Выбор цифрового фотоаппарата

Олег Татарников

Субъективный выбор цифровой фотокамеры

Объективное сравнение цифровых фотоаппаратов

Ценовые категории цифровых камер

 

Обозначения в технических характеристиках и реальные размеры ПЗС-матриц

Наиболее популярные фотокамеры ресурса http://www.imaging-resource.com

 

В то время как традиционная фотография существует уже более полутора веков, ее цифровой «сестре» едва минуло десять лет от роду. Хотя фирма Sony представила свою первую модель Mavica еще в 1980 году, первая потребительская модель — Fotoman фирмы Logitech — появилась лишь в 1992 году, причем особенно широкого распространения она не получила: это была скорее игрушка, нежели сколько-нибудь серьезный инструмент.

 

Цифровой фотографии еще далеко до зрелости, но сегодня мы наконец можем констатировать тот факт, что потребительские ценовые категории выравниваются и «цифра» начинает активно вытеснять «пленку». Специалисты однозначно связывают этот рост с расширением в последнее время ассортимента цифровых камер и снижением цен на них. 20 августа этого года компания Canon буквально обвалила рынок цифровых фотоаппаратов, анонсировав Canon EOS 300D — цифровую «зеркалку» со сменной оптикой по цене менее 900 долл. без объектива (и менее 1000 долл. со стандартной оптикой). Естественно, этот фотоаппарат вызвал много нареканий со стороны профессионалов (при прочих равных они предпочли бы Canon EOS 10D), но тем не менее Canon EOS 300D сильно снизил ценовой уровень для всех остальных категорий цифровых фотоаппаратов. Более того, несколько компаний — ведущих производителей цифровых камер спешно открывают сейчас производства в азиатских странах, чтобы хоть как-то снизить стоимость своих изделий, поэтому уже к лету будущего года ожидается заметное падение цен на цифровые фотоаппараты, и в первую очередь на те, что предназначены для широкого круга пользователей.

Естественно, ввести новую технологию в свой привычный мир непросто. Должно пройти еще немало времени, чтобы наша жизнь тоже изменилась и эта технология смогла в нее вписаться. Должна появиться разветвленная сеть мини-лабов, которые будут печатать фотографии с флэш-карт не дороже, чем с пленки, а существующие лаборатории должны дооснаститься такими приставками. На это необходимо некоторое время, однако не стоит забывать и о том, что у цифровых фотоаппаратов есть и другие предназначения, возможно кому-то еще неведомые, — надо только отделить эту новую технологию от традиционных сфер применения фотоаппарата.

Следует заметить, что Россия движется в этом направлении чуть ли не медленнее всех остальных стран. Хотя продажи цифровых фотоаппаратов стремительно растут и в России, пленочные технологии в нашей стране еще долго не сдадут своих позиций. При этом Россия лидирует в Восточной Европе по темпам роста продаж обычных пленочных камер, так что фотолюбителей у нас достаточно. Таким образом, наша страна становится основным рынком сбыта пленочных фотоаппаратов в Восточной Европе и сохраняет за собой среднегодовой рост продаж аналоговых камер в 15%. Следом за Россией по объемам продаж этой устаревшей технологии идет Польша, но при этом рост продаж пленочных фотоаппаратов на польском рынке растет всего лишь на 1% в год.

Что касается цифровых фотоаппаратов, то, по данным, опубликованным маркетинговой компанией GfK Group (http://www.gfk.ru), в Москве сейчас продается 5-7 тыс. цифровых фотокамер в месяц (это примерно половина от всего российского рынка), а рост продаж таких устройств в целом по стране составил 323% за прошлый год и превзошел аналогичный показатель Польши (252%), а также Чехии и Словакии (322%). Однако абсолютные цифры продаж пока не впечатляют. Согласно GfK, по объему продаж цифровых фотоаппаратов Россия уступает и Польше, и даже маленькой Чехии.

При этом продажи пленочных фотоаппаратов во все мире неуклонно снижаются. В прошлом году, по данным GfK, на мировом рынке было продано 30,5 млн. цифровых фотоаппаратов и 63 млн. пленочных. Доля цифровых фотокамер в среднем в мире составила 33, в Европе — 32, в США — 38, а в Японии — 66%!

Сейчас в странах Евросоюза безусловно доминируют цифровые фотоаппараты. На их долю уже в начале этого года пришлось 57% рынка, хотя еще в прошлом году им принадлежало только 39%.

Что может повлиять на рост продаж цифровых фотоаппаратов в России, кроме, естественно, увеличения среднего дохода на душу населения? Возможно, продажи цифровых фотоаппаратов и видеокамер будут увеличиваться вслед за общим ростом компьютеризации, так как эти устройства хорошо интегрируются в информационные технологии. Возможно, с расширением сети цифровых мини-лабов в регионах и падением цены за отпечаток с «цифры» пользователи догадаются сравнить стоимость владения цифровым и пленочным аппаратом, а может, удобство использования цифровой камеры перевесит другие соображения фотолюбителей. Но в любом случае покупатель хочет получить лучшее качество за меньшие деньги. Впрочем, качество, в отличие от денег, понятие субъективное.

Субъективный выбор цифровой фотокамеры

Выбор фотоаппарата сродни выбору, скажем, автомобиля. Сначала необходимо решить для себя, что важнее, то есть четко сформулировать основные требования и пожелания. После этого нужно отсеять всё категорически неприемлемое и выбрать из двух-трех оставшихся моделей, основываясь только на личных симпатиях и антипатиях. Собственно, никто, кроме вас самих, не скажет, например, какую камеру вам будет удобнее держать в руке. Среди основных субъективных критериев выбора цифрового фотоаппарата могут быть:

• неприятие фирменных аккумуляторов (действительно, гораздо проще в случае необходимости прикупить стандартные пальчиковые батарейки в любом ларьке, а не искать удобного места для зарядки штатного аккумулятора в глухом лесу);

• неприятие фирменной памяти (так, многие с недоверием относятся к картам памяти MemoryStick компании Sony — а вдруг компания надумает поменять технологию, она же монополист!);

• удобство пользования (хорошо лежит в руке, имеет удобные и понятные кнопки и регуляторы);

• вас больше интересуют компактность, малый вес и возможность постоянно таскать аппарат с собой, не боясь разбить или потерять дорогую вещь, — тогда лучше выбрать одну из так называемых мини-«мыльниц» (ультракомпактных Point-n-shoot-камер), пусть даже в ущерб качеству снимков и удобству классической съемки. Такие 4-мегапиксельные модели, как Casio EXILIM EX-Z4, Pentax OPTIO S4 или Canon Digital IXUS 400, подходят для этих целей лучше всего. Действительно, если вы купите сегодня такой фотоаппарат, то в любом случае не прогадаете, так как меньшие размеры уже неудобны, а более высокое разрешение ни к чему;

• вы предполагаете часто снимать настоящие «кадры века», выбирая композицию, параметры съемки и т.д. — в этом случае вам лучше всего подойдет серьезная и дорогая зеркалка (SLR). Тогда вас будет сдерживать только один параметр — цена аппарата;

• а возможно, наиболее важным параметром для вас является «скорострельность» (в западных обзорах этот параметр называется continious drive), тем более что цифровая фотокамера позволяет быстро проинспектировать такую серию снимков и удалить лишние — тогда вы будете проверять наличие большого кадрового буфера (у камер Olympus, например, есть буферы на 10-15 кадров). Впрочем, и буфера в таких случаях иногда бывает недостаточно, так как у большинства современных цифровых фотокамер «скорострельность» технологически ограничена 3-5 кадрами в секунду (а при буфере, скажем, в 10 кадров фотоаппарат позволяет снимать не более 3 кадров в секунду).

В настоящее время даже среди цифровых мыльниц идеальной пока не существует. Тогда что уж говорить об аппаратах, к которым предъявляются более серьезные требования? Некоторым фотографам хотелось бы иметь оптический стабилизатор изображения (как, например, у новых моделей Panasonic), другим — ручную регулировку фокуса и механическое кольцо трансфокатора и т.д., но получить все это в одном фотоаппарате пока нельзя. Так что не сетуйте на судьбу, выбирайте из возможного и не забывайте, что никакая, даже самая продвинутая, фотокамера не сможет снимать без одной, крайне необходимой детали — самого фотографа. Поэтому оставьте какое-то количество денег на покупку специальной литературы, посвященной технической и художественной стороне фотографии. Возможно, именно эти инвестиции позволят вам получить более значительные дивиденды, нежели средства, бездумно потраченные на покупку сложной и дорогой камеры.

Объективное сравнение цифровых фотоаппаратов

Возможно, фотографии пленочной мыльницы за 200 долл. превзойдут фото с цифровой камеры за 400 долл., но сегодня такое может случиться только при большом увеличении снимков. А бытовые сюжеты, напечатанные на фотобумаге размером до 10Ѕ15 см с пленки и с ПЗС-матрицы, уже практически не отличимы. Получается, что современные 3-4-мегапиксельные цифровые фотоаппараты в большинстве случаев вполне заменяют пленочные, особенно с учетом предоставляемых ими удобств, оперативности и независимости от мини-лабов, которые, кстати, могут иногда напортачить при проявке...

Однако стремление производителей к удешевлению изделий приводит к неоправданному уменьшению таких параметров цифровых камер, как, например, физические размеры матриц (причем даже при увеличении их разрешения). А чем меньше площадь ПЗС-матрицы, тем меньше света она получит и тем менее натуральными будут цвета на снимке, особенно при плохом или искусственном освещении. Так, если сравнивать по этому параметру цифровые фотоаппараты, то разница будет не в разрешении (которое все увеличивается), не в шуме (он убирается специальными встроенными алгоритмами обработки изображения), не в артефактах, а именно в натуральности цветов, получаемых на большой, хорошо освещенной матрице или на маленькой, пусть и многопиксельной. Причем речь идет не о сдвиге баланса белого, а именно о плавности и естественности переходов между оттенками.

Для того чтобы вам было легче ориентироваться, мы приводим таблицу «Обозначения в технических характеристиках и реальные размеры ПЗС-матриц». Конечно, производители могут и обмануть покупателя, указав в обозначениях размер не самого сенсора, а его размер вместе с окаймляющей рамкой, но хотя бы ориентировочные данные для выбора камеры такая таблица дает. И тогда при прочих равных условиях вы выберете не тот фотоаппарат, который «хвастается» разрешением при малых физических размерах самой матрицы, а тот, что является для вас и оптимальным по разрешению, и недорогим, и имеющим наибольшую матрицу в своем классе. Впрочем, производителей ПЗС-матриц не так много, так что выбор у вас невелик.

Кроме того, следует обратить внимание на такую важную деталь камеры, как объектив. Не секрет, что у большинства современных фотокамер объектив делается из пластмассы. Возможно, что у дешевой мыльницы, срок службы которой не превышает трех-четырех лет, такой объектив и не успеет помутнеть, но для более серьезного аппарата, который вы планируете эксплуатировать как можно дольше, пластиковый объектив  — не самый удачный выбор.

Ценовые категории цифровых камер

Покупая цифровую камеру за 100 долл., не стоит ждать от нее высокого качества снимков  — это, как правило, 1,5-мегапиксельный аппарат, пригодный в лучшем случае для того, чтобы публиковать снимки в Интернете, пересылать их по электронной почте или по мобильному телефону. У него, скорее всего, не будет ни Zoom, ни ЖК-дисплея, ни сменной карточки памяти, ни даже автофокусировки. Причем память там — энергозависимая, а это значит, что если вынуть аккумуляторы, то все стирается. Впрочем, иногда попадаются дешевые модели со сменной памятью на флэш-картах. Такая камера, естественно, предпочтительнее — если вам не понравятся снимки, то можно будет использовать ее как сменный носитель (подключив камеру к компьютеру, вы можете не только считывать снимки, но и записывать любые файлы на флэш-карту). В общем, аппарат за такую цену — это не более чем игрушка.

Другое дело аппараты стоимостью чуть выше 200 долл. — в эту ценовую категорию попадают многие неплохие камеры фирмы Sony из младшей серии DSC, FujiFilm FinePix, HP Photosmart и др. В них уже стоит приличная оптика, но без трансфокатора, а иногда и без ЖК-экрана. В последнем случае обращайте внимание на наличие у таких камер видеовыхода, так как если там отсутствует жидкокристаллический экран, то просмотреть снимки вы сможете только на компьютере. Впрочем, 2-3-мегапиксельная ПЗС-матрица таких аппаратов позволяет получать хорошие фотографии размером 9Ѕ12 см и вполне подойдет для эпизодически проводимых съемок.

Аппараты ценою 250-500 долл. — это самая значительная категория современных цифровых фотокамер, в которую входят все основные модели (причем начиная от снимаемых с производства продвинутых аппаратов недалекого прошлого и заканчивая последними новинками — жертвами ценовых войн). Это могут быть камеры без трансфокатора, но обязательно с ЖК-экраном и сменной картой памяти. А 3-5-мегапиксельная ПЗС-матрица таких аппаратов позволит вам получать вполне приличные фотографии форматом от 10Ѕ15 см и выше. Некоторые модели этого класса предоставят вам массу различных возможностей, вплоть до ручного управления съемкой и сохранения несжатых изображений. Они имеют надежные функции автоматической фокусировки, экспозамера и пр. Кроме того, модели в этой категории уже оснащаются различными приятными дополнениями типа записи звука или видео. В общем, для большинства случаев цифровой фотоаппарат этой ценовой категории вполне подойдет.

А вот дальше начинаются всякие нюансы, поэтому выбирать камеру ценою свыше 500 долл. надо с особой осторожностью. В этой категории могут быть как вполне приличные, весьма продвинутые во многих отношениях аппараты, вплоть до полупрофессиональных, так и откровенно странные экземпляры с сильно завышенной ценой и с удивительными возможностями, которым порой трудно найти применение. Хотя, возможно, именно в этой ценовой категории окажется камера, которая создана как будто специально для вас.

В начало В начало

КомпьютерПресс 12'2003