Обзор программ для работы со звуком и музыкой

Евгений Музыченко

Звуковые процессоры

    Native Bundle

    Native Power Pack II

    Kaleidoscope

    Voice FX

    Effects Processor Pro

    Vector Scope

Системы многоканальной записи и сведения

    SAW Plus 32

Звуковые редакторы

    Cool Edit Pro

    Gold Wave

    DART Pro 98

Генераторы и анализаторы сигналов

    Sweep Generator

    SpectroGram

Виртуальные (программные) синтезаторы

    VSC-88

    S-YXG100plus

    Stomper Ultra++

    Probe

    SimSynth 2

    Audio Architect

    Unity DS-1

    ReBirth RB-338

    Reality

    Mellosoftron III

Музыкальные секвенсоры

    XG Works

Музыкальные процессоры

    Style Enhancer Micro

    MIDI Art Live

    Sweet MIDI Arpeggiator

    Sweet MIDI Harmony Maker

Автокомпозиторы

    FractMus

    Revolucid

Автоаккомпаниаторы

    MIDI Fitz

Распознаватели нот

    Amazing MIDI

Преобразователи форматов

    ACM Station

Считыватели звуковых дорожек с компакт-дисков

    CD Worx

    Драйвер CDFS

Психоакустические компрессоры

    MP3 Encoder

    MPEG Encoder

Проигрыватели

    ModPlug Player

    MIDI Genie

    Direct CD Player

Системы для радиовещания и дискотек

    Mix Vibes Pro

Панели управления синтезаторами

    SC Edit

Утилиты и управляющие программы

    Joy2Midi

    Sweet Little Piano

    Audio Switch

Звуковые процессоры

Native Bundle

Пакет качественных DirectX-модулей обработки, которые выполняют 32-разрядную обработку с плавающей точкой над сигналом с разрешением до 24 бит/96 кГц. Для работы требуется Pentium-133 и 32 Мбайт памяти. В состав пакета входит четыре модуля:

  • Native L — однополосный ограничитель (лимитер) и оптимизатор уровня (максимайзер). Содержит удобную диаграмму, на которой отображается распределение уровней до и после обработки. 
  • Native DeX — сочетание компрессора и подавителя высокочастотных призвуков (de-esser). На входе модуля может быть включена функция SoftSat — имитатор мягкого ограничения сигнала при переполнении разрядной сетки, как в ламповых схемах. Функция Auto MakeUp автоматически нормализует выходной сигнал.
  • Native Reverb — ревербератор с возможностью задания формы помещения (округлое, криволинейное, кубическое) и степени рассеивания звука. Дополнительный параметр Color (цвет) служит для интуитивной регулировки яркости и насыщенности звука.  
  • Native EQ-P — 10-полосный эквалайзер. Содержит семь параметрических управляемых движками фильтров, для каждого из которых может быть задан режим (полосовой фильтр, пробка, фильтр НЧ/ВЧ), и три дополнительных фильтра крайних частот, управляемых «виртуальным джойстиком».
  • Native EQ-G — 28-полосный графический эквалайзер. Для удобства фильтры могут быть объединены в группы по два или четыре, образуя 14 или 7 полос.
В начало

В начало

Native Power Pack II

Следующий после Power Pack, о котором было рассказано в первой части обзора, набор DirectX-модулей. Для работы требуется Pentium-100 и 16 Мбайт памяти. В состав входит четыре модуля:

  • MaxxBass — расширитель басовых звуков посредством добавления к ним низкочастотных гармоник, субъективно воспринимаемых слухом, как акцентирование басов. Позволяет улучшить передачу басов на громкоговорителях небольших размеров.
  • De-Esser — средство для удаления высокочастотных свистящих призвуков, сопутствующих звукам «с», «ц», «ч», «ш». Представляет собой узкополосные фильтр и компрессор, выборочно ослабляющие частоты, на которых сосредоточены неприятные призвуки.
  • Renaessance Compressor — модуль, имитирующий характеристики традиционных аналоговых устройств — оптического и электронного компрессора, мягкого ограничителя, генератора низкочастотных гармоник для придания звуку мягкости и глубины.
  • Renaessance Equalizer — шестиполосный эквалайзер с 48-разрядной внутренней математикой и максимально приближенными к аналоговым параметрами фильтров. Представлен тремя режимами: двух-, четырех- и шестиполосным.

Пакет защищен аппаратным ключом WaveKey.

В начало

В начало

Kaleidoscope

Программа сохранения экрана (Screen Saver) для Windows 95/98/NT (есть версия для Windows 3.1). Создает на экране различные фигуры, основанные на математических кривых, симметрии, поворотах, изгибах, многократных отражениях и т.п. Вид, поведение, цвет и яркость фигур могут управляться звуковым сигналом, который вводится с заданного аудиоустройства. Основное назначение программы — создание визуального сопровождения музыки. Вместе с мягкой приятной музыкой при неярком освещении или в полной темноте изображения, следующие за музыкой, дают поистине завораживающий эффект.

