oldi

Домашний компьютерный монтаж цифрового видео

Михаил Афанасенков

Необходимое железо

   Видеокамера

   Плата IEEE-1394

   Винчестер

   Компьютер

Необходимый софт

   Windows 98 Second Edition (SE)

   Ulead MediaStudio Pro 6.0

Установка платы 1394 и программного обеспечения

   Захват видео

Монтаж. Первые шаги...

   Video Editor — запускаем и осматриваемся

   Загружаем исходные материалы

   Режем

   Склеиваем

   Вставляем переходы

   Сохраняем проект

   Просчитываем

Вывод готового фильма на камеру

Монтаж. Следующий шаг...

   Добавим звук

   Добавим титры

   Слайд-шоу

   PIP

Общая стратегия хранения и монтажа

А нельзя ли побыстрее? Еще раз о компьютере

   Методика тестирования дисковой подсистемы

   Обсуждение результатов

 

Прогресс идет такими темпами, что стоимость полностью цифровой домашней видеостудии на базе «обычного» компьютера снизилась до 200-300 долл. (без видеокамеры). А это означает, что цифровой видеомонтаж становится доступным рядовому видеолюбителю. Термин «DV-видеомонтаж» немного пугает, однако освоить его основные приемы не сложнее, чем Microsoft Word.

Необходимое железо

Видеокамера

У видеокамеры должен быть вход/выход формата IEEE-1394, он же i-Link, он же FireWire. Обычно его называют DV-in/out и так же могут обозначать на камерах. Один разъем работает как на вход, так и на выход, правда, некоторые ранние модели и «европейские» версии видеокамер имеют только выход, что следует уточнить при покупке, так как без входа большинство преимуществ цифровой записи не доступны. Из недорогих моделей (по состоянию рынка на лето 2001 года) можно выбрать либо младшую из моделей линейки Sony формата Digital 8 (например, DCR-TRV230E), либо камеру формата mini-DV (например, Panasonic NV-DS28EN). Обе камеры достаточно хороши по соотношению «цена/качество», и выбор в этом случае зависит только от конкретных задач и личных предпочтений (в качестве недорогой альтернативы можно посоветовать также цифровые камеры формата mini-DV от компании Samsung. — Прим. ред.). Основные отличия этих камер (а также форматов. — Прим. ред.) сведены в табл. 1.

Когда речь идет о более дорогих моделях, необходимо четко понимать, чем обусловлена их цена, другими словами — за что придется приплачивать. Вот типичные дополнительные возможности:

  • ЖК-экран увеличенного размера. Готовый фильм вы все равно будете смотреть на телевизоре, а большой экран «сажает» аккумуляторы.
  • Фоторежим и флэш-карта (MM-card, Memory Stick и т.д.). Нормального цифрового фотоаппарата вы все равно не получите, а фотографию можно будет получить и с пленки.
  • Разнообразные «монтажные» функции, шторки, титры, эффекты и пр. Все это делается потом на компьютере, а в момент съемки думать о том, какой эффект выбрать, как правило, некогда.
  • Оптический стабилизатор действительно качественнее электронного, но часто ли вы снимаете на длинном фокусе? А пробовали ли вы при этом пользоваться штативом? (На самом деле разница в применении оптического и цифрового стабилизатора при съемке может оказаться более серьезной, но на практике это почти незаметно. — Прим. ред.)

(Еще одной полезной возможностью, не упомянутой автором, является так называемая прогрессивная съемка, то есть развертка не чересстрочная, как обычно, а построчная, то есть «кадровая». Фрагменты, отснятые в этом режиме, будут «чище» воспроизводиться на компьютере, работающем с построчным сканированием электронного луча, зато хуже будут выглядеть при воспроизведении на телевизоре. Таким образом, выбор этой дорогой возможности сильно зависит, например, от того, где именно вы планируете показывать свои фильмы. — Прим. ред.)

Сэкономленные на «наворотах» деньги лучше вложить в емкий аккумулятор или в апгрейд своего компьютера — даже 140 долл., вложенные в новый винчестер емкостью 40 Гбайт, заметно поднимут производительность. Не покупайте «фирменный» шнур i-Link вместе с камерой в «аудио/видеомагазинах» — там он стоит очень дорого (30-50 долл.). За эти деньги вы сможете купить его в комплекте с платой IEEE-1394.

В начало В начало

Плата IEEE-1394

В принципе, можно брать любой такой контроллер. Цены на недорогие платы сегодня колеблются от 30 до 100 долл. При сравнении цен учитывайте два фактора:

  • наличие в комплекте шнура. Стоимость шнура i-Link, приобретаемого отдельно, составляет 15-20 долл. («компьютерный»), а то и 30-50 долл. («фирменный», от Sony);
  • вид шнура и разъемов (4- и 6-штырьковые). Лучше, если разъемы на карте будут двух видов, а шнур для ввода видео — «4-4 штырька». Тогда при необходимости с помощью того же шнура вы сможете переписывать с камеры на камеру, минуя компьютер.

