Crystal Enterprise: комфорт доступа к корпоративным данным

Александр Бородовицын

Введение

Комфорт для конечного пользователя

   Способы доступа к отчетам

   Пользовательская среда ePortfolio

   Русификация пользовательской среды

   Режимы просмотра отчета

   Механизм вывода отчетов по расписанию (планировщик)

Сервис и мощь администрирования системы

Что не видно пользователю

Введение

Те, кто не понаслышке знает о задачах оперативного и комфортного доступа к данным корпоративной информационной системы (ИС), наверняка знакомы и со средством генерации отчетов Crystal Reports фирмы Crystal Decisions, а может, и со средством формирования аналитических отчетов по OLAP-объектам Crystal Analysis той же фирмы. И хотя получение необходимых отчетов является одной из важнейших задач эффективного применения ИС (с которой оба эти пакета весьма успешно справляются), существует еще одна задача — доставка отчета конечному пользователю.

Даже если пользователи, активно использующие отчеты (то есть руководители, менеджеры, бухгалтеры), находятся в одной локальной сети предприятия, то все равно возникает множество вопросов. Как обеспечить разграничение доступа к данным — плодить множество форм отчетов? А что делать, если структура базы данных изменилась? Как часто производить обновление хранящихся где-то готовых отчетов? А как поступить, если заказчики находятся в другом городе, а поставщики в другой стране, но всем им нужен доступ к вашей ИС? И так далее и тому подобное...

Естественно, здесь необходимо эффективное решение — гибкое, масштабируемое, с предоставлением конечным пользователям интерактивного доступа к данным ИС, а также с развитым административным интерфейсом. И в этой области стало уже необходимым организовывать доступ в формате, пригодном для интерактивной работы в Web-браузере.

Все эти задачи решает система Crystal Enterprise. Смысл ее работы — предоставить конечному пользователю (то есть обычному пользователю, в отличие от пользователя-администратора) максимум оперативности, комфорта и прозрачности доступа к необходимым данным корпоративной ИС, используя предварительно подготовленные в программе Crystal Reports формы отчетов (а если установлен Crystal Analysis, то и к аналитическим отчетам).

Итак, что же предлагает система Crystal Enterprise для пользователя и администратора, насколько она удобна и мощна?

В начало В начало

Комфорт для конечного пользователя

Работа пользователя в системе Crystal Enterprise (впрочем, как и администратора) происходит в Web-браузере1 — обычно это Microsoft Internet Explorer. Таким образом, компьютер пользователя не требует никакой предварительной установки ПО, библиотек и т.п.2 Более того, возможен не только внутренний доступ — в корпоративной сети (intranet), но и внешний, в том числе через Internet. Это позволяет сотрудникам, клиентам, партнерам получать оперативный доступ через отчеты к корпоративной ИС практически с любого компьютера. Преимущества такого подхода очевидны, причем авторизация доступа и защита информации остаются на самом высоком уровне.

Как же происходит общение пользователя с системой Crystal Enterprise, то есть как пользователь получает отчет?

В начало В начало

Способы доступа к отчетам

Существуют различные способы доступа к требуемой информации и соответственно различные способы получения и просмотра сформированных отчетов:

  1. Стандартный доступ через вызов ePortfolio3. Вход осуществляется через стандартную процедуру аутентификации, с вводом имени, пароля и механизма аутентификации: через службы Windows NT, через LDAP или через саму систему Crystal Enterprise.
  2. В систему Crystal Enterprise встроен развитой механизм автоматического формирования отчетов по расписанию (планировщик), который в нужное время сформирует или обновит необходимый отчет, передаст его по локальной сети, через FTP или iMail в удобном пользователю формате: Web-страницы, таблицы Excel и т.п. Пользователь получает готовый отчет, при этом ему не нужно проходить процедуру авторизации.
  3. Система предоставляет возможность обратиться к нужному отчету по ссылке через браузер, указав IP-адрес или имя сервера (для локальной сети), путь и имя отчета. При необходимости в ссылке возможно задание необходимых параметров: имени и пароля аутентификации, имени и пароля доступа к БД, типа вывода и др., например: http://Servname/MyFolder/Report1. rpt?APSUSER=Administrator&

    APSPASSWORD=123456&APSAUTHTYPE=Enterprise&USER0=sa&PASSWORD0=MyPass

    Нужно только иметь в виду, что в случае задания идентифицирующих данных пароли будут храниться в открытом виде.

    Обычно для удобства доступа формируется html-страница с необходимыми ссылками (например, в MS Word). Пример такой страницы показан на рис. 1.

  4. Используя компонент Administration SDK, можно самостоятельно разрабатывать необходимые Web-приложения для создания отчета, его просмотра и изменения. Этот компонент приобретается отдельно.
В начало В начало

Пользовательская среда ePortfolio

Пользовательская среда ePortfolio предоставляет полный интерфейс по настройке планировщика, самой среды ePortfolio, пользовательских объектов (папок, отчетов), а также по выполнению и просмотру отчетов (в том числе аналитических) и просмотру истории их выполнения. Следует отметить, что история выполнения ведется для планировщика, а при предварительном просмотре (View) отчета запись в журнал истории не производится.

В зависимости от того, какие права администратор системы предоставит пользователю, ему могут быть недоступны те или иные возможности среды: предварительный просмотр, смена папок, возможности планировщика и т.п.

В общем случае внешний вид окна ePortfolio выглядит так, как показано на рис. 2.

Как уже говорилось, система допускает изменение внешнего вида рабочего окна. Так, например, в меню «Установки» можно поменять цвет фона, убрать кнопки или надписи под ними, поменять вид отображения списка отчетов (рис. 3) и др.

Допускается и нестандартный вид окон, дизайн которых разработан пользователем. Для этого в установочный пакет включена утилита Crystal Web Wizard, а также примеры подобных окон (рис. 4).

В начало В начало

Русификация пользовательской среды

Следует сказать еще несколько слов о локализации системы Crystal Enterprise. Вся среда ePortfolio может быть русифицирована, поскольку окна ePortfolio — это текстовые файлы формата .csp и .js. Пример локализованного окна представлен на рис. 2, а для тех, кто использует Crystal Enterprise, остальные окна, меню и т.п. показаны в английском варианте.

В начало В начало

Режимы просмотра отчета

Система Crystal Enterprise допускает изменение режимов просмотра отчета в Web-браузере (по умолчанию DHTML), то есть отчет можно отображать следующими способами:

  • как DHTML-страницу;
  • через компоненты ActiveX;
  • с помощью Java-аплета или Java plug-in;
  • с помощью Netscape plug-in.
В начало В начало

Механизм вывода отчетов по расписанию (планировщик)

Планировщик (Schedule) осуществляет вывод отчетов по расписанию, в заданном формате, в заданное время либо в зависимости от определенных условий. Это очень мощный механизм, позволяющий осуществить автоматическое формирование отчетов. Параметры получения отчета задаются один раз, после чего система Crystal Enterprise, применив указанные параметры и условия, формирует нужный отчет. Планировщик доступен также из системы администрирования (Crystal Management Console). В нем, помимо всех остальных, доступны и функции событийного управления отчетами, о которых будет сказано ниже.

Возможности, которые планировщик предоставляет пользователю:

  1. Установление расписания выполнения отчета: сразу, в заданные день и время, каждые N часов N минут, ежедневно/еженедельно/ежемесячно в заданное время, в первый/последний/N-й день месяца.
  2. Введение имени и пароля доступа к БД для баз данных, защищенных паролем.
  3. Установка для отчета необходимых фильтров. Например, если отчет формирует прайс-лист, то можно вывести только указанные категории товаров. Фильтры задаются в формате отчетов Crystal.
  4. Определение местоназначения результирующего отчета: по умолчанию — в установленный в системе Crystal Enterprise рабочий каталог (как правило, это c:\Program Files\Crystal Decisions\Enterprise\FileStore\Output\), на указанный компьютер/диск/каталог и с возможно заданным с именем файла; отправить по почте как вложение; загрузить на сайт с помощью протокола FTP; распечатать.
  5. Изменение формата отчета: Crystal Report (по умолчанию, Excel (полностью или только данные), Word и RTF, Acrobat, текстовый (простой, постраничный, с разделителями колонок: табуляцией или заданным символом).
В начало В начало

Сервис и мощь администрирования системы

Функции администрирования системы Crystal Enterprise обширны и разнообразны. Подробное описание всех возможностей, определение порядка действий администратора и изложение каких-либо рекомендаций по управлению пользователями и отчетами потребуют отдельной статьи, а возможно, и не одной.

Ниже мы перечислим основные пункты/объекты администрирования (рис. 5):

  1. Регистрация нового пользователя или изменение/удаление существующего.
  2. Создание, изменение или удаление группы/подгруппы пользователей.

    Остановимся немного подробнее на этом пункте. Для чего нужны подгруппы? Дело в том, что управление правами и возможностями в системе Crystal Enterprise происходит на уровне групп (подгрупп). Следовательно, можно назначать определенные роли с соответствующими правами, что значительно облегчает администрирование. А поскольку права могут быть наследуемыми, то для подгрупп значительно повышается гибкость администрирования и облегчается процесс каких-то изменений в политике безопасности информационной системы.

  3. Определение прав доступа для соответствующей группы/подгруппы. В дополнение к предыдущему пункту следует сказать, что возможен выбор как одной из нескольких стандартных схем прав, так и определение каждого из пунктов прав: просмотра выполненных отчетов, печати, удаления отчета и т.д.
  4. Ограничение групп пользователей или отдельных пользователей по числу выполненных и сохраненных отчетов и/или по сроку давности отчетов. Этот сервис нужен как для экономии места на диске, так и для сохранения актуальности отчетов (архив отчетов, если он нужен, лучше вести отдельно, для администратора или некоего «виртуального» пользователя через планировщик, на отдельном диске/дисках/сервере, в удобном и компактном формате и т.п.).
  5. Администрирование серверов и групп серверов.
  6. Управление авторизацией.
  7. Добавление, удаление отчетов и/или изменение их параметров:
    • изменение заголовка и описания;
    • выбор сервера для выполнения (при наличии нескольких серверов);
    • просмотр истории выполнения, состояния каждого выполнения и самих выполненных отчетов;
    • определение для используемых в отчете баз данных имени и пароля;
    • установление имеющихся параметров отчета;
    • установка фильтров отчета;
    • определение параметров планировщика: времени/периода выполнения, а также событийности управления (см. пункт 8), формата и местоназначения отчета.

    Фильтры и/или параметры можно использовать для разграничения разных пользователей к одному шаблону отчета, с тем чтобы каждый из пользователей имел доступ только к своей информации. В этом случае значительно уменьшается количество применяемых шаблонов отчетов, что облегчает управление доступом к данным ИС. При использовании фильтров шаблон отчета можно не менять, а при использовании параметров в шаблоне необходимо предусмотреть условное скрытие/показ нужных секций, полей и т.п.

  8. Возможность событийного управления отчетами. События могут быть следующими:
  • файловыми, то есть генерируемыми после появления указанного файла в указанном каталоге (генерирует события соответствующий сервер событий);
  • собственными, инициированными из Crystal Management Console, в результате чего запускаются на выполнение все отчеты, которые ждали этого события;
  • событиями планировщика, инициированными при выполнении отчетов с установленными триггерами этих событий. Тем самым устанавливается взаимозависимость отчетов, когда один отчет не сможет выполниться, пока не выполнится другой.

Инициироваться событие может в случае успешного, неуспешного выполнения отчета, или независимо от успешности/неуспешности.

В начало В начало

Что не видно пользователю

Выше были описаны основные возможности интерфейсной части Crystal Enterprise. Однако «за кадром» остались другие существенные преимущества этого продукта, которые явно не ощущаются пользователем, однако их отсутствие стало бы заметно сразу.

К таким свойствам продукта относятся:

  1. Автоматическая поддержка отказоустойчивости, которая обеспечивает отсутствие влияния на работу пользователя аппаратных и системных сбоев.
  2. Оптимизация работы для уменьшения времени ответа:
    • балансировка загрузки сервера отчетов с применением интеллектуальных алгоритмов балансировки и различные подходы к организации загрузки;
    • кэширование часто используемых отчетов;
    • компонентная масштабируемая архитектура системы Crystal Enterprise, что позволяет распределять элементы системы в зависимости от критичности на разных компьютерах;
    • поточная генерация отчетов;
    • поддержка многопроцессорных систем для достижения максимальной производительности.
  3. Отвечающая всем современным требованиям система авторизации доступа и защиты информации.

Тема статьи не предполагает освещения такого существенного для гетерогенных ИС вопроса, как поддержка системой Crystal Enterprise UNIX/Linux-платформ. Кроме того, автор намеренно не касался технических аспектов Crystal Enterprise: структуры и механизмов работы, технических характеристик. Целью статьи было освещение возможностей системы с внешней, пользовательской стороны, поскольку почти любая ИС как раз и разрабатывается для пользователя.

В заключение можно сказать, что система Crystal Enterprise предоставляет оперативный доступ к критически важной для принятия бизнес-решений информации практически для любого пользователя, находящегося в локальной сети или за ее пределами, в различных форматах и режимах, с удобным пользовательским интерфейсом и развитой системой администрирования.

Подробную информацию о технических аспектах системы Crystal Enterprise можно найти на сайте производителя — Crystal Decisions (http://www.crystaldecisions.com/) и на сайте дистрибьютора Crystal Decisions компании Interface Ltd (http://www.interface.ru/).

КомпьютерПресс 12'2002

Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует