oldi

Интернет-магазины в России накануне Нового года

Александр Прохоров

Масштабы продаж российских Интернет-магазинов

Лидеры рейтингов посещаемости среди отечественных магазинов

Ассортимент отечественных магазинов

Действительно ли Интернет-торговля в России на взлете?

Количество потенциальных покупателей Рунета

Поможет ли нам заграница

Масштабы продаж ведущих мировых Интернет-магазинов

 

Мнение эксперта

 

Почему образ Деда Мороза или его двойника Санта-Клауса так популярен на всех континентах? По-видимому, немалая доля обаяния данного персонажа — в его заплечном мешке. Ведь посмотрите, как удобно: приходит, приносит именно то, что вы пожелали (и, возможно, даже не высказали вслух), кладет под елку и незаметно исчезает. Вам это ничего не напоминает? Ну конечно, Интернет-магазин с его службой доставки — это идеальное место, где может поселиться Дед Мороз. И кстати, его заморский близнец Санта-Клаус уже прочно там обосновался. Всем известно, что львиная доля покупок на Западе делается именно в конце года, под Рождество.

Это устоявшаяся традиция, а сравнительно новое веяние заключается здесь в том, что все большее число новогодних и рождественских распродаж производится по Сети. При этом покупается буквально все — от автомобиля до рождественской индейки. А что же у нас? Какой процент домохозяек закажет пирожки и кулебяку под Новый год в онлайновом супермаркете? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует прежде всего оценить, каковы у нас масштабы развития электронной коммерции — на фоне мировых достижений.

Масштабы продаж российских Интернет-магазинов

По поводу того, каковы масштабы электронной коммерции в России и каковы объемы продаж наших Интернет-магазинов, идут жаркие споры. Как ни странно, мнения на этот счет самые разные: от пессимистичных типа того, что «в ближайшем будущем в России не следует рассчитывать на быстрый рост Интернет-коммерции» до самых оптимистичных — что Интернет-коммерция в России находится на взлете и будет переживать резкий подъем. Однако разнятся не только оценки перспектив, серьезно различаются и цифры. Так, например, судя по оценкам, которые приводились в первой половине этого года со ссылкой на западные источники, в частности мнение аналитиков A.T.Kearney, суммарный оборот российского рынка электронной торговли составляет около 40 млн. долл., а инвестиционная компания RuNet Holding приводила еще более скромные прогнозы — 12 млн. долл. Для столь различных оценок в принципе есть определенные причины. Во-первых, рынок быстро развивается (часто достаточно трудно отследить, в каком месяце высказана та или иная количественная оценка, а месяцы теперь действительно имеют значение), а во-вторых, уж очень не любят отечественные компании обнародовать свои денежные обороты. Редким исключением в этом плане является образованный весной этого года холдинг eHouse, который недавно открыто опубликовал свои финансовые итоги. Холдинг, включающий в себя Интернет-магазины Aromat.ru, Bolero.ru, Dostavka.ru, Kenga.ru, Megashop.ru и Wstore.ru, электронную торговую площадку eMatrix класса В2В для участников рынка высоких технологий и собственную службу доставки «Скороход», обнародовал недавно свои масштабы электронной коммерции. Судя по этим данным, суммарный оборот входящих в холдинг компаний в 2000 году составил: в сентябре — 1,79 млн. долл.; за третий квартал — 4,42 млн. долл.; за девять месяцев — 10,13 млн. долл. Таким образом, рост оборота за три месяца достиг 54,7%.

Мы перевели представленные данные в более привычный (поквартальный) вид, что примерно позволяет судить о развитии оборота eHouse — одного из крупнейших холдингов Интернет-коммерции (рис. 1).

По дополнительной информации eHouse, большая часть оборота холдинга приходится на компьютерные магазины (оборот каждой из «прочих» торговых площадок составляет не более 100 тыс. долл. в месяц).

Валовая прибыль холдинга в сентябре составила 94,8 тыс. долл. (505,7 тыс. долл. — с начала года), а чистая прибыль — 10,6 тыс. долл. (58,2 тыс. долл.). При этом, по утверждению руководства холдинга, прибыльным eHouse стал только в последнем квартале.

Цифра не более 100 тыс. долл. в месяц (или около 1 млн. в год) как оборот одного из наиболее популярных отечественных Интернет-магазинов позволяет приблизительно оценить объем рынка отечественных Интернет-магазинов. Если предположить, что оборот магазина прямо пропорционален его посещаемости, решить данную задачу довольно легко.

Количество и посещаемость отечественных магазинов можно, например, посмотреть в разделе TOP Shop на поисковом сервере Рамблер по адресу: http://www.topshop.rambler.ru/topshop.html?page=1/.