В начало

В начало

Voice FX

Простая независимая программа обработки звука, ориентированная преимущественно на голос.

Предоставляет 40 различных видов эффектов, объединенных в восемь групп: Acoustics, Aliens, Delirium, Echoes, Filters, Robots, Transmissions, Volumes — по пять эффектов в каждой группе. Интерфейс чрезвычайно прост, позволяет задавать лишь тип эффекта; параметры каждого эффекта жестко фиксированы.

Исходный материал для наложения эффектов записывается с аудиопорта или загружается из Wave-файла. Эффекты могут применяться последовательно, кнопка Undo отменяет наложение последнего эффекта (запоминается только одна стадия).

В начало

В начало

Effects Processor Pro

Небольшой изящный эффект-процессор реального времени. Предоставляет пять видов эффектов: chorus (хоровой эффект), c-delay (хоровой эффект с задержкой), flanger (фленжер — смешивание с частотной модуляцией), phaser (смешивание с быстрой частотной модуляцией), tremolo (амплитудная модуляция).

Рабочее меню EPP открывается правой кнопкой мыши на любом участке панели управления.

Обработке подвергается сигнал из Wave-файла (поддерживаются только 16-разрядные форматы) либо с заданного аудиовхода (режим MME, DirectSound не поддерживается). При обработке сигнала с аудиовхода результат автоматически выводится в аудиовыход; при обработке файла результат может быть либо прослушан, либо записан в другой файл (функция Mixdown).

Любой набор из доступных эффектов может быть активизирован одновременно и в заданном порядке (функция Effect Patch). Сформированные наборы могут запоминаться в качестве пресетов. Несколько готовых пресетов поставляется в комплекте процессора.

В начало

В начало

Vector Scope

Анализатор направления прихода стереосигнала и фазовых соотношений каналов. Для работы требуется библиотека исполнительной системы Delphi 4 — VCL40.BPL (http://www.davidtaylor.freeserve.co.uk/software/vcl40.zip). Сигнал вводится с системного аудиопорта (Wave Mapper). 

Принцип работы анализатора заключается в отображении соотношений сигналов левого и правого каналов на векторной диаграмме. Система координат повернута против часовой стрелки на 90 градусов (ось абсцисс X направлена вверх, а ось ординат Y — влево). Координаты точки на диаграмме определяются формулами:

X = (a + b) / 2 Y = (a — b) / 2

где a и b — значения отсчетов левого и правого каналов.

Синфазные сигналы равной амплитуды отображаются вертикальной линией, противофазные — горизонтальной. При наличии сигнала только в левом/правом канале диаграмма представляет собой линию, наклоненную на 45 градусов влево/вправо. При наличии постоянной разности фаз сигналов одинаковой формы линия «разъезжается» в фигуру, ширина которой пропорциональна разности фаз. При превышении уровня левого или правого канала диаграмма поворачивается влево или вправо. Размер диаграммы в продольном направлении пропорционален среднему уровню сигнала в обоих каналах.

При использовании стереомикрофона, направленного на локальный источник звука, диаграмма показывает положение источника в пространстве относительно микрофона.

Переключатели AGC задают режим автоматического управления усилением (Automatic Gain Control): максимальное усиление (Max Gain), дБ, и скорость изменения коэффициента усиления — быстро, средне и медленно (Fast, Medium, Slow).

Снимок окна программы сделан в режиме синусоидального сигнала, с превышением уровня в левом канале на 3 дБ и отставанием левого канала по фазе на 10 градусов.

Анализатор очень удобен для регулировки звуковой аппаратуры — ориентации зазора магнитной головки относительно ленты, выравнивания стереобаланса, оценки фазовых погрешностей.

В дистрибутивный пакет включен исходный текст программы на Delphi.

В начало

В начало

Системы многоканальной записи и сведения

SAW Plus 32

Software Audio Workshop, одна из первых систем многодорожечной записи для PC. 32 моно/стереодорожки (64 в версии SAW Pro), до 12 звуковых адаптеров с возможностью одновременной записи, синхронизация по MIDI/SMPTE. Разрядность оцифровки выше 16 не поддерживается.

 

Позволяет организовать до девяти версий сеанса работы, фиксируя в каждой из них ключевые этапы записи или сведения.

Имеет панель удаленного управления — небольшое окно, помещаемое поверх окон остальных приложений, откуда можно управлять основными функциями записи/воспроизведения. Есть интересная функция — запуск/остановка при помощи кнопки джойстика.

На воспроизводимые дорожки могут быть наложены эффекты в стандартах DirectX и VST (Cubase). Встроенные эффект-процессоры — Vari-Pitch/Speed (изменение высоты/скорости), Reverse Audio (реверс), Reverse Phase (инверсия фазы), CenterCh Eliminator (удаление центрального канала), Graphic Equalizer (графический эквалайзер), Echo/Delay (эхо/задержка), Comp/Gate/Limiter (компрессор/гейт/ограничитель), DirectX Linker, VST Linker (связка модулей).

Субъективное впечатление — слишком пестрый, размытый и стилизованный интерфейс. Оригинальный шрифт читается только в достаточно крупном виде, отчего служебные надписи занимают больше экранного места, чем рабочие данные. Нет контекстных меню, вызываемых правой кнопкой мыши, у которой вместо этого только одна узкая функция — запуск и остановка проигрывания. При открытой на экране диалоговой форме основные меню открываются, но операции в них не выполняются; при этом диалоговая форма почти не контрастирует с основным экраном, отчего легко может быть спутана с обычным окном.

В документации говорится, что программа частично написана на ассемблере, однако требования к аппаратуре предъявляются более высокие (Pentium-200, 96 Мбайт памяти), чем у многих других программ этого класса, написанных целиком на C++.

В начало

В начало

Звуковые редакторы

Cool Edit Pro

Многодорожечный звуковой редактор с разнообразными и мощными средствами записи, воспроизведения и обработки звука, а также оконечного сведения (Mixdown) многоканальных фонограмм. Частота дискретизации — 1 Гц…100 МГц, разрядность отсчета — 8…32 бит, количество звуковых дорожек — 64. При отображении на экране возможно большое увеличение (до шести отсчетов на экране); переходы от отчета к отчету интерполируются при помощи гладких кривых.

Имеет два режима работы — редактирования оцифровки (waveform edit) и многодорожечного сведения (multitrack). Первый используется для монтажа и обработки отдельных фонограмм, второй — для сведения дорожек в единую фонограмму.

В режиме редактирования фонограммы доступен широкий спектр операций монтажа и обработки — все характерные для звуковых редакторов, и дополнительно — расширение стереобазы, классические фильтры Чебышева, Баттерворта, Бесселя.

Специальные функции включают:

  • Brainwave Synchronizer — стереофоническое панорамирование с частотой в несколько герц, близкой к какой-либо частоте мозгового ритма. При прослушивании обработанной таким образом фонограммы в наушниках соответствующий мозговой ритм втягивается в синхронизм, что вызывает изменение состояния слушателя — расслабление, активизацию, транс и т.п.
  • Convolution — умножение участка фонограммы на импульс заданной формы, отчего участок приобретает амплитудные характеристики этого импульса.
  • Distortion — замена каждого отсчета фонограммы его графически заданной функцией. Посредством этой функции реализуется усиление с ограничением (overdrive), мягкое ограничение, логарифмическое масштабирование и т.п.
  • Music — изготовление музыкальной фразы из звучания выделенного участка фонограммы путем повышения/понижения высоты до нужных нот.

При выделении участков возможно выравнивание по нулевым значениям и ритмическим долям. Поддерживается пометка фрагментов (cue list) и выборочное проигрывание.

Встроенный генератор выдает сигналы тонального набора (DTMF), периодические сигналы различной формы с гармониками, и частотной/фазовой модуляцией, а также белый/розовый/коричневый шум.

Окно частотного анализа отображает спектрограмму выделенной области фонограммы; в основном окне вместо обычного графического отображения амплитуды возможно отображение спектрального состава, где и амплитуда частотных компонентов отображается с помощью цветовой шкалы.

В многодорожечном режиме возможно помещение нескольких звуковых фрагментов на дорожку, их выравнивание простым перетаскиванием мышью, одновременное или выборочное прослушивание дорожек с функциями Mute (временное глушение дорожки) и Solo (временное глушение всех остальных дорожек), а также операция изготовления финальной фонограммы (MixDown). Поддерживается до 16 звуковых устройств, каждой дорожке может быть назначено собственное устройство записи/воспроизведения.

В многодорожечном режиме редактор работает с фонограммами, открытыми в окнах Edit Waveform без их повторного копирования, так что возможно размножение фрагментов без дополнительных затрат памяти. Монтажные операции в этом режиме выполняются только над «картой» фонограмм, не затрагивая оригинальные фонограммы в окнах (неразрушающий монтаж).

Каждой дорожке назначаются огибающие громкости и панорамы, при помощи которых можно задавать изменения этих параметров на протяжении дорожки. Функция Sinusoidal Crossfade создает на стыках фрагментов различных дорожек встречное изменение громкости — затухание в конце первого фрагмента и нарастание в начале второго.

Имеются также две интересные функции, основанные на модуляции одной дорожки другой. Envelope Follower строит амплитудную огибающую одной дорожки и затем применяет ее к амплитуде второй, а Vocode анализирует амплитудно-частотную динамику дорожки, после чего модулирует другую дорожку, реализуя функцию вокодера.

Синхронизация по MIDI возможна только в режиме slave, выдача синхронизирующих сигналов для других устройств не предусмотрена.

