Мастер-класс по домашнему видеопроизводству

Олег Татарников

Часть I. Цифровой производственный комплекс

   Домашнее видео

   Запись видео в компьютер

   Компьютер

   Руководство по созданию видеофильмов

 

ASUS AGP-V7700 Deluxe

Требования к компьютеру для домашней видеосистемы

Matrox Marvel G400-TV

ATI ALL-IN-WONDER RADEON

 

Сегодня уже не только в Голливуде, но и повсеместно в кино- и видеопроизводстве компьютеры стали неотъемлемой частью технологического процесса, и практически ни один фильм не выходит без их участия. В настоящее время все большую популярность приобретает цифровая обработка видео на персональном компьютере. Если вы хотите испортить отношения с друзьями, возьмите с собой в путешествие видеокамеру, снимайте все подряд, а потом показывайте приятелям кассету за кассетой. И вы увидите, как они этому «обрадуются». Конечно, все должно быть совсем не так. Имея хотя бы минимальные способности, вы сможете даже без специальной техники самостоятельно смонтировать приличный видеофильм. Все, что для этого нужно, — подключить видеокамеру к видеомагнитофону и пройтись «ножницами» по отснятому материалу, то есть переписать с камеры отдельные фрагменты записи в определенном порядке.

Домашнее видео станет не в пример интереснее, если к нему приложить руку, «вооруженную» компьютером. Мы не говорим о приобретении настоящего видеомонтажного комплекса — цифровой монтаж на обычном настольном компьютере дешевле, проще и вполне пригоден для изготовления продукта, близкого к профессиональному. Итак, начальный вариант вашей настольной видеомонтажной системы составят камера, компьютер с видеокартой, способной вводить и выводить видео и конечно же необходимое программное обеспечение.

В цикле статей, посвященных этой теме, мы собираемся поподробнее рассмотреть работу над собственным фильмом (будь это даже свадьба, юбилей или рождение и первые шаги подрастающего ребенка) и привести мнения специалистов.

Часть I. Цифровой производственный комплекс

Вам совершенно не нужны ни коллекция камер, ни склад мониторов, ни гора видеомагнитофонов, ни даже микшерский пульт размером с футбольное поле.

Большинство современных компьютеров обладают достаточной мощностью для того, чтобы работать с видео (например, просматривать его хотя бы в ограниченном объеме), однако описываемый проект требует большего. Нужно будет собрать такую систему, на которую можно было бы импортировать высококачественную видеозапись и звук, смонтировать их достаточно прогрессивными методами, подготовить при необходимости дополнительную графику и анимацию и затем вывести конечный результат на видеопленку или CD-R.

Чтобы сделать фильм на компьютере, вам понадобятся:

  1. Видеокамера для съемок.
  2. Карта захвата видео (capture card), то есть интерфейс между видеооборудованием и компьютером. С ее помощью отснятый материал переводится в цифровую форму и записывается на жесткий диск, а готовая работа выводится обратно на видео. Кроме того, в процессе монтажа фильма карта помогает прокручивать его фрагменты в реальном времени на видеомониторе (телевизоре).
  3. Достаточно мощный компьютер с аудиокартой и микрофоном, которые позволят вводить и редактировать любой звук, какой вы пожелаете, например закадровый текст, мелодии или шумы.
  4. Полезно также добавить устройство вывода на CD-R/CD-RW — как для резервного копирования, так и для записи Video CD- или SVCD-дисков.

Раз вы читаете эти строки, то скорее всего у вас уже есть большая часть оборудования, необходимого для домашнего видеопроизводства. А теперь взгляните на ваш компьютер и проверьте, есть ли там звуковая плата. Вам необходима еще видеокамера и некоторые аксессуары, прилагающиеся к ней. Если их у вас нет, то наверняка есть у кого одолжить. Что вам действительно необходимо — так это карта захвата видеоизображения, за которую придется выложить некоторую сумму.

Когда же наступит время собирать личную видеостудию, то в первую очередь вы должны задуматься о рабочем пространстве у компьютера и дополнительных аксессуарах для съемок.

Даже на самую простую съемку вам придется приносить массу электронного оборудования, а ведь она не всегда будет происходить в помещении или там, где можно легко найти электрическую розетку. Поэтому вам нужны батарейки, и много. Большинство видеокамер работают от перезаряжаемых никель-кадмиевых источников питания (NiCd). Обычно индикатор показывает, когда в нем иссякает напряжение. А камеры фирмы Sony оборудованы чрезвычайно емкими аккумуляторами infoLITHIUM, показывающими время, оставшееся до полной разрядки в текущем режиме работы. Для съемок следует запасаться необходимым количеством батареек (брать больше, чем, по вашим расчетам, может понадобиться) — никогда нельзя с уверенностью сказать, сколько времени займет съемка и будет ли возможность перезарядить аккумулятор. Остаться во время съемок без питания — последнее дело.

Кроме того, есть ряд обстоятельств, которые никогда нельзя предугадать, особенно когда вы выходите на наружную съемку. Внезапно может испортиться погода, солнце спрячется за облака и т.п. Так что на всякий случай прихватите с собой все необходимые в таких случаях аксессуары. Осветительные приборы и штатив необходимы в любой ситуации, поскольку самое главное — это устойчивая, хорошо освещенная картинка. И не забудьте взять с собой зонт, который позволит вам продолжить съемку даже под дождем, ведь на видео он бывает не очень заметен. К тому же и вряд ли вы захотите, чтобы намокла и испортилась такая дорогостоящая вещь, как видеокамера.

Большинство видеокамер снабжены встроенными микрофонами, но для получения действительно хорошего звука необходим приличный дополнительный микрофон — желательно направленный, особенно для натурных съемок, где диалоги теряются в звуках окружающей среды, в шуме уличного движения. Еще лучше, если вы приобретете для микрофона мягкий чехол, что чрезвычайно важно для записи при малейшем ветерке, который может прозвучать, как завывания шторма, если дуть непосредственно в микрофон. А хороший чехол минимизирует все шумы, даже вызванные дыханием.

Эти аксессуары могут показаться излишними, но именно они создают ту разницу в качестве, которая отличает профессиональное произведение от дилетантского. Такие «мелочи», как устойчивое изображение и внятный звук, всегда идут в плюс.

Вдобавок к той площади, которую уже занимает компьютер, вам еще нужно отвести на столе место под видеокамеру и видеомагнитофон. Если вы намереваетесь приблизиться к уровню профессионалов, то вам может понадобиться телевизор для просмотра продукции и проверки ее качества. Прибавьте к этому кабели, которыми вы должны «опутать» эти устройства, и вы увидите, что все необходимое размещается на вполне обозримом пространстве.

В начало

В начало

Домашнее видео

Cуществует несколько работоспособных форматов для съемки видео, каждый из которых обладает своими преимуществами и недостатками. Откровенно говоря, снимать нужно с максимальным уровнем качества, какой вы только можете себе позволить, — даже если полученный видеофильм вы собираетесь демонстрировать всего лишь на Web-странице в качестве поздравительной открытки или записать окончательный вариант на обычный бытовой VHS-магнитофон (как-никак это стандартный формат для домашних видеомагнитофонов).

Во-первых, каждая съемка уникальна и отнимает много времени, и вы не сможете проделать все это снова, чтобы впоследствии создать фильм с лучшим качеством. А во-вторых, если обрабатывать высококачественную запись, то картинка будет чище, резче и в ней будет меньше «шумов». Поэтому даже когда вы примените потом сильную компрессию и снизите разрешение, то получите более качественный результат и, возможно, файлы меньшего размера.

Для бытовых видеосъемок обычно используют камеры следующих форматов:

  • домашнее видео (VHS, VHS Compact, Video 8). Далеко не лучшее качество и плохая цветопередача. Эти форматы хороши для записи вечеринок, съемок родственников и т.п. Ими еще можно обойтись, если вы готовите фильм для CD-ROM-презентации или Internet-сайта. Однако если вы сможете одолжить у кого-нибудь более приличную камеру, то сразу заметите разницу;
  • S-VHS/Hi8. С некоторой натяжкой S-VHS/Hi8 тоже можно отнести сегодня к бытовым форматам, но на них уже можно получить достаточно высокое качество, а главное, оцифровать затем по S-Video-выходу чистую и четкую запись. Возможно, вы считаете, что после компрессии (которую выполняют при записи на CD-R или для публикации в Internet) разница в качестве исчезнет. Но в действительности все будет наоборот, если разница существовала, то она станет еще более явной. Камеры такого типа применяются, если ваш фильм в итоге будет насыщен большим количеством спецэффектов. Просматривать полученный результат рекомендуется с компьютера, Super VideoCD-диска или видеомагнитофона S-VHS-формата;
  • цифровой формат (DV или Digital8). Одно из главных преимуществ цифрового видео состоит в том, что вы можете переносить запись с камеры на компьютер напрямую, без какой бы то ни было потери качества на оцифровку и кодирование (ЦАП/АЦП), причем практически неограниченное число раз.

Привычный формат видеозаписи VHS безнадежно устарел, однако пока не собирается сдавать свои позиции. Впрочем, если вы еще не имеете видеокамеры и только собираетесь ее приобретать, то вам, несомненно, следует выбрать цифровую модель формата DV или Digital8.

Цифровой формат Digital8 быстро стал популярным благодаря более низкой стоимости видеокамер по сравнению с DV-аппаратами при одинаковом качестве, а также возможности использовать недорогие кассеты Hi8 (кстати, многие используют для цифровой записи дешевые кассеты Video8, и качество записи от этого практически не страдает).

Недавно выпущено еще пять новых моделей цифровых видеокамер формата Digital8. У четырех из них имеется слот под флэш-карточку Sony Memory Stick емкостью 4 Mбайт, на которой помещается до 60 фотографий с разрешением 640×480. У старшей модели TRV820, кроме того, имеется встроенный цветной принтер для печати маленьких фотографий 5,1×8,9 см на специальной фотобумаге. Стоимость камер форматов DV и Digital8 (во всяком случае — ее нижняя граница) сравнима со стоимостью камер аналоговых форматов, а обеспечиваемое ими качество изображения и возможности работы с компьютером несравнимо выше.

Итак, общие тенденции очевидны: цифровые камеры стремительно дешевеют, становятся более компактными (к тому же более миниатюрная miniDV-кассета предоставляет больше возможностей для миниатюризации самой камеры), легкими и доступными; больше внимания уделяется режиму съемки одиночных кадров в специальном фоторежиме (некоторые DV-камеры не только имеют встроенную лампу для подсветки, но и помимо телевизионного чересстрочного режима развертки используют прогрессивный режим, обеспечивающий в любом месте видеосъемки абсолютно четкий стоп-кадр, который будет удобно обрабатывать на компьютере, а затем печатать как фотографию). Кроме того, предлагаются более простые способы передачи изображений на компьютер (сменные карты памяти, поддержка различных компьютерных интерфейсов и периферии).

В начало

В начало

Запись видео в компьютер

Формат видеозаписи в стандарте PAL подразумевает оцифровку аналогового кадра VHS с разрешением 768×576 (или 704×576 с принудительным обрезанием рабочих черных полей по левому и правому краю), а цифровой формат DV — 720×576. Кроме того, необходимо записать также два аудиоканала (стерео, 16 бит, 44 кГц) — таким образом, с учетом сжатия видеосигнала (DV-формат сразу подразумевает сжатие 1:5, а аналоговый сигнал, тем более с VHS-формата, сжимать менее чем 1:6 не рекомендуется), мы получаем цифровой поток 3-4 Мбайт/с.

Для того чтобы ввести цифровое видео формата DV в компьютер, вам понадобится недорогая (стоимостью от 50 до 200 долл.) карточка, реализующая интерфейс IEEE-1394 (он же FireWire, или i.Link), — COMO, Pinnacle StudioDV, Pyro Digital Video или какая-либо другая, которые продаются обычно со всеми необходимыми кабелями и программным обеспечением. Более того, в некоторые современные ноутбуки и материнские платы к настольным компьютерам этот интерфейс уже встроен. Следует также отметить, что по интерфейсу IEEE-1394 передается и видео, и звук.

Однако, даже если вы уже имеете аналоговую видеокамеру и не собираетесь менять ее на цифровую, вам не обязательно приобретать дорогую специализированную плату для работы с аналоговым видеосигналом. Многие современные видеокарты имеют модификации, позволяющие вводить-выводить аналоговый видеосигнал в компьютер. Если вы любите поиграть и являетесь приверженцем 3dfx, то к вашим услугам, например, 3Df/x Voodoo 3500 TV, если же вы серьезно занимаетесь 3D-графикой, хотите максимальной производительности именно в этой области и предпочитаете решения от nVIDIA, то можете остановиться, например, на ASUS AGP-V7700 в версии Deluxe (nVIDIA GeForce2), а для удобства работы именно с видео советуем обратиться к современным решениям от фирмы Matrox — Matrox Marvel G400-TV. Так, Matrox Marvel G400 обеспечивает возможность работы с двумя мониторами (причем различными как по качеству, так и по разрешению), что позволяет значительно увеличить рабочее поле, а также выводит видео одновременно и на телевизор (у других карт, имеющих видеовыход, обычно необходимо переключаться в режим чересстрочной развертки). В любом случае, наличие видеомонитора (телевизора) весьма желательно, тем более что многие карты могут автоматически переключать видеовыход «насквозь» на видеовход или на воспроизводимый на компьютере AVI-ролик. Использование двух мониторов особенно удобно для сильно перегруженных окнами программ видеомонтажа, в которых кроме основного окна, называемого обычно Time-Line, где располагаются монтируемые ролики (естественно, довольно длинные), переходы между ними и выбранные спецэффекты и происходит собственно процесс монтажа, есть еще окна с исходными материалами, титрами, возможными эффектами, окно для предварительного просмотра и др.

Недавно появилась карта ATI ALL-IN-WONDER семейства RADEON, сочетающая в себе высочайшую производительность 2D- и 3D-графики с богатыми возможностями в области видео. Кроме того, с чипом ATI RAGE Theater, который отвечает за мультимедийные функции, они имеют не только видеовыход, но и вход с возможностью оцифровки аналогового сигнала и комплектуются прекрасными Video CD- и DVD-плейерами. Видеокарты ATI ALL-IN-WONDER предоставляют широчайшие возможности для пользователей, желающих принимать или перенаправлять видеопоток, причем на гораздо более высоком уровне, чем, например, модели от фирмы ASUS класса Deluxe или другие, также оснащенные TV-in/out (при желании можно записать цифровой ролик прямо с экрана на видеомагнитофон). В области видео, наряду с поддержкой воспроизведения HDTV-форматов, в RADEON 256 реализована уникальная пока технология улучшения видеоизображений — Adaptive de-interlacing, позволяющая воспроизводить цифровое видео с высокой четкостью без артефактов или размытия на экране монитора.

К тому же в RADEON встроены и другие специальные возможности в области видео под общим названием Video Immersion. Прежде всего это традиционная для ATI прекрасная поддержка MPEG-декодирования (аппаратная реализация motion compensation и iDCT). В этом смысле RADEON заключает в себе все лучшие наработки ATI, ориентированные на приставки set-top box и бытовую электронику. Поэтому карту можно с легкостью использовать для просмотра цифрового видео, Video CD, DVD, DTV, DVHS и т.д. Возможность декодировать все типы HDTV-форматов и подключение как аналоговых, так и цифровых дисплеев делают эту карту очень привлекательным решением для просмотра цифрового видео с помощью настольного компьютера.

И наконец, вы можете купить контроллер, который позволит вам управлять всей вашей видеоаппаратурой с компактного пульта. Такая вещь просто необходима, иначе вы рискуете половину времени потратить на перемещения между устройствами.