В указанном разделе приведены названия 654 магазинов и данные об их посещаемости. Для того чтобы представить, как распределена популярность (посещаемость в группе этих магазинов), достаточно взглянуть на график (рис. 2), который мы построили на основании вышеуказанных данных.

Из графика видно, что, хотя в наличии имеется большое количество магазинов — 654, популярность их распределена крайне неравномерно и резко убывает с ростом их порядковых номеров, то есть первые 30 магазинов имеют примерно столько же посетителей, сколько остальные 624. Иными словами, исходя из предположения, что оборот пропорционален посещаемости, можно сделать вывод, что при обороте наиболее посещаемого магазина на уровне 1 млн. долл. в год суммарный оборот может быть на уровне 60 млн. долл. в год. При этом данную оценку следует считать верхней.

Для того чтобы не основываться только на данных Рамблера, мы обратились также к рейтингу российских Интернет-магазинов, представленных на площадке http://www.IRate.ru/, где, кстати, находится примерно то же число Интернет-магазинов — около 600.

Таким образом, можно сделать вывод, что суммарный оборот отечественных Интернет-магазинов в 2000 году будет где-то на уровне 50-60 млн. долл. Много это или мало?

В начале прошлого года по некоторым оценкам объем рынка электронной розничной торговли был близок к 1,5 млн. долл. Согласно данным «Рексофт», всего около 350 тыс. долл. из этой суммы приходилось на электронную книжную торговлю.

При этом если в начале 1999 года в Рунете насчитывалось всего 50-60 магазинов, то в конце (по данным http://www.magazin.ru/) их было более 400. А сегодня даже списки рейтингов (которые включают только заметные проекты) состоят из более 600 наименований.

Одновременно с количественным ростом расширился ассортимент предлагаемой продукции, стало больше виртуальных супермаркетов, торговых порталов, аукционов, получили развитие системы электронных платежей, появились отдельные рейтинги непосредственно для оценки популярности Интернет-магазинов, и прежде всего названные нами TOP Shop и Irate.

Касаясь данных рейтингов, нельзя не упомянуть о том, кто занимает первые строчки этих хит-парадов.

В начало

В начало

Лидеры рейтингов посещаемости среди отечественных магазинов

Мы уже отметили два наиболее представительных рейтинга в Рунете, которые ежедневно помещают таблицы посещаемости отечественных магазинов; приводим первые десять строк из этих таблиц (данные на момент написания статьи).

Как видно из табл. 1 и 2, магазины Bolero и Megashop холдинга eHouse, на которые мы ориентировались как на лидеров при расчете оборота отечественных магазинов, попадают в десятку обоих рейтингов.

В начало

В начало

Ассортимент отечественных магазинов

Далее небезынтересно проанализировать, какие направления наиболее широко представлены в отечественных Интернет-магазинах.

Как следует из рис. 3, самое большое количество магазинов, по оценкам http://www.IRate.ru/ (без учета собирательного понятия «услуги»), приходится на компьютерную технику и ПО (83 магазина), второе место занимает связь, третье — бытовая техника и электроника и только на четвертом месте стоят пресса и книги (50 магазинов).

Сходные оценки можно сделать и на основе анализа данных Рамблера (рис. 4): на первом месте категория «Компьютеры и Интернет» — на них  приходится 109 магазинов, на книги — примерно вдвое меньше.

В начало

В начало

Действительно ли Интернет-торговля в России на взлете?

Данные, приведенные на рис. 1, да и другие упомянутые выше цифры выглядят весьма оптимистично. То, что Интернет-торговля в России будет развиваться, ни у кого не вызывает сомнений. Вопрос в другом — насколько стабильным будет этот рост и насколько выгодно в России вкладывать деньги в этот сектор.

Здесь опять-таки мнений у экспертов хоть отбавляй, и все разные. А каковы факты? Очевидно, что аудитория отечественных потребителей онлайновых товаров в данный момент еще очень мала. Во-первых, делать мелкие закупки в Интернет-магазине (соизмеримые по цене со стоимостью доставки) невыгодно, а на крупные покупки способен не такой уж большой процент нашего населения. В России средний размер доходов на душу населения не превышает 60 долл. в месяц!

Во-вторых, невелико у нас число покупателей, которые испытывают острый дефицит времени, а следовательно имеют стимул к онлайновым покупкам.

В-третьих, велик объем рынка нелицензионной продукции, которая сосредоточена в офлайновом секторе. Поэтому, как ни банально замечание о том, что стабильного роста онлайновых продаж трудно ожидать без реального роста благосостояния покупателей, не стоит скидывать это со счетов.

