всей территории нашей страны. Мы обеспечиваем гарантийное обслуживание техники и послегарантийное сопровождение, а также очень лояльно относимся к возвратам товара: при реальном браке менее одного процента процент возвратов составляет 7,5 — просто потому, что не понравилось. Но мы не возражаем и спокойно забираем оборудование назад: имидж компании дороже.

КП: Что же, получается, у компании совсем нет проблем?

А.К: Самая главная наша проблема — очереди. Иногда планируем очередную акцию, а в отделе продаж хватаются за голову: что делать, как успеть всех обслужить на должном уровне, особенно при условии, что магазин работает «до последнего клиента». Поэтому в ближайших планах — расширение наших производственных и складских помещений, которые помогали бы более эффективно работать с оптовиками. Клиенты, пришедшие в магазин за штучным товаром, могут воспользоваться услугами мини-маркетов: расходные материалы, мыши и прочая мелочевка продаются в специальной секции самообслуживания, что существенно ускоряет процесс продажи. И наконец, в скором времени будет введена электронная система ожидания. Мягкий диван и суперсовременный цифровой домашний кинотеатр, который будет установлен в самое ближайшее время, мы надеемся, тоже скрасят вынужденное ожидание.

 

Беседовала Анна Артемова

КомпьютерПресс 11'2001