Качество Samsung, помноженное на китайскую аккуратность

Александр Прохоров

 

В 90-х годах я работал в фирме Samsung, и однажды мне довелось сопровождать делегацию директоров предприятий из Сеула на один из крупных отечественных заводов.

Я надеялся, что экскурсия произведет на гостей положительное впечатление. Однако после визита руководитель делегации выразил сомнение в уровне культуры производства на данном заводе. На мой вопрос, с чем связаны такие выводы, директор дал неожиданный ответ: «В цеху на доске объявлений висит поздравление с днем рождения двухмесячной давности». Тогда это показалось мне мелочью…

А недавно, уже как журналист, я в составе делегации побывал на заводе Samsung в китайском городе Сучжоу — SESC (Samsung Electronics Suzhou Computer), и меня поразил и уровень применяемых там технологий, и сроки вывода на рынок новых моделей… Невольно вспомнился разговор почти десятилетней давности. Видимо, и впрямь в том, что касается качества и культуры производства, мелочей нет.

Прежде чем рассказать о том, как организована сборка ноутбуков на заводе SESC, хотелось бы кратко описать технопарк Сучжоу и проанализировать, что побуждает крупнейшие корпорации мира перемещать свои высокотехнологичные производства в Китай.

Проезжая пригороды Сучжоу, я поражался безлюдным просторам с многочисленными островками промышленных зданий — до посещения Китая эти районы представлялись мне густонаселенными. Не меньше впечатляют объемы и темпы индустриального строительства в этой стране. Правительство Китая активно стимулирует развитие региона и поощряет инвестиции иностранных компаний, которые получают здесь недорогую рабочую силу и пакет льгот специальной экономической зоны. Сегодня Китай занимает первое место в мире по привлечению иностранных инвестиций, при этом значительная их часть приходится на транснациональные корпорации, которые открыли здесь свои заводы и научно-исследовательские центры.

Стабильная политическая обстановка, неуклонный экономический рост, вступление Китая в ВТО — все это привело к тому, что Китай стал «инвестиционным оазисом» планеты. В настоящее время число иностранных и совместных предприятий, утвержденных китайским правительством, превысило 420 тыс. По статистическим данным, более 400 из 500 крупнейших в мире транснациональных корпораций, определенных американским журналом «Форчун», вложили свои капиталы в Китай.

В результате Китай получил не только иностранный капитал, восполнивший недостаток финансовых средств в этой стране, но и передовые иностранные технологии, новейшее оборудование и современный управленческий опыт. Если раньше иностранные инвесторы рассматривали Китай только как обрабатывающую и сборочную базу, то в последнее время, особенно после вступления Китая в ВТО, транснациональные корпорации изменили свою инвестиционную стратегию и одновременно с увеличением вложений капитала стали внедрять передовые технологии.

Показательна в этом плане политика компании Samsung. Компании из группы Samsung имеют свои заводы на восточном побережье Китая, на которых производятся принтеры, факсы, телевизоры, сотовые телефоны, аудиоустройства, бытовая техника, чипы памяти, LCD-панели, а с 2003 года — ноутбуки под маркой Samsung.

Samsung Electronics активно увеличивает инвестиции в производство полупроводниковой техники и научно-исследовательские разработки в Китае, переводя ряд своих ведущих полупроводниковых производств и исследовательских подразделений в эту страну, что позволяет снизить издержки производства и приводит к существенным переменам на рынке электронной индустрии Китая.

Центр производства компьютерной электроники Samsung находится именно в окрестностях города Сучжоу, расположенного в 90 км от Шанхая. На территории около 80 млн. м2 свои производства разместили девять крупнейших мировых ИТ-компаний, и первой из них была Samsung в 1994 году.

В 1996 году начал свою работу завод по производству DRAM и flash-чипов, развивается производство LCD-панелей, а в 2003 году освоен выпуск ноутбуков.

Samsung вышла на китайский рынок ноутбуков в октябре 2001 года, а год спустя поставляла на него уже около миллиона ноутбуков.

Решение об инвестиционной программе, в рамках которой предусматривалось создание завода SESC, было принято в сентябре 2002 года. Строительство завода в Сучжоу было начато в октябре 2002-го, а уже в апреле предприятие приступило к серийному производству. Точка нулевого баланса была пройдена в сентябре 2003 года, а в ноябре завод получил сертификаты ISO 9001&1400 и OSHAS 18000. До 2003 года Samsung выпускала ноутбуки только на своих заводах на территории Южной Кореи.

К 2005 году Samsung планирует перевести большинство своих производств, связанных с изготовлением ПК (включая производство ноутбуков), из Южной Кореи в Китай.

Итак, каковы же впечатления от посещения завода SESC?

На заводе нашу делегацию встретили приветствием «Welcome to SESC Russia Journalist» — знак уважения дорогим гостям (рис. 1). Проходная завода больше напоминает офис.

 

Рис. 1.  Завод начинается с проходной

Рис. 1. Завод начинается с проходной

Вход в сборочный цех без халата и сменной обуви воспрещен, и посетителей, как в музее, ждут ряды тапочек (рис. 2).

 

Рис. 2. Проход на территорию только в спецодежде

Рис. 2. Проход на территорию только в спецодежде

Прежде чем описывать цеха, следует кратко поясним производственный цикл предприятия (рис. 3).

 

Рис. 3. Схема производственного цикла

Рис. 3. Схема производственного цикла

После инспекции комплектующие от поставщиков поступают на склад 1. Кстати, производители комплектующих расположены неподалеку — ЖК-панели поставляет соседний завод Samsung, литье пластмассовых деталей производится на фирме Nypro, клавиатуры собирают компании JMI и OKI, батареи поставляет завод Sanyo, находящийся в соседнем Шанхае.

Со склада комплектующие поставляются на линии поверхностного монтажа, где проводятся набивка плат, пайка волной и контроль работоспособности одновременно на трех конвейерах 2. Для поверхностного монтажа используется самое современное оборудование, в частности машина Fuji Cp-743E (рис. 3) обеспечивает максимальную скоростью размещения элементов — 0,068 элементов в секунду, точность +/–0,066 мм и развивает производительность 52 900 элементов в час.

Далее готовые платы вместе с комплектующими (ЖК-матрицами, жесткими дисками, клавиатурами и т.п.) следуют на пять сборочных линий 3, где монтируются в корпуса.

Собранные ноутбуки поступают на тестовый участок (4 и 5), где подвергаются проверке на специальных программах сначала в условиях обычного помещения (рис. 5), а затем в термокамере.

 

Рис. 4. Машина поверхностного монтажа Fuji Cp-743E

Рис. 4. Машина поверхностного монтажа Fuji Cp-743E

Рис. 5. Собранные ноутбуки на этапе тестирования

Рис. 5. Собранные ноутбуки на этапе тестирования

Готовые изделия (рис. 6) поставляются, кроме местного рынка, в восемь стран Европы, в том числе в Россию, а также в Индию, Малайзию и США.

 

Рис. 6. Готовые изделия

Рис. 6. Готовые изделия

Разработка и запуск в массовое производство новой модели занимает 8-10 месяцев.

Первоначальные объемы производства нового завода составили около 100 тыс. ноутбуков в месяц при численности сотрудников около 750 человек.

Собственный завод в Китае позволяет Samsung избежать таможенных платежей при продаже ноутбуков на китайском рынке и успешно конкурировать с такими компаниями, как Legend и Toshiba.

Моделей низшего ценового сегмента в ассортименте Samsung нет — главный акцент компания делает на престижных ноутбуках класса «тонкий и легкий», требующих наибольших затрат при проектировании и изготовлении, но зато и приносящих значительную прибыль. По словам Марии Гришко, менеджера по маркетингу отдела информационных систем московского представительства Samsung Electronics, общая стратегия компании, успешно осуществляемая вот уже несколько лет и в России, заключается в переходе из сферы массового спроса в сегмент Premium, то есть на рынок престижной и дорогой техники.

По данным Samsung, более половины мирового производства ноутбуков приходится на район Сучжоу и близлежащие промышленные зоны. Крупнейшие тайваньские OEM-производители (Quanta, Compal, Wistron и ASUSTeK) имеют здесь заводы и производят более половины своих ноутбуков.

В 2005-2006 годах Samsung планирует войти в тройку наиболее популярных мировых производителей ноутбуков. Насколько это реально — покажет время. Однако отметим, что компании Samsung не раз удавалось успешно конкурировать со многими американскими и европейскими промышленными гигантами в разных областях бизнеса благодаря уникальным передовым технологиям и активному маркетингу. В последнее время компания вышла в лидеры на рынке гаджетов, стала крупнейшим производителем чипов памяти и достигла больших успехов на рынке цифрового медиабизнеса. На очереди — битва за лидерство на рынке ноутбуков.

КомпьютерПресс 11'2004

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует