oldi

Многоканальные звуковые карты

Для чего нужны многоканальные аудиоинтерфейсы

Разновидности многоканальных аудиоинтерфейсов

   Aardvark

   Echo

   M-Audio

   Marian

   TerraTec

 

CreamWare Luna II

 

Для многих музыкантов, использующих звуковые студии на базе персонального компьютера, бывает вполне достаточно обычной звуковой карты со стереовходом и стереовыходом. Однако иногда в ряде случаев требуется большее количество физических аудиовходов и выходов, и тогда не обойтись без специальных многоканальных аудиоинтерфейсов.

Прежде всего следует сказать, что на коробках многих современных звуковых карт имеется надпись «многоканальный выход» или что-нибудь в этом роде. Однако, как правило, наличие на мультимедийных звуковых картах четырех, пяти или даже шести выходов означает не что иное, как поддержку режима декодирования окружающего звука. Использовать такие выходы иным образом без внесения изменений в конструкцию звуковой карты, к сожалению, не удастся.

Конечно, можно установить две или даже три звуковые карты в один компьютер, но работать с подобной системой будет не очень удобно, да и системые ресурсы компьютера небезграничны. К тому же стоимость такого решения при использовании более-менее приличных плат будет не намного ниже, чем в случае приобретения одной многоканальной.

Для чего нужны многоканальные аудиоинтерфейсы

Необходимость использования многоканального аудиоинтерфейса может быть вызвана различными причинами. Например, для работы с профессиональными видеомагнитофонами, имеющими четыре дорожки, требуется четыре физических входа и выхода. Многие музыканты используют внешнюю аппаратуру — модули обработки, синтезаторы и т.п., и для того, чтобы с этими устройствами можно было работать в режиме реального времени, также понадобятся дополнительные физические входы и выходы.

В начало В начало

Разновидности многоканальных аудиоинтерфейсов

По сложившейся в индустрии звукозаписи традиции количество каналов в профессиональных устройствах кратно четырем. Если говорить о компьютерных аудиоинтерфейсах, то обычно это четырех- или восьмиканальные системы. Встречаются также модели, имеющие разное количество входов и выходов (например, младшие модели звуковых карт Echo имеют два входа и восемь выходов).

Конструктивно многоканальные аудиоинтерфейсы чаще всего выполнены из двух компонентов — платы, устанавливаемой в слот PCI, и внешнего коммутационного блока, подсоединяемого к плате при помощи специального кабеля. Существуют и решения для мобильных компьютеров, в которых вместо карт PCI используются адаптеры формата PC Card, подключаемые к внешнему коммутационному блоку. Однако подобные изделия относятся скорее к разряду экзотических, поскольку стоимость таких адаптеров значительно выше, чем аналогичных решений на базе плат PCI. К тому же характеристики далеко не каждого ноутбука позволят эффективно использовать возможности многоканального аудиоинтерфейса.

На внешнем блоке располагаются разъемы входов и выходов, а в некоторых случаях и дополнительные органы управления (регуляторы и переключатели) и индикации. В таких изделиях вы не встретите разъемов minijack — как правило, коммутация внешних аналоговых приборов производится при помощи RCA («тюльпанов»), полноформатных четвертьдюймовых «джеков» или разъемов XLR. Карты профессионального класса обязательно оснащаются симметричными аналоговыми входами и выходами. Довольно часто наряду с аналоговыми предусмотрены и цифровые входы и выходы электрического коаксиального и/или оптического интерфейса S/PDIF. В устройствах подобного класса стандартом де-факто стала работа с цифровым сигналом формата 96 кГц/24 бита. Существуют также модели, поддерживающие ввод и вывод многоканального цифрового потока (например, в формате ADAT1). В некоторых случаях устанавливается профессиональная версия цифрового интерфейса — AES/EBU (или по крайней мере предусматривается возможность его подключения).

Довольно часто многоканальные звуковые карты оснащаются интерфейсом MIDI. Для применений, требующих при работе синхронизации с внешними устройствами, весьма полезным будет наличие BNC-разъема Word Clock.

Ниже приведены краткие описания бюджетных решений для персональных и домашних студий, предлагаемых на данный момент наиболее известными производителями. Верхняя ценовая планка описываемых устройств составляет 550 долл. (по розничным ценам на российском рынке).

В начало В начало

Aardvark

Аудиоинтерфейсы фирмы Aardvark (http://www.aardvark-pro.com/) хорошо известны среди профессионалов, поскольку зарекомендовали себя как очень качественные и надежные устройства. Пожалуй, единственным их недостатком была весьма высокая цена. Однако относительно недавно появилась и вполне бюджетная модель — Aardvark Direct Pro LX6 (500 долл.).

Direct Pro LX6 выполнена в виде платы PCI и внешнего коммутационного блока, которые соединяются между собой двухметровым кабелем. На внешнем блоке расположены четыре симметричных аналоговых входа (на четвертьдюймовых разъемах «джек») и шесть аналоговых выходов, четыре из которых также являются симметричными (на четвертьдюймовых разъемах «джек»), а еще два — несимметричными (на разъемах RCA). Судя по надписи Monitor, эти два выхода предназначены для подключения к контрольному тракту (мониторам). На передней панели находится разъем для наушников с регулятором громкости, который заодно управляет уровнем сигнала на мониторном выходе. Также предусмотрен интерфейс MIDI, представленный двумя разъемами: входом и выходом. Разъемы RCA входа и выхода цифрового электрического интерфейса S/PDIF находятся на заглушке самой платы.

В Direct Pro LX6 используются АЦП и ЦАП, работающие с частотами дискретизации до 96 кГц и разрядностью до 24 бит. Уровень каждого входа можно переключать между значениями +4 dBu и –10 dBV (в последнем случае вход работает в несимметричном режиме). Диапазон настройки чувствительности входов составляет 30 дБ и настраивается из программной панели управления. Обеспечивается одновременная запись с четырех входов (это может быть как четыре аналоговых входа, так и сочетание двух аналоговых и двух цифровых).

Одной из отличительных особенностей Direct Pro LX6 является наличие встроенного процессора эффектов, который позволяет производить обработку звука в режиме реального времени. В частности, имеются компрессор, трехполосный эквалайзер для каждого канала и мастер-ревербератор, общий для всех каналов. Данные эффекты могут применяться как для обработки записываемого сигнала, так и только для мониторов.

В начало В начало

Echo

Производство профессиональных и полупрофессиональных аудиоинтерфейсов является основной сферой деятельности Echo Digital Audio Corporation2 (http://www.echoaudio. com/). Названия моделей производимых ею звуковых карт весьма оригинальны, поскольку представляют собой не что иное, как женские имена.

Если говорить о бюджетных многоканальных устройствах, то на данный момент они представлены двумя моделями — Darla24 (395 долл.) и Gina24 (450 долл.). Несмотря на то что в июне текущего года было объявлено о прекращении выпуска Darla24, эта модель еще встречается в продаже.

Обе системы конструктивно выполнены в виде платы PCI и внешнего блока, соединяемого с платой при помощи специального кабеля, и позволяют работать с цифровым звуком в формате 96 кГц/24 бита. Они оснащены двумя симметричными аналоговыми входами и восемью симметричными аналоговыми выходами (выполненными на четвертьдюймовых разъемах «джек» и расположенными на внешнем коммутационном блоке). ЦАП и АЦП этих карт выполнены по 24-разрядной архитектуре со 128-кратной передискретизацией, а процедуры обработки цифрового сигнала возложены на специализированный процессор Motorola.

Более дорогая Gina24 помимо работы с аналоговым звуком обеспечивает также ввод и вывод сигналов в цифровом виде. На ее внешнем блоке имеются вход и выход электрического коаксиального интерфейса S/PDIF (на разъемах RCA), а также вход и выход цифрового оптического интерфейса ADAT. Кроме того, в отличие от Darla24, на передней панели коммутационного блока предусмотрен выход на наушники, оснащенный регулятором громкости.

В начало В начало

M-Audio

Эта торговая марка принадлежит известной фирме MIDIMan (http://www.midiman.com/). Благодаря быстрой реакции на изменение конъюнктуры рынка этой фирме удается быстро заполнять свободные ниши рынка профессионального и полупрофессионального аудиооборудования. Многоканальные аудиоинтерфейсы M-Audio бюджетной серии представлены двумя моделями — Delta 44 и Delta 66.

Delta 44 (290 долл.) оснащена четырьмя аналоговыми входами и четырьмя аналоговыми выходами (на четвертьдюймовых разъемах «джек»), которые могут работать как в симметричном, так и в несимметричном режиме. Разъемы вынесены на внешний коммутационный блок, соединяемый с платой при помощи специального кабеля. Обеспечивается работа с сигналом формата 96 кГц/24 бита в полнодуплексном режиме.

Delta 66 (390 долл.) имеет схожую конструкцию, но наряду с четырьмя парами аналоговых входов/выходов оснащена и цифровым интерфейсом. Разъемы RCA входа и выхода электрического коаксиального цифрового интерфейса S/PDIF установлены непосредственно на заглушке платы.

В комплекте поставки плат Delta 44 и Delta 66 имеются драйверы ASIO, ASIO 2.0, GSIF, EASI и MME.

Коммутационные возможности плат серии Delta можно расширить при помощи блока MIDIMan Delta OMNI I/О (259 долл.). Вы получаете два входа с высококачественными микрофонными усилителями, четыре дополнительных стереовхода, линию для подключения внешних эффектов, два выхода для подключения наушников и индикаторы. Приобретение блока Delta OMNI I/О во многих случаях позволит отказаться от использования дополнительного микшерного пульта.

В начало В начало

Marian

Четырехканальные полупрофессиональные аудиоинтерфейсы немецкой компании Marian (http://www.marian.de/) серии MARC 4 привлекательны прежде всего своей ценой — 255 долл. В отличие от большинства остальных рассматриваемых в этом обзоре изделий все разъемы плат Marian MARC 4 расположены непосредственно на заглушке. Две пары аналоговых несимметричных входов и выходов выполнены на четвертьдюймовых разъемах «джек». Используемые в этих платах АЦП и ЦАП производства АКМ обеспечивают работу с сигналом формата 96 кГц/24 бита.

Плата Marian MARC 4 MIDI оснащена MIDI-интерфейсом с двумя входами и двумя выходами (разъемы MIDI-интерфейса вынесены на гибком кабеле, подсоединяемом к плате).

Marian MARC 4 DIGI помимо аналоговых входов и выходов оснащается входом и выходом цифрового оптического интерфейса S/PDIF, разъемы которого расположены непосредственно на заглушке платы. Для этой модели выпускается плата расширения MARC 4 DIGI Extender (72 долл.), на которой имеются входы и выходы электрического коаксиального цифрового интерфейса S/PDIF, разъем для подключения входа и выхода цифрового интерфейса AES/EBU, а также вход Word clock (на разъеме BNC).

В комплекте поставки плат Marian MARC 4 имеются драйверы GSIF, DirectSound и ASIO 2.0.

В начало В начало

TerraTec

Звуковые карты немецкой компании TerraTec Electronic уже давно пользуются заслуженной популярностью у пользователей благодаря хорошему сочетанию цены и качества.

Аудиоинтерфейс TerraTec EWS88 MT (550 долл.) выполнен в виде PCI-платы и внешнего коммутационного блока, соединяемого с платой при помощи кабеля.

На внешнем блоке расположены восемь несимметричных аналоговых входов и восемь несимметричных аналоговых выходов (выполненных на разъемах RCA). Система может работать в полнодуплексном режиме, обеспечивая одновременную запись и воспроизведение 16 звуковых потоков в формате 96 кГц/24 бита. Входной уровень каждого из аналоговых входов из программной панели управления можно переключать между значениями +4 и –10 дБ, а также подстраивать в пределах 18 дБ с шагом 0,5 дБ. Используемые в этой системе АЦП построены по 24-битной архитектуре с 64-кратной передискретизацией, а ЦАП — по 24-битной архитектуре с 128-кратной передискретизацией.

На заглушке платы расположены вход и выход электрического коаксиального цифрового интерфейса S/PDIF (на разъемах RCA) и разъем аналогового мониторного стереовыхода (minijack), работающего с ЦАП 48 кГц/16 бит. Кроме того, на плате имеются два внутренних аналоговых входа (с разъемами стандарта МРС), оснащенные «облегченными» АЦП (48 кГц/16 бит). Сигналы с этих входов можно коммутировать только на мониторный выход.

Вход и выход встроенного MIDI-интерфейса вынесены на внешний коммутационный блок.

В комплекте поставки платы имеются драйверы ASIO2.0, GSIF, MME и DirectSound.

При подготовке статьи были использованы материалы, предоставленные компанией «Мультимедиа Клуб» (тел.: (095) 943-9290, 943-9293; http://www.mpc.ru/).

КомпьютерПресс 11'2001