В начало

В начало

Компьютер

Естественно, если вы до сих пор сидите на 486-м, то, прежде чем приниматься за видеомонтаж, вам следует серьезно задуматься о переходе на более мощную машину. Для комфортной работы с потоком (ввода-вывода, просмотра, монтажа, а особенно — рендеринга эффектов и переходов) понадобятся процессор не ниже Pentium II 233 МГц, ОЗУ от 32 Мбайт и видеподсистема (видеокарта и монитор), обеспечивающая разрешение экрана не ниже 1024×768. Однако переборщить со скоростью процессора и с объемом памяти в нашем деле никак невозможно. Все, что служит сокращению времени рендеринга, — пойдет в плюс. Но по-настоящему «убийственным» фактором является объем жесткого диска. Для записи видео в компьютер необходимо выделить не менее 4 Гбайт дискового пространства. При этом следует учитывать, что вам необходимо будет держать на нем как минимум весь или часть исходного материала, а также готовый ролик — то есть 2 Гбайт «сырого» видео и соответственно 2 Гбайт подготовленного к выводу на ленту или какой-либо другой носитель. Однако практика подсказывает, что по самым грубым подсчетам 10-15-минутный фильм о том, «как я провел отпуск», потребует примерно часа два «сырого» материала. По этой причине в наш рабочий комплект обязательно должно входить какое-либо устройство для резервного копирования. Мы рекомендуем пользоваться устройством записи на CD-RW (перезаписываемые компакт-диски), поскольку в пересчете на один мегабайт хранящейся информации эти носители обходятся дешевле всего и, кроме того, позволяют быстро и легко переносить видео с одного компьютера на другой, а также записывать Video CD- или Super Video CD-диски.

Если у вас не хватает места на жестком диске, всегда можно пойти на компромисс, снизив качество оцифровки (повысив, если возможно, степень компрессии) или просто монтируя фильм небольшими кусками: то есть вы цифруете только то, что нужно конкретно для той сцены, над которой вы в данный момент работаете, а после того, как закончите обработку фрагмента, лишний материал удаляете.

Ограничение в два гигабайта на фрагмент предъявляет формат AVI компании Microsoft, которым пользуются для хранения видео на компьютере. Впрочем, некоторые программы преодолевают это ограничение, используя собственные форматы записи или открывая поочередно несколько AVI-файлов. Однако для перестраховки мы предлагаем работать с едиными кусками видео такого или меньшего объема, а затем объединять их, например, в MPEG-файлы или выводить последовательно. С такой компрессией 2 Гбайт — это примерно 10 минут. Причем для записи видео лучше выделить отдельный IDE-диск (использовать SCSI для домашнего видео бессмысленно) — как из соображений надежности, так и по причине удобства обращения с таким диском: можно смело стирать содержимое, не опасаясь за программы и операционную систему (при этом для такого диска необходимо сразу выключить использование промежуточного удаления в корзину).

Недорогие платы для захвата аналогового видео вводят в компьютер только изображение, но вряд ли вы намереваетесь снимать немое кино. Поэтому, чтобы внести в свой фильм такой крайне важный элемент, как звук, вам понадобится звуковая плата. По самым скромным оценкам вам нужна как минимум 16-битная карта, способная проигрывать и записывать звук с качеством компакт-диска (частота сэмплирования 44,1 кГц). Чтобы получить высококачественное звучание, поищите карту со встроенным процессором цифрового сигнала (DSP). С этим процессором получается более чистый и реалистичный звук, кроме того, с его помощью можно усилить впечатление, добавив эхо, реверберацию и другие стандартные эффекты, список которых у некоторых карт довольно обширен. Удостоверьтесь также, что у вашей карты есть полная поддержка дуплекса, то есть что вы можете одновременно проигрывать и записывать звук (это особенно полезно при микшировании).

В начало

В начало

Руководство по созданию видеофильмов

Итак, вы вложили деньги в комплект видеоаппаратуры и полагаете, что готовы к созданию шедевра. Отнюдь! Не сочтите за труд уделить внимание нашему руководству по производству видеофильмов. В следующих номерах мы расскажем вам, как написать сценарий и спланировать съемки, а также о том, что вы должны делать и что должны иметь, чтобы достичь поставленной цели.

КомпьютерПресс 12'2000