Современные технологии создания Web3D-контента

Александр Прохоров

Viewpoint

ParallelGraphics

Cycore

Pulse

 

Американская компания с российскими корнями

Мнение эксперта

Игровое прошлое определяет профиль формата Pulse

Позиционирование технологий ведущих компаний в области Web3D (в скобках указано название формата)

 

В последнее время по поводу перспектив развития Web3D-контента вообще и различных Web3D-форматов в частности идут жаркие споры. По всей вероятности, на вопрос, кто же завоюет рынок инструментальных средств для производства Web3D-контента, ответит время. Сегодня лидерами этого рынка являются компании ParallelGraphics, Viewpoint, Cycore, Pulse, Macromedia и Adobe. В настоящей статье мы расскажем об инструментальных средствах, предлагаемых данными компаниями, более подробно остановившись на продукции первых четырех — как наиболее продвинутых. Установить рассматриваемые ПО можно с нашего CD-ROM. В статье также будут проанализированы сильные и слабые стороны каждой технологии, что позволит понять, как обладатели того или иного формата позиционируют себя на рынке.

Viewpoint

Viewpoint позиционирует себя в качестве ведущего производителя Web3D-визуализации и маркетинговых решений для электронной коммерции и онлайновой рекламы. Основная концепция фирмы состоит в том, что возможность рассматривать трехмерные и визуально точные модели товаров и взаимодействовать с ними стимулирует доверие потребителя и более быстрое принятие решения о целесообразности покупки. Авторы сайта в одном из своих главных слоганов утверждают, что аббревиатура WYSIWYG (What you see is what you get — Что видишь, то и получаешь) в Web3D приобретает новое значение. То есть теперь товар можно не просто увидеть, а увидеть со всех сторон, что не только стимулирует продажи, но и сокращает количество возвратов товаров.

Данная технология применяется прежде всего в крупных Интернет-магазинах таких компаний, как Sony (http://bpgprod.sel.sony.com/bpccontent/bpchome/3danimations.99999.BPC.html), Hewlett- Packard (http://www.hpbriefingroom.com/models/hp/index.html), NIKE (http://nikeshox.nike.com/american/metastream/running/index.html).

Оппоненты, правда, говорят о том, что разница между трехмерной и двухмерной фотографией вовсе не так часто играет решающую роль в принятии решения о покупке и что, например, ботинки важнее померить, нежели рассмотреть их со всех сторон. Однако с тем, что любая возможность более наглядного представления товара полезна, не спорит никто.

Компания умеет создавать подробные 3D-модели, что отчасти связано с ее опытом разработки программно-аппаратных комплексов для 3D-сканирования. Так, в свое время компания на базе цифрового фотоаппарата Minolta 1500 со специальной 3D-приставкой разработала технологию, суть которой сводится к получению двух снимков одного объекта: первый представляет собой простую фотографию, а второй — фотографию этого же объекта, но подсвеченного полосками. Сравнивая первый кадр со вторым, программа по искривлению полосок восстанавливает рельеф объекта. Фотографируя объект со всех сторон, программа получает информацию, достаточную для построения единой трехмерной модели.

Еще одна уникальная разработка компании относится к технологии масштабирования и стриминга при работе с 3D-объектами.

Лично на меня приятное впечатление произвели демонстрации, некоторые из которых представляют не только образцы товара, но и мини-руководства, с помощью которых можно посмотреть элементарную функциональность товара. Например, проследить, как вставляется карта в слот принтера, как меняется картридж и т.д.

Весьма симпатично выглядит демонстрация собачки AIBO (рис. 1).

Для работы с объектами в формате Viewpoint требуются средство просмотра формата, средство компоновки сцены объектами и средство публикации. Все это программное обеспечение можно бесплатно скачать с Web-сайта компании (http://viewpoint.com/create/software/) или загрузить с нашего диска.

Однако в ряде случаев за его использование придется заплатить. Если вы хотите поместить на некоммерческий сайт свое трехмерное изображение средствами Viewpoint, денег с вас, конечно, никто не потребует. Но если вы хотите украсить корпоративный сайт или даже поместить на виртуальную витрину электронного магазина модель продаваемого вами товара, используя при этом формат Viewpoint, — платите денежки. Таким образом, товаром являются сами показы в данном формате, и за использование технологии в этих целях придется вносить арендную плату (около 2500 долл. в год). Для получения ключа необходимо зарегистрироваться на сайте компании по адресу http://www.viewpoint.com/registration/register.jsp.

Отдельного разговора заслуживает вопрос создания моделей товаров. Предположим, вы продавец автомобилей Audi и хотите поместить на своей виртуальной витрине изображение автомобиля так, чтобы покупатель, не выходя из Сети, мог его покрутить, поменять цвет и т.д. Вся проблема — создать такую модель, что достаточно сложно (например, модель, показанная на рис. 2, имеет более 17 тыс. узлов сетки проволочного каркаса). Однако есть выход — ее можно купить, что обойдется вам почти в 800 долл. Не дешево, как говорится — добавил еще чуть-чуть и купил настоящую машину! Видимо, со временем, когда технологии 3D-сканирования станут более совершенными, модели подешевеют и с появлением нового товара одновременно с ними будет продаваться и его виртуальный прототип — для продвижения реального товара в Интернете. Впрочем, почему будет? Это уже реальность. Правда, далеко не все товары имеют сегодня свои 3D-аналоги, и для создания модели своего нового изделия вам придется воспользоваться, например, известным пакетом 3D Studio MAX, который позволяет экспортировать сцены в формат, который, в свою очередь, можно импортировать в VET1 Scene Builder (VSB).

В начало В начало

ParallelGraphics

В настоящее время разработка новых форматов построения Web3D-контента ведется весьма активно. Однако ParallelGraphics остается приверженцем VRML — единственного открытого текстового формата из всех рассматриваемых в статье. И во многом благодаря программным разработкам ParallelGraphics VRML остается одним из наиболее популярных форматов в Сети.

О продуктовой линейке ParallelGraphics для создания трехмерного Интернета  — средствах просмотра виртуальных сцен, создания сцен и объектов, внесения интерактивности в эти сцены и оживления персонажей — мы писали в КомпьютерПресс № 2’2001. Поэтому в данной статье мы ограничимся перечислением этих продуктов. Но о новой разработке — программе Internet Model Optimizer, средстве конвертации подробной CAD-модели в упрощенную модель для создания Web3D-руководств — мы расскажем более подробно.

ParallelGraphics предлагает самую широкую линейку инструментальных средств для создания 3DWeb-контента в основном для индустрии развлечений и в области создания онлайновых каталогов и руководств.

VRML-клиент Cortona — средство просмотра. В настоящее время есть версии для РС, Pocket PC, Mac. Клиент Cortona можно бесплатно загрузить с сайтов ParallelGraphics http://www.paragraph.ru/ и http://www.parallelgraphics.com/, а также с нашего CD-ROM.

Internet Space Builder — редактор трехмерных сцен для Интернета, средство создания трехмерных объектов на основе составляющих элементов.

Internet Scene Assembler — инструмент, позволяющий собирать анимированные 3D-сцены для Web и организовать интерактивность между пользователем и сценой.

Internet Character Animator — средство создания и анимации Web-персонажей.

Internet Model Optimizer — средство для конвертации подробной CAD-модели в упрощенную модель для Web3D-руководств.

Создание виртуальных 3D-руководств — это самостоятельное интенсивно развивающееся направление. Руководства существовали всегда, но самое полное представление о новом устройстве давали видеокассеты и CD-ROM. Но даже эти весьма совершенные руководства менее конкурентоспособны по сравнению с Web3D-руководствами.

Видеокассета — это прежде всего носитель последовательного доступа и поэтому не дает возможности сделать интерактивное пособие. Только интерактивное руководство, с помощью которого можно разобрать и собрать на виртуальной модели конкретный узел, позволяет выработать у сервис-инженера или обычного пользователя определенные навыки. Технология также дает возможность организовать экзамен, предложив тестируемому в онлайне за определенное время собрать-разобрать некоторый узел. В данной сфере заказчиками ParallelGraphics являются такие компании, как Man Rolland (разработчик промышленных печатных станков), Boeing, Olympus. Подобные компании тратят огромные деньги на тренинги для персонала, разбросанного по всему миру. Рассылка службой DHL учебных материалов выливается в приличные суммы. А онлайновое руководство достаточно один раз выложить в Сеть, чтобы одновременно организовать доступ всех сотрудников компании и, главное, всех сервисных центров партнеров, провести их обучение и оценить знания. Это позволяет сократить время выхода изделия на рынок. 3D-модели оборудования в большинстве случаев уже имеются в виде CAD-моделей.

Предлагаемый ParallelGraphics продукт позволяет автоматизировать процесс создания виртуального руководства на базе CAD-модели. Его первая версия уже выпущена — под названием Internet Model Optimizer. Этот инструмент позволяет упростить CAD-модель в автоматическом или полуавтоматическом режиме, то есть выбрать и удалить второстепенные, не существенные для создания схематичного руководства детали.

На сегодняшний день Internet Model Optimizer «берет» только два формата: VRML1-0 и DXF2. В ближайшее время развитие продукта направлено на поддержку и других форматов, с тем чтобы, например, непосредственно из таких средств, как CATIA или Pro/Engineer, минуя стадию VRML или DXF, конвертировать модель прямо в Internet Model Optimizer. Сегодня использование Internet Model Optimizer актуально для многих инженерных компаний, которые с помощью данного средства смогут визуализировать в Интернете свои тяжелые CAD-модели. Для этого даже не нужна интерактивность или анимация, поскольку, давая на входе некую CAD-модель, можно быстро получить онлайн-каталог.

Сущность технологии хорошо демонстрируют рис. 3, 4, 5. На рис. 3 показана исходная CAD-модель фотоаппарата Olympus, которая занимает 5 Мбайт и содержит 400 элементов. После упрощения модели (рис. 4) она сокращается до 60 Kбайт! Если к ней добавить текстуры (около 80 Kбайт), то получим VRML-файл в 140 Kбайт, который уже может быть использован в Интернете.

В окончательном варианте (рис. 5) модель состоит из 23 элементов, хорошо передает внешний вид и функциональность аппарата, что достаточно для организации виртуального руководства.

Все описанные программы можно загрузить из Интернета (http://www.parallelgraphics.com/products/) или с нашего диска, на котором можно также просмотреть виртуальные руководства, разработанные ParallelGraphics для различных компаний.

В начало В начало

Cycore

Технология Cult3D (http://www.cult3d.com/), разработанная шведской компанией Cycore Computers, обеспечивает очень высокое качество рендеринга, не требует 3D-акселераторов и поддерживает широкий спектр платформ (Windows 95/98, Windows NT/2000 (x86 и Alpha), Mac OS (PPC), Be OS R4 (x86), Linux 2.0, HP-UX 10.10, Sun OS 2.4, AIX 4.0).

Данная технология находит применение в электронной коммерции, дистанционном обучении и в области электронных развлечений. Наиболее важным направлением деятельности компании Cycore является создание реалистичных трехмерных изображений товаров для более качественной их рекламы через электронные магазины (рис. 6). Такие известные компании, как Nokia, CNN, ABB, Webstore и др., уже используют эту технологию на своих Web-сайтах. Благодаря встроенному сжатию и возможностям потокового воспроизведения формат Cult3D обеспечивает быструю загрузку и удобный просмотр. Формат дает возможность строить интерактивные модели: задавать критерии, при выполнении которых объект будет подвергаться различным преобразованиям — в зависимости от действий пользователя. Скачать программы для работы с Cult3D, а также руководства к ним можно по адресу http://www.cult3d.com/download/download.asp#downloads или с нашего CD-ROM.

Данное программное обеспечение бесплатно только для внутреннего использования в рамках компании. Для публикации сцен и моделей в Интернете требуется покупка лицензии на каждый класс моделей.

В начало В начало

Pulse

Pulse3D — это многоплатформенная технология для создания и просмотра анимированного 3D-контента, прежде всего 3D-аватаров, что находит применение в сфере электронных развлечений и отчасти в области электронной коммерции, рекламы и обучения. Технология Pulse позволит «населить» ваш сайт трехмерными персонажами, которые в последнее время задействуются не только на развлекательных сайтах, но и на витринах магазинов — в качестве продавца или консультанта — и на образовательных порталах — в качестве учителя (рис. 7).

Набор инструментов включает:

  • Pulse Creator — средство авторизации и публикации;
  • Pulse Producer — утилиту, которая оптимизирует 3D Studio MAX-файлы для Web;
  • Pulse Player — легкий (370k) плагин, который дает конечным пользователям возможность просматривать Pulse-контент.

Пользователи могут читать формат на основе родного Pulse Player plug-in, а также используя ПО других производителей — Real Player version 8, Apple QuickTime.

Технология Pulse распространяется свободно. Вы можете скачать Pulse Creator, Pulse Producer и Pulse Player по адресу http://www.pulse3d.com/developers/tools.asp или загрузить с нашего CD.

Бизнес-модель у Pulse такая же, как и у Viewpoint, то есть продается не софт, а право на показ объектов, построенных на данной технологии. Стоимость лицензии — 2500 долларов на пять URL-адресов.

Технология стриминга позволяет успешно использовать формат как для решений, рассчитанных на широкополосный доступ, так и для решений, предназначенных для модемного доступа.

Подробнее узнать о разработке приложений на основе данного формата можно по адресу http://www.pulse3d.com/developers/index.asp.

Резюмируя изложенное, можно построить таблицу, отражающую положение каждой из компаний на рынке Web3D.

КомпьютерПресс 11'2001