Давно проверены в работе платы на чипсете от компании TI (в продаже имеются также недорогие контроллеры на чипсетах от Lucent и Via. — Прим. ред.). Руководствуясь всем вышеперечисленным, для последнего апгрейда я выбрал плату Gigabyte GA-FTI1394, но все нижеследующее справедливо для любой платы на чипсете от TI.

В начало В начало

Винчестер

Прежде всего понадобится большой (20 Гбайт и более) и быстрый жесткий диск. Годится практически любой на 7200 оборотов с ATA-100. Важно наличие подходящего контроллера ATA-100 или ATA-66 (например, на материнской плате i815e). Впрочем, даже если такого контроллера нет, можно начинать и без него...

В начало В начало

Компьютер

Для начала подойдет любой, на котором уверенно работает Windows 98SE. Наиболее критичное требование — это размер монитора. Работать в более или менее приличных монтажных программах при разрешении 800×600 теоретически можно, но очень тяжело. Необходимо разрешение хотя бы 1024×768, а еще лучше — 1280×1024. Соответственно как видеокарта, так и монитор должны поддерживать на рабочем разрешении частоту обновления 85 Гц, в крайнем случае 75 Гц. Никаких 3D-возможностей для видеомонтажа не требуется (за исключением, конечно, некоторых малоупотребимых 3D-эффектов, реализованных в профессиональных программах для обработки видео, типа After Effects. — Прим. ред.).

В начало В начало

Необходимый софт

Windows 98 Second Edition (SE)

Необходимо поставить именно SE, поскольку только начиная с этой версии компания Microsoft стала поддерживать IEEE-1394. На Windows Millennium я лично не проверял, но косвенные данные говорят о том, что в этой операционной системе могут возникать некоторые проблемы (вообще, WinMe хуже приспособлена к экстремальным нагрузкам на компьютер).

С точки зрения DV-монтажа у Win98SE есть два недостатка:

  • нетривиальная настройка драйверов, особенно под русской версией (этот вопрос мы рассмотрим чуть ниже);
  • ограничение размера файла 2 Гбайт (10 минут видео). Реально читаются файлы до 4 Гбайт (20 мин видео), но из-за «отрицательной» длины их нельзя будет копировать, перемещать и пр. Только читать или удалять. Причем этот недостаток неустраним.

Полностью решает проблемы установка Windows 2000 и файловой системы NTFS5, но спешить я не советую, так как при этом могут возникнуть другие проблемы. Не будет опознаваться сканер, не будет писать любимый CD-R-привод, наконец, не запустится половина игрушек. Отложите этот вопрос до момента, когда вам реально начнет мешать «4-гигабайтный барьер». И тогда поставьте Win2K второй системой, на отдельный раздел диска, с выборочной загрузкой.

В начало В начало

Ulead MediaStudio Pro 6.0

Кроме этой профессиональной видеомонтажной программы, существует множество «бесплатных» программ, которые обычно прилагаются к DV-карточкам или даже к ноутбукам. Все они отличаются «попсовым» интерфейсом и достаточно скудными возможностями. Потратив не один день на изучение нестандартного интерфейса и нестандартной терминологии, вы, в конце концов, упретесь в технический предел этих программ, то есть это время будет потрачено впустую.

Есть еще Adobe Premiere 6.0 — именно с этой версии компания Adobe наконец «заметила» DV-формат. Этот монстр, конечно, может все. Но, по моему личному мнению, его интерфейс слишком тяжел для начинающего пользователя. Он, скорее, потомок профессиональных студийных систем и интерфейс унаследовал от них.

Ulead MediaStudio Pro 6.0 — «золотая середина». С одной стороны, его возможностей с избытком хватит для любого любительского монтажа, с другой — освоить его значительно легче. Почти при любом выборе эффекта (перехода, фильтра и прочего) появляется довольно подробное меню его свойств, но по умолчанию они довольно разумно расставлены, поэтому можно сразу, не вникая в тонкости, нажимать кнопку «OK». А позднее, приспособившись к программе, не торопясь разбираться — что же можно было поменять в настройках.

В начало В начало

Установка платы 1394 и программного обеспечения

При установке под Windows 98SE очень важно соблюдать нужную последовательность и не запускать ничего раньше времени. Итак, приступим.