В начало

В начало

Количество потенциальных покупателей Рунета

По оценкам Gallup Media, тех, кто пользуется Сетью регулярно, сегодня у нас около 3 млн. человек, при этом среднегодовые темпы роста численности этой категории, по данным A.T.Kearney, оцениваются в 50-70%. Цифра 3 млн. — не так уж много, это каждый четвертый житель столицы, но речь идет о стране в целом, а не об одном городе. Правда, аудиторию потенциальных покупателей обычно рассматривают как некое число лиц, периодически работающих в Сети, например, по оценкам Monitoring.ru, в феврале 2000 года суммарная аудитория Рунета достигла 6,1 млн. человек. Если принять нашу оценку суммарного оборота отечественных магазинов в 60 млн. долл. и цифру потенциальных покупателей в 6 млн., то получим, что каждый потенциальный покупатель должен был в среднем приобрести товара на 10 долл. в год, что не кажется неправдоподобным. Однако из 6 млн. пользователей реальными покупателями являются вряд ли более 10%, а по некоторым оценкам, — менее одного процента пользователей Интернета.

В начало

В начало

Поможет ли нам заграница

В отечественной прессе было много разговоров о том, что западные бизнесмены вскоре ринутся вкладывать деньги в отечественные Интернет-проекты и торговые площадки в том числе. Действительно, в России открылись представительства зарубежных инвестиционных фондов и появились отдельные факты инвестирования в отечественные Internet-проекты.

Из числа таких фирм прежде всего можно отметить Internet Holding Company и ICE Securities.

В качестве примеров проектов, связанных с Интернет-торговлей, которым удалось привлечь зарубежные инвестиции, можно отметить такие успешные проекты, как аукцион http://www.Molotok.ru/ и электронный магазин «оЗон».

Однако возникает вопрос: так ли у нас много перспективных проектов в Рунете, в которые выгодно вкладывать деньги.

Как показывает опыт, вместо долгосрочного кредитования российских Интернет-проектов западные инвесторы предпочитают получить право владения долей той фирмы, в которую они вкладывают средства.

Очевидно, что успех крупного Интернет-проекта в значительной степени зависит от качества и эффективности управления, а, как известно, топ-менеджеров подобного класса у нас в стране не много.

Итак, заметны ли объемы онлайновых продаж в России на фоне ведущих Интернет-магазинов в мире? Чтобы ответить на этот вопрос, надо совершить небольшую экскурсию в эти самые магазины…

В начало

В начало

Масштабы продаж ведущих мировых Интернет-магазинов

Выше мы рассказали о посещаемости и обороте в наиболее популярных отечественных Интернет-магазинах; далее мы расскажем о наиболее посещаемых международных Интернет-магазинах.

По данным, представленным компанией PC Data Online, http://www.Amazon.com/, http://www.ticketmaster.com/ и http://www.buy.com/ лидируют в списке наиболее популярных магазинов (табл. 3).

Данные этой таблицы представляют большой интерес, а главное, дают наглядно понять, что светлое будущее наших Интернет-магазинов еще впереди.

В Интернете сегодня можно найти достаточно много отчетов об объемах и перспективах роста онлайновых продаж в Европе и США. В частности, по данным компании Jupiter Media Metrix, которыми компания поделилась в конце октября 2000 года, в этом году покупатели потратят во время новогодних праздников в онлайне больше, чем в прошлом. По свидетельству компании, предпраздничный рост продаж уже начался. В прошлом году он стартовал в октябре, возрос в ноябре и достиг пика в декабре. Компания ожидает увеличения числа Интернет-магазинов вследствие роста спроса на товары в онлайне. Что касается продаж в американском сегменте Сети, Jupiter прогнозирует их объем в 11,6 млрд. долл., предрекая рост в 66% по сравнению с прошлым годом.

По данным компании BizRate, суммарный объем розничных продаж через Интернет в США уже в прошлом году исчислялся 16,2 млрд. долл., тогда как годом ранее он равнялся 4,5 млрд. долл. Соответствующие показатели для всего мира, по сообщению Zona Research, — около 32 млрд. долл. (1998 год) и около 71 млрд. долл. (1999 год).

Компания Jupiter Communications прогнозирует увеличение количества торговых площадок в Сети к 2002 году в четыре раза — до 5 тыс. В настоящее время площадкам, к услугам которых раньше прибегали в экспериментальных целях, удалось интегрироваться в сеть поставщиков. Торговые площадки в Интернете, связывающие покупателей, производителей и бизнес-партнеров, пользуются все большим спросом, вследствие чего можно ожидать притока инвестиций в эту отрасль.

По оценкам различных источников, в 2000 году общее число онлайновых покупателей составляет около 1,01 млрд. человек.

По прогнозам Zona Research, объем мировой электронной торговли в следующем году превысит 200 млрд. долл., а в 2003 году преодолеет планку в 1 трлн. долл.

КомпьютерПресс 12'2000