Высокие предельные значения частоты дискретизации и разрядности отсчета, не поддерживаемые сегодня ни одним из существующих звуковых адаптеров, могут оказаться полезными для теоретических исследований и высокоточной промежуточной обработки сигналов, изначально оцифрованных с более низкими параметрами.

В начало

В начало

Gold Wave

Небольшой, но мощный звуковой редактор со всеми типовыми функциями. Поддерживает извлечение звуковых потоков из видеороликов AVI и считывание звуковых дорожек с CD. 

Уникальной возможностью GoldWave является функция Expression Evaluator — генератор волновых форм, основанный на вычислении произвольно заданных формул. Генератор предоставляет набор переменных (время, номер отсчета, частота) и широкий спектр функций — математические, случайные, а также отсчеты любой выбранной волновой формы. При помощи генератора может быть создана практически любая волновая форма — как из одних параметров, так и из других волновых форм.

В начало

В начало

DART Pro 98

Digital Audio Restoration Tool — средство восстановления цифрового звука. Совмещает функции звукового редактора, процессора, подавителя помех и простого удобного CD-рекордера. Разработан для восстановления и переноса на CD старых записей с аналоговых носителей — пластинок и кассет.

Для удобства работы над иерархическими проектами поддерживаются группы и деревья звуковых файлов. Работа ведется с парой окон — Source (исходное) и Destination (результат) с возможностью быстрого сравнения звучаний.

Основные операции — монтаж (обычный и со сглаживанием краев фрагментов), нормализация, усиление/ослабление, сложение/вычитание сигналов, эквалайзер, фильтр (НЧ, ВЧ, полосовой, пробка), поиск похожего по звучанию фрагмента, распаковка (разделение одного файла на несколько композиций по паузам между ними), внешние модули DirectX.

Операции подавления помех — DeHiss (подавление шипения), DeClick (подавление щелчков), DeNoise (подавление шума по образцу — NoisePrint), ReTouch (интерактивная работа по поиску и подавлению щелчков в различных режимах с ручным управлением), DeHum (ослабление гармонических искажений).

Из имеющихся операций могут быть составлены последовательности для наиболее часто применяемых алгоритмов обработки (MyFilter). Любая операция DART Pro может применяться в реальном времени, с одновременным прослушиванием результата.

Есть анализатор спектра с построением обычной и трехмерной спектрограммы; последнюю можно вращать в пространстве для удобства наблюдения, а также вывести на принтер.

CD-рекордер имеет возможность предварительной обработки файлов модулями DirectX и записи диска с паузами произвольной длительности.

В начало

В начало

Генераторы и анализаторы сигналов

Sweep Generator

Несложный и удобный в использовании свип-генератор (сканирующий генератор). Для работы требуется библиотека исполнительной системы Delphi 4 — VCL40.BPL (http://www.davidtaylor.freeserve.co.uk/software/vcl40.zip)

Генератор создает синусоидальный сигнал в трех режимах: стационарном (сигнал постоянной частоты), ручного управления (частота задается регуляторами) и сканирования (сигнал непрерывно изменяющейся от минимума к максимуму частоты). Предусмотрена также выдача белого шума (white noise). Сгенерированный сигнал выдается на стандартное системное аудиоустройство (Wave Mapper).

В стационарном режиме (No sweep) доступна только установка частоты сигнала, раздельная регулировка уровня по левому и правому каналу, и фазировка каналов (синфазно/противофазно/независимо).

В режиме ручного управления добавляются раздельные регуляторы частоты левого/правого каналов, работающие в заданном диапазоне частот.

В режиме сканирования задается частотный диапазон (низкие частоты, речь, высокие частоты, весь звуковой диапазон, выборочно) и параметры изменения частоты во времени — линейное/логарифмическое, быстрое/медленное, плавное/ступенчатое. При медленном сканировании возможна индикация полуоктавных интервалов короткими паузами в сигнале с отображением частот, на которые приходится граница интервала.

В дистрибутивный пакет включен исходный текст программы на Delphi. 

В начало

В начало

SpectroGram

Программа построения спектрограмм в различных системах координат. Работает в трех режимах:

  • Analyze File — загрузка готового Wave-файла в память и его анализ с различными наборами параметров. Спектрограмма также полностью сохраняется в памяти и может быть оперативно отображена различными способами. Наиболее удобный и скоростной, однако требующий памяти режим.
  • Scan File — построение спектрограммы в реальном времени путем просмотра файла на диске. Созданная спектрограмма только «прокручивается» в окне, не сохраняясь в памяти (вышедшие за пределы окна фрагменты теряются). В этом режиме память практически не расходуется.
  • Scan Input — то же, но вместо файла звук вводится напрямую с системного аудиопорта.

Спектрограмма может отображаться в двух системах координат: время—амплитуда (классический вид спектра), и время—частота (показан на рисунке), когда амплитуда частотных составляющих отображается цветом и яркостью. Первая форма удобнее для анализа мгновенных «снимков» спектра, вторая — для анализа динамики его изменения. Первая форма может отображаться линией либо столбчатой диаграммой.