  1. Вскрываем корпус (компьютер выключен!), вставляем плату в свободный PCI-слот, закрываем компьютер и запускаем. Операционная система находит новое устройство и спрашивает, где искать драйверы. Ничего не указываем (все галочки убираем), далее со всем соглашаемся и при необходимости вставляем дистрибутив Windows 98SE (или указываем к нему путь). В результате среди устройств («Панель управления»/«Система») появляется «Хост-контроллер TexasInstrument совместимый с OHCI». Если зайти в его свойства, то можно увидеть «Устройство работает нормально», а также понять, что производитель драйвера — Microsoft.
  2. Вставляем диск с Ulead MediaStudio Pro 6.0 (далее — MSP60). Выбираем «Установить MSP60», далее выбираем «Custom». Если на системном диске достаточно места, то выбираем все. Если же места мало, то можно поставить для начала только две программы — VideoEditor и VideoCapture. От примеров тоже можно отказаться, ведь они имеют довольно внушительные размеры. Некоторое время идет установка, затем нам предлагают согласиться с чем-то по поводу NetShow (поставить в систему необходимые расширения, предназначенные для подготовки видео для вещания в сети Интернет. — Прим. ред.) — отказываемся, сразу после этого отказываемся также от установки QuickTime. Программа грозно спрашивает, не хотим ли мы прервать инсталляцию. Смело отвечаем: «Хотим!» Предлагается перезагрузка, и следует напоминание о дополнениях для работы с DV (Patch). После этого перезагружаем систему. Я ничего не имею против компании Apple, но когда на одном компьютере куча разных «смотрелок» дерутся за один файл (то есть формат), то иногда возникает путаница.
  3. На диске с MSP60 находим «DV-Patch» 243174up.exe и запускаем его. Перезагружаемся снова. Необходимые дополнения можно скачать также и из Интернета (если у вас этого файла не окажется), проще всего с сайта фирмы Spline http://www.spline.ru/ (FAQ, раздел «Как устанавливать программное обеспечение для контроллеров IEEE-1394»), к тому же впоследствии этот сайт нам все равно понадобится.
  4. Если у вас русская версия Windows 98 SE — переписываем inf-файлы с вышеупомянутого сайта компании Spline в директорию WINDOWS\INF.
  5. Перегружаемся, подключаем камеру к контроллеру IEEE-1394, включаем ее в режим VCR, она опознается, на все вопросы отвечаем «Да» (может опять потребоваться дистрибутив Windows 98SE). В результате в списке устройств появляется «Microsoft Digital camera or VCR». Обратите внимание — Microsoft, а не Sony, Panasonic...
  6. Далее ставим дополнение (Patch) 242975 с того же сайта Spline и снова перезагружаемся. Устанавливаем DirectX_8a (можно взять его там же, в «Сплайне») и опять перезагружаемся.

Для Windows 2000 все вышеназванные заплатки (патчи) и inf-файлы не нужны, требуется только DirectX_8a. Первый сервисный пакет решает ряд проблем с некоторыми камерами, а для неинтеловских чипсетов он просто необходим. Затем просто ставим MSP60 — и сразу все работает. Если ваш инсталлятор не запускается в русской версии Windows 2000 — поменяйте временно локализацию и язык по умолчанию соответственно на США и английский, а после установки сразу верните обратно. Более грамотное решение описано на том же сайте компании «Сплайн».

В начало В начало

Захват видео

  1. Опять включаем камеру (в режиме VCR, кассета с видеоматериалом вставлена) и запускаем VideoCapture.
  2. В меню Setup выбираем DeviceControl и в открывшемся окошке выбираем «MS 1394 Device Control» (рис. 1).
  3. Нажимаем кнопку (контроль источника). Под «видеоокошком» кнопки управления должны разблокироваться. Понажимайте их (перемотку, пуск, стоп). Ваша камера должна выполнять эти команды. Если этого не произойдет, значит что-то не в порядке с драйверами, камерой или шнуром. Иногда помогает выход и повторный запуск программы, иногда — перезагрузка. Затем проверьте стоящие драйверы, как указано в предыдущей главе. Более сложный случай выходит за рамки этой статьи (поищите ответы, например, в FAQ на том же spline.ru).
  4. Все остальные кнопки относятся к виртуальному «пульту» на экране монитора, а не к реальным кнопкам видеокамеры. Нажимаем (в любом месте) кнопку Play — камера воспроизводит. Нажимаем кнопку Record — появляется окошко, где задаются параметры записи. Для начала нам понадобятся имя файла (лучше на дополнительном, «быстром» винчестере) и метод no time limit, остальное не трогаем. Нажимаем OK один раз. Программа предупреждает, что сейчас начнется запись. Пока отменим. Перемотаем пленку на нужное место. Перейдем еще секунд на 5-10 назад. Опять нажмем Play, затем Record, далее сразу несколько раз Enter — режимы записи она запомнила с предыдущего раза (первый Enter), начать запись и, возможно, перезаписать в существующий файл (второй и третий Enter). Внизу должны бежать показатели количества записанных и пропущенных кадров. Число пропущенных («dropped») должно быть нулевое. (Если они есть, попробуйте дефрагментировать винчестер и проверьте его скорость записи.) Но даже если доложено «0 dropped», все равно (в ответственных случаях) полностью просмотрите записанный файл на предмет замирания и рывков: к сожалению, программа захвата не гарантирует отсутствие выпадений — я сталкивался с таким фактом на сильно фрагментированном винчестере с контроллером ATA-33. Вероятность выпадений на современных ATA-100 винчестерах с «правильными» контроллерами и драйверами чрезвычайно мала (рис. 2).
  5. Чтобы закончить захват, нажмите Esc. По умолчанию программа начнет крутить свежезахваченный файл с винчестера; теперь кнопки управления относятся к файлу, а не к камере. Чтобы переключить ее на камеру, вновь нажмите . Затем повторите предыдущий пункт необходимое число раз, меняя название файла.
  6. Для дальнейших экспериментов захватываем три фрагмента: два примерно по 25-30 секунд, а третий — 5-7 минут.
В начало В начало

Монтаж. Первые шаги...

Video Editor — запускаем и осматриваемся

MSP60 при инсталляции никаких ярлыков на рабочий стол не кладет, поэтому видеоредактор запускаем «по-честному» — через кнопку «Пуск» («Программы»/«MSP60»/«VideoEditor6.0»). При запуске он попросит выбрать из списка типичные установки. Мы выберем «DV PAL 48KHz». Вот что примерно мы увидим (владельцы мониторов с разрешением 800×600 увидят гораздо меньше) — рис. 3.

Обилие кнопок и окон вначале пугает, но опасения напрасны. Кнопки, которые нам понадобятся на первых порах, обведены красными кружочками — их совсем немного. Основная работа будет проходить в окне Timeline. В окне Preview будет виден примерный результат. Окном ProductionLibrary мы будем пользоваться нечасто, а Source поначалу вообще не понадобится. Можно разместить их так: сначала раскрываем окно VideoEditor на весь монитор (если это еще не сделано), затем сдвигаем Preview в левый верхний угол, а все оставшееся место внизу занимаем Timeline. Source можно пока закрыть, а ProductionLibrary отдать то, что осталось.

В начало В начало

Загружаем исходные материалы

Нажимаем кнопку (прямо под словом Timeline). В появившемся меню выбираем файл захваченного видеофрагмента. После этого переносим курсор в область окна Timeline, вслед за ним следуют две черные полосы — видео и аудио (рис. 4).

Доводим их до левого края дорожки Va (Aa соответственно) и кликаем — черные полосы превращаются в цветные с названием файла и кадриками по краям. По умолчанию при запуске видеоредактора каждый «кадрик» обычно соответствует одной секунде видео. Изменим это: над значком «Va» есть прямоугольник с надписью 1sec. Нажмем на него и выставим значение 10sec (рис. 5).

Теперь наш первый фрагмент виден целиком. Аналогично первому загрузим второй фрагмент — на этот раз на дорожку Vb, «в хвост» первого фрагмента (рис. 6).

И наконец, третий фрагмент на Va — «в хвост» второго.

Теперь установим формат окна, удобный для работы. Для этого нажмем кнопку , расположенную над кнопкой выбора временного масштаба. Формат аудиодорожки пока трогать не будем, а вот видео поставим в режим FilmStrip и разрешение для начала выберем 80×60. На маленьких мониторах при этом может не уместиться несколько дорожек, и если останется меньше четырех-пяти (вместе с аудио) — вернитесь и уменьшите разрешение. Для больших же мониторов можно выбрать большее разрешение. Вот что у нас получилось (рис. 7).

Над дорожками идут цифры — время в формате «чч:мм:сс:кадры». Если расположить курсор в районе этих цифр, он превратится в «солнышко», от него вниз пойдет вертикальная полоса, а в окне Preview появится изображение. Теперь плавно ведем курсор вправо — видим фильм и слышим звук. Это простейший инструмент для поиска нужного кадра и грубого просмотра правильности монтажа. Будем называть его далее П-курсором.

В начало В начало

Режем

Теперь приступим к собственно монтажу. Простейшая обработка любительского «домашнего видео» заключается в вырезании неудачных и затянутых эпизодов. На этом этапе удобно работать в масштабе 5 секунд. Редко кто включает камеру меньше чем на пять секунд, поэтому все эпизоды будут представлены. С другой стороны, 5 секунд — это практически оптимум длины статичного фрагмента. Более короткие кусочки не всегда успевают рассмотреть, и они воспринимаются как «мелькание», а более длинные — начинают утомлять. Поэтому если в кадре не происходит существенного действия, которое автоматически определяет длину фрагмента, разумно из длинного однородного эпизода оставить только лучшие 4-6 секунд. Разумеется, пока речь не идет о таких тонких вещах, как ритм и форма музыкального сопровождения, режиссерский замысел и пр. Итак, будем резать третий (длинный) кусок. Двигаем П-курсор, выбираем наиболее удачный фрагмент, останавливаемся на его начале (рис. 8).

Теперь переключаем масштаб на 1 Frame и выбираем инструмент (рис. 9).

Запомните: ножницы применяем только в масштабе 1Frame! Это связано с тем, что в любом другом масштабе кадрик в окне Timeline показывает лишь начало N-секундного куска, а не то, что реально находится под линией отреза. Так что можно случайно нарезать «мусор» (начало следующего эпизода, например). Итак, подносим ножницы в нужное место между кадрами и «режем» — появляется линия отреза. Возвращаем масштаб 5 секунд, находим конец фрагмента, повторяем процедуру резки. И так со всеми выбранными фрагментами. По окончании резки вернем инструмент (левее ножниц). Он еще понадобится для выделения и передвижения клипов. Выделим неудачный фрагмент — вокруг него появится пунктир. Нажимаем клавишу Delete (на клавиатуре). Фрагмент исчез. Не бойтесь, исходный видеофайл сохранится нетронутым при любых операциях в видеоредакторе, редактируются лишь указатели на кадры (ярлычки), и их порядок затем запоминается в виде «проекта» (.dvp). Аналогичным образом удалим все неудачные фрагменты (рис. 10).

В дальнейшем процесс резки (и не только) можно ускорить, используя для этого горячие клавиши (в данном случае — «S»).

В начало В начало

Склеиваем

Перетаскиваем их мышкой в «шахматном» порядке, каждый «в хвост» предыдущему, занимая по очереди дорожки Va и Vb (рис. 11).

С помощью П-курсора просматриваем получившийся «фильм». При необходимости меняем местами отдельные фрагменты. Итак, фрагменты можно размещать в любом порядке, а не только в том, в котором они находились на исходной ленте. Наконец нужный порядок найден, еще несколько фрагментов выброшены, некоторые укорочены. Фильм почти готов, но резкие переходы между эпизодами немного раздражают (рис. 12).

В начало В начало

Вставляем переходы

Немного сдвинем все фрагменты так, чтобы следующий «нахлестывался» на предыдущий на 1-2 секунды.

Теперь найдем в окне ProductionLibrary переход Crossfade (папка F/X). Перетащим его на дорожку Fx в область между концом одного фрагмента и началом другого — как и в случае с загрузкой клипа, до подтверждения его вставки он будет иметь вид черного прямоугольника (рис. 13).

Подтверждаем вставку нажатием левой кнопки мыши и в появившемся меню свойств перехода просто нажимаем OK. Проделываем аналогичную вставку перехода во все «нахлесты» (рис. 14).

Можно использовать и другие переходы, но Crossfade выбран для примера как наиболее универсальный и пригодный практически для любого жанра — благодаря тому, что не бросается в глаза. Кстати, если переходы не использовать вовсе, можно ограничиться одной дорожкой Va и не расставлять фрагменты в шахматном порядке.

В начало В начало

Сохраняем проект

Перед тем как запустить чистовой просчет фильма (рендеринг), обязательно сохраните получившийся монтажный план, нажав на привычную дискетку. Получится маленький файл с расширением dvp (проект). К этому нужно привыкнуть, поскольку рендеринг сильно загружает машину и вероятность зависания на нем очень велика.

В начало В начало

Просчитываем

Сначала укажем редактору, какой кусок нужно просчитать. Примерно посередине между цифрами шкалы времени и верхней кромкой дорожки Va есть «желобок». Если провести по нему мышкой с нажатой левой кнопкой, появится синяя полоска, ограниченная зелеными стрелочками. Эти стрелочки обозначают начало и конец будущего «фильма», их можно двигать по шкале времени в любом направлении, регулируя таким образом продолжительность «фильма» (рис. 15).

Теперь нажимаем кнопку («Make Movie»), выбираем название файла, нажимаем кнопку Options, здесь нас интересует два параметра: FrameType=FieldOrderA и PreviewRange (рис. 16).

Нажимаем OK и «Сохранить». Начинается рендеринг. В зависимости от мощности вашего компьютера он займет от минуты до получаса, но программа сразу оценивает и показывает оставшееся время. При желании рендеринг можно прервать. Владельцам «слабых» компьютеров лучше тренироваться на коротеньких кусках (не более 1-2 минут) и отказаться от длинных и сложных переходов.

Совет: Нажав вместо кнопки Make Movie пробел, можно просмотреть выбранный временной интервал в окошке Preview. Если же подключить по i-Link камеру, а ее, в свою очередь, RCA-тюльпанами к телевизору, то можно просмотреть фрагмент и на телевизоре без записи его целиком на диск (записываются только эффекты и переходы во временную папку программы Ulead MediaStudio Pro).

В начало В начало

Вывод готового фильма на камеру

Входим через главное меню — File-Export-MS_DV_Record. Далее запускается интуитивно понятный «помощник» Microsoft, и затруднений обычно не возникает (рис. 17).

В начало В начало

Монтаж. Следующий шаг...

Мы подробно рассмотрели простейший полный цикл монтажа. Далее каждому понадобятся свои функции программы, подробно описать которые в рамках статьи невозможно (фирменное руководство — 600 страниц). Поэтому кратко остановимся лишь на некоторых из них.

В начало В начало

Добавим звук

Обычно захваченный фильм «склеен» со своим звуком и перетаскивается вместе с ним (дорожке Vi соответствует дорожка Ai). «Расклеить» звук и видео можно, щелкнув по клипу правой кнопкой мыши и выбрав в появившемся меню Split.

Новое звуковое сопровождение (или музыку) можно добавить двумя способами: загрузив на аудиодорожку wav-файл (кнопка с нотками) или загрузив avi-файл с камеры, «расклеив» и удалив его видеочасть. Первый способ удобен для музыки, «сграбленной» с компакт-диска, второй — для «дикторских» комментариев, которые просто наговариваются на видеокамеру. В связи с этим совет: не делайте комментарии кадра при съемке! Наложить комментарий при монтаже очень легко, а вот стереть его без ущерба для остального «родного» звука практически невозможно. Боитесь забыть — наговорите скороговоркой после сюжета прямо на ту же кассету, а потом сделайте «чистовую» звукозапись.

В окончательном варианте фильма будут слышны все аудиодорожки одновременно. Микшировать их очень просто. Для управления громкостью всего аудиоклипа применяйте пункт «Аудиофильтры» из меню, открывающегося щелчком правой кнопкой на аудиоклипе. Для управления локальной громкостью (части клипа) удобна линейка громкости — прямо в окне монтажа под условным изображением звуковой волны, на ней можно ставить точки и двигать мышкой полученные отрезки.

В начало В начало

Добавим титры

Нажимаем на кнопку «Т» (через одну от кнопки с нотками). Пишем титры, не указывая подробностей (шрифты, направление движения и пр.). Помещаем на видеодорожку V1 (V2... только не Va/Vb!). Теперь щелкаем по титрам мышью — редактор вновь открывается, но теперь доступен «живой» предварительный просмотр — как это будет смотреться на вашем сюжете. Теперь выбираем цвета, шрифты, направления движения и т.п.

В начало В начало

Слайд-шоу

Необязательно использовать только видеоматериалы. Если у вас есть серии слайдов или фотографий, можно изготовить видео-слайд-шоу. Для этого необходимо:

  1. Оцифровать изображения сканером в любой графический формат, лучше пока без сжатия (TIFF, BMP).
  2. В любом графическом редакторе откадрировать их до разрешения 720×576 (с помощью CROP и IMAGE_SIZE). При этом сюжетно важные объекты не должны быть у края, так как телевизоры обрезают значительные полосы изображения по периметру.
  3. Загрузить в VideoEditor изображения, пользуясь соответствующей кнопкой (между титрами и «нотками»).
  4. Вставить разнообразные переходы и наложить музыку и/или дикторский текст. В отличие от «живого» видео, где чрезмерное увлечение переходами раздражает, здесь разнообразие переходов вполне уместно.
  5. Добавить поясняющие титры (при необходимости).
В начало В начало

PIP

Если один сюжет снимается двумя камерами, следует заранее договориться о «делении» планов. Тогда можно при монтаже «переключать» камеры с общего плана на крупные. Иногда хочется показать одновременно и то и другое. Для этого проще всего прибегнуть к Picture-In-Picture («картинка-в-картинке»). Другой типичный случай PIP — событие (в основном кадре) и впечатления от него, «интервью» или комментарии их участников (во врезке). Делается простейший PIP так:

  1. Основные кадры помещаем на дорожках Va/Vb, врезку — на дополнительную видеодорожку V1.
  2. Щелкаем правой кнопкой по врезке, выбираем пункт Moving_Path. В окне Production Library вместо переходов появляются разнообразные траектории вспомогательного изображения. Пока нас интересует простейший, неподвижный вариант. Выбираем траекторию 2D_Basic из одноименной папки и открываем ее двойным щелчком. Ставим галочку Keep aspect ratio, затем выбираем мышкой прямоугольник S (он сразу краснеет), вместо цифры 720 в поле Width ставим 240, затем сдвигаем мышкой прямоугольник в нужный угол. Аналогично поступаем с конечной точкой (прямоугольник Е). Чтобы картинка не дергалась, координаты X,Y у начального и конечного положения должны совпадать. Удобно сразу запомнить их для старта, а для финиша ввести вручную. Нажимаем кнопку Add, вместо названия 2D_Basic вводим, скажем, PIP, нажимаем OK. В папке Custom появляется только что отредактированная нами траектория с названием PIP.
  3. Перетаскиваем траекторию на клип врезки (на дорожку V1) — еще раз открывается окно редактирования траектории, где мы можем видеть полученный результат. Нажимаем ОК. На клипе врезки появляется маленькая пиктограмма траектории. Можно просчитывать кусочек «начисто».
  4. Если после чистового просчета и просмотра на телевизоре результат не радует, можно легко вернуться к редактированию траектории, вновь нажав правую кнопку мыши и выбрав Moving_Path. На этот раз откроется уже определенная вами траектория. Можете передвинуть картинку в другой угол или просто отодвинуть ее от края (типичная ошибка начинающих — сдвигают ровно в угол, не учитывая обрезку телевизором полей по периметру. Именно поэтому рекомендую перед окончательным монтажом просматривать отдельные фрагменты на телевизоре, а не на мониторе).

Ширина 240 рекомендуется не случайно — это, как нетрудно догадаться, 720/3. В результате берется каждый третий пиксел исходной картинки и не происходит сложного пересчета цветов. При других (нецелых) отношениях в результате такого пересчета возникают нежелательные искажения, ступеньки и пр.

И наконец, если у врезки «шумные» края и это раздражает, можно применить к ней видеофильтр Cropping (правая кнопка, меню VideoFilters). Обрежьте минимально до исчезновения шума.

В начало В начало

Общая стратегия хранения и монтажа

Теперь опишу свою методику. Она хорошо работает на любительском материале, и, главное, абсолютно нетребовательна к аппаратуре (не используется индексирование кассет, неважна точность механизмов камеры, да и сама камера может быть заменена). Единственный недостаток — это чуть большие, чем хотелось бы, затраты времени. Итак:

  1. Изначально имеем кучу первоисточников, в том числе чужих, отражающих одно и то же событие (например, поход или концерт снимали двумя разными камерами). Материалы любительские, поэтому много брака, затянутых сцен и пр.
  2. Захватываем их все на винчестер, чужие сразу можно отдать владельцам.
  3. В VideoEditor’e кладем их все подряд на одну дорожку. Вырезаем явный брак, а также куски, которые вам не понадобятся.
  4. Если один и тот же момент времени или объект заснят разными операторами, возможны два варианта:
    • обе съемки одинаково хороши, но ракурсы (точки съемки) или планы (наезд) разные — имеет смысл поиграть с «переключением» камер или «картинкой в картинке» (PIP);
    • одна из съемок явно хуже другой (против света, руки дрожат, несфокусировалась и пр.) — можно целиком удалить неудачный дубль.
  5. Пересортировываем все по времени (если несколько камер) и группируем в логически законченные фрагменты длиной 10-18 минут (в Windows 2000 можно и больше). Придумываем им названия и делаем (рендерим) соответствующие файлы (далее будем называть их техническими). После этого оригиналы (файлы исходных съемок) удаляем.
  6. Изготавливаем небольшую неброскую заставочку (можно неподвижную картинку-логотип, я использую градиент) секунды на две. Загружаем в VideoEditor первый технический файл. Вставляем перед ним и после него заставочку, на той, что впереди, с помощью титров пишем имя технического файла. Рендерим то что получилось, скидываем на камеру и стираем с винчестера (сам технический файл без заставочек остается). Повторяем операцию со всеми техническими файлами, скидывая их (вместе с заставочками) на кассету в конец предыдущим.
  7. Мы получили технический фильм. С одной стороны, его можно смотреть, правда, немного раздражают названия файлов, всплывающие на пару секунд каждые 15 минут. С другой стороны, из него всегда можно извлечь технические файлы с точностью до кадра. Поэтому с этого момента оригинальные записи с кассет можно стирать, а кассету использовать повторно. Для любительской съемки, где процент брака и ненужных впоследствии кадров очень велик, мы можем получить существенную экономию видеоленты.
  8. Теперь на основе технических файлов монтируем «чистовой» фильм (с эффектами, музыкой, титрами). Возможно, даже не один (например, короткий рекламный клип-резюме для непосвященных и подробный фильм-отчет для участников событий). Записываем его на кассету. Далее с нее переписываем на VHS/SVHS, если нужно раздать людям...
  9. После этого технические файлы стираем, а файл проекта сохраняем в укромном месте, желательно на нескольких носителях (CD-R, CD-RW, Zip, винчестер).

Таким образом, в компьютере видеоматериалы не накапливаются, винчестер не забивается, остаются только небольшие файлы .dvp. Видеоматериалы хранятся в цифровом виде (DV или Digital 8), условно «в двух коробках»: технические фильмы «на всякий случай» и «чистовые» фильмы — смотреть и людям показывать. При этом сохраняется возможность подправить непонравившийся эпизод: с помощью кассеты с техническим фильмом легко восстановить (обрезав заставочки) исходные технические файлы, а затем поместить к ним в директорию извлеченный из архива dvp-файл и открыть его. Переделывайте, пожалуйста! Все ваши труды сохранились. При желании на основе технических фильмов можно смонтировать и совершенно новый проект.

В начало В начало

А нельзя ли побыстрее? Еще раз о компьютере

О разрешении экрана мы уже говорили. Сейчас подробнее остановимся на двух других основных компонентах — процессоре и винчестере.

Процессор используется только при рендеринге эффектов (PIP, видеофильтры, титры, переходы). При этом скорость просчета примерно пропорциональна частоте процессора и практически не зависит от размера L2-кэша (по моим наблюдениям процессор Celeron отличается от Pentium III лишь на 95-96% при одной и той же частоте, что свидетельствует о бессмысленности покупки PIII-600-933, Celeron 800-1000 — дешевле и быстрее). Поэтому необходимость апгрейда зависит от частоты использования сложных эффектов. Для простейшего монтажа (вырезал-склеил, титры только вначале) подойдет любой процессор.

Теперь поговорим о винчестерах. По сути любой монтаж — это переписывание файлов (из исходных avi-файлов в конечный). Поэтому даже при простом монтаже 10-минутного ролика считывается 2 Гбайт и записывается на новое место 2 Гбайт. Поскольку ни один винчестер не может это делать одновременно, он делает это порциями, «дергая» головки. Частота этих скачков определяется помимо прочего и драйверами. Ускорить монтаж можно четырьмя способами:

  • приобрести более быстрый винчестер;
  • оптимизировать драйверы;
  • разделить винчестеры (один пишет, другой читает);
  • использовать RAID-массив, который распараллеливает операции чтения/записи и который в последнее время может быть встроен в некоторые материнские платы практически бесплатно (разница в цене лишь 20-30 долл.).

Единственный бесплатный путь (второй) поначалу не представлялся перспективным, но жизнь преподнесла сюрприз! В мои руки попала материнская плата IWILL WO2R с Intel-ATA-100 + AMI-RAID-ATA-100-контроллерами на борту. Взяв пять (!) одинаковых винчестеров IBM, победивших не в одном тестировании, я смог на практике проверить эффективность каждого пути. Шлейфы использовались 80-жильные.

В начало В начало

Методика тестирования дисковой подсистемы

Захватывался 5-минутный видеоклип (примерно 1 Гбайт), после этого либо просто копировался через «Проводник», либо загружался в UleadMediaStudio6, где нажималось MakeMovie (фактически то же самое копирование, но механизм буферизации от Ulead. Интересно, что если второй и более раз запустить монтаж не выходя из программы, скорость падает в полтора раза, поэтому перед крупными прогонами без эффектов лучше сохраняться и перезапускать UMS6 — сэкономите немало времени). Затем размер файла в мегабайтах делился на время копирования в секундах. Для сравнения далее проводился стандартный тест WinBench99 — HiEndDiskWinMark. Все это делалось как под Windows 98SE, так и под Windows 2000, причем в последнем случае драйвер от Intel (UltraATA100) вставать наотрез отказался — рушил систему (это ошибка конкретной материнской платы, а вообще он без проблем встает под Windows 2000). Не помогло и скачивание новой версии с сайта компании Intel (зато появилась возможность сравнить скорость с драйверами от MS!). Результаты сведены в табл. 2, где приведены средние значения в Мбайт/с, разброс обычно составлял порядка 10%. Существенных (более 10%) различий в скорости при использовании FAT32 и NTFS не обнаружилось.

В начало В начало

Обсуждение результатов

  • Драйвер ATA100 (плюс контроллер, если материнская плата старая) имеет важную роль. И даже при старом контроллере игра с драйверами может дать увеличение скорости в полтора-два раза, в частности флажки DMA и прочие «мелочи». А в описанном случае (для платы i815e) правильно установленный драйвер дал прирост скорости в десять (!) раз — сравните M-M и I-I. Напоминаю, что эти два случая различались только программно — железо я вообще не трогал. Только обязательно сохраните реестр или всю систему (я рекомендую для этого Norton Ghost) перед переустановкой UltraATA-драйверов — они иногда рушат Windows.
  • Два отдельных винчестера ATA-100 не только надежнее и дешевле, чем RAID из двух аналогичных дисков, но и существенно быстрее (при условии записи с одного на другой). Кстати, RAID из трех дисков практически не дает прироста скорости, но заметно понижает надежность.
  • Единственный оправданный вариант применения RAID — 2 массива по два диска при монтаже с одного на другой. Это максимальная производительность, которую можно получить за разумные деньги. Более мощные решения («взрослые» SCSI-RAID) уже на порядок дороже и абсолютно бессмысленны для рассматриваемой задачи.
  • Простое копирование длинного файла коррелирует с результатами реального монтажа ничуть не хуже, чем специальные тесты (то есть так же плохо). Поэтому для проверки эффективности драйверов совершенно не обязательно ставить WinBench — заархивируйте любой компакт-диск и погоняйте полученный архив туда-сюда.
  • В данном тесте влияние смены винчестеров не проверялось, но, судя по результатам обзоров, разница скорости разных моделей составляет от 5 до 20%, что намного меньше, чем выигрыш от правильной настройки драйвера или подключения второго диска. Поэтому гнаться за «чемпионами» совершенно не обязательно. Таким образом, для рассматриваемых целей подойдет практически любой диск ATA-100 на 7200 оборотов.

Надеюсь, эта статья поможет вам смонтировать интересные фильмы. Думаю, у вас все получится. Плата интерфейса IEEE-1394, кабель к ней и быстрый жесткий диск — вот все, что вам понадобится для организации домашней цифровой студии (плата IEEE-1394 Gigabyte GA-FTI1394 и винчестер IBM 307045).

Основной текст статьи был написан в январе-марте 2001 года и частично обновлен в июле/сентябре. За дополнениями и разъяснениями по поводу содержания данной статьи вы можете обратиться на личную страницу автора: http://www.afanas.ru/ или связаться с ним по e-mail: mike@afanas.ru.

КомпьютерПресс 11'2001