В режимах сканирования доступна функция Pitch Detection — определение основного тона с выдачей его частоты и названия соответствующей музыкальной ноты. В режиме Scan Input доступна функция Recording — запись поступающего сигнала в Wave-файл. Режим записи может быть включен вместе со сканированием, либо в момент достижения заданного уровня входного сигнала (Trigger).

Недостатком Spectrogram является жесткая привязка полосы анализируемого сигнала к точности (количеству точек) быстрого преобразования Фурье (FFT). Полная полоса от нуля до половины частоты дискретизации доступна лишь при 512-точечном преобразовании, а при увеличении числа точек полоса пропорционально сужается.

Автор также предлагает аналитическую и изобразительную часть программы в виде библиотеки Spectrum.dll, при помощи которой в любую программу легко могут быть встроены функции создания и отображения спектрограмм.

В начало

В начало

Виртуальные синтезаторы

VSC-88

  • Разработчик — Roland
  • Последняя выпущенная версия — 1.0, коммерческая

Виртуальный MIDI-синтезатор реального времени, эмулятор тонгенератора Roland SC-88. Поддерживает стандарты GM и GS; 546 инструментов, 15 наборов ударных, полифония — до 128. Стандартные для GS эффекты — reverb, chorus, delay. Для устойчивой работы требуется Pentium-166, 16 Мбайт памяти и Windows 95/98.

Звук выводится на первое системное аудиоустройство, явное указание устройства невозможно.

Полученные по MIDI ноты начинают звучать на выходе примерно через полсекунды, поэтому синтезатор пригоден лишь для прослушивания готовых композиций. Использовать его для «живого» исполнения или для создания музыки в секвенсоре весьма неудобно.

При работе синтезатора на экране отображается панель, по внешнему виду напоминающая модуль SC-88. В комплект также входит простой проигрыватель MIDI-файлов.

В начало

В начало

S-YXG100plus

Виртуальный MIDI-синтезатор реального времени, эмулятор звуковых модулей XG Level 1 (DB50XG, MU50XG) и подключаемых модулей синтеза, используемых с SW1000/MU100. Является развитием виртуального синтезатора S-YXG50. Для надежной работы требует Pentium-166, 16 Мбайт памяти и Windows 95/98.

Формальные заявленые параметры не хуже параметров платы DB50XG: полная совместимость с GM, XG и TG300B, 676 мелодических инструментов, 21 набор ударных, резонансные фильтры, эффекты reverb/chorus/variation, 128-нотная полифония. Однако за счет вдвое меньшего (2 Мбайт против 4) объема инструментальных звуков, а главным образом — за счет сильно упрощенной реализации эффект-процессора звучание эмулятора ощутимо менее сочно и объемно, чем DB50XG.

Входящий в комплект модуль (plugin) S-PLG100-VL создает звучание духовых инструментов методом физического моделирования Sondius, что дает гораздо более реалистичный звук, нежели воспроизведение сэмплерным методом. Подключение модуля добавляет синтезатору еще 256 инструментов VL-XG.

Для работы модуля S-PLG100-VL необходим процессор не ниже Pentium-266, однако из-за ресурсоемкости алгоритма синтеза полифония ограничена одной нотой.

Задержка между поступлением MIDI-ноты и появлением звука на выходе регулируется и составляет от 400 мс для классических MME-портов до 80 мс — для DirectSound-портов. В версиях S-YXG50 до 3.0 это значение всегда составляло 400 мс.

В комплект поставки входит проигрыватель XG-файлов.

В начало

В начало

Stomper Ultra++

Синтезатор отдельных звуков, преимущественно ударного характера. Для синтеза используется комбинация низкочастотных синусоид, узкополосных шумовых сигналов, пропускаемых через фильтр, и амплитудный модулятор. Предназначен только для создания звуков, не содержит секвенсора и средств управления по MIDI.

Может быть определено до 512 генераторов, каждый из которых создает либо периодический сигнал заданной формы, либо шум, либо воспроизводит заданный Wave-файл. Каждый генератор содержит резонансный фильтр с управляемой добротностью и частотой среза. Частота и амплитуда генератора, а также добротность и частота среза фильтра могут изменяться от начала к концу звука по экспоненциальному закону с заданной крутизной. Эти параметры могут также модулироваться сигналом любого из генераторов, включая собственный.

Выходные сигналы генераторов суммируются между собой. Любой генератор может быть исключен из суммирования (Inaudible) либо включен в режиме контрольного прослушивания (Solo), когда отключены выходы всех остальных генераторов.

Параметры любого генератора и фильтра могут быть скопированы в буфер обмена (Clipboard) и перенесены в другой генератор (Copy/Paste). Имеется вычислитель частоты по высоте музыкальной ноты, вычисленная частота может автоматически заноситься в поле начальной или конечной частоты текущего генератора.

Параметры синтезатора могут быть сохранены в файлах и загружены из них. Сгенерированный звуковой сигнал также может быть сохранен в Wave-файле.

Для развлечения в синтезаторе имеется встроенная игра Visual Tetris.

В начало

В начало

Probe

Изящный и мощный аналоговый многофункциональный комплекс (Virtual Analog Studio — виртуальная аналоговая студия). Содержит 16-голосый синтезатор, арпеджиатор на 100 нот, 17-дорожечный секвенсор, эффект-процессор и вокодер. Для вывода звука используется DirectSound (DirectX 5.0).

Синтезатор содержит три управляемых генератора (VCO), два управляемых фильтра (VCF), два генератора низкой частоты (LFO) и два генератора огибающих (ADSR). Соединения и степени зависимости между блоками устанавливаются при помощи блока Links.

Каждый генератор синтезатора может вырабатывать либо периодический сигнал, задаваемый комбинацией из 20 гармоник, либо передавать на выход копию сигнала с заданного аудиовхода. Функция FFT позволяет проанализировать периодический сигнал в заданном Wave-файле, извлечь его спектральную структуру, и установить нужное сочетание гармоник для генератора Probe.

Генератору могут быть заданы два различных сигнала — при этом он плавно переходит от одного к другому (функция Morphing) под управлением LFO или ADSR.

Синтезатор может воспроизводить до 16 голосов в двух режимах: полифоническом (один режим/тембр для всех блоков, голоса назначаются динамически), и многоголосом (до 16 режимов/тембров, выбираемых в соответствии с MIDI-каналами). В многоголосом режиме MIDI-клавиатура может быть разделена на две части (Split) с назначением каждой части своего тембра.

Параметры синтезатора управляются по MIDI при помощи NRPN, а оперативное управление осуществляется основными сообщениями — Velocity, Pitch Bend, Modulation, Aftertouch. Поддерживается режим плавного скольжения от ноты к ноте (Portamento).

Эффект-процессор реализует несколько видов задержки (Delay), реверберацию (Reverb) и искажение сигнала (Distortion). Вокодер вводит сигнал с заданного аудиопорта, анализирует его частоту и выдает соответствующий управляющий сигнал, который может быть подан на входы генераторов и/или фильтров, что позволяет синтезатору создавать звучание под управлением внешнего задающего сигнала.

Арпеджиатор циклически обыгрывает заданную последовательность нот, которая автоматически транспонируется в соответствии с поступающими при ее воспроизведении нотами с клавиатуры, и может быть использован для управляемого сопровождения. В секвенсор может быть записана как партия аккомпанемента, так и композиция в целом.

Комплекс содержит тестовую клавиатуру, на которой можно играть мышью. При удержании левой кнопки мыши и ее перемещении имитируется вращение колес Pitch Bend (влево-вправо) и Modulation (вверх-вниз).

Готовый звук может быть непосредственно записан в Wave-файл.

В начало

В начало

SimSynth 2

Один из первых эмуляторов аналогового разностного синтезатора. Содержит три генератора импульсов различной формы, генератор LFO, управляемый усилитель и управляемый фильтр. Частота генератора, пропускание усилителя и параметры фильтра управляются их собственными генераторами огибающих, а также генератором LFO.

На выходе синтезатора включен блок эффектов — задержка, стереоэффект, панорама, еще один резонансный фильтр.

Синтезатор может отрабатывать как сообщения из MIDI-порта, так и программу из собственного секвенсора. Параметры MIDI-сообщений могут управлять режимами работы блоков синтезатора.

Имеется также блок секвенсора для формирования последовательности звуков (Riff).

Для работы требуется Pentium-200 и DirectSound. В комплекте имеется большое количество пресетов с различными тембрами.

В начало

В начало

Audio Architect

Модульный синтезатор, организованный наподобие конструктора «электронные кубики». Предлагается набор типовых модулей — генератор импульсов, генератор заданных волновых форм, генератор огибающей, генератор LFO, управляемый усилитель, микшер, модуль панорамирования, модуль плавного перемещения, резонансный фильтр, функциональный модуль, секвенсор, проигрыватель, модуль ввода с клавиатуры, модули вывода звука.

Каждый модуль может иметь несколько входов и выходов, которые делятся на звуковые — передающие звуковой сигнал, и управляющие — передающие сигналы управления. К одному выходу может быть подключено любое количество входов.

Модули получают на входах звуковые и управляющие сигналы, выполняют заданные действия в соответствии с этими сигналами — генерацию импульсов и волновых форм, огибающих, низкочастотных импульсов; усиление, ослабление, фильтрование, смешивание сигнала и т.п. и передают на выходы обработанный звуковой сигнал и собственные выходные сигналы управления.

Функциональный модуль вычисляет графически заданную функцию от поступающего звукового сигнала — то есть имеет заданную амплитудную характеристику, реализуя гейт, компрессор/экспандер, дистошн, фузз и т.п. Секвенсор выдает последовательность заданных внутри него нот, проигрыватель выдает последовательность нот, считанную из файла специального формата.

Модуль ввода с портов выдает на выходах сигналы, полученные с MIDI- или аудиопортов. Модули вывода звука: Speaker — передает сигнал на аудиопорт, SampleWriter — записывает в виде Wave-файла на диск.

В комплекте поставляется коллекция готовых схем синтеза, реализующих звуки различных тембров.

Недостаток — входы и выходы модулей на изображениях самих модулей не обозначены. Узнать, к какому из входов или выходов подключен другой модуль, можно лишь в окне свойств.

В начало

В начало

Unity DS-1

Модульно-параметрический сэмплерный синтезатор реального времени с управлением по MIDI. Для работы требуется Pentium-200, DirectSound или ASIO. Поддерживает звуковые форматы до 24 разрядов на 48 кГц.

Сделан по технологии типового сэмплерного/таблично-волнового синтезатора. Содержит два генератора, каждый из которых выдает на выходе волновую форму (сэмпл). Сэмплы выбираются на основе номера MIDI-ноты и ее интенсивности (velocity), образуя группу сэмплов (multisample). Звучание сэмплов модулируется, обрабатывается и подается на звуковой выход.

Имеется неплохой редактор сэмплов — монтаж, усиление, нормализация, эквалайзер, эффекты. Любой сэмпл или их группа может быть задана ссылкой на другой банк, что позволяет значительно сократить объемы банков.

Система генерации и обработки включает два генератора, два многорежимных фильтра, два блока вставных (insert) эффектов типа EQ, Overdrive, Distortion, Phaser, Flanger, Chorus, Delay, Degrade и два блока глобальных эффектов типа Reverb, Delay, Reflection, а также произвольное количество генераторов огибающих и LFO с любыми связями между ними и блоками обработки. Принцип построения схемы обработки — модульный, однако допускаются не все возможные виды соединений. Интерпретатор MIDI содержит арпеджиатор.

Совокупность группы сэмплов и алгоритма обработки образует инструмент, или программу. Совокупность инструментов образует банк.

Редактор инструментов воспринимает форматы Sound Designer II, AIFF, WAVE, Akai S1000, SoundFont, DLS, SampleCell. Все параметры управляются в реальном времени по MIDI через NRPN.

Есть возможность записи сгенерированного звучания на диск в реальном времени.

Недостаток — органы управления очень крупные и настолько свободно разбросаны по окну, что нормально работать с панелями можно лишь при разрешении экрана не менее 1024x768 — при разрешении 800x600 окно программы не помещается на экране.

В начало

В начало

ReBirth RB-338

Эмулятор звуковых модулей Roland — двух TB-303 (блок басового аккомпанемента — Bass Line) и двух TR-808/909 (блок ритмического сопровождения). Для работы требуется Pentium-90 и 16 Мбайт памяти.

Каждый TB-303 содержит генератор импульсов прямоугольной или пилообразной формы, формирователь амплитудной огибающей и резонансный фильтр — это традиционная схема для создания басовых и «резиновых» звуков, популярных в стилях Acid, Rave и т.п.

TR-808/909 содержит генераторы синусоидального низкочастотного сигнала и шума, фильтрованием и амплитудной формовкой которых получают звуки, напоминающие барабаны и тарелки. В ReBirth для ускорения работы модули TR-808/909 функционируют на сэмплерной основе.

Каждый из четырех блоков содержит собственный секвенсор, куда записываются последовательности нот и манипуляций с органами управления, которые впоследствии могут быть отыграны в произвольном темпе. Работа секвенсора основана на фрагментах (patterns), каждый из которых состоит из заданного количества шагов (steps). Последовательность фрагментов, каждый из которых может повторяться произвольное количество раз, образует композицию (song).

Работа блоков (ноты, параметры, режимы) может также управляться сигналами с MIDI-порта в реальном времени.

На выходах блоков установлены модули эффектов: управляемого фильтра (PCF), задержки (Delay), искажений (Dist), и компрессора (Comp). Для каждого блока может быть выбран свой набор эффектов, однако параметры эффектов являются общими, лишь величина задержки может регулироваться индивидуально.

ReBirth является достаточно сложным и мощным устройством, позволяя сделать хорошую законченную технокомпозицию без применения дополнительных средств.

Технология ReWire обеспечивает полную интеграцию с Cubase VST и синхронную работу параллельно с записью/воспроизведением в Cubase.

Для модулей TR-808/909 существуют редакторы сэмплов, позволяющие заменять звуки ударных инструментов.

В начало

В начало

Reality

Мощный MIDI-синтезатор реального времени с различными технологиями синтеза, загружаемыми банками инструментов и возможностью их редактирования. Поддерживает аддитивный, разностный, частотно-модуляционный и таблично-волновой методы синтеза, а также упрощенный метод физического моделирования по технологии Sondius. Для устойчивой работы требуется процессор не ниже Pentium-133 и 40 Мбайт памяти. Поддерживаются только DirectSound-порты, обычные MME-порты работают только в режиме эмуляции DirectSound при наличии DirectX. Полифония — до 128 нот.

Основой схемы синтеза является элемент (patch). Элемент может быть одного из трех типов: Analog/FM/Sampling — простой метод синтеза на основе нескольких генераторов; Algorithmic — метод физического моделирования с заданным алгоритмом; Patchwork — объединение нескольких (до 16) элементов, разделенных по зонам клавиатуры, скоростям нажатия либо звучащих одновременно (слойная архитектура).

Элемент генераторного синтеза включает в себя четыре задающих генератора с различными схемами управления друг другом, четыре управляемых фильтра с различными схемами соединения и режимами работы (срез НЧ/ВЧ, полосовой, резонансный, пробка), четыре генератора LFO и четыре четырехстадийных генератора огибающих. Задающие генераторы вырабатывают периодические сигналы различной формы, шум разного спектра либо заданную волновую форму; включение генераторов управляется скоростью нажатия клавиши. LFO вырабатывает сигнал треугольной, пилообразной или прямоугольной формы либо шумовой сигнал. Генераторы огибающей имеют переключаемую форму фронтов.

Большая часть доступных параметров задающих генераторов, фильтров, LFO и генераторов огибающих может управляться модуляторами. Модулятором может быть параметр ноты, любой контроллер, а также выход любого LFO или генератора огибающей.

Элемент синтеза физического моделирования вместо набора генераторов и фильтров содержит секцию параметров модели, которые также могут управляться модуляторами. Синтезатор содержит около двух десятков моделей — гитары, флейта, кларнет, колокольчики, струнные, ударные и т.п.

Несколько элементов, снабженные диапазонами нот, в которых они звучат, образуют программу, или инструмент. Инструменты объединяются в банки, которые могут быть сохранены на диске и загружены с него; одновременно в синтезатор может быть загружено несколько банков. На звучание инструментов банка могут быть наложены эффекты типа reverb (hall/room/plate...) и chorus (echo/flange/delay...); глубина эффектов при этом задается отдельно для каждого инструмента.

Синтезатор поддерживает популярные банки SoundFont 2 (SF2), разработанные E-mu для синтезаторов на базе микросхем EMU8000/EMU10000 (AWE32, SB 32, AWE64, SB Live!).

Функция Capture дает возможность прямой записи сгенерированного звукового сигнала на диск в Wave-файл.

В начало

В начало

Mellosoftron III

Несложный сэмплерный синтезатор с изящным интерфейсом. Требует для работы Pentium-266, звук выводится в порт DirectSound.

Синтезатор использует удобную и гибкую систему формирования тембров. В основе лежат сэмплы (файлы Wave), каждый из которых представляет одну или несколько смежных нот. На набор сэмплов накладываются параметры инструмента, или программы (patch, файл PRG), содержащие раскладку сэмплов по клавиатуре и параметры огибающих. Инструмент может содержать несколько параллельных наборов сэмплов и параметров, которые традиционно называются слоями (layers). Звучание каждого слоя называется голосом (voice). Инструменты объединяются в схему (map), задающую назначение инструментов MIDI-каналам.

Собственно, такая иерархия является типичной для подавляющего большинства современных аппаратных и программных синтезаторов. Особенность Mellosoftron состоит в том, что файлы сэмплов, программ и схем располагаются в трех группах каталогов — WAVs, PRGs и MAPs и каждый файл верхнего уровня содержит только ссылки на файлы нижних уровней. Это позволяет создавать перекрестные связи, когда разные структуры верхних уровней ссылаются на одни и те же структуры в нижних, экономя пространство на диске. В то же время банки инструментов, состоящие из сотен файлов, менее удобны при поддержке, чем однофайловые.

Формат файлов инструментов идентичен WavMaker/MIDInight Express, что позволяет использовать одни и те же банки инструментов и создавать в WavMaker инструменты для Mellosoftron.

На панели синтезатора находится 16 областей назначения инструментов (pads), каждая из которых позволяет выбрать нужный инструмент из PRG-файла, назначить ему MIDI-канал и включить или выключить резонансный фильтр. При загрузке схемы из файла MAP назначаются все 16 каналов сразу.

Три координатных окна — Volume/Pan, Modulation/Bend, Resonance/Cutoff — позволяют управлять уровнями, модуляцией и фильтром в выбранном канале с помощью мыши. При наличии в системе драйвера виртуального MIDI-кабеля управление синтезатором возможно и по MIDI.

Разработчики предлагают внутренний модуль синтеза Mellosoftron — Virtual Sampler SDK для встраивания в программы, использующие сэмплерный синтез звука. Предлагается также набор инструментов GM/GS на отдельном CD-ROM.

В начало

В начало